реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России

стратегии развития (относительно развитая нефтедобывающая и

черная металлургия, солидная промышленная база во внутренних

районах страны), с новой стратегией развития;

— умелое сочетание приоритета производства и экспорта трудоемкой продукции

с постепенным повышением доли и масштабов производства капиталоемкой и

наукоемкой продукции, позволяющее использовать сравнительные преимущества

Китая на мировом рынке и учитывать сдвиги в международном разделении труда;

— одновременное использование как внутренних, так и внешних

источников финансовых средств, как внутреннего, так и внешнего

рынков;

— неизменная забота руководства страны о поддержании

определенного баланса между экономическим ростом, реформой

хозяйственной системы и социально-политической стабильностью;

— гибкая модификация идейно-политических основ общественного развития,

позволившая сохранить прежние эффективные инструменты экономического роста,

например, долгосрочные народнохозяйственные планы, отчасти - директивное

планирование, твердые государственные цены, и в то же время относительно

безболезненно начать использование новых инструментов, более адекватных

рыночным принципам хозяйствования;

— сохранение весомой роли неэкономических факторов в целевой модели

социально-экономического развития, позволившее своевременно

подкрепить поколебленные социалистические устои общества надежными

подпорками в виде этических, социально-исторических и морально-нравственных

традиций конфуцианского толка, обеспечить благодаря этому общественную

стабильность и устойчивую национальную самоидентификацию перед напором

реформ, несущих потенциально сильную угрозу «вестернизации»[132].

3. Еще одним достижением явился реализованный в Китае поэтапный,

постепенный переход от административно-централизованной системы

хозяйствования к преимущественно рыночной

экономике. Осуществлявшийся при сильной макроконтролирующей роли

государства на базе всестороннего учета национальных особенностей и

бремени преобразований для населения, он обеспечил как удовлетворительное

проведение самих реформ, так и динамичное

наращивание производительных сил и приемлемый уровень социальной

стабильности в стране[133]. Реформирование административно — командной

системы привело к превращению Китая в одну из ведущих в экономическом

отношении стран мира и создала благоприятные возможности для подъема

китайской экономики и укрепления ее международных позиций.

В новых условиях перед правительством были поставлены три задачи, «которые

кратко формулировались как «китаизация» (бэньтухуа — букв.:

«отуземливание»), «стандартизация» (гуйфаньхуа) и «интернационализация»

(гоцзихуа)»[134].

Так называемая «китаизация» означает, прежде всего, обращение к собственной

китайской проблематике и сосредоточение усилий на изучение особенностей

перехода страны от плановой экономики к рыночной. Поскольку ход

экономической реформы вызывает повышенный интерес на Западе, «китаизация»

объекта исследование рассматривается как важная мера, позволяющая привлечь

внимание зарубежной общественности к собственным разработкам. Необходимость

«стандартизации» обусловлена тем, что полученные результаты должны быть

восприняты за рубежом. Для этого требуется привести их в соответствие с

международными стандартами и изложить на профессиональном языке современной

теории. «Интернационализация» имеет целью «состыковку» (цзегуй) китайской

экономики с мировой и вхождение китайских экономистов в международное

научное сообщество.

Все эти меры были призваны повысить теоретический уровень ведущихся в КНР

экономических преобразований и поднять авторитет китайской экономики[135].

б) 1. Первый этап (конец 70-х — начало 80-х годов) экономических реформ был

связан c пересмотром теоретических представлений, господствовавших в

китайской экономической мысли в дореформенный период. Главное внимание

правительства было сосредоточено на критике «традиционной социалистической

политэкономии» (так называемой «советской парадигмы»), которая оказалась

неспособной объяснить новые явления хозяйственной практики современного

Китая. Речь шла о дополнении марксизма с учетом новой экономической

ситуации в стране. В ходе различных дискуссий предлагались различные пути

пересмотра устоявшихся концепций: одни экономисты считали целесообразным

«вернуться к Марксу», восстановив подлинное содержание его теории, в то

время как другие — выступали за дополнение марксизма с учетом новой

экономической ситуации в стране».[136] В целом и общем китайские экономисты

не подвергали сомнению концептуальные основания китайской экономической

науки, сформировавшиеся в дореформенный период, и продолжали пользоваться в

своих исследованиях марксисткой методологией.

Характерная особенность второго этапа реформ (конец 80-х - начало 90-х)

заключалась в том, что «под влиянием практики реформы, с одной стороны, и

освоения зарубежной экономической мысли, с другой стороны, реформаторы

предприняли попытку выйти за рамки устоявшихся теоретических представлений

и обратились к поиску новой методологии экономической теории»[137]. В это

время теоретическое обоснование реформ все чаще стало обращаться к

«отличным от марксистской экономической теории исследовательским

программам, с которыми китайская научная общественность познакомилась в

80–е годы. В хронологически небольшой период в Китае получили известность

немарксистские теории — кейсианство, неоклассицизм, институционализм. В

условиях бюджетного дефицита и нарастающих инфляционных тенденций в научных

кругах активно обсуждался вопрос о возможности применения идей Дж. М.

Кейса для анализа китайской ситуации[138].

В конце 80-х — начале – 90-х годов особой интерес китайских экономистов

привлекли идеи институциональной экономической теории (Р. Кроуз, Дж.

Бьюкенен, Д. Норт), которая представлялась ученым КНР более приспособленной

к объяснению процессов, происходящих в переходной экономике современного

Китая, чем неоклассицизм, а также в большей степени совместимой с китайской

экономической традицией.

Характерной чертой экономического развития КНР в 1991-1995 гг. стало

динамичное и стабильное расширение ее внешне экономических связей.

Значительно возросли объемы внешней торговли и технико-экономического

сотрудничества с зарубежными партнерами, увеличились масштабы привлечения

иностранных инвестиций, укрепилась экспортная база страны и т.д. Китай все

более активно интегрируется в мировое хозяйство. Выдающимся является

показатель общего объема внешней торговли, которой в период с 1991 – 1995

гг. «увеличился со 115,4 млрд. долл. до 280,9 млрд. долл., то есть в 2,4

раза. Темпы роста внешнеторгового оборота в 1991 — 1995 гг. превышали темпы

экономического развития КНР в целом, что обусловило увеличение доли

внешнего торговли в ВВП страны с 31% в 1990 г. до 45% в 1995г»[139].

В целом в 1991-1995 количество зарегистрированных предприятий с участием

иностранного капитала и общий объем заявленных инвестиций в восемь раз, а

объем фактически вложенного капитала в шесть — превысили соответствующие

показатели предшествующих двенадцати лет осуществления экономических реформ

(1979-1990). Существенно повысилась доля предприятий с участием

иностранного капитала в китайской экономике, в частности их доля в

экспортных поставках страны выросла с 12,6% в 1990 г. до 31,5% в 1995

г[140].

Рост экспортных поступлений, увеличение прямых инвестиций, реформа системы

валютного регулирования, в частности обязательная продажа китайскими

предприятиями валютной выручки банкам, способствовали значительному росту

государственного валютного резерва, к концу 1995г. составившего 73,6 млрд.

долл.[141].

По мнению А. Илларионова в статье «Секрет китайского экономического чуда»,

«... успехи китайского экономики обусловлены прежде всего реализованной

моделью экономического реформирования. В отличие от России, где

осуществлялась, как утверждается, радикальные, либеральные реформы (так

называемые шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный

(градуалистский характер). Если в России государство, как считают, сразу же

«ушло» из экономики, то китайское государство сохраняло значительный

контроль за экономикой, его роль в экономическом развитии значительно

возросла»[142].

3. На третьем этапе китайскому руководству удалось найти и достаточно

успешно реализовать на практике тот путь, который позволил начать переход

от старого хозяйственного механизма к новому, а затем существенно

продвинуться вперед в утверждении главенства рыночных принципов

функционирования экономики. В узком смысле речь идет о

«двухколейности» - сочетании планирования и рыночного регулирования,

твердых государственных и свободных рыночных цен, централизованного

материально-технического снабжения и самостоятельного приобретения средств

производства.

В результате сопоставления конкретных шагов китайской реформы с

рекомендациями классиков было признано, что китайская практика, поставившая

под сомнение многие исходные посылки неоклассической школы, представляет

собой серьезный «вызов» этой теории. В отличие от периода конца 80-х -

начала 90-х годов они сосредоточились на всестороннем изучении китайского

опыта и выработке на этой основе собственной экономической концепции. Хотя

китайские экономисты и продолжали использовать в своих построениях «идеи

зарубежных экономистов (прежде всего представителей альтернативного

неоклассическому неоинституционального направления и в особенности взглядов

Д. Норта), значение западной экономической теории перестало

подчеркиваться»[143].

В широком смысле в понятие «китайский путь экономической реформы»,

несомненно, включается вся гамма проведенных в стране

преобразований: создание многоукладной структуры народного хозяйства,

радикальное изменение статуса низовых товаропроизводителей, формирование

системы рынка, более или менее удовлетворяющей требованиям современной

экономики, смена форм и методов макроэкономического регулирования.

Социалистическая экономика, основанная на общественной собственности на

средства производства, является планомерно развивающейся экономикой. Такое

ее развитие противостоит не рыночным отношениям, а стихийному или

анархическому состоянию производства, которое является главным признаком

экономики любого общества, основанного на частной собственности. А рыночные

отношения вовсе не являются специфической особенностью экономики общества

частной собственности. Рыночным отношениям противостоит натуральное, а не

плановое хозяйство. В натуральном хозяйстве не существует товарно-денежных

отношений, а только отношения натурального распределения, это и есть

основной признак экономики самообеспечивающегося закрытого общества.

Рыночная же экономика основана на общественном разделении труда и

взаимосотрудничестве. Она не всегда находится в стихийном и анархическом

состоянии. Это определяется тем, в условиях какой собственности существуют

рыночные отношения. В условиях социалистической общественной собственности

люди могут сознательно их контролировать, чтобы они служили

социалистической плановой экономике. Поскольку материальной предпосылкой

этих отношений является общественное разделение труда и обобществление

производства, то в этом смысле социалистическая плановая экономика,

основанная на крупном обобществленном производстве, не только не вступает в

конфликт с рыночными отношениями, но между ними даже имеется общее.

Социалистическая плановая экономика является такой плановой экономикой,

которая существует в условиях товарно-денежных отношений, она противостоит

только стихийной рыночной экономике и натуральному хозяйству, а не рыночным

отношениям, которые находятся под сознательным контролем людей.

Специфика модернизационных процессов в Китае показала, что Китай добился

огромных результатов за период проведения политики реформ и открытости,

начатой с 1978 года, подтверждая правильность выбранного пути. Достаточно

сказать, что за период 1978-1997 гг. среднегодовой прирост валового

внутреннего продукта составил 9,8%, а по валовым экономическим показателям

страна занимает 7-е место в мире. В 1997 г. общая сумма импорта и экспорта

составила 325,1 млрд. долл. США, по этому показателю Китай впервые вышел на

10-е место в мире[144].

По мнению Э. Пивоваровой, к основным факторам модернизации китайской

экономики следует отнести то, что:

«КНР не тратила много сил на разрушение и критику прошлого»;

«реформа в Китае с самого начала была повернута лицом к человеку, его

нуждам»;

«руководство страны, изучив имевшийся собственный и зарубежный опыт, пришло

к выводу и необходимости осуществлять реформу не по чужим рецептам, а

исходя из особенностей свой страны, решительно встав на путь «строительства

социализма с китайской спецификой»;

«в КНР не произошло обвальной либерализации экономики — главным методом ее

реформирования стало эволюционное поэтапное, с экспериментальными

проверками, продвижение к рынку»;

«практика уже первых лет реформы показала что, самый естественный путь к

рынку лежит на путь развития многообразных форм собственности:

коллективных, единоличных, частных, совместные (с иностранным

участием)»[145].

Стратегия реформы в Китае соединила два способа осуществления

преобразований: стихийный (снизу) и централизованный (сверху).

в) Социальный план реформирования китайского общества заключается в

создании новой национальной идеи в качестве цели, синтезирующей в себе

различные, на первый взгляд противоречащие друг другу идеи — план и рынок,

социализм и капитализм, конфуцианство и даосизм и т.д. Социальная

организация, формирующаяся вокруг такой цели, которая предполагает смену

приоритетов в политике с экономики на духовное производство, в рамках

которого предстоит выйти на новый уровень мировоззрения, внести серьезные

поправки в действующую классификацию наук, разработать другую парадигму

образования, учитывающую новый уровень интеграции человечества, определить

в качестве критериев оценки общественной жизни качество культуры в сфере

труда, материального производства, общения, управления и т.д.[146].

Заявленная задача синтезирования лучших достижений социализма и рыночной

экономики на территории Китая ставит на повестку дня сознательную работу,

направленную на развитие общественно-натурального хозяйства с элементами

рыночной экономики. В этих условиях становится реальностью многообразие

форм собственности при приоритете коллективных. Правление этим

многообразием, наряду с общественно значимыми связями из центра,

предполагает местное самоуправление, основу которого должна составить

хозяйственная деятельность, реализующая все имеющиеся на данной территории

ресурсы. Рыночные отношения возникнут здесь не через насилие и разрушение,

а естественным образом, как средство становления натурального хозяйства

регионов и как следствие этого развития.

Таким образом, сравнительный анализ политических и экономических

преобразований в итоге дает следующий результат:

В экономическом плане — успех китайских реформ был обусловлен тем, что

китайская экономика имела замкнутый характер и была аграрной, а неуспех

российских реформ был обусловлен тем, что ее экономика была интегрирована в

экономику Содружества экономической взаимопомощи (СЭВ), после развала,

которой экономика оказалась в кризисе, и в то же время индустриальный

характер российской экономики вызвал огромный дефицит продовольствия.

Помимо этого надо добавить, что все реформы в Китае проводятся при

предварительной теоретической проработке, с учетом всех требований в

отношении к специфике пути развития, под чутким руководством и всемерном

контроле со стороны правительства.

Сравнивая экономические реформы в России и КНР на их начальные этапах,

китайские ученые констатировали, что «первая создает теорию, а затем

педантично ей следует», тогда как вторая «учиться плавать, бросившись в

реку»[147].

В политическом плане — если в России была подвергнута реформирования вся

государственная и политическая система, то в Китае не было необходимости в

столь радикальном реформировании[148] и ее реформирование производилось

только с учетом требований объективной действительности.

В каждой сфере преобразования общественных систем России и Китая можно

выделить ряд существенных факторов, чье многообразие оказывает влияние на

динамику и определяет характер новых ценностей России и Китая. Среди

политических реформ в России следует назвать процессы демократизации,

признание принципа открытости, утверждения политических свобод. Среди

экономических наиболее существенное влияние оказывают процессы

приватизации и либерализации, которые обуславливают развитие у российского

человека чувств собственника, хозяина, предприимчивости, призывают его к

самостоятельности и индивидуализации. В сфере социальной такими факторами

оказываются как бы отделение человека от государства, необходимость в

основном полагаться на себя.

Политические реформы в Китае не в столь значительной мере, чем в России,

оказывают влияние на динамику ценностных ориентации, прежде всего, потому,

что изменения в политической сфере были не такими радикальными. Различие в

диверсификационном влиянии на динамику ценностных ориентаций студенчества

России и Китая сказывается на том, что, если российское студенчество

оказалось сильно политизированным, то китайское студенчество сразу

сосредоточилось на адаптации к новым экономическим условиям, что выразилось

в большем стремлении к обретению новых экономических знаний, которые могли

поспособствовать большему проникновению в суть экономических процессов.

Однако в экономике произошел ряд существенных трансформаций, который оказал

заметное влияние на переоценку прежних ценностных ориентаций и на

формирование новых, это — введение частной инициативы, интеграция в мировое

хозяйство, и связанной с этим необходимости уметь конкурировать и

соответствовать мировой конъюнктуре. Китайская экономика демонстрирует

высокую мобильность, чутко реагируя на новейшие тенденции в рыночной

конъюнктуре. Это качество — быть чутким к рыночной конъюнктуре —

современный китаец приобрел за последние двадцать лет.

С позиций сегодняшнего дня «китайский путь» реформы выглядит

предпочтительней российского варианта преобразований по таким компонентам,

как тщательная теоретическая, институциональная, экспериментальная

подготовка инноваций, более продуманная тактика перехода к рынку, внимание

правительства к социально-экономическим вопросам.

Важным преимуществом китайского варианта преобразований является сохранение

долгосрочных планов и целевых программ социально-экономического развития,

наращивания объема используемых на инвестиционные цели сбережений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.