| |||||
МЕНЮ
| Социум|Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой | |борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры | |пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов. | |6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности | |общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а | |личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только | |объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема| |взаимодействия личности и общества. | |Ограниченность социологии марксизма: | |1)Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить | |экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но | |это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, | |нематериалистических факторов социального развития. | |2)Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять | |одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно| |оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к | |гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других | |классов. | |3)Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять| |этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся | |социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. | |единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. | |реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и | |насилия. | |4)Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории | |марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка | |исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной | |победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в | |глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою | |роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и | |заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация| |марксизма, его извращения в теории и на практике. | | | |8. Социологизм Эмиля Дюркгейма | |Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской | |позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель | |французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:| | | |-- "О разделении общественного труда"; | |-- "Правила социологического метода", | |-- "Самоубийство"; | |-- "Элементарные формы религиозной жизни". | |Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и | |особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее | |элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и | |др. | |Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. | |предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества | |отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план | |выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять| |сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно | |этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и| |состоит своеобразие предмета и метода социологии. | |Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и | |автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении | |объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и | |метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и | |необходимости использования другими общественными науками социолог. метода.| |Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц.| |факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их | |наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов | |существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное| |воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и | |особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а | |сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует | |выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или| |биологическими явлениями. | |Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть | |природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как | |реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть | |система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой | |реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается| |приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в | |детерминации сознания и поведения индивида. | |Соц. факты Д. подразделял на: | |-- морфологические (плотность населения); | |-- образующие материальный субстрат общественной жизни, | |-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая | |роль. | |Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное | |внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, | |связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под | |которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное | |для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые | |ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С | |аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с | |принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа | |самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы. | |Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на | |индивида: | |-- эгоистическое, | |-- альтруистическое и | |-- аномическое. | |Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в | |священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. | |солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, | |реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из | |первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное | |и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед | |социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию | |социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его | |вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, | |религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии | |рубежа прошлого и нынешнего столетий. | | | |9. Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» | |Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» - это его первая | |крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она | |полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и | |личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется | |общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды| |обеспечивают солидарность и интегрированность общества? | |Чтобы ответить га этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух | |различных формах солидарности - механической и органической. Он различает | |солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их | |дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они| |похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым | |ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства. | |Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды | |взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является | |первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным | |является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную | |часть индивидуальных сознаний. | |Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической | |солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих| |исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения | |общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную | |специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого | |общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может | |обойтись без согласия и урегулированности. | |Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической | |солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих | |индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок. | |Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда, | |которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями | |общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем | |уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе | |носит механический характер. | |Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы: | |1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и | |материальной плотности общества в ходе увеличения его объема. | |2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс | |разделения труда. | |3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из | |индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под | |воздействием разделения труда. | |4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали. | | | |Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в | |процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих | |людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником | |солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими. | | | |10. «Понимающая» социология Макса Вебера и его теория социального действия | | | |Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель | |понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей | |социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория | |социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его | |основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла | |действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология| |по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, | |можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его | |структуры. Среди его основных трудов: | |-- «Протестантская этика и дух капитализма», | |-- «О некоторых категориях понимающей социологии», | |-- «Хозяйственная этика мировых религий», | |-- «Хозяйство и общество». | |Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом | |действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится| |социальным лишь тогда, когда: | |1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие | |субъекта мотивировано; | |2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, | |соориентированно. | |2 признака социального действия: | |-- субъективно подразумеваемый смысл и | |-- ориентация на поведение других людей. | |Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени | |рациональности) | |-- целерациональные, | |-- ценностно-рациональные, | |-- аффективные и | |-- традиционные. | |Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все| |внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются | |по-настоящему осознанными, социальными. | |Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. | |действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально | |соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта| |для достижения данной цели. | |Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении | |внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность | |этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми | |последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты. | |В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена | |очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, | |второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке. | | | |11. «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера 1904-1905 гг. | |Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, создавший | |"понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как| |движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. | |Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности | |создается социальными действиями индивидов. | |В работе "Протестантская этика и дух капитализма" социологи настаивает на | |необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, | |чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются| |усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так,| |в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных | |ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти | |ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические | |отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и | |характером соц. действий - лишь одна часть исследования. | |Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему | |протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр.| |экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали | |развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода | |непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в | |том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы | |Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в | |рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое | |поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы | |экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что | |мотивированные опр. ценностями соц. действия, выражающиеся в своеобразном | |типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны | |были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе,| |его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той| |или иной стране. | |И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные | |действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к | |первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми соц. | |реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия. | | | |12. Социологическая мысль в дореволюционной России и ее основные | |направления | |Несмотря на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание | |тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из | |Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно | |функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу| |19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на | |Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы | |пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных| |соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории. | |Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на | |достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали | |взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее | |представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. | |существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того | |времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание| |общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего| |в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского | |освободительного движения. | |Уже на том этапе выявилось,. как и в зарубежной социологии, многообразие | |различчных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже | |противоположные позиции. Основными из них были: | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|