реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России

Лисовский полагает, что «ключевыми инновационными элементами новой

философии молодежной политики выступают следующие идеи:

1.Молодежь — не только объект социализации, но и субъект активного

исторического действия. Место молодого поколения — не за кулисами, а на

авансцене истории.

2. Молодежные проблемы — это не только и не столько проблемы самой

молодежи, это проблемы общества, это общенациональные, общегосударственные

задачи. Через их решение общества, народы, нации страны выходят на

качественно новый уровень цивилизационного развития.

3. Молодежная политика должна быть направлена на подготовку молодежи для

интеграции в условия, существующие в обществе, с целью ее участия в

устранении имеющихся в нем элементов иррациональности и тормозящих

факторов, в выработке новой модели развития общественного развития. Каждая

смена поколения должна сопровождаться выходом общества на новый виток

социального прогресса»[195].

В современном демократическом обществе основой воспитания правосознания

подрастающего поколения становится социологическое представление о свободе,

которое напрямую связывается с неотделимостью ее от экономической

независимости. Именно с внедрением в молодежное сознание арсенала идей

политической свободы и экономической независимости, структурирующим весь

свод молодежного законодательства, связываются перспективы динамики

молодежных и студенческих ценностных ориентаций в направлении конвергенции

традиционных и либеральных ценностей.

2.Государственная молодежная политика КНР осуществляется в полном

соответствии с решениями Коммунистической Партии Китая, которая уделяет

пристальное внимание жизни китайской молодежи, понимая всю огромную

важность того, что молодежь несет в себе мощный потенциал будущего развития

страны[196].На каждом Пленуме КПК принимаются важные документы по

актуальным вопросам жизни, в которых ставятся задачи по расширению и

углублению социалистического сознания молодежи, по большему включению

молодых китайцев в политическую и экономическую жизнь общества, по

обеспечению возможностей подъема образовательного уровня учащихся и

студентов Китая.

На последнем Пленуме КПК (1997) был принят Закон «О молодежи Китая», в

котором были поставлены первоочередные задачи, способствующие решению

актуальных проблем жизни китайской молодежи[197]. Среди них следует

выделить:

распределение выпускников рабочими местами в соответствии с выбранной

профессией и дипломной квалификацией;

обеспечение молодых специалистов служебной жилплощадью или местом в

общежитии;

многосторонняя комплексная поддержка молодой семьи;

выплата «подъемных» (одноразовая) и социальных (многоразовая) пособий;

здравоохранительные мероприятия;

поддержка деятельности молодежных общественных организаций;

организация работы с молодежью по месту жительства.

Основным принципом молодежной политики Китая является трудовая этика, в

основании которой лежит вовлеченность молодежи в экономико-трудовую

деятельность. Особая роль здесь отводится участию, освобождающемуся на

период летних каникул от образовательных обязанностей студенчества в

специально создаваемых для этого трудовых лагерях. В студенческих трудовых

лагерях их участники занимаются аграрной деятельностью в сельской

местности. Участие в этих коммунах позволяет студенту существенно пополнить

свой бюджет, избавив родителей от затрат на содержание. В результате этой

деятельности молодой китаец приучается к коллективному труду, вырабатывает

трудолюбие, выносливость, профессиональные умения и навыки[198].

Именно в таком опыте студент овладевает основными и практическими

способностями, которые помогают ему в дальнейшем вступить на поприще своей

основной специальности.

В государственной программе молодежной политической доктрины КНР

декларируется также и другие важные мероприятия, способствующие оптимальной

адаптации китайского студенчества. К ним относится — политико-

идеологическое воспитание в духе социалистических идеалов и патриотизма;

воспитание гражданской культуры и формирование национального самосознания

молодежи; помощь молодежи в организации досуга, создание условий для

развития и реализации личности; поддержка молодежных инициатив и изучение

молодежной среды; поддержка деятельности молодежных общественных

организаций, поддержка инициатив молодежи; изучение объективного состояния

молодежной среды, информирование молодежи о возможностях решения ее

проблем.

Таким образом, и российское государство и китайское государство понимают

всю важность поддержки молодежи со стороны законодательной и исполнительной

властей путем принятия различных законов и постановлений, в которых

декларируется необходимость деятельного участия в жизни молодежи, а также

осуществления всевозможных государственных мероприятий по поддержке

молодежи.

Молодежное законодательство России уделяет большое внимание политическому

образованию и воспитанию молодежи в направлении создании условий для

вовлечения ее в общественную и политическую жизнь страны. Однако молодежная

политика не проявляет достаточной инициативы в области экономической

поддержки только вступающей в жизнь молодежи, что выражается в недостатке

финансирования, маленьком размере стипендии, сокращении бюджетного

образования и т.д.

Китайская молодежная политика неизменно делает акцент на создании условий

для быстрейшей адаптации студенческой молодежи к новым экономическим

условиям, законодательно закрепляет всемерную поддержку экономических

инициатив молодежи Китая.

2.2. Социальные изменения и ценностные ориентации студенческой молодежи

России и КНР

2.2.1. «Базовые» (дореформенные) ценностные ориентации студенчества России

и КНР

Анализу «базовых» (дореформенных) ценностей студенчества России и Китая

посвящен ряд фундаментальных исследований многих советских, российских и

китайских авторов, среди которых следует выделить таких специалистов по

базовым ценностным ориентациям студенчества СССР и России как В.Т.

Лисовский,А.И. Арнольдов, Е.И. Амелина, А.Г. Здравосмыслов, Н.И. Лапин,

С.Н. Иконникова (традиционные ценности советского студенчества)[199], Т.Э.

Петрова, А.И. Запесоцкий, А.А Козлов, Е.Г. Слуцкий (традиционные ценности

российского студенчества)[200], А.С. Ваторопин (политические ценностные

ориентации[201], А.В. Андреенкова (экономические ценностные

ориентации)[202], а также таких специалистов по базовым ценностным

ориентациям китайского студенчества как Л.С. Переломов, П.М. Кожин, К.А.

Кокарев, Титаренко М.Л, Чжао Цзюй (базовые политические ценности)[203],

И.Н. Наумов, Чжан Вэйминь, Чжан Сянго, Чжао Цзы (традиционные экономические

ценности)[204].

«Базовыми» (дореформенными) ценностными ориентациями является система

ценностных предпочтений, складывавшихся на протяжении длительного периода

устойчивого, стабильного существования общества. Принципиальной

характеристикой «базовой» системы ценностных ориентаций является

«регламентированный баланс между интегрирующим ядром и периферийным

дифференциалом» (Н.Л. Лапин).

Вектор ценностных ориентаций конкретной общественной системы определяется

радиусом горизонта социополитического поля, причем чем разряженней и

дифференцированней поле социальной реальности, тем интенсивнее и точнее

определенность конкретной ценностной ориентации. Иначе говоря, та или иная

ценностная ориентация в традиционном обществе может иметь одно системное

значение, а современном либеральном обществе новоевропейского типа

совершенно другое.

Так, например, ценность направленности к свободе в обществе с традиционными

ориентациями может рассматриваться как вседозволенность и анархия, и в тоже

время в современном обществе — это совершенно нормальное право человека

поступать в соответствии со своими волей и сознанием. Или же стремление к

богатству для социалистической системы ценностей совершенно неприемлемо, а

в либеральном обществе - это норма.

1. Ядро ценностей в российском обществе образуют три ценности: порядок в

обществе, семья, человеческое общение — самые распространенные в России

ценности[205]. В условиях жестоких экономических, социальных, политических,

идеологических потрясений, произошедших за последние десятилетия в

советской и постсоветской России, «наблюдается поразительная устойчивость

ядра базовых ценностей россиян». По мнению Н.И. Лапина, эта устойчивость

уберегла Россию от распада, от кровавых бунтов и иных катастроф.

И в то же время «в отличие от ядра и периферии средние слои ценностного

сознания весьма подвижны. Один из них — своего рода интегрирующий балансир

образуемый такими ценностями как жизнь, свобода, нравственность и

т.д.[206]. Большая часть населения всегда ориентируется на традиционные

ценности, и с трудом подвергается влияниям диверсификационных инноваций. К

тому же не изменился состав ядра и периферия ценностного сознания, но в

средних его слоях положение многих ценностей стало существенно иным. Прежде

всего, отмечается «существование устойчивого интегрирующего ядра

ценностного сознания, безусловно одобряемого, более чем 60% населения[207].

Ядро любой системы ценности во все времена составляют два основных понятия

человеческой жизни трудовая деятельность, работа и семья. Работа — это

главный институт человеческой идентификации и в бытийном плане, и в плане

социально-историческом, и непосредственно в бытовом. Как говорил К. Маркс,

«в труде человек познает себя». Семья — это основной институт человеческой

интеграции, элементарная единица социентальной системы, как говорится,

«ячейка общества». В семье человек с ранних лет приобретает первые опыты

социализации и адаптации.

Далее эти первичные ценностные приоритеты распадаются, делятся и

комбинируются, однако, принцип дифференциации системы ценностей на

идентифицирующие и интегрирующие ценности сохраняется на все протяжении их

формирования.

Подобно этому базовая система ценностных ориентаций студенчества, в чьи

функции входит «воспроизводство символического капитала» (П. Бурдье),

складывается из ценностей теоретической идентификации и практической

интеграции. Первой соответствует воспроизводство фундаментального знания

как основания культурно-исторической идентичности нации, а второй-

воспроизводство специального знания как теоретической базы будущей

профессии в качестве способа интеграции в социум.

Базовые ценностные ориентации российского студенчества всегда основывались

на идеале счастливого общества и в царской России, и при социализме. Это

был идеал общества, в котором все равны, отсутствует бедность,

гарантированы все права.

Социалистическая система ценностей была отчасти укоренена в традиционную

систему ценностей дореволюционной России, чья идеологическая доктрина в

свою очередь, базировалась на триаде, сформулированной в 19-ом веке

политическим и идеологическим деятелем царского правительства С. Уваровым —

«Самодержавие, православие, народность»[208]. В это триаде постулировались

основные принципы российской государственности, которая включала:

монархический принцип правления, моноцентричный принцип власти; основанную

на христианских догматах православия идеологию, в основе которой лежала

идея богоизбранности самодержца, «царя — батюшки», и исключительной роли

России в христианском мире, единственной православной империи, после уже

несуществовавших Римской и Византийской; народность как принцип,

коллективизма и сплоченности народа вокруг власти российского императора и

Церкви как претворенного Царствия Божия на Земле[209]. Традиционная

экономическая система обуславливала определенный ряд негативных факторов:

герметичность экономического роста; нерациональную структуру и

разбалансированность народного хозяйства; низкая эффективность производства

вследствие его экстенсивного развития; растущая дифференциация в развитии и

доходах между городом и деревней; широкомасштабное разрушение среды

обитания и прогрессирующее истощение природных ресурсов; доминирование

аграрного сектора экономики.

Идеологические принципы царской России во многом были в конечном итоге

адаптированы с советской идеологической системе в виде триады: советская

власть как вертикально — интегрированная система, охватывающая всю

территорию Советского Союза; коммунистическая идеология, утверждающая

равенство всех, и постулирующая необходимость построения бесклассового

коммунистического общества при руководящей роли КПСС; социалистичность,

которая выражала принципы превалирования общества над государством,

социальной коллективной интегрированности всего общества, вовлеченности

всех членов общества в политическую и экономическую активность,

демократичности и т.д.

Мы видим, что социалистическая политическая и идеологическая система много

позаимствовала от системы царской России. В наше время эта триада выглядит

так: президентская республика с федеративным устройством; конституционный

либерализм; демократия.

В советские годы ценностные ориентации были укоренены в социалистическую

систему ценностей. В.Т. Лисовский на основании исследований 60-х - 70-х

годов заключает, что советскому студенчеству «была присуща

целеустремленность, трудолюбие, самосовершенствование, жажда знаний,

стремление принести пользу Родине»[210]. В основу советской системы

ценностных ориентаций студенчества изначально был положен «коммунистический

общественный идеал», который характеризовался как «бесклассовый

общественной строй с единой общенародной собственностью на средства

производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе

с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе

постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного

богатства польются полным потоком»[211].

Система ценностных ориентаций советского студенчества базировалась на

принципах проработки учения марксизма — ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс

«показали, что общественные идеалы имеют материальное происхождение, …

Люди, — заявляли они, — являются производителем своих представлений, идей и

т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных

определенным развитием их производительных сил и соответствуют этапам

развития бытия, вплоть до его отдаленных форм»[212]. В полном соответствии

с этими принципами формировались ядро и периферия ценностных ориентаций

студенчества.

Основу базовой системы ценностных ориентаций студенчества советской России

составляли не «личностно-персоналистический» тип ценности, а ее

«общественно — коллективистская» форма, поскольку «социалистической

культуре общения противостоит трагическая по своему существу человеческая

разобщенность — родовой признак буржуазного общества»[213]. Центральными

для этой системы были ценности честности, порядочности, ответственности,

взаимовыручки т.д.

Мир советского студенчества складывался из многих интересов и преференций —

образовательных, культурных, социальных, спортивных. Большое значение

уделялось различных формам самодеятельности, к которым относятся такие

способы проведения досуга как КВН, студенческий театр, хор, камерные

ансамбли, которые значительно поднимали культурный уровень советского

студента и способствовали дальнейшему развитию его способностей. Известно,

что из этих «первичных организаций» культуры и спорта вышли многие

выдающиеся деятели культуры, искусства и спорта. Большое внимание в сфере

ценностных ориентаций студентов уделялось занятиям спортом, физкультурой,

туризмом, культурно-массовыми мероприятиями, призванных помимо расширения

культурно-интеллектуального кругозора, развития способностей и укрепления

здоровья, служить большему сплочению студенческого коллектива.

Все это многообразие форм и способов реализации ценностных ориентаций

студенчества показывает, что при отсутствии политических и экономических

ценностных ориентиров российского студенчество видело свой главный идеал в

совершенствовании духовных, умственных, интеллектуальных, музыкальных,

спортивных качеств, в гармонизации своей личности и ее развития. К

сожалению, в настоящее время в погоне за экономическими и политическими

целями и ценностями российский студент во многом утратил эту вот

направленность к самосовершенствованию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отсутствие внешних

экономических (богатство) и политических (власть) ориентиров, к тому же при

отсутствии у большинства студентов семьи в силу возраста и работы в силу

образовательной занятости, обуславливали направленность энергетических

затрат студенчества к идеалам духовного и физического обогащения. Советское

государство в своей Конституции первыми пунктами закрепляла основные права

советского человека на труд, на отдых, на здравоохранение, на образование,

что еще в большей степени стимулировало советское студенчество реализовать

свой творческий потенциал.

Поводя итог, можно констатировать незыблемость базовых ценностных

ориентаций российского студенчества, ядром которых были и остаются ценности

счастливой семьи, любимой и высокооплачиваемой работы,

самосовершенствования, принципы общественного коллективизма и социальной

стабильности, справедливого социального строя, основанного на принципах

демократии, идея счастливого и богатого общества.

2. На формирование «базовых» (дореформенных) ценностных ориентаций

китайского студенчества влиял ряд факторов традиционной политики и

экономики, который определялся веками складывавшейся культурно-

политической системы государства и общества.

К числу важных и актуальных ценностных ориентаций традиционной политической

культуры Китая относятся поддержание порядка и стабильности в обществе,

потребность в гармоническом единстве противоположностей, ориентации на

традиции и опыт прошлого.

На основании этих ценностных ориентаций, «порядок в государстве

поддерживается, согласно традиционным взглядам, эффективным внешним

наблюдением за выполнением законов (легисты) и внутренним контролем —

регулированием, как формой публичного принуждения (конфуцианцы)»[214].

Традиционное общество в Китае держалось на двух основных моральных

принципах: сыновней почтительности (сяо) и лояльности (чжун). При этом

первый принцип определял отношение индивида к его семье, а второй —

отношения в сферах, находящихся в сферах над родственно — семейными

связями. Отсюда следует весьма важная мысль о том, что «одним из основных

элементов общества является конкретный человек, почитающий своих родителей

и являющийся носителем моральных качеств, приобретенных в результате

продолжительного и трудного процесса учебы и воспитания, в соответствии с

такими представлениями, укрепление, стабилизация и совершенствование всего

общества должно происходить, начиная с отдельного человека и конкретной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.