реферат бесплатно, курсовые работы
 

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

Л.Б. СМИРНОВ

УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ПРАВО

Л.Б. СМИРНОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ПРАВО

Курс лекций

Санкт-Петербург, 2002

Уголовно-исполнительное право. Курс лекций – СПб.: -------, 2002, _____ с.

Рецензенты:

Беляев Н.А. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор

юридических наук, профессор;

Ривман Д.В. Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических

наук, профессор

Курс лекций отражает современный уровень развития науки уголовно-

исполнительного права, практики исполнения уголовных наказаний. Он

подготовлен в соответствии с программой курса «Уголовно-исполнительное

право» для юридических вузов. Состоит из 2 частей: Общей и Особенной. В

Общей части рассматриваются общие положения уголовно уголовно-

исполнительного права, правовое положение осужденных, система учреждений и

органов, исполняющих уголовные наказания. В Особенной части – правовое

регулирование, порядок и условия исполнения и отбывания уголовных

наказаний, а также международные аспекты исполнения уголовных наказаний.

Курс лекций предназначен для студентов юридических вузов (вне зависимости

от специализации), аспирантов, преподавателей, практических работников

правоохранительных органов.

Предисловие

В предлагаемом авторском курсе излагаются общие положения уголовно-

исполнительного права, правовое регулирование порядка исполнения и

отбывания уголовных наказаний, международные стандарты по обращению с

осужденными. Проблемы демократического переустройства нашего общества,

занятие им достойного места в цивилизованном мире с неизбежностью требуют

как теоретического осмысления основных тенденций его развития, так и поиск

возможных путей их практического воплощения. Важнейшим направлением

уголовно-исполнительной политики России является исправление осужденных.

Данное положение красной линией проходит через все уголовно-исполнительное

законодательство и международные стандарты по обращению с осужденными.

Достижение цели исправления, несмотря на известные сложности

воспитательного воздействия должно стать главным направлением деятельности

учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания.

Реформа уголовно-исполнительной системы предполагает активное

использование средств исправительного воздействия и включает в себя целый

комплекс политико-правовых, организационных и идеологических мероприятий

направленных на повышение эффективности пенитенциарной системы.

В предлагаемом курсе лекций отражена современная уголовно-

исполнительная политика России. Большое внимание в нем уделяется истории

пенитенциарного законодательства и пенитенциарных учреждений в России.

Изучение истории развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарных

учреждений имеет не только познавательное значение, но и практическое, так

как позволяет избежать ошибок прошлого, и взять на вооружение все

позитивное, что было создано в результате правоприменительной деятельности.

При изложении правового статуса осужденных значительное внимание

уделено проблемам соблюдения прав и свобод осужденных. Правой статус

осужденных формулируется исходя из общих принципов положения человек и

гражданина в обществе и государстве, в качестве важнейшей задачи здесь

выступает его защита со стороны государства.

Уголовно законодательство предусматривает широкий набор альтернативных

лишению свободы видов уголовных наказаний. В курсе лекций подробно

излагается порядок исполнения и отбывания наказаний не связанных с

изоляцией осужденных от общества, а также проблемы их применения и

исполнения.

Достаточно большое внимание отводится международным стандартам

обращения с осужденными и опыту исполнения уголовных наказаний в некоторых

зарубежных странах.

Общая часть

Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права

1. Уголовно-исполнительная политика

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

3. Принципы уголовно-исполнительного права

1. Уголовно-исполнительная политика

Политика государства оказывает оказывает существенное влияние на

формирование и развитие правовой системы, различных отраслей

законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию,

основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит

перед собой общество. Современная политика России направлена на построение

правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих

достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и

общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет

специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в

этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической,

социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее

было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней

областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и

иной сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с

преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные

направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики

государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность

государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и

иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному

пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление,

исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей[1].

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью,

выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере

предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные

направления политики могут объединяться между собой, или, напротив,

разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая,

уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные

формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с

преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно –

правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с

точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно – исполнительная политика тесно связана с уголовной

политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового

воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения

наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно – исполнительная политика определяет цели, принципы,

стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы

исполнения наказания.

Термин '' уголовно – исполнительная политика'' пришел на смену термину

''исправительно-трудовая политика''. Наименование ''исправительно-трудовая

политика'' адекватно отражало сущность политики советского государства в

сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и

соответственно исправительно-трудовое законодательство провозглашали

главную цель исполнения наказания – исправление и перевоспитание

осужденных. Основным средством достижения этой цели был признан труд. Для

достижения цели – исправления с помощью труда были созданы исправительно-

трудовые учреждения. Институт исполнения наказания был связан с мерами

исправительно-трудового воздействия. С мерами исправительно-трудового

воздействия были связаны такие наказания как: условное осуждение с

обязательным привлечением к труду, исправительные работы. Однако термин

''исправительно-трудовая политика'' как и термин ''исправительно-трудовое

право'' перестал отвечать своему содержанию, т.к. в системе уголовных

наказаний появилось много таких наказаний, которые не были связаны с

привлечением осужденных к труду. К таким наказаниям относились общественное

порицание, увольнение от должности и др.

Таким образом, уже с 70-х годов появилось основание изменить

наименование ''исправительно-трудовая политика'' на ''уголовно-

исполнительную политику''.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных

международным сообществом положениях об обращении с осужденными

соответствующим международным актом, достижениям наукам и практикам.

В России произошла смена общественно-экономической формации и

политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных

направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового

государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной

системы. Соответственно показателям правового государства должна быть

приведена вся система исправления и отбывания наказания. Стратегия уголовно-

исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации

исполнения и отбывания наказания, демократизации деятельности

исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний

альтернативных лишению свободы, существенных преобразованиях в

производственной деятельности исправительных учреждений, изменении

установок на роль труда осужденных, привлечении общества в исправлении

осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда

социальных факторов.

Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику являются:

социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние

нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние

преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с

осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского

общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической

деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко

сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-

политическое благополучие общества возможно в условиях демократического

правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия

крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на

уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство

способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед

ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать

стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-

исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от

политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса

создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики,

реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их

воплощении.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также

влияют на уголовно-исполнительную политику.

Разные социальные группы имеют значительные отклонения от

провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В

благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны.

Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным

становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование

уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества,

углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование

уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-

исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-

исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень

преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на

нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие

политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об

обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную

политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

являются составной частью ее правовой системы[2].

В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были

приняты обязательства, привести свое законодательство в соответствие с

международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере

борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя

обязательства ''обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под

стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства,

присущего человеческой личности''.[3]

Россия является правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность

соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных

принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно

выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие

требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать:

Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по

предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих

достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила

и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести

свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими

принципами и стандартами.

Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными

носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию

социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране,

не зависят от идеологических и криминологических факторов.

Принципы и стандарты являются четким ориентиром для развития политики

законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения

наказания.

Достижения науки являются важным фактором, оказывающим влияние на

формирование и развитие уголовно-исполнительного права.

Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует

проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным

стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости

использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении

правил обращения с заключенными[4] .

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется

уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой,

исправительной психологией. Такие исследования в России начались в

дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука

сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с

осужденными.

Современной задачей российской науки является определение места

пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии

принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием

правильности достижений науки является практическая деятельность

исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. Если

она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно,

возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является

уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика

в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных

законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием

наказания.

Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой

политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики,

определяет направление деятельности государственных органов в области

исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой

деятельности.

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной

политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-

исполнительного права – значит определить его цели, задачи, предмет и

метод регулирования, что в свою очередь требует раскрытия уголовно-

исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного

законодательства.

Но прежде чем перейти к освещению каждого из этих вопросов, необходимо

определить место, которое занимает уголовно-исполнительное право в системе

права, так как от этого зависит и круг рассматриваемых вопросов. Так, если

не считать уголовно-исполнительное право самостоятельной отраслью права, то

самим собой снимается вопрос о норме уголовно-исполнительного права, об

уголовно-исполнительном правоотношении.

Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право ( так раньше

называлось уголовно-исполнительное право ) представляет собой специфическую

часть, подотрасль уголовного права. По мере развития исправительно-

трудового законодательства, включение в него норм уголовного, уголовно-

процессуального, трудового, административного права была высказана точка

зрения, что исправительно-трудовое право является комплексной отраслью

права. Но постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-

трудового права в самостоятельную отрасль. Эту точку зрения почти

одновременно впервые высказали А. С. Галесник[5] и Б. С. Утевский[6] в 1957

году. В настоящее время она общепризнана.

Наибольший вклад в обоснование и развитие науки уголовно-

исполнительного права внесли такие ученые, как Н. А. Беляев, И. И. Карпец,

Ю. М. Ткачевский, Н. А. Стручков.

Вместе с тем нельзя забывать, как правильно отмечает тот же Ю.М.

Ткачевский, что ''по отношению к уголовно-исполнительному законодательству

уголовное право является базовым''[7]. Поэтому он считает, что ''уголовное

право – фундаментальная отрасль права, а уголовно-исполнительное –

специальное''[8].

Главным признаком самостоятельности отрасли права является

существование особого предмета и метода регулирования. А также наличие

самостоятельной, оформленной в виде единой целой системы законодательства.

Установить предмет непосредственно уголовно-правового регулирования -

значит выделить качественно однородную группу общественных отношений по

целям, задачам и методам государственно-правового воздействия на них.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные

отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.