реферат бесплатно, курсовые работы
 

Органтзация перевозок и управление на транспорте

материком и островом Сахалин);

массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог (до

80—90 млн т грузов по двухпутной или 20—30 млн т по однопутной линии в

год);

универсальность использования для перевозок различных грузов и

возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;

регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и

погоды;

возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по

подъездным железнодорожным путям и обеспечение доставки грузов по схеме "от

двери до двери" без дорогостоящих перевалок;

по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь

перевозки грузов (в среднем на 20%);

сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими

видами транспорта, кроме трубопроводного.

Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом

транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем

автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного

развития в нашей стране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся

конкуренцию на транспортном рынке, технический прогресс и некоторые

недостатки железных дорог. К таким недостаткам следует отнести прежде всего

капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленную отдачу

авансируемого капитала (6—8 лет, а иногда и более). Сооружение 1 км

однопутной железной дороги (в ценах конца 1995 г.) в средних по трудности

условиях обходится почти в 7—9 млрд р., а в трудных климатических и

геологических условиях на востоке страны в 2—3 раза дороже. Стоимость

строительства двухпутной линии, как правило, на 30—40% выше, чем

однопутной. Поэтому окупаемость капитальных затрат в железнодорожное

строительство в значительной мере зависит от мощности осваиваемых грузо- и

пассажиропотоков на новой линии. Обычно на единицу капиталовложений в

развитие железнодорожного транспорта приходится больше продукции (тонно-

километров), чем на других видах транспорта (при сложившемся распределении

перевозок).

Железные дороги являются крупными потребителями металла (на 1 км пути

требуется почти 200 т). Кроме того, железнодорожный транспорт является

весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на

трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на

автомобильном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог

России приходится почти 14 чел, занятых на перевозках, а в США — 1,5 чел

при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.

К недостаткам российских железных дорог следует отнести также пока

невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.

Вместе с тем хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии

железных дорог России позволяют оставаться им вполне конкурентоспособным

видом транспорта.

Основными элементами технического оснащения железнодорожного транспорта

являются рельсовый путь с искусственными сооружениями, станции и раздельные

пункты с соответствующими обустройствами, подвижной состав (вагоны и

локомотивы), устройства электроснабжения, специальные средства

регулирования и обеспечения безопасности движения и управления перевозочным

процессом.

Железнодорожный путь представляет собой земляное полотно с балластной

призмой из щебня или гравия, на которой размещаются железобетонные или

деревянные шпалы с прикрепленными к ним стальными рельсами. Расстояние

между внутренними гранями головок двух параллельно расположённых на шпалах

рельсов называется шириной колеи. В России, странах СНГ, Прибалтики и в

Финляндии она равна 1520мм. В большинстве европейских стран, США, Канаде,

Мексике, Уругвае, Турции, Иране, Египте, Тунисе, Алжире ширина

железнодорожной колеи равна 1435 мм. Это так называемая нормальная, или

стефенсоновская колея. В некоторых государствах (Индия, Пакистан,

Аргентина, Бразилия, Испания, Португалия) железные дороги имеют широкую

колею двух типов — 1656 и 1600 мм. В Японии, например, используют среднюю и

узкую колеи — 1067, 1000 и 900 мм. Узкоколейные железные дороги небольшой

протяженности имеются и в России.

Протяженность железнодорожной сети сравнивают, как правило, по

эксплуатационной (географической) длине главных путей, независимо от их

количества и длины других станционных путей. Развернутая длина железных

дорог учитывает количество главных путей, т.е. географическая длина

двухпутного участка умножается на 2. Учитываются также двухпутные вставки

на однопутных линиях. Общая развернутая длина российских железных дорог на

1 января 1995 г. составила 126,3 тыс. км. Более 86% этой протяженности

занимают пути с тяжелыми стальными рельсами типа Р65 и Р75, уложенными на

деревянные (75%) и железобетонные (25%) шпалы и, в основном, щебеночный,

гравийный и асбестовый (на главный путях) балласт. На всем протяжении путей

имеется более 30 тыс. мостов и путепроводов, большое число тоннелей,

виадуков и других искусственных сооружений. Протяженность

электрифицированных железнодорожных линий составляет 38,4 тыс. км, или

43,8% эксплуатационной длины сети.

На сети железных дорог России расположено свыше 4700 железнодорожных

станций, которые являются основными грузо- и пассажирообразующими пунктами.

Крупные пассажирские, грузовые и сортировочные станции имеют капитальные

здания и сооружения — вокзалы, платформы, грузовые районы и площадки,

склады, контейнерные терминалы, погрузочно-разгрузочные механизмы,

разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудование.

На крупных технических станциях располагаются локомотивные и вагонные

депо, предприятия дистанций службы пути, сигнализации и связи, грузовой и

коммерческой работы, центры фирменного транспортного обслуживания

клиентуры. Грузовые станции городов и промышленных центров, как правило,

связаны рельсовой колеей с многочисленными подъездными железнодорожными

путями промышленных, торговых, сельскохозяйственных и иных предприятий и

организаций, а также с имеющимися морскими и речными портами, нефтебазами

и т.п.

11. Виды промышленного транспорта и их характеристика

Промышленный транспорт —это совокупность транспортных средств,

сооружений, путей промышленных предприятий для обслуживания

производственных процессов, перемещения топлива, сырья, полуфабрикатов и

готовой продукции. К промышленному относят транспорт, обслуживающий

карьеры, угольные шахты и разрезы, промышленные и сельскохозяйственные

предприятия, объекты строительства и торговли, учреждения и организации

внутри этих предприятий.

Промышленный транспорт необщего пользования относится к ведомственному и

является, как правило, частью инфраструктуры предприятия, так как

обслуживает технологический производственный процесс. По функциональному

назначению он подразделяется на внутрипроизводственный, обеспечивающий

технологию производства и осуществляющий перевозки внутрицеховые и

внутризаводские, и внешний, осуществляющий доставку сырья, топлива,

оборудования и других грузов и вывоз готовой продукции для передачи на

магистральный транспорт. Доля внутренних технологических перевозок на

предприятиях черной и цветной металлургии составляет 60%, в угольной

промышленности — до 50%. В структуре грузов, передаваемых на магистральный

транспорт, 20% составляет уголь.

В комплекс промышленного транспорта входят все виды транспорта

периодического (прерывного) действия (железнодорожный, автомобильный,

водный, воздушный, лифты) и непрерывного действия (конвейеры, трубопроводы,

канатно-подвесные и монорельсовые дороги, пневмо- и гидротранспорт). Доля

различных видов промышленного транспорта в транспортной работе, %, показана

в табл. 6.1.

В промышленном транспорте с учетом перегрузочных работ занято около 12%

численности работников сферы материального производства. Из 7 млн чел.,

занятых в промышленном транспорте, примерно 4 млн чел. используются на

перегрузочных работах. Наибольшее число работников промышленного транспорта

занято в угольной (40%), лесной (55%) промышленности, в металлургии

(20—30%). Предприятия этих отраслей имеют разветвленную сеть

железнодорожных подъездных путей, собственные локомотивный и вагонный парк,

ремонтный сервис, парк специализированных автомобилей для работы в особых

условиях эксплуатации, различные виды непрерывного транспорта. Авиационные

и автомобильные заводы располагают часто собственным парком самолетов для

доставки комплектующих от предприятий-смежников; рыбоперерабатывающие

предприятия имеют морские суда.

Объем перевозок грузов промышленным транспортом примерно в 4 раза превышает

этот показатель на транспорте общего пользования, но его грузооборот в

несколько раз меньше, так как средние расстояния перевозки незначительны

(88% перевозок совершается на расстояние 1—5 км). Большая часть перевозок

осуществляется с низкими скоростями (5—10 км/ч), скорость конвейера 1—5

м/с.

Расходы на перевозку промышленным транспортом в среднем выше, чем

магистральным. Себестоимость транспортировки массовых навалочных грузов

специальными видами транспорта в 2-3 раза ниже, а производительность труда

в 3—5 раз выше по сравнению с автомобильным. В 1998 г. средняя

себестоимость перевозок на промышленном железнодорожном транспорте

составила 1р./т, а на погрузочно-разгрузочных работах — примерно 10 р/т.

Топливная эффективность видов промышленного транспорта характеризоваться

удельными энергозатратами, кВт/т • км:

Трубопроводный пневмоконвейерный….1,43чО,79

Канатно-подвесной….0,07ч0,05

Ленточный конвейер…0,35чО,25

Автомобильный….0,45ч0,31

Железнодорожный…..0,04-7ч0,02

Эти данные приведены для объема перевозок до 4 млн т в год при средней

дальности перевозок 5ч25 км.

Особенности видов транспорта общего пользования полностью проявляются в

промышленном транспорте (см. гл. 5), но есть и отличия, особенно в

специфических видах транспорта.

Железнодорожный промышленный транспорт выполняет объем перевозок в три

раза больший, чем магистральный (примерно 3,0 млрд т в год). Протяженность

путей сообщения промышленного железнодорожного транспорта более 95 тыс. км,

60% подъездных путей имеют среднюю длину 1,5—2,5 км. Доля времени

нахождения вагонов на путях промышленного транспорта в общем времени

оборота вагонов составляет 20—22%.

Железнодорожный промышленный транспорт на открытых разработках (в

карьерах) работает на крутых уклонах, на временных путях, а при других

технологиях в добывающей промышленности его работа зависит от глубины

залегания полезных ископаемых, способа вскрышных работ, используемой

техники, уклонов, длин траншей и т. д.

Грузонапряженность данного вида транспорта составляет от нескольких тысяч

до 20 млн т на один подъездной путь в год. Его пути характеризуются большим

числом криволинейных участков с малым радиусом (100 м и менее).

Промышленные железные дороги должны выдерживать большие нагрузки при

скорости 8—15 км/ч.

На заводских территориях используют в основном тепловозы мощностью от 150

до 4000 л. с., но в шахтах и на некоторых открытых разработках

горнообогатительных комбинатов используются электровозы мощностью до 2100

кВт. Для вывоза грузов из глубоких карьеров (500 м и более) созданы

специальные электропоезда или тяговые агрегаты. Создаются гибридные

локомотивы и тяговые агрегаты, работающие как тепловозы или электровозы

(при наличии контактных сетей). Для перевозки некоторых грузов применяют

специализированный подвижной состав, например, чугуновозы для жидкого

металла грузоподъемностью до 140 т (а на большие расстояния — до 600 т),

шлаковозы грузоподъемностью 48 т для расплавленного шлака температурой

1400—1500°С, думпкары (вагоны-самосвалы) грузоподъемностью до 200 т и др.

Специализированный подвижной состав составляет примерно 70%.

Поскольку на промышленном транспорте отсутствует централизованная система

управления, в целях повышения эффективности использования промышленного

железнодорожного транспорта образованы объединенные предприятия, а в

крупных промышленных узлах — межотраслевые предприятия промышленного

железнодорожного транспорта (ППЖТ), обслуживающие грузовладельцев разных

ведомств. При рыночных отношениях ППЖТ стали самостоятельными акционерными

предприятиями и фирмами. Создан концерн "Промжелдортранс", протяженность

рельсовой колеи которого составляет 5000 км. Для лучшего взаимодействия

между ППЖТ создана грузовладельческая ассоциация (ГРАССО), в которую входят

транспортные предприятия пличных отраслей народного хозяйства. В условиях

спада объемов перевозок и конкуренции происходит объединение транспортных

предприятий и проводятся работы по согласованию их действий на рынке

транспортных услуг и тарифной политики с магистральным железнодорожным

транспортом.

Автомобильный промышленный транспорт в России представлен прежде всего

самосвалами большой и особо большой грузоподъемности (75—240 т). За рубежом

для работы в карьерах используют самосвалы грузоподъемностью 300—600 т.

В последние годы расширилась номенклатура специализированных

автотранспортных средств, таких как шлаковозы для жидкого шлака в чашах

грузоподъемностью 45—100 т, портальные автомобили-самопогрузчики для

перевозки и обработки контейнеров поддонов грузоподъемностью 60 т.

слябовозы для горячих слябов и заготовок грузоподъемностью 64 т,

троллейвозы грузоподъемностью до 65 т для работы в карьерах на электротяге

от контактных путей. Используются и другие типы универсальных и

специализированных автомобилей. Автомобильный промышленный транспорт

находится непосредственно в составе предприятий (транспортные цеха) или в

собственности самостоятельных автотранспортных акционерных предприятий или

фирм.

Подъездные внешние автомобильные дороги промышленных предприятий

проектируются и сооружаются по нормам и требованиям для сети автомобильных

дорог общего пользования. При перевозке горячих, жидких и тяжеловесных

грузов к ровности , срытия предъявляют дополнительные требования (его

делают основном капитальным цементобетонным). Внутризаводские и карьерные

дороги являются частью схем технологических экспортных коммуникаций по

обслуживанию производственного процесса предприятия и характеризуются

специфическими условиями эксплуатации и особенностями конструкции.

Карьерные дороги определяются горнотехническими условиями разрабатываемых

месторождений и выполняются в виде прямых, спиральных, петлевых и

комбинированных съездов. Ширина проезжей части карьерных автодорог может

быть 7,5—30 м.

Внутризаводские автомобильные дороги являются элементом планировочных

решений территории промплощадки.

Основной особенностью специальных видов промышленного транспорта является

их стационарность (за редким случаем есть переносные устройства), более

узкая специализация по виду груза и односторонность потока, поэтому на

территории предприятия целесообразно использовать различные виды

промышленного транспорта в комплексе. Издержки на транспортировку грузов

при этом значительно ниже, чем на других видах транспорта.

Технические характеристики специальных видов транспорта вставлены в табл.

6.2.

Главным направлением развития специального промышленного транспорта

следует считать развитие конвейерной системы, которая характеризуется

высокой производительностью труда и низкими расходами на транспортировку.

При подземном заложении она позволяет значительно сократить

производственные площади. Общая длина конвейерных линий в России — более

3000 км.

Основным классификационным признаком конвейера (транспортера) является

тип тягового и грузонесущего органов. Различают конвейеры с ленточным,

цепным, канатным и другими тяговыми органами и конвейеры без тягового

органа (винтовые, инерционные, вибрационные, роликовые). По типу

грузонесущего органа конвейеры могут быть ленточными, пластинчатыми,

скребковыми, тележечными и др. Наиболее распространены ленточные конвейеры

с грузонесущей резиновой или стальной лентой, движущейся со скоростью 1—7

м/с.

Специальные виды промышленного транспорта могут быть стационарными,

передвижными и переносными, на магнитной подвеске, воздушной подушке, с

волновым движителем и др. Транспортное средство с волновым движителем

создано для перевозки труб при комплексном освоении нефтяных газовых и

других природных месторождений Западной Сибири и Крайнего Севера. В

некоторых технологиях для подъема и транспортировки крупногабаритного

тяжеловесного груза на незначительные расстояния применяют специальные

подъемно-транспортные устройства на воздушной подушке.

Трубопроводный пневмотранспорт с диаметром трубы 200— 1200 мм используется

для перевозки контейнеров и вагонеток на расстояния от 10 до 30—50 км при

стационарных пунктах погрузки-выгрузки. При объемах перевозки 1 млн т в год

и расстояниях перевозки 25 км производительность его выше, чем конвейерного

и канатноподвесного. Для движения груза в потоке воздуха используются

компрессор, воздуходуйка и вентилятор или всасывающее устройство -

вакуумнасос и вентилятор (при разгрузке).

Лифты используются для транспортировки грузов, при больших

пассажиропотоках, например в метро вместо эскалаторов (опыт Западной

Европы), а также в учреждениях, в гостиницах.

Промышленный транспорт должен развиваться в двух направлениях: во-первых,

полностью удовлетворять условиям технологческого процесса предприятия и его

уровню развития, во-вторых, соответствовать по своему техническому

состоянию транспорту общего пользования, с которым он взаимодействует.

Тенденции развития видов промышленного транспорта в основном >впадают с

тенденциями развития аналогичных видов магистрального транспорта. Так, для

железнодорожного промышленного транспорта характерны следующие направления

развития: уверение доли электрифицированных дорог, повышение

грузоподъемности транспортных средств, увеличение доли и расширениe

номенклатуры специализированного парка вагонов, автоматизация

производственных процессов и т.д. Автоматизация технологических процессов,

как показал зарубежный и отечественный опыт, уменьшает общее время

транспортировки на 25%, повышает пропускную способность на 10—30%, а

скорость движения на 30-35%.

На локальной производственной территории удобно организовать непрерывный

сбор информации об интенсивности движения, скорости для расчета режима

движения, сводящего задержки транспорта к минимуму.

В нашей стране и за рубежом широко внедряется система дистанционного

управления подвижным составом, особенно на железнодорожном промышленном

транспорте, чему способствуют привязка к колее и замкнутость территории.

Такая система позволяет осуществлять перевозку без машиниста. Примером

может служить карьер "Кэрол Майн" (Канада), где на 10-километровой трассе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.