реферат бесплатно, курсовые работы
 

Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. та сфера общественных отношений, воз действие на которые она распространяет; особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.

Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода.

Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Во-вторых, Гражданский кодекс Российской Федерации, который регулирует обеспечение прав и свобод граждан в области реализации прав и свободы выбора.

4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Программа социологического исследования проблемы управления социальными ресурсами на муниципальном уровне

Обоснование проблемы исследования. В современных условиях управление социальными ресурсами приобретает особую значимость, ведь именно они обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования как цельной социально-экономической системы.

Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом -- содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра.

Одной из самых актуальных сегодня является проблема “распаковки” этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.

Социальные ресурсы обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования как цельной социально-экономической системы

Задачей управления социальными ресурсами муниципального образования является необходимость выявления и оценки ресурсов, ресурсного обеспечения, рационального использования, упорядочения, воспроизводства, сбережения, развития, обновления и формирования.

Сейчас уже можно говорить, что поселенческие органы местного самоуправления заработали и приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах. Однако традиционными особенностями российского общественного сознания являются противопоставление власти и населения, недооценка возможности и ограниченность стремления влиять на власть и участвовать в принятии ею решений, высокий уровень иждивенческих настроений.

Особенно сильны подобные мировоззренческие установки в монопрофильных городах. Это формирует своего рода глубинный пласт ограничений для проводимых изменений. Общество опирается на моноцентрический образ власти, апеллируя преимущественно к высшим эшелонам власти.

Одной из причин сложившейся ситуации является недостаток информации для адекватного восприятия на местах стратегии и тактики муниципальных органов власти, должностных обязанностей и регламентов, активного участия граждан в местном самоуправлении.

Более того, примерно у половины населения страны отмечается невысокий уровень социальной удовлетворенности, будущее вызывает у большинства жителей чувства неопределенности и тревоги.

Сравнительно большая часть населения отрицательно оценивает динамику взаимоотношений людей на производстве и в общественных местах. В оценке уровня культуры местного населения преобладают значения «невысоко» и «низко». Еще ниже уровень правовой и экологической культуры, примерно пятая часть молодежи демонстрирует правовой нигилизм.

Кроме всего прочего, современная молодежь выражает заинтересованность в решении существующих социально-экономических проблем, однако не обладает для этого реальными возможностями.

В настоящее время молодежь не имеет доступа к механизмам осуществления социально-экономических преобразований, происходящих в стране и на отдельных территориях, в частности.

Проводимые социологические исследования показывают, что молодежь на сегодняшний день готова решать существующие социально-экономические проблемы города, однако не имеет такой возможности.

На наш взгляд, детального рассмотрения заслуживает существующая проблема манипулирования социальными ресурсами. В частности, особое значение имеет рациональное использование и развитие социальных ресурсов и социального потенциала территорий. Часто органами власти принимаются актуальные лишь на их взгляд законодательные решения, которые не всегда совпадают с интересами общества.

Помимо недооценки социальных ресурсов территории, распространено их одностороннее понимание, сведение всего их многообразия к 3-4 разновидностям - демографическим, трудовым, кадровым, образовательным.

Такое понимание сдерживает эффективное использование и развитие ресурсного потенциала территорий. В общественной практике до сих пор доминирует статическая концепция социальных ресурсов, которая исходит, с одной стороны, из положения об их неизменности и статичности, с другой стороны, из положения, о созерцательно-потребительском отношении человека к ресурсам.

Использование ресурсов не сводится к их «проеданию». Оно предполагает целый комплекс функций и действий, включающих формирование ресурсов, их регулирование, развитие и т.д.

В современных условиях важной задачей является оптимизация управления социальными ресурсами муниципального образования, под которой понимается обеспечение условий для выбора и осуществления наилучшего варианта поведения (функционирования, развития) социальной системы. При этом возникают два вопроса, связанных с выбором: первый - из чего выбирать (должно присутствовать множество возможных, альтернативных вариантов), второй - как выбирать, чем руководствоваться (какими целями, нормами и т.п.) при выборе.

Применительно к использованию социальных ресурсов эти вопросы звучат так - из каких средств, способов и технологий использования социальных ресурсов выбирать и чем руководствоваться при выборе данных средств, способов и технологий.

Сегодняшний россиянин оказывается одиноким перед властью, социальными институтами, могущественным давлением масс-медиа и общественного мнения. Власть сконцентрировалась в руках правящего меньшинства, которое заинтересовано в удержании населения в «полусонном состоянии». Последнее проявляется в резком отчуждении граждан от власти и в снижении политической активности.

Институт социальных ресурсов на протяжении большей части мировой истории носит реакционный характер, а их использование для получения первичных ценностей является вариантом манипулятивного социального обмена, ведущего к эксплуатации одними индивидам и жизненных ресурсов других вопреки рациональным целям последних. Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость более полного и рационального раскрытия и использования социальных ресурсов территории и обеспечение на этой основе их устойчивого развития.

Цель исследования - определить мнение населения об управлении социальными ресурсами и возможностях их реализации на муниципальном уровне, а также сформировать предложения по оптимизации использования потенциала местного сообщества.

Объект исследования - население муниципального образования «г.Нижнекамск» в т.ч. студенты нижнекамских ВУЗов (НХТИ, ТИСБИ, НФ ИЭУиП), а также статистические данные и социологические исследования российских социологов.

Предмет исследования - возможности реализации потенциала местного сообщества.

Гипотеза исследования: современная молодежь выражает заинтересованность в решении существующих социально-экономических проблем, однако не обладает для этого реальными возможностями.

Задачи исследования:

- изучить факторы, препятствующие эффективному управлению социальными ресурсами;

- в результате статистического анализа, анализа документов и опроса молодежи выявить уровень социального самочувствия граждан в г. Нижнекамске;

- определить необходимость совершенствования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне;

- исследовать роль муниципальных властей в управлении социальными ресурсами.

Основными методами сбора информации явились методы контент-анализа документов, вторичный анализ опросов общественного мнения, опрос молодежи в возрасте от 18 до 30 лет (Приложение Д).

Определение исследуемой совокупности.

Исследуемая совокупность - студенческая молодежь г.Нижнекамска. Выборочная совокупность - 100 человек, являющихся студентами трех ВУЗов города, учащиеся на двух последних курсах.

Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Исполнитель

Примечания

1 Составление и утверждение программы социологического исследования

Февраль

Дипломант совместно с научным руководителем

2 Подготовка методического инструментария

Февраль

Дипломант

3 Проведение социологического исследования

Март

Дипломант совместно с научным руководителем

4 Подготовка анкеты для обработки

Март

Дипломант

5 Обработка собранной информации на компьютере

Март

Дипломант

6 Анализ результатов исследования

Апрель

Дипломант

7 Обсуждение результатов исследования

Апрель

Дипломант совместно с научным руководителем

8 Оформление отчета о проведении исследования

Апрель

Дипломант

Логический анализ основных понятий представлен в таблице 3.

Таблица 3- Логический анализ основных понятий

Интерпретация понятий

Операционализация понятий

Социальные ресурсы - запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом -- содружества людей, организаций, институтов, социальных групп.

Формы и способы использования социальных ресурсов, технологии управления социальными ресурсами.

Социальные ресурсы муниципального образования - это ресурсы, обеспечивающие его устойчивое функционирование и развитие как цельной социально-экономической системы

Необходимость активизации социальных ресурсов муниципального образования, эффективное использование социальных ресурсов.

Социальная активность - понятие, традиционно присущее тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества.

Сущность, функции и способы формирования и активизации социальной активности. Роль органов местного самоуправления в формировании социальной активности.

Муниципальное образование - городское, сельское поселений, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные должностные лица местного самоуправления.

Формы и способы активизации социальных ресурсов муниципального образования, эффективное использование социальных ресурсов, муниципальная политика в области эффективного использования социальных ресурсов.

Социальное самочувствие - социально-психологический феномен, отражающий в интегрированном виде особенности социальной позиции человека как общественного существа, его место в структуре общества, характер включенности в социальные процессы, а также активность, направленную на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме.

Формы и способы определения социального самочувствия граждан. Индикаторы, отражающие уровень социального самочувствия населения. Факторы, влияющие на состояние социального самочувствия.

Социальная напряженность - есть некоторая тенденция или прессинг, обусловливающий возникновение дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы. В случае большого напряжения контрольные механизмы социальной системы могут не справиться с задачей поддержания сложившегося баланса отношений, что приводит к разрушению структуры.

Формы и методы определения социальной напряженности общества. Индикаторы, отражающие уровень социальной напряженности в обществе. Факторы, влияющие на социальную напряженность.

Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

Формы и способы использования потенциала молодежи, необходимость активизации молодежных ресурсов, эффективное использование ресурсов молодежи.

4.4 Математические и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Статистические анализ данных решает множество задач, для которых могут быть использованы различные статистические методы.

С целью исследования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне, автором в работе был проведен опрос 100 студентов нижнекамских ВУЗов (НХТИ, ТИСБИ, НФ ИЭУиП), в задачи которого входило определить мнение молодежи о возможностях реализации технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и сформировать предложения по их совершенствованию.

В проводимом исследовании использовались переменные номинальные величины, где в качестве средней величины берется мода как наиболее часто встречающееся значение.

4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

В рамках компьютерного обеспечения дипломного проекта были использованы возможности интегрированного офисного пакета MS OFFICE FOR WINDOWS 2003 (стандартная версия), куда входят MS Excel, MS Word, MS PowerPoint и другие.

Основной программой для написания выпускной квалификационной работы явился текстовой редактор Microsoft Word, входящие в пакеты семейства Microsoft Office, широко известный как у нас в стране, так и во всем мире.

Первая версия редакторов этого семейства была разработана компанией Microsoft еще в 1983 году. К настоящему времени выпущено несколько версий пакетов Microsoft Office и редакторов Microsoft Word.

Рассмотрим назначение редактора Microsoft Word, которые были использованы при написании выпускной квалификационной работы. Так, текстовый редактор Microsoft Word предназначен для ввода, редактирования (изменения) и печати текстов различной сложности. Это мощный многофункциональный редактор с широчайшими возможностями, приближающимися к возможностям издательских систем. Однако благодаря более высокой скорости работы при вводе текста и большему уровню удобства работы с ним редактор Microsoft Word составляет серьезную конкуренцию многим издательским системам.

Редактор Microsoft Word обладает полным набором стандартных средств текстовых редакторов.

К ним относятся:

- ввод и внесение изменений в тексты, подготавливаемые на различных языках - русском, английском и так далее;

- перемещение по тексту;

- выделение, поиск и замена фрагментов;

- сохранение созданных или отредактированных документов в виде файлов на дисковых носителях;

- печать подготовленных в редакторе документов.

Также редактором идет автоматическая проверка правильности написания слов, включения в текст таблиц, рисунков, математических формул, набор многоколлоных текстов и другие средства подготовки документов.

Основные возможности и инструменты редактора Microsoft Word, которые были применены при написании выпускной квалификационной работы:

- набор заготовок (шаблонов) документов, наличие мастеров -- подсистем, автоматизирующих работу над стандартными документами в стандартных ситуациях;

- ввод текста с автоматическим формированием строк, абзацев и страниц;

- ввод, просмотр и редактирование документов практически произвольных размеров, ограниченных только объемом свободной дисковой памяти;

- возможность импорта - преобразования файлов из форматов других редакторов в формат Microsoft Word - и экспорта - преобразования файлов из формата Microsoft Word в форматы других редакторов;

- несколько различных режимов просмотра редактируемых документов, обеспечивающих широкий диапазон возможностей по анализу внешнего вида и структуры полученного документа;

- выбор различных шрифтов, а также стиля и размера символов в выбранном шрифте;

- доступ к буферу обмена, позволяющему осуществлять перенос фрагментов как внутри одного документа, так и между различными документами и даже приложениями;

- включение в документ специальных символов, рисунков, иллюстраций, графиков, диаграмм;

- средства автоматизации работы с документами - автотекст, автозамена, автоформат, автоперенос;

- автоматизация подготовки списков;

- возможности создания фона, обрамления, подчеркивания;

- автоматизация построения таблиц.

Автором для обработки анкет, использованных при исследовании, была применена программа обработки электронных таблиц Microsoft Excel.

Программа обработки электронных таблиц Microsoft Excel, как и текстовый редактор Microsoft Word, входит в пакеты семейства Microsoft Office. В настоящее время используются в основном версии Microsoft Excel 7.0, Microsoft Excel 97, Microsoft Excel 2000, которые входят в пакеты Microsoft Office 95, Microsoft Office 97 и Microsoft Office 2000 соответственно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.