реферат бесплатно, курсовые работы
 

Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления

Уникальность ее состоит в том, что она позволяет с помощью разработанных социально-экономических технологий решать коренные социально-экономические проблемы большинства населения России не в целом, а на данной территории, в конкретном муниципальном сообществе.

Реализация Программы «СЭПИН» позволяет:

- сформировать собственность населения;

- создать реальную систему местного самоуправления как основу политической власти народа и его экономической самостоятельности;

- создать систему социальной, экономической, экологической и правовой защиты интересов населения муниципальных образований;

- увеличить объем социальной поддержки населения без роста бюджетных затрат;

- активизировать денежные средства населения как основного источника инвестиций в развитие местного производства;

- создать новые рабочие места в различных отраслях промышленности;

- сформировать социально-финансовые институты населения, работающие на его интересы;

- организовать конкурентоспособное местное производство товаров, продуктов и услуг с учетом существующих особенностей, потребностей и возможностей города (района);

- обеспечить товарами и продуктами питания по льготным и социально низким ценам наиболее незащищенные слои населения;

- выполнять социальные программы за счет увеличения источников и средств стабильно работающих предприятий и местных финансовых структур;

- осуществлять структурную перестройку экономики за счет значительного расширения социального слоя заинтересованных жителей и сочетания государственного и частного начал, макро- и микроэкономики;

- создать надежную систему обеспечения сервиса и комфортной жизни населения города (района);

- повысить политическую активность населения в защите своих экономических и социальных интересов при проведении выборов во все органы власти;

- установить национальное и социальное согласие, сохранить территориальную целостность и единство;

- противодействовать распоряжению собственностью, если это противоречит интересам сообщества.

По каждой из этих задач в программе содержатся частные технологии, которые в совокупности представляют собой надежный механизм решения первоочередных проблем, стоящих сегодня перед каждым человеком на территории, где он проживает. Вот, например, по какой технологии создается сегодня система поддержки социально-экономических интересов населения в ряде районов Московской области:

- во-первых, утверждается правовая защита финансовых интересов населения;

- во-вторых, принимаются меры по росту доходов населения, чтобы после оплаты коммунальных услуг затраты из бюджета семьи на продукты питания составляли не более 10%;

- в-третьих, обеспечивается увеличение доходной части бюджета района;

- в-четвертых, в центр внимания ставятся проблемы здравоохранения, укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности жизни населения без заболеваний;

- в-пятых, выборы используются не как самоцель, а как эффективная кампания населения по защите своих интересов;

- в-шестых, обеспечивается рост качества жизни населения (увеличение числа собственников, рост ренты и т.д.).

В целом следует сказать, что Программа «СЭПИН» позволяет через развитие экономики муниципальных образований реально и эффективно решать такие больные для российского общества вопросы, как реформирование политической власти, укрепление ее связи с населением, достижение общественного согласия на основе преодоления негативных явлений, повышение уровня безопасности человека и рост могущества Российского государства.

Программа «СЭПИН» -- это реальные возможности целенаправленного использования в соответствии с действующим законодательством организационных, финансово-экономических и социально-политических технологий для того, чтобы обеспечить:

- увеличение доходов населения (бюджета семьи), и в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и «малоимущих» (к «малоимущим» отнесены граждане, которые после уплаты коммунальных услуг расходуют из бюджета семьи более 50% на продукты питания);

- рост качества жизни, выражающегося в создании условий комфортности и инфраструктуры сервиса;

- увеличение продолжительности жизни;

- увеличение доходной части местного бюджета;

- «перекрытие» оттока денежной массы из города (района), «запуск»

механизмов аккумулирования и участия денежных средств населения в финансировании социально-экономических программ развития города (района);

- сокращение безработицы и открытие новых рабочих мест;

- снижение общественной напряженности и антисоциальных проявлений;

- формирование собственной финансовой инфраструктуры, работающей на интересы населения города (района).

Соответственно, одним из направлений структурной перестройки экономики муниципальных образований программа обеспечивает реальное повышение жизненного уровня населения не за счет привычной зарплаты, а благодаря реализации новых организационно-финансовых технологий, базирующихся на корпоративном методе хозяйствования, увеличивающих доходы каждого человека.

Между тем в центре внимания муниципальной политики зарубежных стран стоит именно кооперативное решение местных задач. В Швеции, Дании, Швейцарии и других странах общинно-кооперативный принцип стал структурным принципом государства. В результате демократия пронизывает всю общественную жизнь как по вертикали, так и по сферам жизнедеятельности.

Важно отметить, что на протяжении столетий все функциональное многообразие российской общины было подчинено главной цели -- коллективному выживанию в суровых природно-климатических условиях. Исторически сложилось так, что община была признана низовым совокупным субъектом правоотношений с государством, причем с достаточно широкой сферой самоуправления. Именно поэтому корпоративные начала в развитии самоуправления могут стать одним из важнейших факторов стабилизации Российского государства, повышения степени управляемости общественными процессами [36, с. 76].

Территории должны использовать свое конституционное право на возрождение местного самоуправления как ключевого средства в формировании полноценной среды обитания. Только через самоуправление в муниципальных образованиях возможно создание и разумное использование ресурсной базы, других механизмов развития территорий, более справедливое владение муниципальной собственностью, прямое участие каждого жителя в формировании благоприятного социального пространства.

Решение этих задач приближает нас к выявлению ресурсного обеспечения местного самоуправления, определению стратегии и приоритетов, что, в свою очередь, дает основания для более обстоятельного изучения механизма его правового регулирования.

Вне системного анализа организации местного самоуправления трудно, на наш взгляд, понять и нормотворческий процесс, идущий снизу - от субъектов Федерации, органов местного самоуправления. А без этой обратной связи нет эффективных правовых основ местного самоуправления.

Принятие Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» еще не означает их реального создания. К сожалению, бывшая административно-командная система воссоздается в еще более уродливом и отсталом виде, а демократическая, самоуправленческая, с широкими функциями управления на местах, предоставлением материально-технических, кредитных, финансовых и других рычагов -- не создана.

Мировой опыт корпоративного общественного развития показывает, что главным в избавлении развитых стран от бедности стало не само по себе процветание капитализма, а изменения, произошедшие в сознании миллионов политиков, инженеров, юристов, педагогов, но прежде всего - менеджеров.

Подчеркнем еще раз, именно знания, умение, желание и возможности специалистов, а также избранных и назначенных руководителей эффективно осуществлять менеджмент определяют темпы социально-экономического развития территорий и регионов, оптимальное использование всех видов ресурсов.

Для того чтобы изменить темпы общественного развития, социально-экономическое состояние территорий (муниципальных образований) и регионов (субъектов РФ), следует привести уровень компетентности менеджеров в соответствие с высоким уровнем качества жизни населения.

Проведенный Стэнфордским университетом США и экспертами ЕЭС анализ показал, что разница в эффективности экономики, в качестве жизни населения США и Западной Европы не связана с фондовооруженностью. При равных основных фондах производительность труда существенно отличается. Базовый фактор в развитии экономики - норма «накопления мозгов», темпы, которыми страна производит людей, обладающих современным образованием, воображением, теоретическим и аналитическим мастерством. Сегодня в развитых странах работник знания - это одушевленный результат очень высоких инвестиций.

Профессионалом является тот, кто имеет достаточный потенциал для самореализации. Компетентностью обладает только конструктивная личность, формула ее жизнедеятельности - «я знаю», «я умею», «я желаю», «я могу».

Каждый муниципальный менеджер, независимо от того, какое место он занимает в иерархии исполнительной власти и какие цели перед ним поставлены, рассматривается как руководитель конкретного участка. Он имеет собственное представление об идеальной организации работы. Каждый из них нанят по контракту, согласно которому имеет права и обязанности, несет ответственность за результаты работы.

Деятельность менеджера направлена на решение конкретных задач по достижению той или иной цели Программы «СЭПИН».

Нужно «тиражировать» не лозунги и проекты хороших систем на бумаге, а специалистов, обладающих корпоративным мышлением.

Организация этой работы на местах может быть поэтапной:

- можно начать с организации и проведения однодневных инновационных семинаров с заинтересованными руководителями областей, краев и республик (по согласованному графику), с персоналом аппарата администрации и с главами администраций городов, районов (второй день);

- на таких встречах с экспертами идет работа по выяснению источников роста экономического потенциала территорий и повышения качества жизни каждого человека, заключается договор о сотрудничестве и соглашение о проведении трехдневного семинара по разработке территориальной Программы «СЭПИН»;

- в соответствии с договором утверждается программа основных этапов работы. На всех этапах осуществляется управленческое консультирование.

Под руководством специалистов в режиме управленческого консультирования осуществляется инновирование органов управления, ведется подготовка команды менеджеров, отрабатываются эффективные механизмы развития территории.

Эффективность всех осуществляемых мероприятий определяется по критериям и показателям, к числу которых относятся устойчивый рост экономического потенциала муниципального образования, качество жизни каждого человека, его социальное самочувствие [52].

3.2 Разработка Проекта «Молодежь - опора Нижнекамского муниципального района»

В процессе управления социальными ресурсами режим правления не оказывает такого уж ключевого значения в процессе воздействия на массы. Можно было бы сказать, что при тоталитарном режиме управление значительно легче, в сравнении, например, с демократическим режимом. Но это на самом деле не так. И если и есть какие-то различия, то они простираются в плоскости использовании тех или иных методов управления. То есть можно говорить, что вероятно в первом случае какие-либо принципы управления социальными ресурсами происходят несколько грубее.

В настоящем времени достаточно легко происходит управление большим количеством социальных ресурсов, де-юре разрозненных, а фактически уже изначально бессознательно объединенных в массу. В массу, формируемую при желании за достаточно короткий срок. Потому что в основании заложена одна информация и одна команда. А значит, управляемые социальные ресурсы и проголосуют как надо, и будут поддерживать ту линию правящей власти, которая будет этой власти необходимо.

В настоящем времени управление социальными ресурсами происходит за счет коммуникативных методик общения (телевизор, радио, интернет, печатные издания, т.п.), позволяющих в одно и то же время, одновременно воздействовать на очень большую категорию людей.

Зачастую или вне зависимости от их социального положения и уровня образования, или же -- что более изыскано, и достаточно часто практикуется -- с ориентацией на фактический срез общества. Причем в итоге -- все индивиды объединяются в одну массу. И как будто бессознательно поддерживая ту линию, которую им навязывает правящий режим. А специфика самого режима не играет роли. Все одинаково работает при всех режимах. Главное -- чтобы давали команду на начало воздействия те, кто чуть раннее -- давал команду на формирование в индивидах закодированной информации.

И вот здесь необходимо отметить, что в современной России только сейчас, с приходом к власти сначала В. Путина (уже к концу второго срока его власти), а потом и Д. Медведева, власть смогла разгадать код механизма, приводящего в подчинение толпу. Причем даже скорее не разгадать старый код, а выработать новый, который сначала заставил поглотить ничего не подозревающую толпу, а уже после -- воздействием на определенные механизмы -- с легкостью управлять ей.

Причем, все оказалось настолько эффективным, что вполне можно отметить высочайший профессионализм существующего режима. Которому потребовалось времени намного меньшего, чем предшественникам, для осуществления чего-то подобного.

Учитывая сложившуюся в стране ситуацию, на федеральном уровне целесообразно выработать и реализовать мероприятия, связанные с управлением социальными ресурсами, направленные на то, чтобы:

а) полностью сменить управленческую и интеллектуальную элиты, поскольку ранее они были вынужденно ориентированы на унифицированные, имперские, антинациональные по своей сути стереотипы деятельности.

б) возродить национально - ориентированное воспитание в семье и обучение в школе.

в) начать процесс возрождения самовоспроизводящихся структур территориального, профессионального и коммуникативного характера, образующих защитный антиуправленческий буфер между личностью и государством.

г) вновь психологически освоить собственную территорию через эмоционально окрашенное восприятие историко-национальной традиции, очищенной от фальсификаций. При этом ряд регионов естественным образом подвергнется психологическому отторжению в силу явного разночтения подобного рода. Задачи эти чрезвычайно сложны и должны решаться в весьма сжатые сроки.

В современных условиях процесс совершенствования муниципального управления является концентрированным выражением осознания значимости деятельности общества по овладению знаниями о закономерностях управляющего воздействия государства в обеспечении общественного развития.

Динамизм общества, сложность, многогранность решаемых им задач предъявляют особые, повышенные требования к муниципальному управлению, которое должно не только соответствовать их уровню и масштабности, но и в известной степени опережать его развитие с тем, чтобы создавать для него благоприятные организационные, функциональные и деятельно-праксиологические предпосылки. А для этого процесс совершенствования муниципального управления должен быть планомерным, непрерывным, систематичным, научно обоснованным, практически реалистичным и качественно результативным.

В этом смысле представляется, что именно содержание и организация данного процесса есть условие и фактор эффективной реализации социальных ресурсов муниципального управления. Поэтому без преувеличения можно утверждать, что уровень, качество и эффективность муниципального управления, на что решающее влияние оказывает «человеческий фактор», дают важнейший источник социальной модернизации и выступают движущей силой дальнейшего развития и общества, а в нем человека, и государства, а в нем гражданина.

Именно местное самоуправление является фундаментом демократического общества и, в этом качестве, основой конституционного строя Российской Федерации. Только на местном уровне возможна прямая демократия как постоянно действующий процесс и развитая демократия участия, позволяющая привлекать к решению актуальных проблем интеллектуальный потенциал и другие ресурсы населения. Поэтому, привлечение населения к местному самоуправлению является только способом реализовать нормы закона и обеспечить дееспособность местного самоуправления, но и фундаментальным условием устойчивости всей системы публичной власти в Российской Федерации, реализации норм Конституции России и жизнеспособности ее демократического устройства.

Таким образом, говоря о технологиях управления социальными ресурсами местного самоуправления, целесообразно обратиться к результатам проведенного автором опроса, в ходе которого было установлено, что студенческая молодежь на сегодняшний день готова решать существующие социально-экономические проблемы города. С этой целью в работе автором был разработан проект «Молодежь - опора Нижнекамского муниципального района» (Приложения А, Б, В, Г).

Отметим, что до сегодняшнего дня в г. Нижнекамске активность молодежи проявлялась, в основном, в проведении разовых культурно-массовых мероприятий. Это не дает нужного эффекта. Сегодня необходимо стараться поощрять молодое поколение в проявлении инициативы. Необходимо сделать акцент на социально-деловой активности молодежи и включение ее в социально-экономические проекты. Это основная проблема, над которой необходимо работать.

В настоящее время, когда молодежь занимается общественно-значимыми делами, это зачастую не приносит ощутимого экономического улучшения ситуации, как в регионе, так и в стране в целом. И сейчас настал тот момент, когда необходимо рассматриваем проблему включения молодежи в решение социально-экономических проблем. Такой подход к молодежной политике должен быть характерен для г. Нижнекамска.

Таким образом, реализуемый проект «Молодежь - опора Нижнекамского муниципального района» необходим для того, чтобы молодежь сама стала участником социальных и экономических процессов.

Важность вовлечения молодежи в этот процесс является безусловной, это выгодно стране, это выгодно городу, и, прежде всего, это выгодно молодежи, которая реально участвует в развитии экономики и формировании гражданского общества России.

4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
4.1 Экономическая и социальная значимость внедрения разработанных мероприятий
Предложенный автором данного исследования Проект «Молодежь - опора Нижнекамского муниципального района» позволяет более полно использовать потенциал молодежи и вовлекать заинтересованных лиц в управление социально-экономическими процессами города.

Предлагаемый проект реализуется в целях содействия развитию потенциала социальных ресурсов г.Нижнекамска и формированию резерва органов местного самоуправления Нижнекамска, привлечения молодежи к решению вопросов социально-экономического развития г.Нижнекамска и участию в деятельности органов местного самоуправления г.Нижнекамска. Отметим, что до сегодняшнего дня в г. Нижнекамске активность молодежи проявлялась, в основном, в проведении разовых культурно-массовых мероприятий. Это не дает нужного эффекта.

Сегодня необходимо стараться поощрять молодое поколение в проявлении инициативы. Необходимо сделать акцент на социально-деловой активности молодежи и включение ее в социально-экономические проекты. Это основная проблема, над которой необходимо работать. В настоящее время, когда молодежь занимается общественно-значимыми делами, это зачастую не приносит ощутимого экономического улучшения ситуации, как в регионе, так и в стране в целом. И сейчас настал тот момент, когда необходимо рассматриваем проблему включения молодежи в решение социально-экономических проблем. Такой подход к молодежной политике должен быть характерен для г. Нижнекамска.

Таким образом, реализуемый Проект «Молодежь - опора Нижнекамского муниципального района» необходим для того, чтобы молодежь сама стала участником социальных и экономических процессов. Важность вовлечения молодежи в этот процесс является безусловной, это выгодно стране, это выгодно городу, и, прежде всего, это выгодно молодежи, которая реально участвует в развитии экономики и формировании гражданского общества России.

Экономическое обоснование предлагаемого проекта представлено в Приложении Г.

4.2 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

В данной работе были рассмотрены и проанализированы технологии управления социальными ресурсами. В этой связи необходимо указать, какие именно правовые документы использовались. Во-первых, была использована Конституция Российской Федерации [42].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.