реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социум

|Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой |

|борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры |

|пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов. |

|6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности |

|общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а |

|личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только |

|объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема|

|взаимодействия личности и общества. |

|Ограниченность социологии марксизма: |

|1)Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить |

|экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но |

|это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, |

|нематериалистических факторов социального развития. |

|2)Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять |

|одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно|

|оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к |

|гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других |

|классов. |

|3)Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять|

|этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся |

|социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. |

|единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. |

|реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и |

|насилия. |

|4)Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории |

|марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка |

|исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной |

|победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в |

|глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою |

|роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и |

|заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация|

|марксизма, его извращения в теории и на практике. |

| |

|8. Социологизм Эмиля Дюркгейма |

|Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской |

|позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель |

|французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:|

| |

|-- "О разделении общественного труда"; |

|-- "Правила социологического метода", |

|-- "Самоубийство"; |

|-- "Элементарные формы религиозной жизни". |

|Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и |

|особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее |

|элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и |

|др. |

|Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. |

|предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества |

|отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план |

|выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять|

|сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно |

|этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и|

|состоит своеобразие предмета и метода социологии. |

|Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и |

|автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении |

|объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и |

|метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и |

|необходимости использования другими общественными науками социолог. метода.|

|Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц.|

|факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их |

|наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов |

|существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное|

|воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и |

|особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а |

|сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует |

|выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или|

|биологическими явлениями. |

|Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть |

|природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как |

|реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть |

|система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой |

|реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается|

|приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в |

|детерминации сознания и поведения индивида. |

|Соц. факты Д. подразделял на: |

|-- морфологические (плотность населения); |

|-- образующие материальный субстрат общественной жизни, |

|-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая |

|роль. |

|Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное |

|внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, |

|связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под |

|которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное |

|для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые |

|ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С |

|аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с |

|принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа |

|самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы. |

|Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на |

|индивида: |

|-- эгоистическое, |

|-- альтруистическое и |

|-- аномическое. |

|Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в |

|священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. |

|солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, |

|реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из |

|первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное |

|и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед |

|социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию |

|социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его |

|вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, |

|религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии |

|рубежа прошлого и нынешнего столетий. |

| |

|9. Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» |

|Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» - это его первая |

|крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она |

|полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и |

|личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется |

|общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды|

|обеспечивают солидарность и интегрированность общества? |

|Чтобы ответить га этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух |

|различных формах солидарности - механической и органической. Он различает |

|солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их |

|дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они|

|похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым |

|ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства. |

|Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды |

|взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является |

|первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным |

|является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную |

|часть индивидуальных сознаний. |

|Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической |

|солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих|

|исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения |

|общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную |

|специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого |

|общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может |

|обойтись без согласия и урегулированности. |

|Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической |

|солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих |

|индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок. |

|Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда, |

|которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями |

|общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем |

|уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе |

|носит механический характер. |

|Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы: |

|1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и |

|материальной плотности общества в ходе увеличения его объема. |

|2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс |

|разделения труда. |

|3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из |

|индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под |

|воздействием разделения труда. |

|4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали. |

| |

|Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в |

|процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих |

|людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником |

|солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими. |

| |

|10. «Понимающая» социология Макса Вебера и его теория социального действия |

| |

|Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель |

|понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей |

|социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория |

|социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его |

|основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла |

|действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология|

|по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, |

|можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его |

|структуры. Среди его основных трудов: |

|-- «Протестантская этика и дух капитализма», |

|-- «О некоторых категориях понимающей социологии», |

|-- «Хозяйственная этика мировых религий», |

|-- «Хозяйство и общество». |

|Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом |

|действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится|

|социальным лишь тогда, когда: |

|1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие |

|субъекта мотивировано; |

|2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, |

|соориентированно. |

|2 признака социального действия: |

|-- субъективно подразумеваемый смысл и |

|-- ориентация на поведение других людей. |

|Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени |

|рациональности) |

|-- целерациональные, |

|-- ценностно-рациональные, |

|-- аффективные и |

|-- традиционные. |

|Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все|

|внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются |

|по-настоящему осознанными, социальными. |

|Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. |

|действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально |

|соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта|

|для достижения данной цели. |

|Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении |

|внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность |

|этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми |

|последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты. |

|В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена |

|очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, |

|второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке. |

| |

|11. «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера 1904-1905 гг. |

|Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, создавший |

|"понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как|

|движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. |

|Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности |

|создается социальными действиями индивидов. |

|В работе "Протестантская этика и дух капитализма" социологи настаивает на |

|необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, |

|чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются|

|усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так,|

|в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных |

|ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти |

|ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические |

|отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и |

|характером соц. действий - лишь одна часть исследования. |

|Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему |

|протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр.|

|экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали |

|развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода |

|непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в |

|том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы |

|Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в |

|рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое |

|поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы |

|экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что |

|мотивированные опр. ценностями соц. действия, выражающиеся в своеобразном |

|типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны |

|были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе,|

|его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той|

|или иной стране. |

|И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные |

|действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к |

|первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми соц. |

|реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия. |

| |

|12. Социологическая мысль в дореволюционной России и ее основные |

|направления |

|Несмотря на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание |

|тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из |

|Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно |

|функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу|

|19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на |

|Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы |

|пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных|

|соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории. |

|Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на |

|достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали |

|взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее |

|представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. |

|существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того |

|времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание|

|общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего|

|в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского |

|освободительного движения. |

|Уже на том этапе выявилось,. как и в зарубежной социологии, многообразие |

|различчных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже |

|противоположные позиции. Основными из них были: |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.