| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправленияКонституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. та сфера общественных отношений, воз действие на которые она распространяет; особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др. Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ. Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода. Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Во-вторых, Гражданский кодекс Российской Федерации, который регулирует обеспечение прав и свобод граждан в области реализации прав и свободы выбора. 4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы Программа социологического исследования проблемы управления социальными ресурсами на муниципальном уровне Обоснование проблемы исследования. В современных условиях управление социальными ресурсами приобретает особую значимость, ведь именно они обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования как цельной социально-экономической системы. Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом -- содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема “распаковки” этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло. Социальные ресурсы обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования как цельной социально-экономической системы Задачей управления социальными ресурсами муниципального образования является необходимость выявления и оценки ресурсов, ресурсного обеспечения, рационального использования, упорядочения, воспроизводства, сбережения, развития, обновления и формирования. Сейчас уже можно говорить, что поселенческие органы местного самоуправления заработали и приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах. Однако традиционными особенностями российского общественного сознания являются противопоставление власти и населения, недооценка возможности и ограниченность стремления влиять на власть и участвовать в принятии ею решений, высокий уровень иждивенческих настроений. Особенно сильны подобные мировоззренческие установки в монопрофильных городах. Это формирует своего рода глубинный пласт ограничений для проводимых изменений. Общество опирается на моноцентрический образ власти, апеллируя преимущественно к высшим эшелонам власти. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаток информации для адекватного восприятия на местах стратегии и тактики муниципальных органов власти, должностных обязанностей и регламентов, активного участия граждан в местном самоуправлении. Более того, примерно у половины населения страны отмечается невысокий уровень социальной удовлетворенности, будущее вызывает у большинства жителей чувства неопределенности и тревоги. Сравнительно большая часть населения отрицательно оценивает динамику взаимоотношений людей на производстве и в общественных местах. В оценке уровня культуры местного населения преобладают значения «невысоко» и «низко». Еще ниже уровень правовой и экологической культуры, примерно пятая часть молодежи демонстрирует правовой нигилизм. Кроме всего прочего, современная молодежь выражает заинтересованность в решении существующих социально-экономических проблем, однако не обладает для этого реальными возможностями. В настоящее время молодежь не имеет доступа к механизмам осуществления социально-экономических преобразований, происходящих в стране и на отдельных территориях, в частности. Проводимые социологические исследования показывают, что молодежь на сегодняшний день готова решать существующие социально-экономические проблемы города, однако не имеет такой возможности. На наш взгляд, детального рассмотрения заслуживает существующая проблема манипулирования социальными ресурсами. В частности, особое значение имеет рациональное использование и развитие социальных ресурсов и социального потенциала территорий. Часто органами власти принимаются актуальные лишь на их взгляд законодательные решения, которые не всегда совпадают с интересами общества. Помимо недооценки социальных ресурсов территории, распространено их одностороннее понимание, сведение всего их многообразия к 3-4 разновидностям - демографическим, трудовым, кадровым, образовательным. Такое понимание сдерживает эффективное использование и развитие ресурсного потенциала территорий. В общественной практике до сих пор доминирует статическая концепция социальных ресурсов, которая исходит, с одной стороны, из положения об их неизменности и статичности, с другой стороны, из положения, о созерцательно-потребительском отношении человека к ресурсам. Использование ресурсов не сводится к их «проеданию». Оно предполагает целый комплекс функций и действий, включающих формирование ресурсов, их регулирование, развитие и т.д. В современных условиях важной задачей является оптимизация управления социальными ресурсами муниципального образования, под которой понимается обеспечение условий для выбора и осуществления наилучшего варианта поведения (функционирования, развития) социальной системы. При этом возникают два вопроса, связанных с выбором: первый - из чего выбирать (должно присутствовать множество возможных, альтернативных вариантов), второй - как выбирать, чем руководствоваться (какими целями, нормами и т.п.) при выборе. Применительно к использованию социальных ресурсов эти вопросы звучат так - из каких средств, способов и технологий использования социальных ресурсов выбирать и чем руководствоваться при выборе данных средств, способов и технологий. Сегодняшний россиянин оказывается одиноким перед властью, социальными институтами, могущественным давлением масс-медиа и общественного мнения. Власть сконцентрировалась в руках правящего меньшинства, которое заинтересовано в удержании населения в «полусонном состоянии». Последнее проявляется в резком отчуждении граждан от власти и в снижении политической активности. Институт социальных ресурсов на протяжении большей части мировой истории носит реакционный характер, а их использование для получения первичных ценностей является вариантом манипулятивного социального обмена, ведущего к эксплуатации одними индивидам и жизненных ресурсов других вопреки рациональным целям последних. Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость более полного и рационального раскрытия и использования социальных ресурсов территории и обеспечение на этой основе их устойчивого развития. Цель исследования - определить мнение населения об управлении социальными ресурсами и возможностях их реализации на муниципальном уровне, а также сформировать предложения по оптимизации использования потенциала местного сообщества. Объект исследования - население муниципального образования «г.Нижнекамск» в т.ч. студенты нижнекамских ВУЗов (НХТИ, ТИСБИ, НФ ИЭУиП), а также статистические данные и социологические исследования российских социологов. Предмет исследования - возможности реализации потенциала местного сообщества. Гипотеза исследования: современная молодежь выражает заинтересованность в решении существующих социально-экономических проблем, однако не обладает для этого реальными возможностями. Задачи исследования: - изучить факторы, препятствующие эффективному управлению социальными ресурсами; - в результате статистического анализа, анализа документов и опроса молодежи выявить уровень социального самочувствия граждан в г. Нижнекамске; - определить необходимость совершенствования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне; - исследовать роль муниципальных властей в управлении социальными ресурсами. Основными методами сбора информации явились методы контент-анализа документов, вторичный анализ опросов общественного мнения, опрос молодежи в возрасте от 18 до 30 лет (Приложение Д). Определение исследуемой совокупности. Исследуемая совокупность - студенческая молодежь г.Нижнекамска. Выборочная совокупность - 100 человек, являющихся студентами трех ВУЗов города, учащиеся на двух последних курсах. Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования представлен в таблице 2. Таблица 2 - Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования
Логический анализ основных понятий представлен в таблице 3.Таблица 3- Логический анализ основных понятий
4.4 Математические и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работыСтатистические анализ данных решает множество задач, для которых могут быть использованы различные статистические методы.С целью исследования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне, автором в работе был проведен опрос 100 студентов нижнекамских ВУЗов (НХТИ, ТИСБИ, НФ ИЭУиП), в задачи которого входило определить мнение молодежи о возможностях реализации технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и сформировать предложения по их совершенствованию. В проводимом исследовании использовались переменные номинальные величины, где в качестве средней величины берется мода как наиболее часто встречающееся значение. 4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы В рамках компьютерного обеспечения дипломного проекта были использованы возможности интегрированного офисного пакета MS OFFICE FOR WINDOWS 2003 (стандартная версия), куда входят MS Excel, MS Word, MS PowerPoint и другие. Основной программой для написания выпускной квалификационной работы явился текстовой редактор Microsoft Word, входящие в пакеты семейства Microsoft Office, широко известный как у нас в стране, так и во всем мире. Первая версия редакторов этого семейства была разработана компанией Microsoft еще в 1983 году. К настоящему времени выпущено несколько версий пакетов Microsoft Office и редакторов Microsoft Word. Рассмотрим назначение редактора Microsoft Word, которые были использованы при написании выпускной квалификационной работы. Так, текстовый редактор Microsoft Word предназначен для ввода, редактирования (изменения) и печати текстов различной сложности. Это мощный многофункциональный редактор с широчайшими возможностями, приближающимися к возможностям издательских систем. Однако благодаря более высокой скорости работы при вводе текста и большему уровню удобства работы с ним редактор Microsoft Word составляет серьезную конкуренцию многим издательским системам. Редактор Microsoft Word обладает полным набором стандартных средств текстовых редакторов. К ним относятся: - ввод и внесение изменений в тексты, подготавливаемые на различных языках - русском, английском и так далее; - перемещение по тексту; - выделение, поиск и замена фрагментов; - сохранение созданных или отредактированных документов в виде файлов на дисковых носителях; - печать подготовленных в редакторе документов. Также редактором идет автоматическая проверка правильности написания слов, включения в текст таблиц, рисунков, математических формул, набор многоколлоных текстов и другие средства подготовки документов. Основные возможности и инструменты редактора Microsoft Word, которые были применены при написании выпускной квалификационной работы: - набор заготовок (шаблонов) документов, наличие мастеров -- подсистем, автоматизирующих работу над стандартными документами в стандартных ситуациях; - ввод текста с автоматическим формированием строк, абзацев и страниц; - ввод, просмотр и редактирование документов практически произвольных размеров, ограниченных только объемом свободной дисковой памяти; - возможность импорта - преобразования файлов из форматов других редакторов в формат Microsoft Word - и экспорта - преобразования файлов из формата Microsoft Word в форматы других редакторов; - несколько различных режимов просмотра редактируемых документов, обеспечивающих широкий диапазон возможностей по анализу внешнего вида и структуры полученного документа; - выбор различных шрифтов, а также стиля и размера символов в выбранном шрифте; - доступ к буферу обмена, позволяющему осуществлять перенос фрагментов как внутри одного документа, так и между различными документами и даже приложениями; - включение в документ специальных символов, рисунков, иллюстраций, графиков, диаграмм; - средства автоматизации работы с документами - автотекст, автозамена, автоформат, автоперенос; - автоматизация подготовки списков; - возможности создания фона, обрамления, подчеркивания; - автоматизация построения таблиц. Автором для обработки анкет, использованных при исследовании, была применена программа обработки электронных таблиц Microsoft Excel. Программа обработки электронных таблиц Microsoft Excel, как и текстовый редактор Microsoft Word, входит в пакеты семейства Microsoft Office. В настоящее время используются в основном версии Microsoft Excel 7.0, Microsoft Excel 97, Microsoft Excel 2000, которые входят в пакеты Microsoft Office 95, Microsoft Office 97 и Microsoft Office 2000 соответственно. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|