реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России

населения.

В то же время Россия по ряду конкретных направлений сумела продвинуться

дальше Китая — по темпам создания различных видов рынка, в развитии

банковской системы, использовании таких рычагов макроэкономического

контроля, как налоги, процентная ставка, валютный курс.

Процесс перехода к рынку и в Китае, и в России далек от завершения.

Поэтому, сегодня было бы бессмысленным и преждевременно какую- либо из

стран объявить «победителем». Да цель рыночной трансформации и не состоит в

том, чтобы любой ценой придти к рынку раньше воображаемого соперника.

Гораздо важнее просто придти к нему с минимальными потерями и максимальными

приобретениями. Эта общая для обеих стран задача создает устойчивую основу

для постоянного изучения в России и Китае взаимного опыта и уроков

экономических реформ.

Основные итоги политических и экономических России в целом и общем можно

свести к следующим позициям:

в политическом плане – авторитаризм либерального типа, недостаточная

ясность в формулировании официальной идеологии, минимум кредита доверия к

правительству. К тому же Россия вопреки всем ожидания, основывавшимся на

перспективе вхождения в «общеевропейский дом», оказалась в стильной

политической, экономической и культурной изоляции, превратившись по сути в

страну — изгой, неудачницу мирового исторического процесса. В экономике —

падение валового внутреннего продукта (с 1998 – рост и возврат на уровень

1988г.), недоверие к финансовой системе, минимальные иностранные инвестиции

в экономику, слабая развитость среднего класса; в социальном плане — резкая

поляризация общества на богатых и бедных с подавляющим преобладанием

последних, региональная поляризация; в сфере культуры — заметное падение

общественных вкусов, засилье дешевого голливудского продукта с

преобладанием эротики, насилия, убийств на большом и малом экранах, вместе

происходит возвращение к досоветской идеологии, во — многом утраченных за

годы Советской власти.

Ключевые итоги политического и экономического реформирования Китая

выразились в следующих позициях: в политическом отношении – просвещенный

авторитаризм, наличие официальной идеологии, доверие правительству; в

экономике — рост валового внутреннего продукта, доверие к финансовой

системе, большие иностранные инвестиции в экономику; в социальной сфере —

формирование среднего класса; отсутствие резкой поляризации между бедными и

богатыми, но наличие региональная поляризация (приморские провинции –

глубинка); в культуре — более интенсивная конвергенция традиционной и

социалистической культур.

Общим элементом в перестройке ценностных ориентаций народа для России и

Китая является смещение базы с коллективистских ценностных ориентаций в

на индивидуалистские, но специфика преобразований в каждой стране

определяет их иерархию.

2.1.2 Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентаций

студенчества в России и КНР

Ценностные ориентации студенческой молодежи России и Китая за последнее

время поверглись значительной трансформации в режиме противостояния

традиции и инновации плюс в модусе возвращения к историческим ценностям,

которые прикровенно правят духом народа на протяжении всего времени его

существования и являются его неотъемлемой духовной собственностью. Вот

почему так актуален гуманитарный анализ состояния общества, специально

относящийся к состоянию её ценностной сферы и проблемам идентичности.

Особое внимание основным факторам, влияющим на изменение ценностных

ориентаций студенчества России и Китая, уделялось А.С. Панариным, В.В.

Ильиным в анализе структурных факторов[149], Л.П. Куксой, А.А. Булыгиной,

В.В. Козловским в анализе политико — идеологических факторов[150], Н. И.

Лапиным, А.А. Петровым в анализе экономических факторов[151], в анализе

духовных факторов — В.М. Фигуровской, В.Э Гельбрасом [152] (Россия), и

также для Китая в анализе структурных факторов — В.Я. Портяковым, М.Л.

Титаренко[153], в анализе политико — идеологических факторов — А.В.

Шитовым, Чжаном Фуцяном, Фень Луем[154], в анализе экономических факторов

— О.Н. Борохом, Е.В. Спрогисом, Чжаном Сянго[155], в анализе духовных

факторов — Б.Г. Дорониным, П.М. Кожиным, А.Е. Лукьяновым, М.Л.

Титаренко[156] (Китай).

Всякая цивилизация создает определенные социальные и культурные образцы и

идеалы. Для создания таких образцов и идеалов мало чистого

профессионализма. Для того чтобы образец выполнял свое реальное назначение

— чтобы ему следовали, он должен обладать ценностным статусом. Современная

же цивилизация как раз и характеризуется дефицитом ценностей или ценностным

вакуумом при избытке разнообразных видов информации. Это связано с тем, что

между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами обществами

наблюдается рассоглассованность[157], которая вызывается дисбалансом между

двумя социальными инстанциями, каковыми являются информация как ресурса

интеграции и энергия как ресурса идентификации.

Дело в том, что на переработку информации, которую в избытке производит

западная цивилизация, в современном мире не хватает энергии, источником

которой традиционно является восточная цивилизация. Именно благодаря

информационному избытку западная цивилизация удерживает доминирование и

могущество, а при этом энергия, черпавшаяся с Востока все больше и больше

истощается. Поэтому основным фактором формирования новых ценностей

становится принцип баланса между энергией и информацией[158].

Очевидно, что традиционные ценности нации — это энергийные ценности, и

благоприобретаемые новые и новейшие ценности — это ценности информационного

плана. Поэтому к структурным факторам динамики ценностных ориентаций

студенчества России и Китая следует отнести принцип баланса между

традиционной ценностной сеткой и ее инновационной модуляцией, искомого на

оси «традиция — инновация». Наиболее значимым выражением этого баланса

является синтез всего лучшего, что было в прошлом и того, что может быть

взято из опыта развития современной цивилизации, упуская негативное и

оптимально ассимилируя то лучшее, что продуцирует современное общество.

Политико-идеологический фактор. Главным политико-идеологическим фактором

динамики ценностных ориентаций, выработанного в результате китайской

реформы в области политике, стал принцип перехода «от главенства личности —

к главенству закона». Движение политической реформы в КНР в этом

направлении, «по всей видимости, свидетельствует об отказе руководства КНР

от старой революционной риторики и старых командно-административных

принципов управления государством, ставших нежизнеспособными в условиях

построения основ рыночной экономики. Вместе с тем, речь идет о главенстве

«социалистического» закона, что означает в частности, стремление

руководства КНР сохранять руководящее положение и в новых экономических

условиях»[159].

Таким образом, на место власти авторитарной личности в Китае приходит

власть символической функции, которая центрирует собой социальное поле, что

говорит об апроприации китайской государственностью современного

политического опыта, в основании которого лежит принцип формальности

конституционного закона, не зависящего от произвола конкретной личности.

Этому закону обязаны, подчинятся все от рядового гражданина до главы

государства. Эти принципы согласуются с конфуцианским учением о

государстве[160].

К политико-идеологическим факторам относится и макрополитическая открытость

Китая внешнему миру, при оценке которого следует принять во внимание

следующие моменты:

«— масштабы открытости намного превзошли первоначальные наметки руководства

страны, а влияние политики открытости на все стороны общественной жизни

Китая оказались намного глубже, чем это можно было предположить в начале

реформ;

— открытость из средства обеспечения стратегии развития Китая

трансформировалась в один из ведущих факторов, определяющих и формирующих

общую стратегию развития страны, производственную, территориальную и

технологическую структуру экономики КНР;

— все более глубокое вовлечение Китая в мировое хозяйство имеет не только

позитивные стороны (безусловно, преобладающие), но и негативные

последствия»[161]. В самом общем виде Китай стал намного более зависим от

мировой экономической конъюнктуры и в известном смысле более уязвим, чем в

начале реформ.

Опыт Китая и некоторых других стран Азии свидетельствует о том, что «тезис

о формировании мировой культуры на основе «полной вестернизации» всего мира

все больше становится данью европоцентристским амбициям»[162]. Он мешает

полноценному налаживанию сотрудничеству стран Запада с азиатскими

государствами и государствами других регионов.

В России дело обстоит несколько сложнее, поскольку ее идеология всегда была

мессиански окрашена. Но качество этой миссии теперь носит конкретно-

исторический характер и связано оно с тем, что Россия, в силу ее срединного

положения между Востоком и Западом, входит в пространство и время

евразийства. Этим собственно и определяется качество будущего российского

общества. И вчера, и сегодня народ в России выступает как субстанция,

живущая в двух разных измерениях. С одной стороны, народ живет трудной

бытовой жизнью, которая отнюдь не заслуживает выспренных слов и оценок.

Народ и сам осознает это, и потому на уровне обыденного сознания предельно

самоироничен и самокритичен. С другой стороны, в его культурном

Воображаемом живет мессианский архетип избранничества, тайного, невидимого

обыденного глазу исторического призвания[163].

Историческая идентичность России зарождалась в момент совпадения двух

великих событий: окончания татарского ига и падения Византии. Конец ига

проложил начало политической самостоятельности русского народа.

Историческое задание было получено после того, как пала Византийская

империя — центр православного мира. Здесь же закладывается «историческая

парадигма России, сочетающая следующие узловые моменты:

1. Русская государственность предстает как православная, т. е. Отмеченная

свыше. Эта государственность воплощает и отстаивает не столько греховные

земные интересы (богатство и власть), сколько высшие, мироспасительные.

Сила этому государству нужна для защиты сакральных ценностей.

2. Совпадение этнической и религиозной идентичности.

3. Праведное одиночество во враждебном мире. Сочетание предельного

одиночества с предельной ответственностью породило особый тип идейной

мобилизованности»[164].

Архетип политического устройства российского общества изначально

базировался на дуальности богоизбранного «царя - батюшки» и народа. Однако

между ними стоял боярский слой, которой опосредствовал связь между царем и

народом. Изначально правящий слой сначала бояр, власть которых измерялось

объемом собственности (земли), потом дворянства, чья власть определялась

символической функцией в государственной системе, ложился тяжким бременем

на плечи народа. Между народом и правящим слоем всегда шла незримая война.

Даже реформы Петра не оказали существенного влияния на отношения между

властью и народом, более того они их усугубили. И если реформы в России для

правящей верхушки были «вестернизацией», то для простого народа они

оборачивались «истернизацией». Противостояние власти и народа завершился,

как известно, октябрьским переворотом 1917 года.

И поместное боярство, и служилое дворянство, и царское чиновничество, и

советская номенклатура, будучи призванными обеспечивать символическое

посредничество между обществом и властью, становились для народа тяжким

испытанием, деспотичным репрессивным аппаратом, препятствующим нормальному

функционированию общества.

Сформировавшийся сейчас в России класс экономической элиты становится

мощным фактором противодействия классу политической элиты, и их конкуренция

за право быть правящим слоем обуславливает движение конкурирующих сторон к

повышению эффективности своей деятельности. Однако первичный пафос

внедрения механизмов рыночного хозяйствования заметно снизился, а сама

рыночная экономика скомпрометировала себя в глазах большинства народа,

оказавшегося не удел в результате перераспределения государственного

имущества, в результате которого потерпел неудачу проект «народного

капитализма».

С другой стороны, внутри истории сознания российского народа исподволь

всегда вызревала особая идеология, которая заставляет по-новому оценить

возникшую в 20-е годы XX столетия концепцию евразийства, обратившего на

себя внимание необычностью пущенного в обиход понятия, нетрадиционным

анализом проблем. В основе нового учения лежали «четыре идеи, определяя его

парадигму: 1) утверждение «третьего пути» как пути развития России; 2) идея

освоения идеалов на началах православной веры; 3) учение об идеократическом

государстве»[165].

Учение о государстве занимает в концепции российской идеологии особое

место. Согласно ей, российская культура порождает государство особого типа,

реализующее геополитическое единство и цельность всех сфер евразийского

мира, служа балансом между «прогрессивным» и технократичным Западом и

органичным и традиционалистским Востоком. Даже в провозглашенной частной

системе хозяйствования последнее слово остается за государством,

выступающим в роли верховного хозяина общества, позволяющего вмешиваться

(управлять планировать, координировать, давать задания) во все сферы

хозяйственной жизни субъектов. Чтобы успешно решать возложенные на него

задачи, государство должно обладать сильной властью, сохраняющей в то же

время связь с народом и представляющей его идеалы.

В современной идеологии России власть характеризуется как «демотический

правящий слой», формируемый путем отбора из народа и связанный с ним одной

идеологией (мировоззрением) и потому способный выражать его интересы.

Государство этого типа определяется как президентская республика. В нем

единая культурно-государственная идеология правящего слоя так связана с

единством и силою государства, что ее нет без них, и их нет без нее»[166].

Современное российское учение, о государственном устройстве, обладая

элементами евразийства, опирается на опыт государственного и партийного

строительства в СССР.

Таким образом, среди политико — идеологических факторов реформ в Китая

выделяются: «переход от власти личности к власти закона», доминирование

государственной идеологии в важнейших вопросах жизни страны, строгая

преемственность государственного управления. Среди факторов политико —

идеологического реформирования в России наиболее значимыми являются

демократизация основных сфер общественной жизни, формирование идеологии,

основанной на началах православия, создание внещнеполтической концепции,

базирующейся на геополитической срединности России, служащей балансом между

Востоком и Западом.

Экономические факторы. На динамику ценностных ориентаций российского

студенчества экономические факторы оказывают, пожалуй, наиболее

значительное влияние, поскольку они напрямую касаются нестабильности,

незащищенности и неустойчивости социального положения студента. Для

российского студента очень важно ощущать себя социально защищенным со

стороны государства, поэтому его ценностные ориентации определяются

зависимостью от государства. Однако в них несомненно имеется и рыночная

составляющая.

Взаимоналожение противоречащих друг другу тенденций в ходе

реформирования политики и экономики обуславливает полифакторность их

влияния на динамику ценностных ориентаций студенчества России. В процессе

реформирования решается вопрос о паритете идеологического влияния на

общество между экономическими и политическими институтами. Ценностным

выражением противостояния экономических и политических факторов является

известный конфликт традиционных и либеральных ценностных ориентаций[167].

Основанием для ценностного противопоставления рынка и ценностных ориентаций

является то, что система ценностных ориентаций относится к миру в целом, а

рынок - всего лишь одна из форм обмена результатами человеческой

деятельности. Ценности ориентированы на вечные императивы и уже, поэтому

они выражают цельность мира, а не отдельные его части, следовательно,

никакой самый современный рынок не в состоянии определить истинную ценность

духовности и таких ее форм, как культура и искусство, а именно их задача

быть определяющим фактором развития социального мира, хотя на определенном

этапе само общественное развитие сильно детерминирует изменение духовных

ценностей.

Ценностный конфликт между духовными и материальными целями, углубляющийся

по мере обособления экономической деятельности, имеет своим источником

двойственность результатов последней и характер соотношения этих

результатов, или параметры эффективности экономической деятельности.

Возрастание созидательной результативности экономической деятельности

неизбежно вызывает ее гипертрофию и временное подчинение ценностям

богатства, власти, социального успеха всех прочих ценностей, но

одновременно такое возрастание неизбежно раскрывает в итоге подчиненную

роль экономической деятельности.

Ценностные конфликты своим появлением обязаны развитию производительных

общественных сил, вычленению на этой основе экономической деятельности в

составе жизнедеятельности как таковой, а экономического субъекта в

пространстве прочих субъектов деятельностной активности и, следовательно,

он связан с появлением особых ценностных миров, с усложнением и

специализацией этих миров по мере усложнения и специализации их

деятельностного основания»[168], а также новых видов деятельности со своими

ценностными ориентациями.

К числу важнейших специфических особенностей

модернизационных процессов в Китае относится и то, что китайскому

руководству удалось в максимальной степени использовать «китайские традиции

и ценности в сфере экономики, и прежде всего, традиции

и ценности конфуцианства: усердие, бережливость, осторожность,

смирение с бедностью, традиционный приоритет земледелия перед прочими

видами хозяйственной деятельности, примат справедливости над выгодой, культ

семьи, высокая рациональность, самодисциплина и др.»[169]. В то же время

китайские реформы ни в коем случае не должны выводиться за скобки

общемирового процесса рыночной трансформации. Они его важная, неотъемлемая

часть[170].

Устроенность реформы в «общий контекст социально-экономического развития,

постоянное внимание к созданию и поддержанию благоприятствующей реформе

макроэкономической и социальной среды, неизменная ориентация на реальную

отдачу реформы для подавляющего большинства населения, естественный, по

мере вызревания условий характер расширения ареала действия рыночных

принципов — таков суммированный позитивный капитал феномена реформ.[171]

Таким образом, важнейшими факторами, оказывающими влияние на ценностные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.