| |||||
МЕНЮ
| Уголовно-исполнительное правоработы, основы правового регулирования общеобразовательного и профессионально-технического обучения лиц, лишенных свободы. Значение воспитательной работы с осужденными: Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого- педагогические средства специально и непосредственно нацелены на нейтрализацию отрицательных последствий деформации лиц, лишенных свободы, на осуществление реального, а не формального процесса исправления осужденных. На педагогических принципах и правилах, на использовании в органической связи с педагогическими методами, приемов психологии основываются воспитательная работа и проводимое в исправительных колониях обучение осужденных, иными словами, с точки зрения, имеющихся у них возможностей, и по существу оказываемого воздействия воспитательная работа и обучение выступает в виде основных средств исправления осужденных. Воспитательная работа, непосредственно направлена на воспитание сознательности, правильных ценностных ориентаций и тем самым объединяет воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных средств исправления осужденным. Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного воздействия. Значение воспитательной работы как одного из средств исправления осужденных состоит еще и в том, что при правильной организации способствует укреплению режима, поддержанию необходимой дисциплины, вовлечению осужденных в труд и повышению производительности из труда, а в целом по отношению ко всей работе колоний - исправлению осужденных. Воспитательная работа оказывает духовное влияние на личность осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия, восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии социальных ценностей, и психологической подготовки к ведению нравственного, социально-полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы.[65] Таким образом, подчеркнув значение и направленность воспитательной работы с осужденными и их обучение, мы стремились показать социальное назначение и психолого-педагогическую основу указанных средств, специфику и сложность их реализации в современных условиях. Правовая природа воспитательной работы с осужденными. По своей сущности и содержанию воспитательная работа прежде всего является деятельностью психолого-педагогической, а не юридической. Ее воздействие на осужденных главным образом имеет воспитательный характер и осуществляется только ей присущими средствами, формами и методами. Но поскольку воспитательная работа, организуемая в исправительных учреждениях, проводится в особых условиях - местах лишения свободы - и с особой категорией граждан - лицами, совершившими преступление и отбывающими за это наказание, основные задачи, формы а также некоторые вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством, и принимаемые на его основе подзаконными актами. Это прежде всего Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положение об отряде осужденных, Примерное положение о самодеятельных организациях и др. Воспитательная работа как средство исправления поведения личности в наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне закона. Между тем, именно в ней, более всего проявляются творческие начала, авторитет и мастерство воспитателей.[66] Законодатель не преследовал цель урегулировать все вопросы воспитательной работы с осужденными, предоставляя субъектам воспитательной работы возможность для творческой инициативы в применении средств, форм, методов, приемов педагогического воздействия. 2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ к которым относится: исправление осужденных, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных. Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила поведения, свой долг человека и гражданина. Исправление личности осужденного - дело чрезвычайно трудное. Важной задачей воспитательной работы является формирование у осужденного уважительного отношения к человеку. Согласно ст. 20 Конституции России жизнь гражданина России, его права и свободы охраняются государством. Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права на умаление достоинства личности, каждый гражданин имеет право на личную неприкосновенность, защиту своей жизни и доброго имени. Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно- полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и положение человека в обществе. Воспитательная работа призвана формировать у осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание о осужденных трудовых навыков и привычек, профессиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества. Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к собственности, т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других. Человек, совершивший преступление, обладает отклонениями в сознании, что выражается в наличии деформации правового сознания, криминогенных установок, пренебрежения к социальным нормам. Граждане России обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, из чего следует необходимость воспитательной работы на формирование правопослушного поведения. Задача повышения общеобразовательного и культурного уровня особенно актуальна в отношении людей ставших на путь совершения преступлений по причине низкой сознательности, безкультурья, моральной деградации и духовной бедности. Повышение общеобразовательного и культурного уровня осужденных, приобщение их к общеобразовательным знаниям, культурным ценностям, культурному наследию является важным направлением воспитательной работы с осужденными. Существенное значение при организации воспитательной работы в исправительных учреждениях имеет учет и следование принципам и известным закономерностям. К числу основных принципов организации воспитательной работы можно отнести: - приоритет общечеловеческих ценностей во всех аспектах воспитательного процесса; - педагогизацию и психологизацию воспитательного процесса; гуманное отношение к осужденным; самоуправление осужденных во внутриотрядной жизни под контролем администрации. Степень исправления личности осужденного во многом зависит от участия самого осужденного в проводимых воспитательных мероприятиях. Наукой уголовно-исполнительное право и практикой деятельности исправительных учреждений выработаны и применяются различные подходы к определению степени исправления осужденных, которую можно определять по отношению осужденным к различным материальным, духовным и иным общечеловеческим ценностям. Активное восприятие или игнорирование осужденными воспитательных мероприятий, активное участие, или безразличное отношение к воспитательным мероприятиям являет собой критерий, показатель их исправления. Он учитывается при решении некоторых правовых вопросов (условно-досрочное освобождение, амнистия, помилование), влияет на правовое положение осужденных (изменяет условия отбывания наказания). Осужденные обязаны посещать воспитательные мероприятия предусмотренные распорядком для исправительного учреждения. Обязательность такого посещения вытекает из сущности наказания и принудительного характера пребывания в местах лишения свободы. Основным местом пребывания осужденным в исправительном учреждении является отряд. В отряде проводятся большинство воспитательных мероприятий. Таким образом отряд является центром воспитательной работы с осужденными. Воспитательная работа с осужденными проводится в учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Данное положение говорит о необходимости дифференцированного применения средств исправления осужденных. Признаками характеризующие индивидуальные особенности личности являются: социально-демографические показатели (пол, возраст, профессия, образование, семейное положение и т.п.); психологические показатели (темперамент, эмоции, воля, мышление, способности и т.п.); уголовно- правовые показатели (число судимостей, характер и обстоятельства свершенного преступления, образ жизни до ареста и т.п.). Качество воспитательной работы во многом зависит от уровня аргументированности, убедительности проводимых мероприятий, разнообразия форм и методов воспитательной работы, учета состава осужденных с которыми эта работа производится. Эффективности воспитательной работы, ее успех, во многом также зависят от подготовки и подбора воспитателей. Формы воспитателей работы. Задачи воспитательной работы реализуются через определенные формы, системы которых установлена уголовно-исполнительным законодательством. Основными формами воспитательной работы с лицами, лишенными свободы является нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание. В воспитательной работе могут также применятся и иные формы, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания в местах лишения свободы. Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование всей личности осужденных их жизненной позиции. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлениям. Поэтому нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств как честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость, сострадание. К сожалению моральные требования общества в настоящее время еще не сформированы. В недалеком прошлом воспитательная работа была заидеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали, патриотизма. В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное место занимает религиозное воспитание. В 1996 г. Было заключено соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и МВД России. На основании этого соглашения церковь совместно с администрацией исправительного учреждения участвует в исправлении осужденных. Совместная деятельность по исправлению осужденных основывается на добровольной основе и с учетом специфики режима исправительного учреждения и призвана: способствовать реализации прав верующих, отбывающих наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах; обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослужителями духовно-нравственных и просветительских бесед, совершение богослужений; содействовать образованию в учреждениях, исполняющих наказание, в помещении для совершения молитв и обрядов. Указанным соглашением предусмотрено организовать обучение основам православного вероучения представителей администрации исправительного учреждения. В системе служебной подготовки сотрудников исправительных учреждений организуется лекционный курс и факультативы по изучению роли религии в истории Российского государства. Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России религиозных конфессий таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и др.1 Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение, однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания. Духовность, нравственность, мораль - это категории не только религии. Эти качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке, культуре, средством массового воспитания. Правовое воспитание. Одним из условий выполнения своих обязанностей и требований закона, а также реализации прав и законных интересов выступает их знание. Вот почему такое большое значение придается разъяснению законодательства, являющегося составной частью правового воспитания. Правовое воспитание имеет своей задачей формирование правовой культуры и стойкой законопослушной поведеньческой установки личности. Под правовой культурой личности понимается определенная совокупность правосознания, правовых способностей, навыков и привычек строго соблюдать и точно исполнять законы, действовать в соответствии с установленными нормами права. Правосознание представляет собой совокупность взглядов, представлений, установок, чувств, выражающих отношение членов общества к правовым явлениям. Оно играет важную роль в укреплении дисциплины, правопорядка в обществе и развитии демократии, является средством воспитания у граждан уважения к законам государства. Индивидуальное правосознание включает в себя степень и глубину усвоения личностью правовой идеологии общества: 1) овладение определенными правовыми знаниями (усвоение основных обязанностей и прав граждан, закрепленных в Конституции РФ, правовых принципов, общих юридических установлений, законов и нормативных актов, регламентирующих поведение человека в обществе и т.д.); осознание правовых норм (их роли и назначения, необходимости, общественной и личной значимости и др.); выработку убеждений и формирование установки соблюдать нормы права. Правовая культура личности определяется не только наличием глубоких правовых знаний, но и умением превращать приобретенные правовые знания в последовательные и неуклонные принципы поведения, всегда и во всем сознательно строить свое поведение в соответствии с требованиями закона и активно бороться за соблюдение правовых норм членами общества. Правовая культура - это доминанта правовых способностей человека, под которыми понимается система свойств личности, позволяющая ей продуктивно овладеть идеологией общества (мировоззрением, взглядами, убеждениями), обеспечивающая законопослушное поведение и препятствующая совершению противоправных действий и поступков. Однако следует заметить, что сами по себе правовые знания и способности еще не гарантируют от нарушения норм права. Для того, чтобы человек в любых жизненных ситуациях смог контролировать свое поведение, действовать в рамках закона, необходимо сформировать у него правовые навыки и привычки. Правовые навыки это умение личности осуществлять свое поведение на основе правовых знаний и способностей в соответствии и требованиями закона. Правовые привычки выражаются не только в умении, но и в потребности личности поступать в соответствии с требованиями закона на основе правовых знаний, способностей и навыков. Воспитание правовой культуры личности находится в тесной связи с нравственным воспитанием. Низкая правовая культура, неглубокие знания сущности уголовно-правовых запретов, слабая осведомленность об уголовной ответственности за совершение преступлений в сочетании а антиобщественной направленностью личности, недостаточно устойчивыми нравственными позициями, слабо развитой или отрицательно направленной волей являются криминогенными факторами, способствующими преступному поведению. В практике ИУ сложилась вполне определенная система правового воспитания, которая воплощена в системе семинара социально-правовых знаний. Формой воспитания правовой культуры осужденных являются диспуты на правовые, эстетические, моральные и другие темы. Трудовое воспитание. В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни страны, ухудшением и разрывом экономических связей предприятий прежде всего государственного сектора в исправительных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической деятельности исправительных учреждений. Поэтому такие формы воспитательной работы, как трудовое соревнование списывать рано. Оно должно стать важной формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и выпуска конкурентно-способной продукции высокого качества. Трудовое соревнование организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и индивидуально. Агитационная и пропагандистская работа. В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве данная форма прямо не закреплена. Данная форма заключается в разъяснении идей, на которых базируется Конституция Российской Федерации, ее государственное устройство, полномочий Президента, Федерального Собрания, Правительства и других институтов государственной власти, основные направления внутренней и внешней политики России; политическая сущность отдельных государственных решений. Культурно-массовая работа - это важнейший инструмент трудового, нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами являются клубная и библиотечная работа: организация художественной самодеятельности осужденных, пропаганда книги, проведение читательских конференций, диспутов, тематических демонстраций кинофильмов и их обсуждение. Художественная самодеятельность осужденных организуется при клубах ИУ, где создаются кружки, в зависимости от наличия руководителей, способных организовать работу того или иного кружка. Выступление художественной самодеятельности проводятся в пределах данного ИУ. В колонии организуется также концерты художественной самодеятельности шефствующих и других организаций. Осужденным разрешается пользоваться художественной, политической, научно-технической и справочной литературой. Кроме того, осужденным разрешается сверх сумм, установленных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, приобретать литературу без ограничения через торговую сеть, письменные принадлежности, а также подписываться на газеты и журналы, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|