| |||||
МЕНЮ
| Уголовно-исполнительное правоОбразовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской Федерации. (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются законом «Об образовании» (ст.14). Содержание образования - говорится в нем, является одним их факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: - на обеспечение самоопределение личности, создания условий для ее самореализации; - на развитие гражданского общества; - на укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: - формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; - интеграцию личности в системе мировой и национальной культур; - формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества; - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировозренческих подходов и убеждений. Задачи обучения: Поскольку школы учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение лиц, лишенных свободы, то они призваны: - одновременно с задачей повышения образовательного уровня, обеспечения требований Закона «Об образовании»; - решать задачи их исправления и перевоспитания, искорения антисоциальных установок, вредных привычек и наклонностей, формирования у них стремлений к изменению противоправного поведения, воспитания их в духе честного отношения к труду и необходимости приобретения квалифицированной профессии, позволяющей трудоустроиться осужденному после освобождения из ИУ в условиях рыночной экономики. Задачи повышения образовательного уровня осужденных обуславливаются тем обстоятельством, что в соответствии с Законом «Об образовании» образовательные программы общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей, начиная от дошкольного и заканчивая полным общим образованием (ст.17 п.3). Это во- первых, и во-вторых, реализация профессиональных программ происходит на базе основного общего образования и т.д. (ст.22, 23). Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и т.д. Принципы государственной политики в области образования (ст.2): это основные руководящие начала в сфере образования, на которых базируется все законодательство и вся деятельность образовательных учреждений, в том числе и создаваемых в местах лишения свободы. В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» к ним относятся: а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине; б) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и религиозных культурных традиций в условиях многонационального законодательства; (ст.1; ст.3; ст.7, 11, 14 Закона «Об образовании»). в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; (ст.5) г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждений; д) свобода и плюрализм в образовании; (ст.10) е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. В силу специфических условий осуществления образования лиц, лишенных свободы, реализация принципов государственной политики в области образования в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности. В уголовно-исполнительном законодательстве нашли свое отражение специфические принципы организации образования осужденных. К ним следует отнести: - принцип, закрепляющий общеобразовательную и профессиональную подготовку в качестве одного из основных средств исправления осужденных (ст.9 УИК РФ); - принцип раздельного обучения женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних, впервые отбывающих наказание и неоднократно судимых в связи с их раздельным содержанием в различных видах (ст.80 УИК РФ); - принцип организации общеобразовательной подготовки осужденных без отрыва от производства (ст.112, ч.3 ИУК РФ). Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных. В Конституции РФ (ст. 43) говорится, что каждый имеет право на образование. Это право распространяется и на лиц, осужденных к лишению свободы, поскольку они являются гражданами России. Однако в силу ограничения правового статуса, предусмотренного законодательством для осужденных общеобразовательное обучение в ИТУ регулируется нормами не только конституционного, но и уголовно- исполнительного права. Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется прежде всего УИК РФ ст.112, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», (ст.16), Законом РФ «Об образовании» (1995г.), Уставом образовательного учреждения и Положением о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, на основе которых разрабатываются Уставы ..., в которых определены задачи, принципы, общие положения деятельности образовательных учреждений, основные направления, формы и методы учебно-воспитательной работы, права и обязанности учащихся, педагогического персонала, учебно-материальная база этих учреждений. Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует осуществление осужденными права на образование. В ст.43 Конституции РФ закреплено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии со ст.50 п.12 Закона РФ «Об образовании» осужденным, (реализация гарантий Конституции) содержащимся в ВК и ИК создаются условия для получения: 1) основного общего; 2) начального профессионального; 3) профессиональной подготовки, а также 4) самообразования. В соответствии со ст.19 Закона РФ «Об образовании» общее образование включает три ступени соответствующее уровням образовательных программ (ст.9): начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Основными нормативными актами регулирующими обучение осужденных в местах лишения свободы являются ст.112 УИК РФ, Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в ИТК и тюрьмах и Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в школах ИТК. Объявление совместными приказами Министра просвещения СССР и Министра внутренних дел СССР №129/152 от 1 июля 1986г. и №32/50 от 7 февраля 1986г. В ст.112 УИК РФ устанавливается правило, согласно которому в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигших возраста 13 лет, основного общего образования. Осужденные, имеющие основное общее образование по желанию могут получить среднее (полное) общее образование, если администрация исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления могут создать необходимые условия. Осужденные, старшие 30 лет, и осужденные инвалиды 1 или 2 группы получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Осужденные к пожизненному лишению свободы к образованию не привлекаются. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления в случае применения к ним мер поощрения, перевода в более легкие условия содержания при возбуждении ходатайства о помиловании, замене наказания в виде лишения свободы более мягким, при условно-досрочном освобождении. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно- исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительных учреждений в воспитательной работе с осужденными. Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, входят в советы воспитателей отрядов. Школа в исправительном учреждении является важнейшим центром учебно-воспитательной работы с осужденными. Порядок организации школы. Общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты при ИУ и тюрьмах открываются и закрываются органами управления образованием по ходатайству территориальных органов управления уголовно-исполнительной системой. Общеобразовательные школы открываются при наличии не менее 80 учащихся - осужденных наполняемостью в каждом классе 20 человек (в порядке исключения - 15 учащихся). УКП открываются в ИУ, когда имеется не менее 30 учащихся и нет условий для очного обучения. Если позволяют условия, в общеобразовательных школах и УКП при ИУ могут создаваться параллельные классы на родном (национальном) и русском языке. Количество классов в школе ВК определяется из расчета 25 человек на класс-комплект. Предельная наполняемость класса - 35 человек. Занятия в общеобразовательных школах проводятся с осужденными без отрыва от производства, в зависимости от условий работы на предприятиях ИУ, посменно, как в дневное, так и в вечернее время. Содержание и организация общеобразовательного процесса в школе при ИК определяется учебными планами, годовыми календарями учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, но обязательно должны быть согласованы с руководством учреждения (ст.15 Закона «Об образовании»).Распорядок для работы школы устанавливается совместным приказом директора школы и начальника ИУ. Зачисление учащихся в школы при ИК и тюрьмах производится на основании документов об образовании приказом директора школы по согласованию с начальником ИУ или его заместителем по воспитательной работе, а в школе ВК - приказом начальника колонии по представлению директора школы. Комплектование классов должно быть завершено до начала учебного года. Зачисление осужденных, прибывающих в учреждение в сентябре, октябре, производится на основании данных, имеющихся в личных делах, на класс вышеуказанного в приговоре. Одновременно в установленном порядке делаются запросы для получения документов об образовании. В соответствии с трудовым законодательством РФ на период выпускных экзаменов осужденные освобождаются от работы: учащиеся переводных классов - на 4-6 дней, девятых - 8, одиннадцатых - 20 рабочих дней. Заработная плата на этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно. Меры взыскания к осужденным, нарушающим правила поведения в школе, применяются начальником ИУ по предоставлению директора в соответствии со ст.115 УИК РФ. Осужденным, окончившим выпускные классы в школе при ИУ выписывают документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (ст.27 Закона «Об образовании»), который хранится в их личных делах и выдается им на руки под расписку при освобождении выдаются справки об окончании не выпускного класса с указанием оценок по всем предметам, а при переводе в другие ИУ подобные справки приобщаются к их личным делам. Непосредственное руководство деятельностью школы осуществляет директор, назначаемый соответствующими органами управления образованием по согласованию с территориальными органами управления уголовно-исполнительной системой. Непосредственно координируют деятельность администрации школ по вопросам организации обучения осужденных в ИУ аппараты, осуществляющие воспитательную работу с осужденными во главе с заместителем начальника исправительной колонии по воспитательной работе. Лекция 11. Порядок и условия исполнения наказаний связанных с изоляцией осужденных от общества 1. Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении 2. Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях общего и строго режима 3. Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях особого режима и в тюрьме 4. Исполнение и отбывание наказания в воспитательных колониях 5. Исполнение наказания в виде ареста 1. Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении Систему исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы составляют: исправительные колонии общего, строгого и особого режима, колонии-поселения и воспитательные колонии, тюрьмы и лечебные учреждения. Режим, условия исполнения, отбывания осужденных в исправительных учреждениях разных видов существенно отличается и имеет свои особенности. Эти особенности определены необходимостью различного содержания и применения мер исправительного учреждения. Наименьшим уровнем правоограничений обладает колония-поселение. Согласно статье 128 УИК РФ в колониях-поселениях раздельно отбывают наказания в виде лишения свободы: лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности; лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ. Во всех колониях- поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях. Основанием для направления осужденных в колонию-поселение для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов, является не приговор, а определение суда, т.к. существование колоний-поселений данного вида обусловлено нормами уголовно-исполнительного права, а не уголовного права. Колонии-поселения существенно отличаются по условиям содержания осужденных от исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, которые относятся к исправительным колониям закрытого типа. Колонии- поселения не имеют охраны и ряда иных атрибутов лишения свободы, их относят к учреждениям открытого типа. Хотя закон прямо относит колонии-поселения к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, однако по своему содержанию данный институт близок и к ограничению свободы. По существу эти учреждения являются альтернативой исправительным учреждениям закрытого типа, что обуславливает их значительные различия в условиях отбывания. В колониях-поселениях осужденные содержаться без охраны, но под надзором. Там нет охранных сооружений, которые имеются в исправительных колониях закрытого типа. Они располагаются как в населенных пунктах, так и вдали от них. В первом случае территория колонии-поселения огораживается сплошным забором с контрольно-пропускным пунктом, во втором случае такой забор не устанавливается. Хотя в колониях-поселениях и отсутствует вооруженная охрана, однако надзор за осужденными осуществляется регулярно согласно Правилам внутреннего распорядка и распорядка исправительного учреждения. Надзор за осужденными осуществляется как на территории колонии, так и за ее пределами, в том числе совместно с местной милицией. Согласно правилам внутреннего распорядка колонии-поселения проводятся регулярные проверки наличия осужденных. Осужденные в колонии-поселении могут свободно передвигаться в пределах границ колонии. Границы колонии-поселения определяются органами местного самоуправления совместно с органом внутренних дел в радиусе 5 километров и обозначаются указателями. Границы объявляются каждому осужденному под расписку, а за их нарушение они подвергаются мерам дисциплинарного воздействия. С разрешения администрации колонии-поселения осужденным разрешается передвигаться без надзора внутри границ учреждения, но в пределах административного района, если это связано с обучением или производственной необходимостью. Осужденные как на территории колонии-поселения так и за ее пределами обязаны иметь при себе удостоверение установленного образца. Все другие документы, в том числе паспорт и военный билет, хранятся в личном деле осужденного и на руки им не выдаются. Труд осужденных в колонии-поселении урегулирован нормами трудового законодательства за исключением приема на работу, увольнения с работы и приема на другую работу, что естественно обусловлено правовым статусом осужденного и вытекает из содержания наказания. Трудоиспользование осужденных определяется исходя из имеющихся производственных возможностей, наличия у осужденного специальности и возможности ее использования, а также состояния здоровья. Осужденные по прибытию в колонию-поселение получают аванс в размере минимальной месячной оплаты труда. Осужденным женщинам, содержащимся в колониях-поселениях и имеющим детей выплачивается пособие и компенсация, предусмотренные семьям с детьми (по уходу за ребенком до 1,5 лет, одиноким матерям, удорожанию товаров детского ассортимента и др.) с учетом районного коэффициента. Беременным женщинам выдается пособие по нетрудоспособности за счет сметы, содержания исправительного учреждения в размере 100% их средней заработной платы. Осужденные привлекаются к труду в основном на собственном производстве в колонии-поселении. При необходимости их труд может использоваться на предприятиях иных форм собственности, в связи с чем допускается перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность. Осужденные привлекаются к работам по благоустройству колонии-поселения согласно графика. Привила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях и ст.103 УИК РФ определяют виды работ, на которых запрещается использование осужденных. Ч.4 ст.129 УИК РФ разрешает осужденным, содержащимся в колониях- поселениях заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах соответствующего административно-территориального региона по месту расположения колонии-поселения. Осужденные в колонии-поселения могут носить одежду гражданского образца, иметь при себе деньги и ценные вещи пользоваться деньгами без ограничения, получать посылки, передачи и бандероли. Осужденные могут также Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|