| |||||
МЕНЮ
| Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и Россиинаселения. В то же время Россия по ряду конкретных направлений сумела продвинуться дальше Китая — по темпам создания различных видов рынка, в развитии банковской системы, использовании таких рычагов макроэкономического контроля, как налоги, процентная ставка, валютный курс. Процесс перехода к рынку и в Китае, и в России далек от завершения. Поэтому, сегодня было бы бессмысленным и преждевременно какую- либо из стран объявить «победителем». Да цель рыночной трансформации и не состоит в том, чтобы любой ценой придти к рынку раньше воображаемого соперника. Гораздо важнее просто придти к нему с минимальными потерями и максимальными приобретениями. Эта общая для обеих стран задача создает устойчивую основу для постоянного изучения в России и Китае взаимного опыта и уроков экономических реформ. Основные итоги политических и экономических России в целом и общем можно свести к следующим позициям: в политическом плане – авторитаризм либерального типа, недостаточная ясность в формулировании официальной идеологии, минимум кредита доверия к правительству. К тому же Россия вопреки всем ожидания, основывавшимся на перспективе вхождения в «общеевропейский дом», оказалась в стильной политической, экономической и культурной изоляции, превратившись по сути в страну — изгой, неудачницу мирового исторического процесса. В экономике — падение валового внутреннего продукта (с 1998 – рост и возврат на уровень 1988г.), недоверие к финансовой системе, минимальные иностранные инвестиции в экономику, слабая развитость среднего класса; в социальном плане — резкая поляризация общества на богатых и бедных с подавляющим преобладанием последних, региональная поляризация; в сфере культуры — заметное падение общественных вкусов, засилье дешевого голливудского продукта с преобладанием эротики, насилия, убийств на большом и малом экранах, вместе происходит возвращение к досоветской идеологии, во — многом утраченных за годы Советской власти. Ключевые итоги политического и экономического реформирования Китая выразились в следующих позициях: в политическом отношении – просвещенный авторитаризм, наличие официальной идеологии, доверие правительству; в экономике — рост валового внутреннего продукта, доверие к финансовой системе, большие иностранные инвестиции в экономику; в социальной сфере — формирование среднего класса; отсутствие резкой поляризации между бедными и богатыми, но наличие региональная поляризация (приморские провинции – глубинка); в культуре — более интенсивная конвергенция традиционной и социалистической культур. Общим элементом в перестройке ценностных ориентаций народа для России и Китая является смещение базы с коллективистских ценностных ориентаций в на индивидуалистские, но специфика преобразований в каждой стране определяет их иерархию. 2.1.2 Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентаций студенчества в России и КНР Ценностные ориентации студенческой молодежи России и Китая за последнее время поверглись значительной трансформации в режиме противостояния традиции и инновации плюс в модусе возвращения к историческим ценностям, которые прикровенно правят духом народа на протяжении всего времени его существования и являются его неотъемлемой духовной собственностью. Вот почему так актуален гуманитарный анализ состояния общества, специально относящийся к состоянию её ценностной сферы и проблемам идентичности. Особое внимание основным факторам, влияющим на изменение ценностных ориентаций студенчества России и Китая, уделялось А.С. Панариным, В.В. Ильиным в анализе структурных факторов[149], Л.П. Куксой, А.А. Булыгиной, В.В. Козловским в анализе политико — идеологических факторов[150], Н. И. Лапиным, А.А. Петровым в анализе экономических факторов[151], в анализе духовных факторов — В.М. Фигуровской, В.Э Гельбрасом [152] (Россия), и также для Китая в анализе структурных факторов — В.Я. Портяковым, М.Л. Титаренко[153], в анализе политико — идеологических факторов — А.В. Шитовым, Чжаном Фуцяном, Фень Луем[154], в анализе экономических факторов — О.Н. Борохом, Е.В. Спрогисом, Чжаном Сянго[155], в анализе духовных факторов — Б.Г. Дорониным, П.М. Кожиным, А.Е. Лукьяновым, М.Л. Титаренко[156] (Китай). Всякая цивилизация создает определенные социальные и культурные образцы и идеалы. Для создания таких образцов и идеалов мало чистого профессионализма. Для того чтобы образец выполнял свое реальное назначение — чтобы ему следовали, он должен обладать ценностным статусом. Современная же цивилизация как раз и характеризуется дефицитом ценностей или ценностным вакуумом при избытке разнообразных видов информации. Это связано с тем, что между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами обществами наблюдается рассоглассованность[157], которая вызывается дисбалансом между двумя социальными инстанциями, каковыми являются информация как ресурса интеграции и энергия как ресурса идентификации. Дело в том, что на переработку информации, которую в избытке производит западная цивилизация, в современном мире не хватает энергии, источником которой традиционно является восточная цивилизация. Именно благодаря информационному избытку западная цивилизация удерживает доминирование и могущество, а при этом энергия, черпавшаяся с Востока все больше и больше истощается. Поэтому основным фактором формирования новых ценностей становится принцип баланса между энергией и информацией[158]. Очевидно, что традиционные ценности нации — это энергийные ценности, и благоприобретаемые новые и новейшие ценности — это ценности информационного плана. Поэтому к структурным факторам динамики ценностных ориентаций студенчества России и Китая следует отнести принцип баланса между традиционной ценностной сеткой и ее инновационной модуляцией, искомого на оси «традиция — инновация». Наиболее значимым выражением этого баланса является синтез всего лучшего, что было в прошлом и того, что может быть взято из опыта развития современной цивилизации, упуская негативное и оптимально ассимилируя то лучшее, что продуцирует современное общество. Политико-идеологический фактор. Главным политико-идеологическим фактором динамики ценностных ориентаций, выработанного в результате китайской реформы в области политике, стал принцип перехода «от главенства личности — к главенству закона». Движение политической реформы в КНР в этом направлении, «по всей видимости, свидетельствует об отказе руководства КНР от старой революционной риторики и старых командно-административных принципов управления государством, ставших нежизнеспособными в условиях построения основ рыночной экономики. Вместе с тем, речь идет о главенстве «социалистического» закона, что означает в частности, стремление руководства КНР сохранять руководящее положение и в новых экономических условиях»[159]. Таким образом, на место власти авторитарной личности в Китае приходит власть символической функции, которая центрирует собой социальное поле, что говорит об апроприации китайской государственностью современного политического опыта, в основании которого лежит принцип формальности конституционного закона, не зависящего от произвола конкретной личности. Этому закону обязаны, подчинятся все от рядового гражданина до главы государства. Эти принципы согласуются с конфуцианским учением о государстве[160]. К политико-идеологическим факторам относится и макрополитическая открытость Китая внешнему миру, при оценке которого следует принять во внимание следующие моменты: «— масштабы открытости намного превзошли первоначальные наметки руководства страны, а влияние политики открытости на все стороны общественной жизни Китая оказались намного глубже, чем это можно было предположить в начале реформ; — открытость из средства обеспечения стратегии развития Китая трансформировалась в один из ведущих факторов, определяющих и формирующих общую стратегию развития страны, производственную, территориальную и технологическую структуру экономики КНР; — все более глубокое вовлечение Китая в мировое хозяйство имеет не только позитивные стороны (безусловно, преобладающие), но и негативные последствия»[161]. В самом общем виде Китай стал намного более зависим от мировой экономической конъюнктуры и в известном смысле более уязвим, чем в начале реформ. Опыт Китая и некоторых других стран Азии свидетельствует о том, что «тезис о формировании мировой культуры на основе «полной вестернизации» всего мира все больше становится данью европоцентристским амбициям»[162]. Он мешает полноценному налаживанию сотрудничеству стран Запада с азиатскими государствами и государствами других регионов. В России дело обстоит несколько сложнее, поскольку ее идеология всегда была мессиански окрашена. Но качество этой миссии теперь носит конкретно- исторический характер и связано оно с тем, что Россия, в силу ее срединного положения между Востоком и Западом, входит в пространство и время евразийства. Этим собственно и определяется качество будущего российского общества. И вчера, и сегодня народ в России выступает как субстанция, живущая в двух разных измерениях. С одной стороны, народ живет трудной бытовой жизнью, которая отнюдь не заслуживает выспренных слов и оценок. Народ и сам осознает это, и потому на уровне обыденного сознания предельно самоироничен и самокритичен. С другой стороны, в его культурном Воображаемом живет мессианский архетип избранничества, тайного, невидимого обыденного глазу исторического призвания[163]. Историческая идентичность России зарождалась в момент совпадения двух великих событий: окончания татарского ига и падения Византии. Конец ига проложил начало политической самостоятельности русского народа. Историческое задание было получено после того, как пала Византийская империя — центр православного мира. Здесь же закладывается «историческая парадигма России, сочетающая следующие узловые моменты: 1. Русская государственность предстает как православная, т. е. Отмеченная свыше. Эта государственность воплощает и отстаивает не столько греховные земные интересы (богатство и власть), сколько высшие, мироспасительные. Сила этому государству нужна для защиты сакральных ценностей. 2. Совпадение этнической и религиозной идентичности. 3. Праведное одиночество во враждебном мире. Сочетание предельного одиночества с предельной ответственностью породило особый тип идейной мобилизованности»[164]. Архетип политического устройства российского общества изначально базировался на дуальности богоизбранного «царя - батюшки» и народа. Однако между ними стоял боярский слой, которой опосредствовал связь между царем и народом. Изначально правящий слой сначала бояр, власть которых измерялось объемом собственности (земли), потом дворянства, чья власть определялась символической функцией в государственной системе, ложился тяжким бременем на плечи народа. Между народом и правящим слоем всегда шла незримая война. Даже реформы Петра не оказали существенного влияния на отношения между властью и народом, более того они их усугубили. И если реформы в России для правящей верхушки были «вестернизацией», то для простого народа они оборачивались «истернизацией». Противостояние власти и народа завершился, как известно, октябрьским переворотом 1917 года. И поместное боярство, и служилое дворянство, и царское чиновничество, и советская номенклатура, будучи призванными обеспечивать символическое посредничество между обществом и властью, становились для народа тяжким испытанием, деспотичным репрессивным аппаратом, препятствующим нормальному функционированию общества. Сформировавшийся сейчас в России класс экономической элиты становится мощным фактором противодействия классу политической элиты, и их конкуренция за право быть правящим слоем обуславливает движение конкурирующих сторон к повышению эффективности своей деятельности. Однако первичный пафос внедрения механизмов рыночного хозяйствования заметно снизился, а сама рыночная экономика скомпрометировала себя в глазах большинства народа, оказавшегося не удел в результате перераспределения государственного имущества, в результате которого потерпел неудачу проект «народного капитализма». С другой стороны, внутри истории сознания российского народа исподволь всегда вызревала особая идеология, которая заставляет по-новому оценить возникшую в 20-е годы XX столетия концепцию евразийства, обратившего на себя внимание необычностью пущенного в обиход понятия, нетрадиционным анализом проблем. В основе нового учения лежали «четыре идеи, определяя его парадигму: 1) утверждение «третьего пути» как пути развития России; 2) идея освоения идеалов на началах православной веры; 3) учение об идеократическом государстве»[165]. Учение о государстве занимает в концепции российской идеологии особое место. Согласно ей, российская культура порождает государство особого типа, реализующее геополитическое единство и цельность всех сфер евразийского мира, служа балансом между «прогрессивным» и технократичным Западом и органичным и традиционалистским Востоком. Даже в провозглашенной частной системе хозяйствования последнее слово остается за государством, выступающим в роли верховного хозяина общества, позволяющего вмешиваться (управлять планировать, координировать, давать задания) во все сферы хозяйственной жизни субъектов. Чтобы успешно решать возложенные на него задачи, государство должно обладать сильной властью, сохраняющей в то же время связь с народом и представляющей его идеалы. В современной идеологии России власть характеризуется как «демотический правящий слой», формируемый путем отбора из народа и связанный с ним одной идеологией (мировоззрением) и потому способный выражать его интересы. Государство этого типа определяется как президентская республика. В нем единая культурно-государственная идеология правящего слоя так связана с единством и силою государства, что ее нет без них, и их нет без нее»[166]. Современное российское учение, о государственном устройстве, обладая элементами евразийства, опирается на опыт государственного и партийного строительства в СССР. Таким образом, среди политико — идеологических факторов реформ в Китая выделяются: «переход от власти личности к власти закона», доминирование государственной идеологии в важнейших вопросах жизни страны, строгая преемственность государственного управления. Среди факторов политико — идеологического реформирования в России наиболее значимыми являются демократизация основных сфер общественной жизни, формирование идеологии, основанной на началах православия, создание внещнеполтической концепции, базирующейся на геополитической срединности России, служащей балансом между Востоком и Западом. Экономические факторы. На динамику ценностных ориентаций российского студенчества экономические факторы оказывают, пожалуй, наиболее значительное влияние, поскольку они напрямую касаются нестабильности, незащищенности и неустойчивости социального положения студента. Для российского студента очень важно ощущать себя социально защищенным со стороны государства, поэтому его ценностные ориентации определяются зависимостью от государства. Однако в них несомненно имеется и рыночная составляющая. Взаимоналожение противоречащих друг другу тенденций в ходе реформирования политики и экономики обуславливает полифакторность их влияния на динамику ценностных ориентаций студенчества России. В процессе реформирования решается вопрос о паритете идеологического влияния на общество между экономическими и политическими институтами. Ценностным выражением противостояния экономических и политических факторов является известный конфликт традиционных и либеральных ценностных ориентаций[167]. Основанием для ценностного противопоставления рынка и ценностных ориентаций является то, что система ценностных ориентаций относится к миру в целом, а рынок - всего лишь одна из форм обмена результатами человеческой деятельности. Ценности ориентированы на вечные императивы и уже, поэтому они выражают цельность мира, а не отдельные его части, следовательно, никакой самый современный рынок не в состоянии определить истинную ценность духовности и таких ее форм, как культура и искусство, а именно их задача быть определяющим фактором развития социального мира, хотя на определенном этапе само общественное развитие сильно детерминирует изменение духовных ценностей. Ценностный конфликт между духовными и материальными целями, углубляющийся по мере обособления экономической деятельности, имеет своим источником двойственность результатов последней и характер соотношения этих результатов, или параметры эффективности экономической деятельности. Возрастание созидательной результативности экономической деятельности неизбежно вызывает ее гипертрофию и временное подчинение ценностям богатства, власти, социального успеха всех прочих ценностей, но одновременно такое возрастание неизбежно раскрывает в итоге подчиненную роль экономической деятельности. Ценностные конфликты своим появлением обязаны развитию производительных общественных сил, вычленению на этой основе экономической деятельности в составе жизнедеятельности как таковой, а экономического субъекта в пространстве прочих субъектов деятельностной активности и, следовательно, он связан с появлением особых ценностных миров, с усложнением и специализацией этих миров по мере усложнения и специализации их деятельностного основания»[168], а также новых видов деятельности со своими ценностными ориентациями. К числу важнейших специфических особенностей модернизационных процессов в Китае относится и то, что китайскому руководству удалось в максимальной степени использовать «китайские традиции и ценности в сфере экономики, и прежде всего, традиции и ценности конфуцианства: усердие, бережливость, осторожность, смирение с бедностью, традиционный приоритет земледелия перед прочими видами хозяйственной деятельности, примат справедливости над выгодой, культ семьи, высокая рациональность, самодисциплина и др.»[169]. В то же время китайские реформы ни в коем случае не должны выводиться за скобки общемирового процесса рыночной трансформации. Они его важная, неотъемлемая часть[170]. Устроенность реформы в «общий контекст социально-экономического развития, постоянное внимание к созданию и поддержанию благоприятствующей реформе макроэкономической и социальной среды, неизменная ориентация на реальную отдачу реформы для подавляющего большинства населения, естественный, по мере вызревания условий характер расширения ареала действия рыночных принципов — таков суммированный позитивный капитал феномена реформ.[171] Таким образом, важнейшими факторами, оказывающими влияние на ценностные Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|