реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России

ориентации и в России, и в Китае являются изменения с введением рыночной

экономики, несущей с собой принципы материальной заинтересованности,

экономической самостоятельности, социальной независимости.

Духовные факторы. Согласно теории Дэн Сяопина экономические и политические

реформы в процессе построения социализма с китайской спецификой

«неразрывно связаны со строительством социалистической духовной цивилизации

и социалистической духовой культурой».[172] Духовные факторы, имея

универсальный характер для всех слоев населения, являются самыми сильными

факторами влияния на динамику ценностных ориентаций.

Как уже отмечалось выше, в Китае происходит переход от социализма

патриархально-феодального типа, основанного на иерархичности «отцовского

общества» к обществу конституционно-легистского равноправия между

«отцовской» властью и «сыновним» обществом. Таким образом, налицо

взаимодополнение вертикальной иерархичности власти и горизонтально-линейных

связей общества. Это взаимодополнение является выражением глубиннейшей для

китайского духа диалектики даосизма и конфуцианства. Рассмотрим два

основных принципа древнейших религиозно- философского учения даосизма и

социально-философского учения конфуцианства.

Даосизм позиционирует человека как схему вертикально — иерархической связи

по оси земная личность — небесное божество. При таком типе социальной

реляции теряют значение горизонтально — линейные связи между членами

общины, коммуны, общества. Напротив, конфуцианство — теоретическая схема,

которая учреждает человека как продукт социальных отношений, по которой

человек осуществляется в интерсубъективном акте признания со стороны

сообщества, то есть он человек возникает как продукт интерактивной

символизации. Более того, он не способен существовать как человек вне

коммуникативной символизации.

Таким образом, даосизм основан на принципе вертикальной идентификации,

центростремительной индивидуализации, носящих замкнутый, имманентный,

мистический характер. Дао — это «путь» с Земли на Небо, а потому, как это

путь индивидуальный, то по нему нельзя идти коллективно. Причем

индивидуальность «пути» в даосизме напрямую связана с буддистскими

принципами «просветления» и «нирваны»[173]. Таким образом, можно сказать,

что существовавший до реформ и модернизации социализм, будучи

индивидуалистическим, был социализмом даоского типа.[174] То есть, даосизм

является архаическим архетипом индивидуалистической системы ценностей,

целью которой является человек с его мистическим устремлением к бессмертию.

После радикальной трансформации в ходе модернизации и обращения «от

власти человека к власти закона», происходит метаморфоза социализма в

социализм конфуцианского типа. Что же есть конфуцианство в этом смысле?

Конфуцианство — это социально-философское учение, которое признает человека

не как отделенное от всего существо, а как члена консолидированного

общества, связанного линейно — горизонтальными отношениями. Конфуцианство

полностью отвечает идеологии коллективизма и социализации[175], и не

отличимое в своем существе от концепции интеграции. Интегративный социализм

конфуцианского типа отрицает кастовый, замкнутый характер правящей элиты.

Поэтому, в чиновниках высшего ранга значима не личность, но функция, и

именно как функция центра, регулирующего и направляющего, то есть чиновник

должен понимать, что если он воплощает власть, то он это всего лишь

временная обязанность. И к власти он должен относится ответственно.

По сути, конфуцианство отрицает авторитаризм в пользу конституционально —

легистского принципа новоевропейского типа, где, например, Глава

Государства, Президент является символической функцией центра, благодаря

которой исполняет определенные Конституцией функции в определенном

промежутке времени. Вокруг него интегрируется общество, и эта функция имеет

ротируемый характер, поэтому конфуцианское политическое учение является

наиболее оптимальной формой государственности для современного Китая,

желающего с равными правами и обязанностями интегрироваться в «семью

народов».

Все категории генетически зависят от категорий «доверия» и «долга», к ним

относятся также категории человеколюбия[176]. Даосистское «доверие»,

основанное на даре, и конфуцианский «долг», основанный на законе и обмене –

вот те два принципа, которые постоянно по закону спирального чередования

меняются местами. Метаморфоза «веры» в «долг» трансформирует

индивидуальное «созерцание» (даосизм) в социальное «действие», направленное

на коллективный интерес (конфуцианство)[177]. Личный интерес проецируется

на социальный экран и, становясь уже способом удовлетворения

общественного интереса, претворяется в конкретный экономический результат.

И наоборот, коллективный интерес находит отражение в сознание конкретной

личности, влияя на ее ценностные предпочтения.

Структура российской духовности совмещает принципы формализованного

«законничества» и принцип «нежданной благодати», принцип экстравертности,

развертывающийся вовне, и принцип интравертный, находящий бесконечность

внутри себя, которые в данном случае выступают двумя сторонами одной

медали, двумя половинами одного круга, единством личного и космического. И

именно на этом единстве основана русская идея, — она претворена в принципе

Богочеловечества.

Христианская религия, определяя господствовавшую до 1917 г. в России

идеологию, с одной стороны определяла имперские амбиции разраставшейся

Российской империи, с другой стороны, обуславливала создание авторитарной

системы духовной власти, подавлявшей всякое индивидуальное инакомыслие. В

то же время христианство, как ни одна другая сила внедряла в сознание

чувство, совести, ответственности, долга, любви к Родине. Православие за

тысячу лет своего существования стала подлинно народной религией,

«крестьянской» религией, и между институциолизированными и народническими

формами православия всегда наблюдался существенный разрыв. И тем не менее,

именно православие является важной составляющей традиционной системы

ценностей в России.

Российский специалист по Китаю В. Гельбрас считает, что «Россия и Китай

имеют общие культурно-исторические доминанты развития, и это обстоятельство

определяет не только правомерность, но и целесообразность сравнения

проводимых в них реформ». Гельбрас выделяет следующие «культурно-

исторические доминанты», которые он определяет как-то, что «образует

своеобразный коридор исторического движения, предопределяя его импульсы и

одновременно известкую ограниченность его вариантов»[178]:

1) Доминирование государственности над гражданской общественностью, — «воля

государства исполняется многочисленными полновластными чиновниками,

объединенными тесными горизонтальными и вертикальными связями»;

2) Слабое развитие личностного самосознания;

3) Государственная собственность — высшая форма собственности;

4) Преобладание натуральной экономики в пику товарно-денежной экономике;

5) Зависимость личности от власти, а не от собственности;

6) Слабое развитие или отсутствие демократических институтов[179].

К тому же востоковед Гельбрас отмечает сходство таких традиционных

идеологий российского и китайского народов, каковыми являются православие и

конфуцианство с их ярко выраженной патриархальностью и

коллективностью[180].

В целом и общем все типы реформенных факторов оказали на динамику

ценностных ориентаций, чье влияние выразилось в следующих факторах этой

динамики:

— произошел резкий всплеск экономического интереса и рост

заинтересованности в результатах собственно экономической деятельности;

— наметился спад коллективистских настроений и рост индивидуализма;

— увеличение глобалистских тенденции, возрастание открытости в

отношении к мировому сообществу;

— рост гражданского самосознания, осознание своих политических свобод и

прав;

— после заметного спада интереса к высшему образованию, вызванного его

инфляцией в результате общего спада экономического производства, вновь

возвращается ценность высшего специального образования в сфере менеджмента,

обеспечивающего новые условия экономического хозяйствования и в сфере

его правового обеспечения.

2.1.3. Молодежная политика России и Китая

Социальные преобразования находят определенное отражение в сфере

молодежной политике государства. И российское, и китайское молодежное

законодательство, не забывая опираться на аутентичные традиции молодежной

политики, все чаще обращаются к мировому опыту. Значимо то, что на смену

методам силового давления в современном мире все чаще и убедительнее

приходит политика, базирующаяся на принципах консенсуса, толерантности и

ненасилия, что является отражением новой общечеловеческой морали,

международного права, элементов планетарного сознания, системы

общечеловеческих ценностей во взаимоотношениях стран и людей. В этих

условиях возрастает роль правового образования и воспитания молодежи,

формирования правосознания личности[181].

Проблема воспитания учащейся молодежи в духе уважения прав человека впервые

появлялась в зарубежной педагогике (США, Канада, Швейцария, Великобритания)

около 25 лет тому назад. Педагогической интерпретацией проблематики прав

человека в течение длительного периода занимаются зарубежные ученые Д.

Премон, Х. Канвел, Д. Балтон, П. Картер и др. Для развития этой концепции и

внедрения ее в образовательную практику используется такие материалы и

документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Еквропейского

Совета, Международного Института прав человека в Страсбурге), как Всеобщая

Декларация прав человека, международные пакты об экономических, социальных,

культурных, политических и гражданских правах, Конвенция о правах человека

(1989 г.)[182]. Все эти международные программы и документы приобретают

особое значение в XXI веке, который объявлен ЮНЕСКО «веком образования».

1.Государственная молодежная политика России. Закон РФ «Об образовании»

провозглашает в государственной политике страны единство федерального,

культурного и образовательного пространства и, наряду с этим, защиту

системы образования национальных структур в условиях многонационального

государства.

В ходе реформ происходит изменение фундаментальных основ жизни общества, и

формируются новые социально-экономические реалии. Эти процессы вызывают

одновременно связанные друг с другом отрицательные и положительные

тенденции в развитии молодежи.

С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров,

характеризующих условия жизни молодежи, что оборачивается рядом проблем:

обостряется демографическая ситуация. Продолжается общее старение

населения, вызванное тем, что смертность превысила рождаемость в два раза в

1995 г., приводящее к увеличению физической нагрузки на каждого работающего

молодого человека[183];

снижается физическая и психическая дееспособность молодежи;

продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды:

снижается образовательный, профессионально-квалификационный уровень

молодежи и возможность его повышения.

С другой стороны, у новых поколений усиливаются такие качества, как

самостоятельность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих

возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к

жизненным переменам и т.д. В качестве главного результата реформ, пока мало

оцененного, можно считать то, что в молодежной среде России созревает

мощный инновационный потенциал саморазвития общества. С момента начала

реформ (1991 г.) количество молодежи, выбирающей в качестве модели решения

своих проблем «протест», уменьшилось сегодня с 28% до 8% в пользу

выбирающих «новаторскую» модель, которая возросла с 7,5 до 19%. Растет и

общественная активность молодежи: количество молодых людей желающих активно

участвовать в работе общественных организаций, выросло с 1990 г. в два

раза[184], что вызвано большим вниманием к проблемам молодежи стороны

общества и государства.

Государственной думой России принят Федеральный Закон «Об основах

государственной молодежной политике в РФ». Системная концепция политики

государства в отношении молодежи «включает сконцентрированные

основополагающие принципы и идеи, определяющие процессы целенаправленной

деятельности государственных, общественных организаций, юридических и

частных лиц по решению узловых социально-экономического, правовых и

морально-этических проблем молодежи».[185] Этот закон носит базовый

характер и создает первоначальную законодательную основу, каркас для

дальнейшего административной и законотворческой работы по решению проблем

молодежи. Он определяет:

объекты молодежной политики; закрепляет гарантии правовой и социальной

защищенности молодежи в сферах защиты основных прав, обеспечения гарантий

занятости, поддержки предпринимательской деятельности, оказания помощи

молодой семье, поддержки талантливой молодежи, формировании личности

молодого человека, обеспечения возможности прохождения альтернативной

гражданской службы;

задает общие цели, понятия, порядок, принципы и формы осуществления

молодежной политики;

регламентирует отношения, компетенцию и формы участия в формирования

молодежной политики органов государственной власти, граждан, молодежных и

детских объединений, социальных служб и заинтересованных организаций

страны;

определяет понятие социальных служб для молодежи, направления и порядок их

деятельности, формы социальных услуг, оказываемых молодежи;

закрепляет формы содействия деятельности молодежных и детских общественных

объединений и средств массовой информации[186]. В Федеральный Закон «Об

основах государственной молодежной политике в РФ» подробно оговаривается

гарантированный государством объем защиты прав, свобод и поддержки

молодежи, направления развития молодежной политики, сферы взаимных

интересов и принципы сотрудничества государства и молодежи.

Среди документов, регулирующих образовательную деятельность в отношении к

студенческой молодежи, следует также назвать Закон «О высшем и

послевузовском образовании», Типовое положение о вузе, а также Федеральную

целевую программу «Молодежь России (1998 — 2000)», Постановление

Российского союза ректоров «Высшее образование и воспитание молодежи»

(1997), решение коллегии Министерства образования РФ «Об основных

направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» (1997)

и т.д.[187]. В июле 2003 года Комитетом по науке и образованию принята

Федеральная программа «Студенчество Росси», в которой принима.т участие

Министерство образования РФ и региональные комитеты по образованию[188].

Основные направления обозначают те сферы государственной молодежной

политики, в которых будет разворачиваться основная работа, среди них

выделяются, в том числе вопросы трудоустройства, создание условий для

развития личности, поддержка семьи, формирование национального и

гражданского сознания и правосознания молодежи:

содействие молодежи при вступлении в трудовую жизнь, трудоустройстве и

профессиональном развитии;

помощь молодежи в организации досуга, создание условий для развития и

реализации личности; поддержка молодой семьи; предупреждение правонарушений

среди молодежи и защита прав несовершеннолетних; воспитание гражданской

культуры и формирования национального самосознания молодежи; поддержка

деятельности молодежных и детских общественных организаций, поддержка

инициатив молодежи; изучение объективного состояния молодежной среды,

информирование молодежи о возможностях решения ее проблем[189].

В проекте Национальной доктрины образования в РФ обозначено, что система

образования призвана обеспечить высокий уровень личностной и гражданской

ответственности молодежи, глубокого правосознания, определяющего уважение к

правам и свободам личности на основе знаний и соблюдения норм права в

сочетании с высокой нравственностью[190].

Соблюдение норм международного и государственного права в деятельности

образовательных учреждений выступает условием защиты и поддержки, учащихся

в их приобщении к национальной и мировой культуре, что так необходимо для

формирования основ правовой культуры.

Специфика и направленность социальной педагогической политики в работе с

молодежью в современных условиях заключается в смягчении негативных

последствий происходящих в обществе процессов, а также создании условий для

видоизменения действующих и возникновения новых социальных институтов,

призванных удовлетворить потребности и реализовать интересы учащейся

молодежи.

Основными задачами образовательных учреждений по воспитанию правосознания

являются усиления патриотического, гражданского и правового воспитания в

общей системе воспитательного процесса, «формирование общей теории

молодежи»[191], преодоление отчуждения личности от воспитательного

процесса.

Основные направления современных реформ в сфере образования включают

демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию, фундаментализацию,

информатизацию, компьютеризацию, интеграцию, диверсификацию,

многовариантность, формирование и развитие личности. Важным фактором

развития образования стали его интегрированность в мировом масштабе,

расширившиеся контакты, интенсивный обмен опытом во всех областях

образовательной деятельности разных стиран, школ, направлений.

В новой парадигме высшего образования, внедряемой в высшей школе России,

основные компоненты — фундаментальность, целостность, направленность на

удовлетворение интересов личности — достаточно четко определены в системе

многоуровневой подготовки и в Государственных образовательных

стандартах[192].

Практическая реализация молодежного законодательства проявляется в создании

Комитетов молодежи в муниципальных образованиях, проведении региональных

молодежных программ, усилении государственной политики в отношении

молодежи на местах, проведении конкурсов и грантов в научной, экономической

и культурной сферах, создании региональных отделений всероссийских партий,

например «Молодежного Единства».

Однако, во многом, как пишет ювенолог Е.Г. Слуцкий, «нынешнее российское

законотворчество в отношении детей и молодежи находится еще в стадии

становления. Это в полной мере относится к правоположениям, касающимся

формирования и реализации государственной молодежной политики (ГМП) в

России и ее регионах — субъектах Федерации, в том числе по доработке

федеральных законов»[193]. Е.Г. Слуцкий предлагает «в качестве основного

научного инструментария формирования социально — экономической политики и

законотворчества в отношении семьи, детства и молодежи использовать

ювенологию как новое междисциплинарное комплексное знание об особенностях

становления подрастающего поколения в единстве социально — экономического,

духовного и биологического начал»[194]. Известный социолог молодежи В.Т.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.