| |||||
МЕНЮ
| Уголовно-исполнительное правоВажным в контексте источников уголовно-исполнительного права является вопрос о соотношении и взаимосвязи уголовно-исполнительного законодательства с международно-правовыми актами. Обращает внимание, что в ст. 3 УИК он впервые нашел законодательное решение. Так анализ ст. 3 УИК позволяет сделать следующие выводы. О том, что уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина и об обращении с осужденными. Данное положение подчеркивается в ч. 3 ст. 3, согласно которой “в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего обращения с осужденными”. Международный договор РФ приобретает приоритетный статус перед уголовно- исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила исполнения уголовных наказаний. Имеется в виду двусторонние договоры России с иностранными государствами об обращении с осужденными гражданами этих государств. Так, ч. 2 ст. 3 УИК определяется, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством России, то применяются правила Международного договора. И наконец, об отношении уголовно-исполнительного законодательства к рекомендациям (декларациям) международных организаций и международным договорам РФ выражается и в том, что она учитывает положения, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Указанное положение закреплено в ч. 1, 4 ст. 3 УИК. Исполнение уголовных наказаний преследует определенные цели. И ч. 1 ст. 1 УИК, в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства определяет исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Сравнение ч. 2 ст. 43 УК, в которой определены цели наказания и ч. 1 ст. 1 УИК, показывает, что они в целом совпадают. В этом случае проявляется единство и взаимосвязь названных отраслей законодательства, базовый характер уголовного законодательства, устанавливающего общность целей с уголовно-исполнительным правом. В числе основных целей указанной отрасли права определено исправление осужденных. Впервые данное понятие закреплено в уголовно-исполнительном законе (ч. 1 ст. 9). Так, под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированне правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения формулировались лишь в теории исправительной педагогики. Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к ним лицам предусмотренных УИК профилактических мер (охрана и надзор за осужденными -ч. 1 ст. 92, оперативно-розыскных мероприятий - ст. 84, применение мер поощрения и взыскания и т. д. - ст. 113,115), а также проведения с ними воспитательной работы. Строгость наказания, предполагает интенсивность и разнообразнее мер, применяемых к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых преступлений. Так, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный срок и особенно при пожизненном лишении свободы - строгая изоляция от общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение социальных связей осужденных. Предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредовано, поскольку предусмотренные законом меры принуждения, строгие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан. Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем постановки и реализации перед этой отраслью законодательства задач. В ч. 2 ст. 1 УИК задачи сформулированы достаточно определенно и конкретно. Эти задачи охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений, возникающих в данной сфере. Задача определения средств исправления осужденных закрепляется в конкретной норме закона. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК определены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. В Особенной части УИК применительно к порядку и условиям отбывания конкретного вида наказания регулируется механизм реализации указанных средств. Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, специального статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения его реализации. В главе 2 УИК, посвященной правовому статусу осужденных, определены основы их правового положения основные обязанности и права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и вероисповедания. В соответствующих главах Особенной части УИК, регламентирующих порядок и условия отбывания отдельных видов наказания, урегулирован специальный статус осужденных. Названная задача реализуется в определении системы норм, направленных на реализацию прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 19 - контроль органов государственной власти за исполнением наказаний; ст. 20 - судебный контроль; ст. 21 - ведомственный контроль; ст. 22 - прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание и т. д.). Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации преследует цель предупредить рецидив преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Их социальная адаптация включает в себя оказание им помощи при освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними. Данная задача реализуется путем оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК). В ней определяется правовой механизм организации деятельности администрации учреждений по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных, оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве. Следовательно, уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собою и взаимозависимость. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах Уголовно-исполнительного кодекса и других нормативных правовых актах. УИК регулирует исполнение всех видов наказаний. Структурно он соответствует классификации наказаний УК РФ, в нем наиболее четко определен предмет правового регулирования. УИК определяет цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, формулирует систему принципов данной отрасли законодательства, детально регулирует как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний. Уголовно-исполнительный кодекс развил и усовершенствовал систему контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, всесторонне ее урегулировал: контроль органов государственной власти России и ее субъектов, органов местного самоуправления, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, а также общественный контроль. Система исполнения наказаний означает определение порядка и условий исполнения конкретного вида наказания; обязанности и права осужденных; обязанностей и прав администрации учреждений и органов, исполняющих наказание; применения средств исправления осужденных и мер обеспечения их реализации. Данная структура правового регулирования позволяет ориентироваться субъектам и участникам правоотношений в правоприменительной деятельности при исполнении и отбывании отдельных видов наказаний. Исполнение наказаний в виде лишения свободы предполагает трехступенчатую, а в воспитательных колониях - четырехступенчатую систему отбывания наказаний (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что позволяет избежать нецелесообразных переводов осужденных из одного вида режима в другой. В УИК урегулировано исполнение всех видов наказаний в отношении военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса обеспечить применение средств исправления. Применение норм уголовно-исполнительного права предполагает их реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой установлены в ст. 6 УИК. В ч. 1 ст. 6 УИК определяется, что уголовно-исполнительное законодательство России применяется на всей территории страны. Это положение особенно важно для государства с федеральным устройством. Никакие иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами федерации (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК) не могут применяться на его территории, как противоречащие ст. 71 Конституции РФ. В ч. 2 ст. 6 УИК устанавливаются правила применения уголовно- исполнительного законодательства во времени. ИТК 1970 г. таких правил не предусматривал. Согласно данной статье УИК, исполнение наказаний и оказание помощи освобожденным лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во времени их исполнения. Для уяснения условий действия закона во времени необходимо определить начало и окончание его действия, а также его обратную силу. При выяснении начала действия закона, регулирующего исполнение наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, сформулированным в п. 3 ст. 15 Конституции, согласно которому “законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения”. Данное конституционное положение означает, что нормы уголовно- исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении, определяющем порядок введения его в действие. Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене конкретного акта либо с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе. § 2. Нормы уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права - это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, возникающих при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Обозначенное объединение норм образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Институты права образуют отрасль права, они позволяют более четко определить объекты правового регулирования. Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении наказания и применении мер исправительного воздействия на осужденных, нормы права определяют права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказания, регулируют их деятельность в двух направлениях: при исполнении (отбывании) наказания и применении мер исправительного воздействия. При исполнении (отбывании) наказания, реализуются в полном объеме меры принуждения, ограничения прав осужденных. Применение мер исправительного воздействия, осуществляемого при исполнении лишения свободы, регулируется нормами права в меньшем объеме, поскольку его содержанием выступает психолого-педагогическое воздействие. Применительно к реализации воспитательных мер при исполнении иных видов наказания нормы права формулируют лишь задачи исправления и определяют органы государства, организации, общественные объединения либо отдельных граждан, на которых возложено выполнение данных задач. Вместе с тем, не все нормы содержат вариант (модель) должного поведения. Так существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания либо как специальные нормы. В уголовно-исполнительном праве названные нормы реализуются в форме норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам можно отнести, в частности, ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи данной отрасли законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. К нормам-принципам можно отнести ст. 8 УИК, формулирующую систему принципов уголовно- исполнительного законодательства. В нормах-дефинициях понятиях раскрываются их содержание. Нетипичные правовые предписания играют связующею роль между политикой в сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку закрепляют в нормах-принципах цель, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области, в них также находит отражение взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью. В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, в ст. 84 УИК указывается, что оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях осуществляется в соответствии с законодательством РФ, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде (ч. 2 ст. 103 УИК) и т. д. Бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при возникновении общественных отношений в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства. Отсылочные нормы, используемые в УИК (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115-и т. д.), облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования норм. Отсылочные нормы имеют внутриотраслевое назначение. Нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на отдельные виды в зависимости от характера определяемого правила поведения. В общей теории права по данному основанию нормы права подразделяются на регулятивные, поощрительные и охранительные. Нормы уголовно-исполнительного права также можно группировать в соответствии с обозначенной классификацией. Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера этих прав и обязанностей они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы определяют требования к субъектам совершать определенные действия. Так в качестве обязывающей нормы можно привести положение ст. 82 УИК, устанавливающее требования режима в местах лишения свободы, в частности, обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор за ними. Применение обязывающей нормы к одним субъектам обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов уголовно- исполнительных правоотношений. Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах, установленных законом. К ним в частности относится положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК, согласно которому “по желанию осужденного или адвоката свидания могут представляться наедине”. Запрещающие нормы, в свою очередь, устанавливают требования к субъектам воздерживаться от определенных действий, рассматриваемые законом как неправомерные. При этом запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретной форме. Например, общая форма запрета закреплена в норме ч. 4 ст. 103 УИК, согласно которой перечень работ и должностей, на которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы, устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Запрет в конкретной форме направлен на определенные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК определено, что “вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки”. Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование правильного поведения, исправление осужденных. Они определены в основном в ст. 113 УИК, устанавливающей меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы. Между тем перечень поощрительных норм, содержащихся в УИК, этим не ограничивается. Они установлены также в ст. 108,109,112 и др. Поощрительная норма содержится и в ч. 2 ст. 111 УИК, согласно которой участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Специфичность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве заключается в том, что они предоставляют право на поощрение только одному субъекту - администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, тогда как другой субъект каковым является осужденный не может требовать соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав. В соответствии с формулировкой закона, в которой употребляется термин “могут” (см. ст. 97, 113 УИК и др.), принятие положительного решения о поощрении зависит от решения администрации данного органа. В данном случае администрация должна руководствоваться сведениями, характеризующими поведение осужденных. Охранительные нормы направлены на обеспечение защиты правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права. К их числу относятся положения, устанавливающие меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы (ст. 115 УИК), а также нормы ст. 102 УИК, предусматривающие материальную ответственность лиц, лишенных свободы. Нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|