реферат бесплатно, курсовые работы
 

Депозитарная деятельность в Республике Беларусь и пути ее совершенствования (на примере депозитария ООО "БММ-Траст")

Исключительно важным является деление рынка ценных бумаг на первичный и вторичный (рис. 1.2).

Рис. 1.2 Структура рынка ценных бумаг

Источник: Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - С. 21.

Таким образом, в зависимости от цели и характера фондовых операций рынок ценных бумаг может быть представлен в виде двух секторов:

- первичный рынок предназначен для организованной продажи фондового товара непосредственно владельцами реального капитала, титулом которого являются эмитированные ими ценные бумаги. Покупатели производят оплату товара, и денежные средства прямо инвестируются в активы эмитента, способствуя их развитию;

- вторичный рынок служит местом осуществления многократного оборота ценных бумаг, превращающихся в более или менее привлекательный товар - объект спекулятивных сделок.

Вторичный рынок делят на организованный и неорганизованный. Организованный рынок представлен, прежде всего, фондовой биржей как в классическом виде специально оборудования строения, так и виде компьютерной сети с подключенными к ней терминалами участников торгов. Неорганизованный, «уличный» рынок представлен множеством торговцев и характеризуется отсутствием единого курса одних и тех же бумаг и относительно небольшими объемами сделок, заключаемых инвестором непосредственно с торговцем за пределами торговой системы (например, через банк). Совершенно очевидно, что существование внебиржевого рынка необходимо. На нем представлено немало солидных фирм, чьи размеры не дотягивают до биржевых стандартов. В отличие от биржи внебиржевой рынок не локализован и представляет собой взаимосвязанную сеть учреждений, ведущих фондовые операции. Размер внебиржевого рынка существенно отличается в зависимости от размера страны.

Главная особенность внебиржевого рынка заключается в системе ценообразования. Учреждение, действующее вне биржи, покупает ценные бумаги на собственные средства, а затем перепродает с надбавкой в цене (маржей), которая и образует прибыль.

Биржевой механизм менее гибок по сравнению с внебиржевым. Технологический прогресс ведет к развитию систем внебиржевой торговли, которые более дешевы, гибки и эффективны. Однако основные характеристики - информационная прозрачность, гарантированность и надежность - уступают биржевым.

В зависимости от типа продаваемых ценных бумаг выделяют также такие части рынка ценных бумаг, как денежный рынок и рынок капиталов. Первый удовлетворяет потребности в оборотном капитале, второй - потребности в основном капитале.

Существуют следующие основные модели организации рынков ценных бумаг.

В американской модели рынка наиболее активная роль отводится брокерским компаниям и другим небанковским институтам при ограниченной деятельности на них коммерческих банков. Европейская модель, напротив, предполагает высокую активность и регулирующую роль на фондовом рынке банковских институтов. Сравнение их представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Сравнительная характеристика моделей фондового рынка

Признак сравнения

Американская модель

Европейская модель (Германия)

1

2

3

Степень централизации системы учета прав на ценные бумаги

Монополизация рынка ценных бумаг на уровне профессиональных участников

Полная централизация, закрепленная законодательно. Наличие центрального депозитария

Возможности совмещения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Коммерческим банкам запрещается заниматься инвестиционной деятельностью, а инвестиционным банкам - классическими банковскими операциями. Существуют ограничения на совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Банкам разрешено сочетать обычные банковские операции с большинством операций на рынке ценных бумаг (как профессиональных, так и непрофессиональных). Участники рынка ценных бумаг могут совмещать различные виды профессиональной деятельности

Роль банков на рынке ценных бумаг

Могут осуществлять кастодиальную деятельность, т.е. депозитарную деятельность по обслуживанию коллективных инвесторов

Банки играют всеобъемлющую роль в предоставлении финансовых услуг, могут выполнять кастодиальную деятельность (кастодиальные банки)

Тип системы учета прав на ценные бумаги

Распределенная

Централизованная

Наличие и роль регистраторов

Регистраторы осуществляют ведение реестров и находятся на первом уровне системы учета прав на ценные бумаги

Не существует регистраторов в отечественном понимании этого слова

Степень регулирования

Жесткое регулирование, высокий уровень контроля и надзора за рыночным поведением участников сделок с ценными бумагами со стороны государства

Минимальное участие государства в регулировании. Низкий уровень надзора и контроля, надзорные функции выполняет и государство и его субъекты

Роль номинальных держателей

«Ращепление» прав, закрепляемых ценной бумагой, между двумя лицами - собственником и номинальным держателем. У собственника остается только право на получение дохода

«Ращепление» не допускается. В реестре всегда указывается собственник. Номинальному держателю дается поручение выполнять определенный набор действий или ценные бумаги отдаются ему в залог (с переходом всех прав, закрепляемых ценной бумагой)

Наиболее распространенная смешанная модель предусматривает равные возможности для всех участников рынка ценных бумаг, как банков, так и саморегулируемых небанковских организаций.

Рынок ценных бумаг, какова бы ни была модель его организации, является неотъемлемой составляющей системой функционирования механизма рыночной экономики любого государства. Его появление в Республике Беларусь также было обусловлено необходимостью создания цивилизованных организационно-правовых форм деятельности участников рынка ценных бумаг.

1.2 Исторические аспекты развития фондового рынка и структура депозитарной системы в Республике Беларусь

Специфические условия экономического и социального развития Республики Беларусь после распада Советского Союза потребовали особого подхода к созданию рынка ценных бумаг как элемента социально направленной рыночной экономики. Национальные интересы воплотились в специфике нормативно-правовой и законодательной базы белорусского фондового рынка, становление и развитие которого происходило при непосредственном участии государства.

В основу функционирования рынка ценных бумаг были положены единые квалификационные требования к его участникам, стандартные процедуры совершения сделок, унификационные методики курсовых расчетов и апробированная мировым опытом обслуживания инфраструктура. Белорусская модель фондового рынка предполагала высокую степень государственного влияния через процедуры прямого и косвенного регулирования деятельности его институтов. Становление рынка ценных бумаг в Беларуси происходило одновременно с процессами разгосударствления и также неравномерно.

В 1991 году была создана Белорусская фондовая биржа - БФБ, как открытое акционерное общество со значительной долей государства в уставном фонде. Право участвовать в биржевых торгах имели только акционеры Белорусской фондовой биржи, поэтому эмитированные ею акции были достаточно привлекательным фондовым товаром, особенно в периоды оживления на финансовом рынке.

Правлением фондовой биржи утверждались правила торговли, порядок оформления сделок, обеспечивались условия для определения рыночного курса ценных бумаг, а также создавалась надежная система регистрации биржевых сделок. Биржевой товар представлял собой оформленные в соответствии с законом основные и производные ценные бумаги. Биржа обеспечивала профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимые условия для эффективной торговли фондовым товаром и регулировала их деятельность.

Создание в 1991 году Белорусской агропромышленной биржи также способствовало развитию фондового рынка. Она проводила и регистрировала операции с ценными бумагами, осуществляла их котировку, учет движения и анализ факторов, влияющих на конъюнктуру фондовой торговли.

Все эти функции были возложены на фондовый отдел биржи, членами которого могли быть ее акционеры, принимающие участие в биржевых торгах непосредственно либо через брокерскую контору, защищающую интересы клиентов в сделках с ценными бумагами.

После принятия в 1992 году закона "О ценных бумагах и фондовых биржах" фондовый рынок стал развиваться особенно бурно, чему способствовали высокие темпы приватизации на основе именных чеков "Имущество" и "Жилье". Чековая приватизация была направлена на безвозмездную форму разгосударствления предприятий и проводилась достаточно успешно.

В марте 1993 года была учреждена межбанковская валютная биржа - МВБ, на которой проводились валютные операции между уполномоченными банками, осуществлялось рыночное регулирование валютного курса и торги по государственным ценным бумагам. Биржа была закрытым акционерным обществом, которое в период относительной либерализации финансового рынка смогло создать достаточно эффективный механизм котировки валюты. На базе межбанковской валютной биржи интенсивно разворачивался вторичный рынок государственных ценных бумаг. Однако отсутствие надежных гарантий и свободного доступа к информации, недостаточный контроль со стороны государства и его органов, слабый уровень развития инфраструктуры и финансовые трудности тормозили развитие биржевого рынка государственных ценных бумаг. Со второго квартала 1996 года Указом Президента Республики Беларусь МВБ преобразована в государственное учреждение - ГУ МВБ, и передана в ведение Национального банка. На условиях самофинансирования и хозрасчета межбанковская валютная биржа стала организатором биржевых торгов по иностранным валютам и ценным бумагам.

В 1996 - 2000 годах был принят ряд нормативных документов, регламентирующих процессы обращения государственных ценных бумаг на биржевом рынке через торговую площадку межбанковской валютной биржи. Расширение спектра ее деятельности предполагает развитие организованных рынков ценных муниципальных и корпоративных бумаг, а также рынка срочных сделок с валютой и ценными бумагами.

Несмотря на значительные успехи в разработке нормативно-правовой базы фондового рынка, в 1997-1998 годах его развитие практически приостановилось по ряду причин объективного и субъективного характера. Жесткое государственное регулирование не способствовало созданию саморегулируемого рыночного механизма, а серьезные экономические трудности привели к оттоку капитала за пределы Беларуси, что негативно повлияло на инвестиционный климат в государстве.

В настоящее время механизм белорусского фондового рынка функционирует на базе нескольких автономных секторов:

сектора государственных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций, а также казначейских обязательств Национального банка;

рынка ценных корпоративных бумаг - акций и облигаций коммерческих банков, инвестиционных фондов и других юридических лиц;

рынка муниципальных обязательств, который начал развиваться в 1993 году.

В соответствии с Указом Президента РБ от 20.07.98, вместо валютных и фондовых бирж в Беларуси была создана единая Белорусская валютно-фондовая биржа в форме акционерного общества открытого типа. Она получила право биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами почти всех видов. Это был "неравный брак", потому что Международная валютная биржа в то время была активно работающей структурой, получала значительный доход, а Белорусская валютно-фондовая биржа имела только долги. В течение 1999 г. новая биржа практически полностью подготовилась к торговле акциями и другими ценными бумагами. Была создана секция фондового рынка, в которую к середине 2000 г. вошли 29 банков (включая НБ и иностранный банк "Москва-Минск") и 19 небанковских организаций [45].

Операции, связанные с эмиссией и обращением фондовых инструментов на рынке ценных бумаг республики, регулируются Законом Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах".

Рассмотрим современное состояние биржевого рынка ценных бумаг Республики Беларусь по следующим направлениям.

1. Развитие первичного рынка в 2005-2007гг. характеризуется следующими данными.

а) по государственным ценным бумаг Республики Беларусь

В 2005г. на аукционах Министерства финансов Республики Беларусь, проводимых через биржу, было размещено 32 выпуска ГКО с дисконтным доходом, в 2006 году - 45 выпусков, в 2007 году - 24 выпуска ГКО с дисконтным доходом [1]; [3];[28].

В 2005 году было размещено 8 выпусков ГДО с процентным доходом. В 2007г. на аукционах Министерства финансов Республики Беларусь, проводимых через биржу, было размещено также 6 выпусков ГДО с процентным доходом и 8 выпусков ГДО с дисконтным доходом. Кроме того, в 2005 году было проведено доразмещение 27 выпусков ГКО и 3 выпусков ГДО, в 2006 году - 35 выпусков ГКО, в 2007 году - 26 выпусков ГКО, 6 выпусков ГДО с процентным доходом и 6 выпусков ГДО с дисконтным доходом.

Суммарный объем сделок на аукционах по размещению и доразмещению через биржу государственных ценных бумаг в 2005г. составил 1 050,5 млрд. рублей или 11 593 768 облигаций (в 2004г. данные показатели составили 641,5 млрд. рублей или 7 212 900 облигаций); в 2006 году - 1 408,4 млрд. рублей или 15 252 129 облигаций; в 2007г. - 1 666,57 млрд. рублей или 18 383 075 облигаций [1]; [3];[28].

Количество заключенных сделок в 2005г. составило 837 (в 2004г. данный показатель составил 802), в 2006 году - 750, в 2007 году - 365.

Динамику суммарного объема заключенных сделок и их количества представим на рис. 1.3.

Рис. 1.3 Динамика суммарного объема заключенных сделок и их количества на аукционах по размещению и доразмещению через биржу государственных ценных бумаг в 2004-2007гг.

Видно, что суммарный объем заключенных сделок возрос в 2,6 раза, однако число сделок уменьшилось почти втрое. Это говорит о росте объема единичной сделки.

По состоянию на 03.01.2007г. к участию в аукционах Министерства финансов Республики Беларусь, проводимых через биржу, были допущены 23 банка и 12 небанковских профучастников рынка ценных бумаг. По состоянию на 01.01.2008г. к участию в аукционах Министерства финансов Республики Беларусь, проводимых через биржу, были допущены 24 банка и 10 небанковских профучастников рынка ценных бумаг.

б) первичный рынок облигаций открытых акционерных обществ

Первый биржевой простой закрытый аукцион по размещению на кассовых условиях дисконтных корпоративных облигаций ОАО «Белгазпромбанк» со сроком обращения 180 дней был успешно проведен 6 октября 2005г. Доходность по средневзвешенной цене составила 13,19% годовых. В ходе аукциона реализовано облигаций на сумму 8,4 млрд. ценных бумаг или 89 696 штук. Количество сделок с облигациями, заключенных в ходе аукциона составило 5.

По состоянию на 01.01.2008г. к размещению на бирже были допущены облигации ОАО "АСБ Беларусбанк" (3 выпуска).

В 2007г. в торговой системе биржи проводилось размещение облигаций 8 выпусков (6 банков). Суммарный объем сделок по размещению через биржу облигаций в 2007г. составил 13,14 млрд. рублей или 87 126 облигаций. Количество заключенных сделок в 2007г. составило 18 [28].

По состоянию на 01.01.2008г. к участию в покупке при размещении облигаций банков были допущены 10 банков и 1 небанковский профучастник рынка ценных бумаг.

2. Состояние и развитие вторичного рынка в 2005-2007гг. характеризуется следующими данными.

а) по государственным ценным бумагам Республики Беларусь

По состоянию на 03.01.2007г. к обращению на бирже допущено: 40 выпусков ГКО с дисконтным доходом (номинал - 100 000 рублей за облигацию); 71 выпуск государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом (из них 14 выпусков - номиналом 1 000 000 рублей за облигацию и 57 выпусков - номиналом 100 000 рублей за облигацию).

По состоянию на 01.01.2008г. к обращению на бирже допущено: 21 выпуск ГКО с дисконтным доходом (номинал - 100 000 рублей за облигацию); 68 выпусков государственных долгосрочных облигаций с процентным доходом (из них 7 выпусков - номиналом 1 000 000 рублей за облигацию и 61 выпуск - номиналом 100 000 рублей за облигацию); 8 выпусков государственных долгосрочных облигаций с дисконтным доходом (номинал - 100 000 рублей за облигацию).

Средневзвешенный уровень доходности по сделкам «до погашения» в 2005г. составил: с ДГКО - 14,77% годовых, с ПГДО - 13,28% годовых, с ДГДО - 19,83% годовых. В 2006г.: с ДГКО - 10,47% годовых, с ПГДО - 9,88% годовых. Соответственно, в 2007 году - с ДГКО - 10,63% годовых, с ПГДО - 10,5% годовых, с ДГДО - 10,8% годовых.

Средневзвешенная ставка РЕПО вне зависимости от срока РЕПО в 2005г. составила: с ДГКО - 9,07% годовых, с ПГДО - 10,16% годовых, с ДГДО - 12,83% годовых. В 2006г. составила: с ДГКО - 9,12% годовых, с ПГДО - 9,51% годовых. В 2007г. составила: с ДГКО - 10,16% годовых, с ДГДО - 10,49% годовых, с ПГДО - 10,24% годовых [1]; [3]; [28].

По состоянию на 01.01.2006г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 26 банков и 26 небанковских профучастников рынка ценных бумаг; по состоянию на 03.01.2007г. - 25 банков и 14 небанковских профучастников рынка ценных бумаг. По состоянию на 01.01.2008г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 25 банков и 13 небанковских профучастников рынка ценных бумаг.

Сводные итоги вторичного рынка ГЦБ МФ РБ в 2005-2007гг. представлены в таблице 1.2.

Таким образом, суммарный объем торгов государственными ценными бумагами в 2005г. составил 8 016,8 млрд. рублей или 81 601 419 облигаций (в 2004г. данные показатели составили 7 477,6 млрд. рублей или 76 996 904 облигации); в 2006г. составил 5 210,3 млрд. рублей или 54 114 927 облигаций; в 2007г. - 7 937,50 млрд. рублей или 84 735 769 облигаций.

Количество сделок, заключенных в биржевой торговой системе, в 2005 году составило 29 053 (в 2004г. данный показатель составил 38 117), в 2006 году - 12826, в 2007 году - 7 667.

б) по краткосрочным облигациям (КО) Национального банка Республики Беларусь

По состоянию на 01.01.2006г. к обращению на бирже было допущено 10 выпусков краткосрочных облигаций (номинал - 100 000 рублей за облигацию).

По состоянию на 03.01.2007г. к обращению на бирже не было допущено ни одного выпуска КО.По состоянию на 01.01.2008г. к обращению на бирже допущено 12 выпусков КО. Сводные итоги вторичного рынка КО НБ РБ представлены в таблице 1.3.

Таким образом, суммарный объем торгов краткосрочными облигациями в 2005г. составил 268,8 млрд. рублей или 2 715 913 облигаций. Количество сделок, заключенных в биржевой торговой системе, составило 575. (в 2004г. сделки с краткосрочными облигациями не заключались). Средневзвешенный уровень доходности по сделкам «до погашения» с краткосрочными облигациями в 2005г. составил 10,15% годовых. Средневзвешенная ставка РЕПО вне зависимости от срока РЕПО в 2005г. составила 7,37% годовых.

Суммарный объем торгов краткосрочными облигациями в 2006г. составил 401,4 млрд. рублей или 4 046 853 облигации (в 2005г. данные показатели составили 268,8 млрд. рублей или 2 715 913 облигаций). Количество сделок, заключенных в биржевой торговой системе, составило 236 (в 2005г. данный показатель составил 575). Средневзвешенный уровень доходности по сделкам «до погашения» в 2006г. составил 9,67% годовых. Средневзвешенная ставка РЕПО вне зависимости от срока РЕПО в 2006г. составила 7,83% годовых [3].

Суммарный объем торгов краткосрочными облигациями в 2007г. составил 136,70 млрд. рублей или 1 386 517 облигаций. Количество сделок, заключенных в биржевой торговой системе, составило 213. Средневзвешенная доходность по сделкам «до погашения» в 2007г. составила 10,74% годовых. Средневзвешенная ставка РЕПО вне зависимости от срока РЕПО в 2007г. составила 8,09 % годовых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.