реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России

семьи»[215].

Согласно традиционным представлениям о государстве, «политическая

«лояльность» выступает не в качестве противоположности «сыновней

почтительности» с ее склонностью к семейному эгоизму и замкнутости, а

наоборот — производной от «сяо»»[216]. В результате указанные принципы

находятся в гармоническом сочетании, дополняя друг друга и соединяя

традиции даосизма и конфуцианства. Здесь трудно не заметить, что

«лояльность», имея персоналистическую составляющую, укоренено в учении

даосизма, а «сыновья почтительность» с ее семейственностью и социальной

трансиндивидуальностью, имеет свой исток в конфуцианстве.

Именно благоустроенное и сильное государство способно обеспечить такие

отношения в нем, при которых частный интерес граждан на деле соединяется с

общей целью государства, в результате чего обе стороны выступают гарантами

реализации этой цели. Отсутствие баланса между «сяо» и «чжун», а по

существу — между массовой и официальной политическими культурами, и

смещение приоритета, например, в сторону «сыновней почтительности» может

свидетельствовать о том, что «значительная часть населения не считает в

сложившейся ситуации в полной мере «своим» данный режим правления»[217].

Резюмируя можно сказать, что базовые ценностные ориентации китайского

студенчества неизменны на протяжении многих лет, включая в себя идеалы

сильного и богатого государства, справедливо устроенного общества, любимой

семьи, интересной работы, гармонично развитой личности, уважение к закону,

ценность образования и самосовершенствования и т.д.

Таким образом, к основным принципам, повлиявшим на влияние на формирование

«базовых» ценностных ориентаций студенчества России и Китая относятся: 1)

превалирование государственности над гражданской общественностью, 2)

незначительное развитие личностного самосознания, 3) государственная

собственность — главная форма собственности, 4) преобладание натуральной

экономики в пику товарно-денежной экономике; 5) зависимость личности от

власти, а не от собственности; 6) слабое развитие или отсутствие

демократических институтов[218].

В то же время различие в принципах «базовых» ценностных ориентаций

студенчества объясняется полиэтничностью и поликонфессиональностью России и

моноэтничностью и моноконфессиональностью Китая, что сказывается на

определенной универсальности получаемого образования, а также большей

эмансипированностью росийского студенчества от государства, его в некоторой

степени предоставленностью самому себе, и большей зависимостью китайского

студенчества от государства.

2.2.2. Изменение ценностных ориентаций студенчества в результате

реформирования общества

Политическое, экономическое, социальное реформирование оказывает

значительное влияние на трансформации ценностных ориентаций студенчества.

Во всех сферах системы ценностных ориентаций российского и китайского

студенчества ее трансформация подчиняется двум основополагающим тенденциям,

как собственно, вся система ценностных ориентаций общества в целом, а

именно центростремительной интенсификации «интегрирующего ядра», интеграция

вокруг которого консолидирует все общество в единое целое, и в то же время

идет процесс экстенсификации «дифференцирующей периферии», на которой

распределяются локально индивидуализирующиеся участники общественной жизни.

1. В сфере макрополитических ценностных ориентаций и у китайского и

российского студенчества наблюдаются интеграционные, коммуникативные и

глобализационные тенденции.

В изменении макрополитических ценностных ориентаций российского

студенчества две ярко выраженные тенденции. Первая связана с общемировой

тенденцией глобализации, интернационализации, открытости мира с целью

политического, экономического, информационного взаимодействия. Помимо всего

прочего, это обуславливается унификацией экономического пространства путем

введения единых экономических валют доллара и евро, а также беспрецедентным

развитием СМИ, и созданием единого информационного пространства INTERNET, —

можно предположить, что «интернетизация» скоро охватит все мировое

студенчество, способствуя его максимальной консолидации.

Что касается второй тенденции, то она связана с возрастанием чувства и

сознания национально-этнической принадлежности. После десятилетий

патриотического «аскетизма» и пропаганды формального интернационализма, у

российского студента появляется законное чувство здоровой национальной

гордости[219]. Хотя зачастую чувство национальной гордости российскому

студенту приходится делить с чувством стыда за свою Родину.

Тем не менее, чувство здорового патриотизма — это необходимое следствие

осознания места России в составе «семьи народов», в котором Россия занимает

далеко не последнее место. Российское студенчество принимает деятельное

участие в том, чтобы России было чем гордиться — это и информационные

технологии, и космическая техника, и научно-технический прогресс в целом.

Динамика макрополитических ценностных ориентаций студенчества России [220]

|(в % - ом отношении к общему количеству |1990 |1995 |2000 |

|опрошенных) | | | |

|Консерватизм |12,5 |8,0 |7,0 |

|Либерализм |45,8 |51,2 |56,9 |

|Патриотизм |67,2 |72,5 |76,7 |

|Глобализм |67,7 |75,3 |68,6 |

Как показывают данные социологических исследований консервативные и

патриотические ориентации не вступают в конфликт с ориентациями на

либерализм и глобализм, то есть одно вовсе не исключает другое, и может

даже дополнять. Это говорит о том, что интеграция в мировое сообщество не

исключает, а, наоборот, предполагает усиление идентификационных факторов.

Другими словами, мировое сообщество уважает и принимает в свои ряды тех,

кто, прежде всего, уважает сам себя.

2. Микрополитические ориентации российского студенчества также подвергаются

двоякой трансформации. С одной стороны, происходит наращивание амбиций и

притязаний на политическую активность со стороны наиболее политизированного

студенчества, особенно среди приверженцев таких партий как «Яблоко», СПС.

Растет количество сторонников радикально-политических образований. В

отношении политических пристрастий студенчество выбирает наиболее крайние

формы политического радикализма. Причем в студенческой среде много и

леворадикалов, и праворадикалов, и фашистов, и либералов прозападного

толка, и нацистов, и глобалистов. Такого рода политический экстремизм

отчасти объясняется свойственным для этого возраста максимализмом.

Впоследствии представители и правой, и левой идеологии мигрируют в сторону

центра[221].

Политический радикализм одной части студенчества с лихвой компенсируется

политической апатией и гражданской пассивностью другой ее части.

Динамика микрополитических ценностных ориентаций

студенчества России [222]

|(в % - ом отношении к общему количеству |1990 |1995 |2000 |

|опрошенных) | | | |

|Стремление к власти |15,8 |17,7 |16,4 |

|Отсутствие властолюбия |65,8 |75,2 |82,0 |

|Гражданская активность |25,6 |26,8 |14,8 |

|Гражданская апатия |56,1 |61,0 |75,0 |

3. Что касается изменений макроэкономических ценностных ориентаций, то они

подвержены одной доминирующей тенденции — безоговорочном склонении к

рыночной модели развития экономики.

Закономерным является тот факт, что молодым проще и легче адаптироваться к

политическим и экономическим преобразованиям в обществе, в силу их высокой

социальной мобильности и инновационной толерантности. Студенчество здесь не

исключение, — оно очень быстро находит себе применение в условиях

меняющихся социума.

Выпускники вузов пользуются спросом на рынке труда, и через несколько лет

оказываются уже менеджерами среднего звена с высоким уровнем оплаты. Многие

из выпускников, работая, одновременно получают дополнительное или второе

высшее образование, будучи уверены в том, что рабочее место будет им

гарантировано, поскольку дефицит высококвалифицированных кадров на

современном российском рынке труда непрерывно растет[223]. Все это

положительным образом сказывается на упрочении предпочтения рыночных

механизмов хозяйствования. Как правило, среди выпускников вузов, а значит и

среди их недавних сокурсников, меньше всего недовольных нынешней

экономической ситуацией в стране. Это также связано с традиционным

оптимизмом присущим молодежи, когда «все лучшее впереди».

В большинстве своем российское студенчество желало бы работать в частном

секторе экономике, принимая то, что это сопряжено с риском и максимальной

ответственностью. Однако многие студенты хотят работать только в

государственном секторе экономики, поскольку это дает больше гарантий

социальной защищенности.

Социологи НИИКСИ при СПбГУ отмечают, что свои профессиональные планы,

трудовую карьеру уже большинство студентов, учащихся школ и ПТУ связывают с

работой в новых экономических структурах. Каждый третий хотел бы открыть

собственное дело. Большинство тех, кто ищет работу, стремится найти ее в

негосударственном секторе экономики: на совместных предприятиях, в частных

предприятиях, кооперативах. Характеризуя общую ситуацию на российском рынке

труда и поведение на нем молодежи, можно отметить как типичную черту отток

в сферу неконтролируемой самозанятости — в сферу малого частного бизнеса,

посреднических услуг и сбыта товаров народного потребления.

Петербургские социологи полагают, что возраст оказывается значимым

фактором макроэкономических ориентаций. Из число лиц моложе 20 лет хотели

бы стать владельцами частных предприятий 24%, из числа лиц в возрасте 20-29

лет — 38%. 23% учащихся хотели бы работать на государственном предприятии,

причем об этом заявили 62% студентов — экономистов. В целом же основная

масса студентов — 41% выразили желание работать на частном предприятии по

найму.

Основная масса учащихся стремится изучать такие дисциплины, как

организация малого бизнеса (71%), финансы, банковсое дело, фондовые

операции (48%), маркетинг (40%), менеджмент (32%).

Было выявлено несколько тенденций в трудоустройстве студентов нам

дополнительные заработки. Первая — профессионально - ориентированная

тенденция. Если прибыльность подработок по профессии перестает устраивать

студента, он переключается на непрофессиональный вид деятельности,

связанный прежде всего с малоквалифицированным физическим видом

деятельности. (Высококвалифицированные «рыночные» профессии чаще всего

остаются во власти будущих юристов, экономистов, коммерсантов). И в этом

суть второй тенденции. Третья тенденция заключается в том, что в любом вузе

существуют группы людей, которые могут помочь понять «азы» челночной

торговли, обменных операций с валютой, у кого есть связи, которые помогут

устроиться в коммерческий ларек.

Закономерности экономического поведения студентов российских вузов в 90

–е гг. в XX в. показывают, что именно сегодня в полной мере начинает

реализоваться самобытная российская традиция воспроизводства и

видоизменения экономических капиталов студентов, которая характеризуется

вовлечением в среднем каждого второго студента в самостоятельную

экономическую деятельность, увеличением их числа в соответствии с

продолжительностью обучения, места проживания, наличия семьи, детей,

дифференциации видов вторичной занятости студентов, обусловленной типом

вуза, факультета, специальностью обучения, временем года[224].

Динамика макроэкономических ценностных ориентаций

студенчества России [225]

|(в % - ом отношении к общему количеству |1990 |1995 |2000 |

|опрошенных) | | | |

|Рыночная экономика |78,9 |72,6 |66,6 |

|Плановая экономика |23,6 |21,4 |12,8 |

|Частный сектор |78,9 |55,9 |52,1 |

|Государственный сектор |34,8 |37,8 |38,6 |

Надо заметить, что в последнее время возрождается интерес к

государственному сектору экономики, в особенности к сектору Военно —

промышленного комплекса, что связано с тем, что в последнее время пошли

госзаказы и ситуация заметно улучшилась. К тому же на государственных

предприятиях имеется сильный «социальный пакет» — оплачиваемые отпуск,

больничные, отчисления в пенсионный фонд, путевки на санаторное лечение и

т.д.

4. В своих микроэкономических ориентациях российское студенчество явно

отдает предпочтению материального над духовным, однако для большинства

российских студентов деньги не цель, но средство для материального

обеспечения духовного обогащения, возможность покупать книги, посещать

кинотеатры, театры, музеи.

Динамика микроэкономических ценностных ориентаций студенчества России[226]

|(в % - ом отношении к общему количеству |1990 | | |

|опрошенных) | |1995 |2000 |

|Аскетизм |13,5 |6,0 |2,5 |

|Гедонизм |53,8 |64,5 |67,5 |

|Предприимчивость |13,9 |23,4 |21,8 |

|Экономическая пассивность |58,5 |67,5 |78,5 |

5. В сфере этических ценностных ориентаций российского студенчества

происходит рост прагматизма и гедонистических устремлений, с одной стороны,

а, с другой стороны, идет падение альтруистических настроений, возрастает

индивидуализма.

Дело в том, что идеология рыночных механизмов хозяйствования диктует

свою этику — этику индивидуализма и личной ответственности, которой

динамичные события последних лет требуют от каждого молодого человека. В

«модели личного развития» российских юношей и девушек наиболее значимыми

компонентами личностного роста, самореализации и удовлетворения всех

потребностей, совершенствующих человека, являются нравственные и

профессиональные качества.

Высокий уровень профессионализма можно считать эталонной

интернациональной характеристикой, так как он максимально оценивается во

всем мире, вследствие унификации этических принципов.

Место современного человека в общественно-политической, нравственно-

культурной и других сферах «во многом определяется уровнем его

профессионализма и нравственности. Среди личностных факторов самореализации

современных молодых людей в формировании их жизненной позиции,

умонастроения практически всегда представлены и доминируют два вида —

профессиональный и нравственный, оптимально – стимулирующие образцы

проведения. Значимыми мотиваторами индивидуального успеха и роста молодых

людей, как показывают результаты исследования, является устойчивая

профессиональная направленность и профессиональные достижения. Поэтому

профессионализм вполне можно характеризовать как высокий класс личных

достижений в конкретном виде профессиональной деятельности»[227]. Таким

образом, индивидуализация сознания способствует более полной идентификации

личных способностей и умений, в том числе и профессиональных.

К общим стилевым качествам и свойствам профессионализма относятся:

уверенность в себе, трудолюбие, профессиональная мобильность,

целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, надежность,

инициативность, оригинальность, четкость, порядочность, и другие.

Динамика этических ценностных ориентаций студенчества России [228]

|(в % - ом отношении к общему количеству |1990 | | |

|опрошенных) | |1995 |2000 |

|Духовность |20,8 |14,7 |5,9 |

|Утилитаризм |76,8 |83,2 |87,9 |

|Индивидуализм |56,8 |56,8 |56,8 |

|Коллективизм |56,8 |56,8 |56,8 |

Результаты исследования наглядно свидетельствуют о том, что базовые

духовные ценности современной российской молодежи, связанные с российским

социокультурным архетипом (коллективизм, приоритет духовного над

материальным и т.п.),в общем и целом не изменилось, они лишь оказались

невостребованными в условиях личностной и социальной дезориентации. Это

привело к их вытеснению на периферию сферы общественного и индивидуального

сознания.

Вместе с тем ценности индивидуализма и эгоизма оказались восприняты

достаточно поверхностно, хотя и наслоились в виде внешне оболочки. Есть все

основания полагать, что в случае общего преодоления кризисного состояния

российского социума базовые архетипические ценности могут быть легко

восстановлены.

Динамика ценностных ориентаций китайского студенчества имеет свою

специфику. Дело в том, в отличие от вестернизаторской модели развития,

модернизация в Китае опирается на определенные традиции общества,

сохранение собственной системы ценностных ориентаций, учитывает объективные

условия страны и, прежде всего, такой фактор, как наличие огромной

численности населения.

Модернизационные процессы в Китае с самого начала были направлены лицом

к человеку, его нуждам, на развитие социальной сферы и духовной культуры. В

Китае не произошло обвальной либерализации экономики, поскольку главным

методом ее реформирования стало «эволюционное продвижение к рынку через

развитие многообразных по формам собственности предприятий, без разрушения

существующих государственных структур»[229].

1. Изменение макрополитических ориентаций китайского студенчества, проходит

в полном соответствии с «четырьмя основными принципами», то есть в

соответствии с социалистическим путем развития, демократической диктатурой

закона, руководящей ролью Коммунистической партии Китая, марксизмом —

ленинизмом, идеями Мао Цзедуна и теорией Дэн Сяопина о строительстве

социализма с китайской спецификой[230]. Китайской студенчество понимает все

значение, какое имеет для страны интеграция Китая в мировой сообщество и

«принцип открытости». Эта воля к открытости и интеграции выражается в

стремлении китайского студенчества получать образование за рубежом,

общаться со своими сверстниками за рубежом.

С другой стороны, студенчеству Китая присуще чувство принадлежности к

великой и самой древней китайской цивилизации, что является условием

самоуважения и идентичности абсолютного большинства этнических китайцев.

Студенчеству Китая присуще глубокое чувство истории и неистребимая

привязанность к своей исторической родине. Студенчество Китая все больше

проникается чувством патриотизма, что не может не сказываться на его

ценностных ориентациях.

Динамика макрополитических ценностных ориентаций студенчества Китая[231]

| (в % - ом отношении к общему количеству |1990 | | |

|опрошенных) | |1995 |2000 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.