реферат бесплатно, курсовые работы
 

Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления

Несмотря на это, российские граждане, как правило, не горят желанием вступать в контакт с властью. То есть фиксируется устойчивая тенденция равнодушия населения к работе органов власти. Высокий уровень манипулятивности последних привел к тому, что 39% жителей Екатеринбурга считают, что «это бесполезно, все решат без меня». Ответственность за такую апатию лежит в значительной мере на власти, ведь гражданская активность колеблется в зависимости от той политики, которою проводят власти, прежде всего федеральные, но в том числе региональные и городские [42, с. 71].

При исследовании технологий манипулирования участием населения в управлении необходимо отметить следующие важные элементы. Во-первых, на практике не всегда реализуются права граждан на участие в управлении делами города (например, не разработан механизм нормотворческой инициативы граждан, обеспечивающий возможность такого участия). Во-вторых, растет число лиц, убежденных в том, что эффективных способов влияния на власть не существует. В-третьих, плохая информированность населения о деятельности органов власти позволяет поддерживать активность населения на низком уровне. В-четвертых, вовлеченность граждан в какие-либо формы самоорганизации находится на низком уровне, причем институциональные формы воздействия на власть все чаще заменяются силовыми.

В-пятых, отстраненность граждан от принятия управленческих решений на местном уровне обуславливается низким уровнем доверия к органам местного самоуправления. Кроме того, органы власти на местах не готовы к систематическому взаимодействию с населением и не практикуют активизацию местного сообщества для участия в управлении.

Безусловно, наряду с типичностью характера проявления манипулятивных технологий в муниципальных системах имеется своя специфика. Тем самым, использование манипулятивных технологий управления приводит к апатии, отчуждению народа от власти и дезорганизации общественной системы, к снижению социальной активности и способности к самоорганизации. И как следствие, общество лишается основного элемента эффективного механизма управления - социального контроля.

Таким образом, системообразующая роль самоуправления и манипулятивных технологий в процессе формирования и функционирования гражданского общества предполагает динамичность, адаптируемость субъектной, институциональной, организационно-технологической структуры данных социальных феноменов, специфику и вариативность их проявления в конкретных социокультурных, социально-экономических условиях.

Обобщая проблемный анализ, отметим, что, в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Указанные задачи решаются несколькими способами. Во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливаются общие принципы организации местного самоуправления, что сделано принятием соответствующего федерального закона.

Во-вторых, федеральные органы государственной власти принимают программы государственной поддержки местного самоуправления. Такие программы приняты и реализованы или реализуются.

В-третьих, в обеспечение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» должен быть принят пакет федеральных законов.

Однако указанные законодательные акты не содержат конкретных инструментов по налаживанию взаимодействия местных органов власти с населением муниципального образования. Следовательно, данный вопрос нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

На сегодняшний день существует необходимость реализации не просто отдельных мер борьбы с манипуляцией, а создание целостной системы защиты местного населения от манипулятивных технологий управления. Такая система защиты должна, прежде всего, исходить из концепции публичного управления, что предъявляет к современным муниципальным образованиям такие требования, как открытость органов управления; возможность самоорганизации жителей муниципального образования; предоставление населению средств, достаточных для влияния на принятие управленческих решений; возможность выбора населением поставщиков предоставляемых услуг; организация и стимулирование систематической обратной связи населения и муниципальных органов власти.

Главными условиями публичности являются свободный доступ населения к информации о работе органов местного самоуправления и социальная активность граждан. Однако, реализация этой системы только «сверху» не приведет к решению проблемы, необходимы объединение усилий, консолидация местного сообщества и властных структур. Последнее возможно лишь при равенстве положений субъекта и объекта управления в системе управленческих отношений.

Тем самым, можно сказать, что ресурс стратегический, управленческо-аналитический во многом является определяющим. Его использование позволяет правильно определить цели местного сообщества, с учетом коренных интересов населения наметить пути их достижения и сконцентрировать ресурсы на главных направлениях.

2.2 Исследование технологий управления социальными ресурсами в Нижнекамском муниципальном районе

Приступая к исследованию технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне, необходимо отметить, что на сегодняшний день в обществе высок уровень общественно-политической заинтересованности положением дел в стране, городе и районе. Несколько ниже этот показатель применительно к положению дел в муниципальных образованиях.

Больше половины граждан не участвует в решении социальных проблем своего поселения. Общественно-политическая активность граждан сдерживается, прежде всего, временными, технологическими и психологическими факторами.

Невысок уровень доверия населения к органам власти, в частности, к деятельности местных органов власти и правоохранительных органов [43, с. 66].

Анализируя актуальные проблемы управления социальными ресурсами муниципального образования необходимо отметить, что в современных условиях наблюдается недостаток информации для адекватного восприятия на местах стратегии и тактики областных органов власти, должностных обязанностей и регламентов, активного участия граждан в местном самоуправлении.

Слабо используются инновационные ресурсы муниципальных образований, малая часть организаций применяют передовые производственные технологии. Об инновационном опыте местных предприятий не достаточно информированы его потенциальные потребители.

Примерно у половины населения страны отмечается невысокий уровень социальной удовлетворенности, будущее вызывает у большинства жителей чувства неопределенности и тревоги. Сравнительно большая часть населения отрицательно оценивает динамику взаимоотношений людей на производстве и в общественных местах. В оценке уровня культуры местного населения преобладают значения «невысоко» и «низко». Еще ниже уровень правовой и экологической культуры [44, с. 215].

Почти каждое местное сообщество располагает значительным интеллектуальным (образовательным) потенциалом общего характера, поэтому вполне можно говорить здесь о достаточной ресурсной обеспеченности. Но одновременно с этим недостаточен интеллектуальный потенциал профессионального характера. Ни у одной категории населения нет четкого представления о сути местного самоуправления, его организационных принципах и формах, отечественном и зарубежном опыте его организации. Пока невысок уровень информированности населения о местных событиях и проблемах, выполнении управленческих решений, деятельности местных органов власти.

На сегодняшний день россияне стали более подвержены влиянию извне, воздействию прогресса, цивилизации, а значит и манипулятивных методик, направленных на подавление защитного барьера психики, а значит -- и вредоносному воздействию идей и методов, направленных на управление индивидами и массами [46, с. 43].

С целью исследования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне, нами был проведен опрос 100 студентов нижнекамских ВУЗов (НХТИ, ТИСБИ, НФ ИЭУиП), в задачи которого входило определить мнение молодежи о возможностях реализации собственного потенциала управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и сформировать предложения по их совершенствованию.

На основе проведенного опроса студенческой молодежи г. Нижнекамска на тему «Совершенствование технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне» нами было установлено следующее. Большинство опрошенных являются студентами НХТИ (56%), студенты ТИСБИ и НФ ИЭУиП составили 24% и 20 % соответственно.

Оценивая свое повседневное настроение, которое характерно для опрошенных в последнее время, была получена следующая картина (рисунок 5)

Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос относительно оценки повседневного настроения (1 - страх, тревога; 5 - уверенность, оптимизм)

Как показало исследование, 48% респондентов оценивают свое настроение как среднее. Это значит, что активность социальных ресурсов рассматриваемого муниципального образования находится на среднем уровне.

Анализируя оценку респондентами городских проблем по уровню актуальности, были получены следующие данные (рисунок 5)

Рисунок 5 - Оценка респондентами городских проблем по уровню актуальности

(1 - проблемы нет; 5 - высокий уровень актуальности)

Высчитав средний процент актуальности каждого раздела графика, мы можем сделать вывод, что самый высокий процент актуальности отмечен в отношении проблем загрязнения окружающей среды (4,62), работы с молодежью (4,48%) и работы правоохранительных органов (4,42%).

Оценивая эффективность деятельности властей города, опрошенными были даны следующие ответы (рисунок 6)

Рисунок 6 - Оценка эффективности деятельности властей города

(1 - нулевая эффективность; 5 - максимальная эффективность)

На основе анализа полученных данных можно заключить, что большинство респондентов дают среднюю оценку деятельности властей города.

На вопрос о том, осведомлены ли опрошенные о существовании в г. Нижнекамске каких-либо объединений жителей (например, товарищества собственников жилья, Центра молодежных общественных организаций Нижнекамска и т.д.), были получены следующие данные (рисунок 7).

Рисунок 7 - Осведомленность относительно существования в г. Нижнекамске каких-либо объединений жителей

Полученные данные свидетельствуют о высокой степени осведомленности опрошенных относительно существования в г. Нижнекамске объединений жителей. Отметим, что в работе подобных организаций хотели бы принять участие 28% опрошенных, уже участвуют 60% и выразили нежелание участвовать 12% опрошенных.

Не менее интересным представляется анализ мнений респондентов относительно активности студенческой молодежи (рисунок 8).

Рисунок 8 - Распределение ответов на вопрос «Укажите, пожалуйста, с каким из нижеприведенных мнений Вы согласны?»

Как видим из рисунка 10, 86 % опрошенных уверены в том, что активная жизненная позиция студентов и их энтузиазм способствует улучшению общей ситуации в городе.

Лишь 8 % опрошенных полагают, что активность студенчества бесполезна и только мешает повышению ответственности местной власти и муниципальных служб за обстановку в городе.

Оценивая уровень политической активности студенческой молодежи города, были получены следующие результаты (рисунок 9)

Почти половина опрошенных (48%) полагает, что уровень политической активности студенческой молодежи города равен нулю.

Рисунок 9 - Оценка уровня политической активности студенческой молодежи города на данный момент (1 - нулевая эффективность; 5 - максимальная эффективность)

Это означает, что современная студенческая молодежь не проявляет политической активности или проявляет незначительно.

На вопрос о том, примите ли Вы участие в митингах и демонстрациях протеста в защиту прав студенческой молодежи, были получены следующие результаты (рисунок 10).

Рисунок 10 - Распределение ответов на вопрос «Если состоятся митинги, демонстрации протеста в защиту прав студенческой молодежи, Вы примите в них участие?»

Данные свидетельствуют о том, что лишь 6% однозначно приняли бы участие в подобных мероприятиях, 20% опрошенных будут участвовать в рамках закона.

Рисунок 11 - Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, что, прежде всего, может подвигнуть Вас на участие в общественной жизни города?»

Анализируя данные, представленные на рисунке 11, можно оценить, что способно подтолкнуть респондентов на участие в общественной жизни города. Большинство ответов касалось возможности улучшить качество жизни, благоустроить окружающую территорию (60%), нарушения прав и желание отстоять эти права или исправить нарушение (68%) и возможности повлиять на политику городских властей (54%). Представление опрошенных о том, имеет ли право молодежь принимать участие в решении социально-экономических проблем города и желании самостоятельно участвовать в решении социально-экономических проблем города, демонстрирует рисунок 12.

Более трети опрошенных отметили, что молодежь имеет право принимать участие в решении социально-экономических проблем города и высказали желание самостоятельно участвовать в решении социально-экономических проблем города.

Таким образом, с целью исследования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне, нами был проведен опрос студентов нижнекамских ВУЗов, в задачи которого входило определить мнение молодежи о возможностях реализации технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и сформировать предложения по их совершенствованию.

В ходе проведенного исследования было установлено, что студенческая молодежь на сегодняшний день готова решать существующие социально-экономические проблемы города.

3. Эффективные технологии управления социальными ресурсами местного самоуправления

3.1 Отечественный и зарубежный опыт реализации технологий управления социальными ресурсами

Технологии управления социальными ресурсами (УСР) в международной практике существенным образом отличается от технологии управления социальными ресурсами в своей стране. Международное УСР отличается более значительным влиянием факторов внешней среды, большей разнородностью функций управления и дифференцированным подходом к подготовке качественных социальных ресурсов.

На выделение особенностей международного УСР, прежде всего, влияют: культурные и экономические факторы, стиль и практика управления, различия рынков труда и трудовых затрат, проблемы перемещения рабочей силы, факторы отношений в промышленности, национальная ориентация и факторы контроля.

Функции управления социальными ресурсами в зарубежных странах чрезвычайно усложняются потребностью приспособления политики и процедур, связанных с социальными ресурсами, к различиям между странами.

Особенно большие трудности возникают, когда культура и законы родной страны компании противоречат культуре и законам принимающей страны. Например, действующий в США закон о равноправии при трудоустройстве, запрещающий дискриминацию по половому признаку, противоречит законам и обычаям Саудовской Аравии в отношении роли женщин.

С серьезными проблемами сталкиваются все зарубежные страны при организации процесса обучения и развития социальных ресурсов. В Германии система среднего образования обеспечивает учащимся обширную профессиональную подготовку, но эта подготовка не настолько ориентирована на конкретные фирмы, как в Японии.

В государственных школах США, наоборот, основной акцент делается на общее образование, а возможности профессиональной подготовки весьма ограничены.

Наконец, в разных странах могут существенно различаться условия труда и прожиточный минимум, поэтому международным компаниям часто приходится подстраивать свои системы оплаты под нужды рынка труда конкретной принимающей страны. Они должны учитывать особенности местных законов, которые могут требовать выплаты минимальной заработной платы или обязывать компании предоставлять работникам определенные льготы, такие как годовые премии или медицинские страховки. Кроме того, менеджеры должны определять, как оплачивать труд руководителей, работающих за рубежом, потенциально сталкивающихся с более высокой стоимостью жизни, ухудшением жизненных условий и стрессом, связанным с отрывом от друзей и родственников.

По мнению специалистов, в случае управления международными социальными ресурсами крайне опасно избыточное внимание к производительности в ущерб интересам сотрудников. Многонациональные компании, как правило, прислушиваются только к своему персоналу в «родительской» стране, тогда как люди за границей -- не более чем анонимные затраты, которые следует «оптимизировать» и перебрасывать по мере необходимости. Отношение к людям за границей как к «ресурсам», а не как к людям, только усугубляет отрицательное восприятие глобализации.

В международном УСР можно выделить 3 основных источника привлечения социальных ресурсов:

1. Подданные исходной («родительской») страны, той, где находится штаб-квартира транснациональной организации, или граждане этой страны;

2. Подданные страны, в которой организовано дочернее отделение компании («страны-хозяйки», «принимающей страны»), или граждане самой этой страны;

3. Подданные третьих стран, которые не являются ни гражданами страны, в которой расположена штаб-квартира международной компании, ни гражданами страны, в которой страна осуществляет свои коммерческие операции.

Анализируя особенности использования технологий управления социальными ресурсами отметим, что в современных условиях важной задачей является оптимизация управления социальными ресурсами муниципального образования.

Оптимизация - это обеспечение условий для выбора и осуществления наилучшего варианта поведения (функционирования, развития) социальной системы. При этом возникают два вопроса, связанных с выбором: первый - из чего выбирать (должно присутствовать множество возможных, альтернативных вариантов), второй - как выбирать, чем руководствоваться (какими целями, нормами и т.п.) при выборе. Применительно к использованию социальных ресурсов эти вопросы звучат так - из каких средств, способов и технологий использования социальных ресурсов выбирать и чем руководствоваться при выборе данных средств, способов и технологий [47, с. 36].

Решение задачи оптимизации использования социальных ресурсов муниципального образования предполагает также следование принципам баланса целевых ориентаций и баланса текущих и перспективных целей. Принцип баланса целевых ориентаций означает единовременный учет задачи использования социальных ресурсов, с одной стороны и их восстановления, наращивания, с другой стороны. Принцип баланса текущих и перспективных целей требует следующее: при разработке и осуществлении социальной политики речь должна идти как о ближайших, так и о более отдаленных перспективах общества, о системе ценностей, нормах морали, которые формируют не только текущее состояние общества, но и его дальнейшее развитие.

В целом, оптимизация управления социальными ресурсами региона достигается посредством технологий - социального мониторинга, социального прогнозирования, программно-целевой технологии, социального маркетинга, организационных технологий, территориального общественного самоуправления, конкурсно-состязательных технологий, социального партнерства, информационных технологий, технологии профессиональной ориентации.

Значительный объем работы в структуре оптимального использования социальных ресурсов связан с информационным обеспечением организации и развития местного самоуправления. Ныне активно используются четыре направления (способа) оптимизации информационного взаимодействия:

- исключение информационной перегрузки посредством фильтрации поступающей информации, установления очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости, равномерного распределения информации по различным каналам;

- уменьшение искажений и потерь информации за счет ее избыточности, т.е. повторения сообщения; ее верификации, т.е. подтверждения правильности сообщения; выпрямления связей, т.е. устранения посредников в потоках информации;

- увеличение объема информации в каналах обратной связи;

- повышение скорости информационных потоков.

С оптимизацией коммуникативного ресурса тесно связано лучшее использование соревновательного ресурса. Функциональное пространство соревновательности не сводится к труду. Оно охватывает все сферы человеческой жизни. С учетом этого используются методы гласного сравнения, «вызова», конкуренции, конкурсный и альтернативный подходы. Наработан широкий набор способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса, а именно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.