реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России

условий и внутренних особенностей поведения человека»[46]. Ценность

обретает свой статус в соответствии с «состоянием, которое определяется

целью деятельности и мотивом поведения человека, разделяющего эту

ценность»[47], это состояние обусловливает двойственность структуры

ценности. Ценность, будучи «благом» как объектом стремления, одновременно

выступает целью двух основных тенденций динамики ценностных ориентаций —

психической идентификации как индивидуализации и социальной интеграции

как социализации.

Таким образом, ценностная ориентация структурно синтезирует конкретную

психологию личности и конкретную социологию среды, в которой она

существует, представляя собой «индивидуальный эквивалент» ценности.

Подчеркнем еще раз, что изучение ценностных ориентаций молодежи дает

возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее

инновационный потенциал. «От того, какой ценностной потенциал будет

сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность

социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной

общности. ... Сформированные в процессе деятельности индивидуальные

ценностные значения — явления общественные, коллективные»[48]. Поскольку

ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется

через деятельность, то человек может выбрать цель, сформировать стратегию

будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. При этом

«диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием

социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной

структурой деятельности и отношений, в которые она включена»[49]. Каждая

роль — совокупность общих значений, без усвоения которых невозможна

коммуникация, установление социальных связей человека с миром.

В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три

большие группы. Это разделение соответствует макроструктурной схеме,

которую образует треугольник вечных ценностей — Истина, Добро, Красота.

Вечные ценности, преломляясь в триаде социальных институций, курирующих

науку, общественную мораль, религию, искусство, отражаются микроструктурной

проекцией, антропоцентрически разделяемой на дух, душу и тело. Таким

образом, все ценностные ориентации в соответствии с триадой «вечных

ценностей» подразделяются на:

1) духовно — гуманитарные;

2) материально — экономические;

3) рациональные.

А теперь рассмотрим специфику ценностных ориентаций студенчества.

Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи определяются

влиянием следующих факторов:

1) возрастно — демографический;

2) амбивалентно — транзитивный;

3) образовательный;

4) дивиантно — деликвитный.

1. Возрастно — демографический фактор[50] формирования ценностных

ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным

статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со

стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает

двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.

Студенчество несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности

первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это

усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.

Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый

извне, — со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых,

общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не

интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде

внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще

не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой

ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны

внешней карающей инстанции.

Социальный статус студента, имея характер неопределенности и

зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к

полюса, связанных с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией

высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных

знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать

свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же

время будущий выпускник ВУЗа готов «поднять планку» своих ценно стных

предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его

социальный статус в будущем.

Зависимость от общества и государства вынуждает студенчество идти на

поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему

возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом

выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, «причесанность»

представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической

несамостоятельностью студенчества, и носит откровенно негативный характер,

что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической

независимостью.

Позитивным моментом возрастно — демографического фактора, влияющего на

формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать то, что

сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания

аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще

много свободного места.

2. Амбивалентно — транзитивный фактор[51] обусловлен двойственно —

переходным характером студенческой массы, чья самостоятельность уже

сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны,

этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так

теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии

не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики

придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций

спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное

основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с

практической стороной своей профессиональной деятельности.

Однако, с другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого

полета творческой мысли в стремлении к высотам человеческого духа, что

связано с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально —

функциональным и «цеховым» ценностям.

3. Образовательный фактор[52] является, пожалуй, самым позитивным,

поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо

специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного

образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных

ориентаций, и которое делает по сути высшее образование высшим. Студенты,

обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история

искусств, религиоведение, уже а процессе образования сталкивается с

философскими идеями, вокруг которых, кк известно, вращается мир, с

историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с

социологическими принципами и законами, на которых основана социальные

стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового

искусства и т.д.

4. Девиантно — делинквентный фактор[53] опосредует асоциальные формы

переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация,

кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов,

мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального

окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость

создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать

различные патологические формы отклоняющегося поведения, как–то:

алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и

т.д.

Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь,

депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым» обществом ценностей и

норм. Именно этот асоциальный резерв студенчества становится заложником

агрессивно — политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил

общества. Девиантно — деленквинтная часть студенчества (по разным

подсчетам, примерно 1—5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего

национализма, национал — большевизма (весьма распространенное явление среди

студенческой молодежи Санкт — Петербурга)[54].

Основная проблема ценностной ориентации студенчества заключается в

принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное

влияние на их расклад и направленность.

Китайская гуманитарная мысль внесла существенный вклад в теорию

ценностных ориентаций, опираясь на богатейший опыт в деле создания новых

ценностей и сближения их с уже имеющимися традиционными ценностями. В силу

специфики китайского образа жизни в Китае господствует коллективистская

система ценностей, образующая базу социалистических отношений, даже в

условиях рыночной экономики. В стране существует система государственной

собственности; эта собственность является основой экономики; люди день ото

дня стараются наращивать производство и считают это своим главным

предназначением в жизни. Коллективистская система ценностей – это такая

система установок и целей, когда большинство китайских прогрессивных

элементов моделируют человека – коммуниста, который претворяет эти цели в

жизнь[55].

Индивидуализм, на котором зиждется рыночная экономика, оказывает

отрицательное влияние на умственные способности меньшинства. Рыночная

экономика – равноценный обмен, основанная на конкуренции, равенстве и

взаимной выгоде – это не погоня за собственной выгодой. Но, т.к. рыночные

отношения существуют в Китае недолго, они еще не достаточно совершенны,

законы рыночной экономики еще не до конца закреплены и не сделались

цивилизованными; рыночный принцип получения прибыли и принцип конкуренции

неизбежно оказывают отрицательное влияние. К тому же, существование частной

собственности в Китае является закономерным в условиях его развития.

Переплетение индивидуальных и общественных ценностей способствует

приспосабливанию друг к другу социализма и рыночной экономики[56].

1.3 Общие тенденции изменения ценностных ориентаций

в современном обществе

Проблема общих тенденций изменений ценностных ориентаций в современном

обществе неоднократно ставилась в центр внимания множества самых разных

социологических исследований. Как и в предыдущих рассмотрениях, наше

исследование будет следовать принципу сближения описательно — статического

анализа и анализа, основанного на историко — социологическом генезисе,

диалектическое движение которого было обусловлено противостоянием

диаметрально противоположных концепций.

Система ценностных ориентаций обладает определенным балансом, однако ее

гомеостатичность имеет динамический, подвижный характер. Даже в период

равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть

медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных

устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы

их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер.

Само современное общество характеризуется принципиальной

нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от

традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной

на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного общества имела

замкнутый характер, и починялась законам циклических повторений.

Современной общество является динамической системой с подвижным,

нестабильным центром.

На всем протяжении существования современного общества сетка ее

ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций —

оппозиции интеграции как социализации и идентификации как индивидуализации,

и оппозиции субъективизма и объективизма.

Идентификация осуществляется вдоль оси, которая представляет собой

индивидуальный культурно — исторический стержень. Идентификация — модус

существования направленный на теоретическое и практическое осуществление

своего идеального представления о себе, своего Я — идеала. Я — идеал

является высшей точкой, вершиной конуса ценностной системы индивида,

центром в котором фокусируются и откуда берут исток все его ценностные

ориентации. Я — идеал — это ввысшай инстанция конституирования других

ценностей.

Однако, Я — идеал — это всегда только идеальное, воображаемое,

иллюзорное, фантастическое существование в качестве чистой идеи, причем как

центральной идеи, но только как идеи, почти фантазма. Идентификация с Я—

идеалом в психоаналитической концепции предшествует всем другим формам

идентификации (половой, демографической, этнической, социальной и т.д.), и

является для них формообразующей.

Поэтому идеальное представление о собственном Я практически

недостижимо, но стремление к нему, ориентация на него наполняет

существование смыслом, и придает ему ценность. Само стремление, ориентация,

желание, воля — вот психологические составляющие структуры ценностной

составляющей.

Идеальное Я (которое также можно назвать «ценностным») в качестве

ценностной цели является вершиной идентификационной вертикали, проекция

которой на социальный план горизонта интеграции, совпадает с его центром.

Другими словами, идентификационная инстанция центрирует весь горизонт

интеграции. Идентичность Я является необходимым условием его интеграции,

ибо, как не зная себя, не осознавая своей функции и своего места, не

оценивая своих особенностей, не отдавая себе отчета в своих решениях,

человек мог бы репрезентировать себя обществу и активно включиться в его

деятельности, ощутить участником его процессов? Чтобы предложить себя

обществу, интегрироваться в него, необходимо осознавать себя,

идентифицироваться. Идентификация и интеграция – две взаимодополняющие

функции субъекта, не существующие одна без другой.

Интеграция — это процесс включения, инклюзии субъекта в организм

социального взаимодействия и его активное участие в общества и его

отдельных групп, а также в деятельности государства и его институтов.

Интеграция – это деятельность, направленная на поиск, обретение и

реализацию возможности принесения максимальной помощи и пользы обществу и

государству.

Интеграция осуществляется в процессе взаимовыгодным сотрудничеством и

конкурентным столкновением индивидуальных способностей и потребностей,

платежеспособных спросов и конкурентноспособных предложений, интерактивных

функций и конкурентных дисфункций, их взаимообмена. Поле социальной

интеграции представляет собой социальный рынок, на котором каждый индивид

может продать свои функциональные способности и купить те, которых у него

нет. В полном соответствии с этим делением мы имеем принцип раздвоения на

интегрирующие и дифференцирующие системы ценностей, — «интегрирующие — те,

которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие —

те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в

поведении»[57].

Социальный мир представляет собой «социентальную систему», которого

подчиняется принципам системного гомеостаза, баланса, — смещение одного

элемента немедленно вызывает смещение остальных так, что системное

равновесие сохраняется. Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее, дееспособнее

ценностная ориентация социальной функции, тем ближе она к позиции,

центрирующей поле социальной системы, и, наоборот, чем она беднее, тем

дальше функция отодвинута к периферии, смещена к ней.

В результате сравнения — различения ценностных ориентаций социальных

функций, чьи вертикали, как уже было отмечено, совпадают с вертикалями

идентификации, происходит двоякое смещение социальной функции — одно

смещение центростремительно и направлено к центру, другое — центробежно и

направлено к периферии.

Социальная функция является практической проекцией ценностной

ориентации, поэтому динамика ценностных ориентаций подчиняется тем же

принципам центростремительного сгущения субъекта ценностной ориентации и

центробежного объекта ценностной ориентации, чем интенсивнее функция

ценностной ориентации, тем экстенсивнее поле ценностного объекта.

Субъект ценностной ориентации представляет собой идеальную, духовную

субстанцию как ядро социальной системы, с которой идентифицирует себя

большинство социальных индивидов. В идеале цели индивидуальной и социальной

идентификации совпадают.

Одним из видов деятельности, в котором интенсивно проявляется

диалектика индивидуализации и социальной интеграции, является общение.

Общение выступает средством, обеспечивающим, с одной стороны, единство

индивида с социумом (коллективом, обществом), с другой стороны, в процессе

взаимодействия с людьми человек осознает свою индивидуальность — в актах

самоутверждения и признания. Через отношение к другим и отношения других к

индивиду он объективирует и осознает свою субъективность. В условиях

социального окружения более интенсивно проявляются и формируются

способности личности. В акте коммуникации полнее раскрываются психические

качества, внутренний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов

культуры, опосредующих общение[58].

Ось «интеграция—идентификация» является социальной проекцией

индивидуальной оси «субъективация — объективация». По мысли авторов книги

«Современная западная социология», «вопрос объективного и субъективного»

как вопрос «соотношения между ними, является основополагающей проблемой,

которую изучает и анализирует большинство обществоведов», но, по-видимому,

проблема различия субъективистской и объективистской социологии является

во многом надуманной в той мере, в какой решается не с позиций

интерсубъективизма.

Очевидно, что не объективистская, не субъективистская социальные теории

не достигают своей цели в плане описания схемы социального взаимодействия.

Против каждого из этих «правых» и «левых» уклонов в социальных уклонов

находится возражение: «Против позитивистского материализма в теории

практики выдвигается тезис о том, что объекты знания конструируются, а не

пассивно отражаются. Против интеллектуального идеализма – тезис, что

принципы являются системой структурированных, структурирующих

предрасположенностей или habitus,ом, который строится в практике и всегда

ориентирован на практические функции»[59]. Противоречие между теоретическим

и практическим мотивами социального действия может быть снято только в

области интерсубъективности как сферы общения, чьей функцией является

производство межличностных ценностей.

Интерсубъективность находится на границе между индивидуальным и

универсальным, личным и общественным и заключает в себе связь между Я и

другим. И как несущая связь и различие интерсубъективность обладает

двунаправленностью, с одной стороны, она обратно направлена на собственное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.