реферат бесплатно, курсовые работы
 

Уголовно-исполнительное право

свободы, исправительные работы, ссылку и высылку. Исполнение наказания в

виде направления в дисциплинарный батальон до 1983 г. регулировалось

Положением о дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил СССР 1966 г. 21

апреля 1983 г. было утверждено новое Положение о дисциплинарном батальоне в

Вооруженных Силах СССР.

15 марта 1983 г. Указом ПВС СССР было принято Положение о порядке и

условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами

исправительно-трудового воздействия на осужденных. Положение определяло

правовые основы в виде лишения права занимать определенные должности, или

заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания,

конфискации имущества, лишения воинского или специального звания. В

качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных ИТК

называет: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-

воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое

обучение осужденных. В ИТК 1970 г. впервые были определены основы правового

положения лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки

и исправительных работ. Кодекс закрепил принцип участия общественности в

исправлении и перевоспитании осужденных.

Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы традиционно

занимали ведущие места в уголовно-исполнительной системе страны.

ИТК отразил существовавшую ранее систему лишения свободы которая была

установлена Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МООП

РСФСР 1961 г. ИТК предусматривал случаи временного оставления осужденных в

следственных изоляторах или тюрьме, если это было необходимо для

производства следственных действий, а также для выполнения хозяйственных

работ.

Указом ПВС СССР от 8 февраля 1977 г. был введен новый вид колоний-

поселений, для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденных

к лишению свободы на срок не свыше 5 лет. В дальнейшем в ИТК-поселениях

стали направляться все лица, впервые осужденные к лишению свободы за

преступления, совершенные по неосторожности. В 1985 г. создается новый вид

ИТК-поселений для осужденных впервые за умышленные преступления.

Тюрьмы по ИТК 1970 г. предназначались для содержания особо опасных

рецидивистов которым лишение свободы назначалось в виде тюремного

заключения, лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также переведенные из

ИТК за злостные нарушения режима. ИТК предусматривал исполнение наказания в

отношении несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях общего и

усиленного режима.

Начиная с 1968 г. стало практиковаться единовременное условное

освобождение из ИТУ отдельных категорий осужденных с направлением их на

предприятия народного хозяйства. В 1977 г. Основы уголовного

законодательства закрепили порядок условного освобождения из мест лишения

свободы с обязательным привлечением к труду.

12 июня 1970 г. был введен новый вид уголовного наказания - условное

осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду.

Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в 60-90

годы в своей основе был определен Положением об ИТК и тюрьмах 1961 г.

Основные требования режима определялись Основами и исправительно-трудовыми

кодексами, а также широким комплексом подзаконных актов. Главное место в

разряде последних занимали Правила внутреннего распорядка ИТУ 1972 и 1986

годов. Они устанавливали нормы приема осужденных в учреждения, правила их

поведения во время работы и отдыха, перечень работ и должностей, но которых

запрещается использование осужденных, перечень и количество предметов и

вещей, которые они могут иметь при себе, порядок изъятия запрещенных

предметов, правила проведения проверок, свиданий, приема и вручения

осужденным посылок, передач и т.д.

В исправительно-трудовых учреждениях устанавливается отрядная система,

которая юридически закрепляла Правилами внутреннего распорядка ИТУ 1972 г.

Численность осужденных в отрядах определялась в зависимости от вида режима

ИТУ и составляла от 50 до 120 человек.

В 1977 г. Указом ПВС СССР Основы исправительно-трудового

законодательства были дополнены нормой о «краткосрочных выездах за пределы

мест лишения свободы». В соответствии с данной нормой краткосрочные выезды

могли быть разрешены осужденным в связи с исключительными личными

обстоятельствами.

ИТК закрепил основные формы политико-воспитательной работы с

осужденными, отнеся к ним: трудовое соревнование; разъяснение

законодательства; агитационную работу и пропагандистскую работу; культурно-

массовую и физкультурно-спортивную работу; индивидуальную работу. Политико-

воспитательная работа с осужденными должна была проводиться

дифференцированно с учетом вида ИТК и установленного в нем режима. В

тюрьмах и помещениях камерного типа такая работа проводилась покамерно.

3. Уголовно-исполнительное право России с 1991 года по настоящее время

В указанный период были приняты важнейшие правовые акты в сфере

применения уголовных наказаний и обращения с осужденными, что явилось

составной частью реформы уголовно-исполнительной системы. Существенные

изменения произошли в уголовно-исполнительной политике в связи с коренным

изменением политики государства. 12 июля 1990 г. были принята Декларация о

государственном суверенитете в которой провозглашались высшей ценностью

интересы человека. Это положение было развито в Декларации прав и свобод

человека и гражданина 1991 г., в статье 2 которой было сказано: «Права и

свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той

мере какой это необходимо в целях защиты конституционного строя,

нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в

демократическом обществе. Конституция РФ 1993 г. провозгласила в статье 2

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность

государства».

Указанный принцип лег в основу и нового уголовно-исполнительного права.

В этих условиях более значимыми стали выглядеть мероприятия по гуманизации

исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.

Одним из первых нормативно-правовых актов, направленных на

реформирование уголовно-исполнительной системы были Указы Президента РФ.

Среди них Указы от 30 ноября 1991 г. «Об изменениях в системе оплаты труда

осужденных и лиц, содержащихся в лечебно-трудов ых профилакториях МВД РФ» и

от 12 октября «О приватизации в органах внутренних дел РФ». Первым Указом

были отменены 50% удержания из заработка осужденных в доход государства и

устанавливались лишь удержания о фактической стоимости питания и вещевого

имущества, предоставленного осужденным. Второй Указ запретил приватизацию

предприятий, учреждений и органов внутренних дел независимо от источников

финансирования.

Указом от 22 апреля 1994 г. функции охраны учреждений, исполняющих

уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объекты передавались

исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы от внутренних

войск МВД России.

12 июня 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О внесении

изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный

кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Этот закон внес

наиболее существенные изменения в нормативную базу функционирования

уголовно-исполнительной системы. Этим законом Российское исправительно-

трудовое законодательство было приведено в соответствии с международными

нормами права. Законом была гарантирована осужденным свободы совести и

вероисповедания.

Служители культа разных конфессий получили возможность посещать места

лишения свободы с целью отправления религиозных обрядов.

Администрация исправительных учреждений обязывалась разъяснять

осужденным их права и обязанности, условия труда и отдыха, предоставления

возможности ознакомления с различными нормативно-правовыми актами. Закон

определял правовое положение администрации исправительных учреждений,

требования, предъявляемые к персоналу, ответственность сотрудников ИТУ.

Данный закон предусмотрел возможность отпусков всем работающим

осужденным, а время их работы в период отбывания наказания в виде лишения

свободы стало защитываться в общий трудовой стаж. Закон снял ограничения на

отправление осужденными писем и телеграмм, отменил такие меры взыскания,

как лишение посылок и передач, а также свиданий. Женщины, имеющие детей до

3-х лет получили возможность проживания за пределами исправительного

учреждения.

Закон РФ от 17 декабря 1992 г. «О внесении изменений в ст. 24 УК РФ»

вводил норму, согласно которой при замене в порядке помилования смертной

казни лишением свободы оно могло быть назначено пожизненно. Исходя из этого

положения начали функционировать учреждения, предназначенные для содержания

лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.

18 февраля 1993 г. был принят закон РФ «О внесении изменений» в УК

РСФСР, УПК РСФСР, ИТК РСФСР и Закон РСФСР «О милиции», который отменил

такие виды наказаний как ссылка, высылка, условное осуждение с обязательным

привлечением к труду и условное освобождение с обязательным привлечением к

труду. Этим законом была усилена уголовная ответственность за совершение

побегов из исправительных учреждений, а действие нормы о захвате заложников

распространено на территорию РФ.

6 июля 1993 г. был принят закон Российской Федерации «О внесении

изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР,

который внес существенные изменения в деятельность уголовно-исполнительной

системы. Данный закон ликвидировал ИТК усиленного режима, а осужденные,

содержащиеся в этих колониях переводились в колонии общего режима. Закон

изменил систему распределения осужденных по видам режима, взяв за основу

общественную опасность конкретной личности, а не количества судимостей, чем

вошел в противоречие с принципом дифференциации исполнения наказания, так

как в одном исправительном учреждении оказались лица как впервые судимые

так и рецидивисты.

Знаменательным явлением в развитии уголовно-исполнительной системы

явился Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах исполняющих

уголовные наказания в виде лишения свободы», Закон состоит из 7 глав и 38

статей. В первой главе определены принципы, задачи и правовые основы

деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия органов власти и

управления. Во второй главе раскрываются организация уголовно-

исполнительной системы и обеспечение ее деятельности. Третья глава

посвящена основам организации деятельности учреждений, исполняющих

наказания. В ней определены права и обязанности учреждений, исполняющих

наказания, виды производств и предприятий, порядок привлечения осужденных к

труду и обучению. Четвертая глава посвящена правам и обязанностям

работников уголовно-исполнительной системы. В ней определяется, кто может

быть отнесен к работникам уголовно-исполнительной системы и трудовым

коллективом этой системы. Пятая глава раскрывает специфические вопросы,

связанные с общими правилами, требованиями и особенностями применения

сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, спецсредств

и оружия. В шестой главе раскрываются правовые основания правовой и

социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы. В последней,

седьмой главе, изложены требования к контролю за деятельностью уголовно-

исполнительной системы.

21 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и

дополнений в УИК РСФСР и ИТК РСФСР в связи с принятием УК РФ». Данный закон

привел в соответствие с УК РФ терминологию ИТК РСФСР, а также

регламентировал исполнение новых видов наказаний.

21 января 1993 г. было принято Постановление «О временных следственных

изоляторах, расположенных на территории ИТК, для содержания осужденных, в

отношении которых приговоры не вступили в законную силу». В соответствии с

данным постановлением осужденные, в отношении которых приговоры не вступили

в законную силу из переполненных следственных изоляторов могли переводиться

во временные следственные изоляторы, созданные на территории ИТК.

Заслуживает внимания решение конституционного суда 23 июня 1995 года по

делу о проверке конституционности части 1 и пункта 8 части 2 статьи 60

Жилищного кодекса РСФСР. В результате рассмотрения данного дела нормы

жилищного кодекса РСФСР об утрате гражданина права на жилье при осуждении к

наказанию в виде лишения свободы на срок свыше 6 месяцев признаны не

конституционными. Другое постановление Конституционного Суда от 16 октября

1995 г. признало не конституционными статью 124 закона РСФСР от 20 ноября

1990 г. «О государственных пенсиях РСФСР». Согласно данного постановления

приостановление выплаты трудовых пенсий на время лишения пенсионера свободы

по приговору суда признано противоречащим Конституции РФ.

Существенные изменения в рассматриваемый период приозошли в системе

учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Были ликвидированы

спецкомендатуры органов внутренних дел, исполняющие наказание в виде

условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением к труду,

ссылкой и высылкой в связи с отменой наказаний. В уголовно-исполнительную

систему наряду с исправительно-трудовыми и воспитательно-трудовыми

колониями и тюрьмами были включены следственные изоляторы, предприятия,

специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной

системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные

учреждения, а также территориальные и центральные органы управления

уголовно-исполнительной системой.

Необходимо отметить происшедшие существенные изменения в режиме

исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, которые были

внесены вышеназванным законом РФ от 12 июня 1992 г. Заслуживает внимание

требование Закона о том, что осужденным должны быть разъяснены в полном

объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха. Новый Закон наряду

со свиданиями осужденным предоставил право на 4 телефонных разговора в год,

продолжительностью до 15 минут каждый при наличии технических возможностей.

Закон изменил условия и порядок краткосрочных выездов осужденных из

мест лишения свободы. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка

при ИТК, был разрешен краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы

на время отпуска для устройства детей у родственников, опекунов или детских

домах, продолжительностью не менее 15 суток, не считая времени нахождения в

пути.

Закон отменял ограничения на отправление осужденными писем и телеграмм.

Осужденные получили право получать и отправлять письма и телеграммы без

ограничения их количества. Существенные изменения претерпели меры поощрения

и взыскания, применяемые в отношении осужденных. В качестве поощрения было

предусмотрено разрешение дополнительного телефонного разговора, разрешение

дополнительно расходовать деньги в сумме, составляющей 15% от

установленного законом минимального размера оплаты труда на покупку

предметов питания и предметов первой необходимости. Были отменены

дисциплинарные взыскания в виде лишения очередного свидания, лишения права

на получение очередной посылки или передачи и запрещения на срок до 1

месяца покупать продукты питания, внеочередное дежурство по уборке

территории. Необходимо отметить, что данные изъятия вызвали справедливое

недовольство у сотрудников ИТУ в связи с необоснованным ограничением

комплекса мер дисциплинарного воздействия на право нарушителей.

Лекция 4. Правовое положение осужденных

1. Понятие правового положения осужденных

2. Структура правового статуса осужденного

3. Закрепление в законодательстве правового положения осужденных

4. Юридическая ответственность осужденных

1. Понятие правового положения осужденных

Ранее действовавшее исправительно-трудовое законодательство, давало

лишь общее определение правового положения осужденных, нежели действующий

УИК РФ, который уделил больше внимания этому важнейшему вопросу, раскрытию

которого посвящена целая глава, состоящая из шести статей. Многие элементы

правового положения осужденных раскрываются в статьях и главах Кодекса, это

свидетельствует о том, что политика России изменена в области исполнения

уголовных наказаний и обращения с заключенными, о приближении к мировым

стандартам в этой сфере государственной деятельности.

При переходе к свободному демократическому развитию, в условиях

формирования гражданского общества проблема правового статуса осужденных

отбывающих уголовные наказания нуждается в серьезном осмыслении, так как

является составной частью проблемы прав человека и гражданина в целом.1

Сейчас правовой статус осужденных, их обязанности и основные права

закреплены на уровне закона, а не как ранее, преимущественно в

ведомственных нормативных правовых актах. Это обстоятельство имеет

исключительно важное значение, в том числе и в плане неукоснительного

соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний. В самом общем

виде правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания, можно

сформулировать, как закрепленное с помощью правовых норм положение

осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Институт правового положения осужденных имеет важное социальное

значение по следующим причинам:

Любой вид уголовного наказания связан с комплексом ограничений прав и

свобод, поскольку лица, отбывающие уголовные наказания остаются гражданами

государства, обладают их правами и обязанностями, это предъявляет особые

требования к нормативному закреплению ограничения этих прав и свобод.

Четко определенное правовое положение осужденных является юридической

гарантией ограждения их от произвола, подлинного обеспечения реализации

прав и законных интересов.

От «качества» исполнения осужденными возложенных на них обязанностей,

реализации их прав и законных интересов зависит эффективность уголовного

наказания, одной из главных целей которого является исправление осужденных.

Актуальность института правового положения лиц, отбывающих наказание,

возрастает с учетом предпринимаемых Россией мер по интеграции в мировое

сообщество. Как известно, одним из важнейших условий такой интеграции

является защита прав человека, и, не в последнюю очередь, соблюдение прав

осужденных.

Развитие института правового положения осужденных, важно по

политическим соображениям, так как служит показателем стремления и

возможности России соблюдать взятые на себя обязательства, а так же решать

различные аспекты прав человека-осужденного.

Различают три вида правового статуса личности:

- общегражданский (или общий правовой статус граждан);

- специальный (видоизмененный статус какой-либо категории граждан);

- индивидуальный (правовое положение конкретного лица).

Соответственно, осужденные, как особая категория граждан, обладают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.