реферат бесплатно, курсовые работы
 

Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления

Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества

1.1 Понятие, сущность и виды социальных ресурсов

1.2 Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне

2. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления

2.1 Проблемы реализации потенциала местного сообщества

2.2 Исследование технологий управления социальными ресурсами в Нижнекамском муниципальном районе

3. Эффективные технологии управления социальными ресурсами местного самоуправления

3.1 Отечественный и зарубежный опыт реализации технологий управления социальными ресурсами

3.2 Проект по совершенствованию технологий управления социальными ресурсами «Молодежная администрация города Нижнекамск»

4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Социальная значимость внедрения разработанных мероприятий

4.2 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.4 Математические и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников

Приложение А. Проект молодежной администрации г.Нижнекамска

Приложение Б. Анкета

Введение

Актуальность темы исследования. В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты.

Превращение муниципальных образований из объектов региональной политики в их активные субъекты возможно при более полном раскрытии их внутренних ресурсов, использовании имеющегося потенциала.

Особое значение имеет рациональное использование и развитие социальных ресурсов, социального потенциала муниципальных образований. В силу сложившихся стереотипов мышления считается, что экономические и природные ресурсы являются приоритетными, их использование может обеспечить прорыв, постоянное накопление потенциала стабилизации и последующего развития. Мировой и отечественный опыт показывает, что это утверждение ошибочно и вредно. Развитие экономических структур не осуществляется спонтанно, это результат влияния целого комплекса факторов, прежде всего целесообразной деятельности субъектов управления, которая становится движущей силой экономических, социальных, политических, экологических и других преобразований.

Помимо недооценки социальных ресурсов муниципальных образований, распространено их одностороннее понимание, сведение всего их многообразия к 3-4 разновидностям - демографическим, трудовым, кадровым, образовательным. Такое понимание сдерживает эффективное использование и развитие ресурсного потенциала муниципальных образований.

В общественной практике доминирует до сих пор статическая концепция ресурсов, в частности, социальных ресурсов, которая исходит, с одной стороны, из положения об их неизменности и статичности, с другой стороны, из положения, о созерцательно-потребительском отношении человека к ресурсам. Тогда как использование ресурсов не сводится к их «проеданию». Оно предполагает целый комплекс функций и действий, включающих формирование ресурсов, их регулирование, развитие и т.д.

В современных условиях управление социальными ресурсами приобретает особую значимость, ведь именно они обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования как цельной социально-экономической системы.

Поэтому актуальность темы представленной дипломной работы обусловлена необходимостью более полного и рационального раскрытия и использования социальных ресурсов муниципальных образований и обеспечение на этой основе их устойчивого развития.

Степень изученности и разработанности темы исследования. Анализ имеющихся источников свидетельствует, что вопросы применения технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне рассмотрены в недостаточной степени. Тем не менее, имеется ряд публикаций по данной тематике.

Следует выделить публикации, в которых освещаются статус и функции муниципальных образований в современном российском обществе (Н.И. Лапин), особенности управления муниципальным образованием (О.М. Барбаков), социальные аспекты и проблемы управления муниципальным образованием (Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева, О.В. Байдалова, А.А. Дрегало, Н.В. Зубаревич, А.Г. Кахаров, И.П. Рязанцев, И.И. Ульяновский).

В комплексных исследованиях по ресурсам муниципальных образований (работы В.Н. Иванова, В.А. Мальцева, В.И. Патрушева) и по социальным ресурсам местного самоуправления (А.Н. Ершов, П.А. Юдин), достаточно полно исследованы отдельные виды социальных ресурсов:

- демографические (И.М. Бадыштова, Галин Р.В., И.А. Гундаров, Е.А. Кваша, И.Б. Назарова, Н. Римашевская, И.А. Романович, Л.Л. Рыбаковский, Т.Н. Юдина и др.);

- трудовые (Бояркин Г., З.Т. Голенкова и Е.Д. Игитханян, М. Малышев, Л. Задорожная, И. Рюмина, Р. Моськин, А. Починок, С. Рощин и др.);

- образовательные (А.Б. Вифлеемский, Д.Е. Зборовский, М.П. Карпенко, А.С. Макарян, Э.Г. Миримович и А.А. Озеров, В.П. Макаров, Л. Миндели, А.М. Новиков и др.).

Имеется ряд публикаций, в которых обоснованы теоретические подходы к исследованию других, нетрадиционных видов социальных ресурсов:

- информационных (А.С. Алексеев, К. Колин, А. Нариньяни, А.Е. Чирикова и др.);

- компаративно-состязательных (Н.С. Данакин и С.Н. Питка, Е.И. Зиборова, С.В. Хашаева и др.);

- инновационных (И.В. Конев, А.И. Николаев, С.П. Быстрицкий, В.К. Заусаев, Н.Ю. Криворучко, С.В. Казанцев, Т.Г. Ратьковская);

- социально-политических (В.Г. Азнагулов, В. Мау и К. Яновский, В.В. Петухов В.П. Римский и др.);

- социокультурных (О. Богомолов, А.Н. Олейник, В.В. Радаев, И.И. Шурыгина и др.);

- социально-организационных (Н.М. Давыдова, О.В. Лытова, Ю.Н. Тазьмин, С.А. Шеденков и др.);

- социально-экономических (С.В. Кугаев, М.Ю. С. Можеева, Г.А. Резник, С.Г. Спирина, Д.Б. Иванова, Н.Ф. Павлова, С. Рощин и др.);

- социально-технологических (Н.С. Данакин, В.Н. Иванов и др.).

Имеются исследования, в которых ставятся и рассматриваются вопросы управления отдельными видами социальных ресурсов (Л. Забирова, А. Лапин, С. Радько), обосновываются принципы управления ресурсами (М. Байгереев, В.А. Борисов, Н. Володин, В.Г. Смольников, А. Шаронов и И. Ильин, С.А. Шеденков).

Отдельно хочется выделить работы Матвеева Д.Ю. и Вукович Г.Г., посвященные использованию манипулятивных технологий местными органами власти

Становится все более острым и очевидным противоречие между общественной потребностью в более полном и эффективном использовании социальных ресурсов муниципального образования, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью теории и технологии управления этими ресурсами, с другой стороны.

Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать технологии управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества;

- выявить особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне;

- провести анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления;

- исследовать проблемы реализации потенциала местного сообщества;

- проанализировать отечественный и зарубежный опыт реализации технологий управления социальными ресурсами;

- разработать предложения по совершенствованию технологий управления социальными ресурсами;

Объект выпускной квалификационной работы - технологии управления социальными ресурсами муниципального образования.

Предмет выпускной квалификационной работы - особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне; формы и методы использования потенциала местного сообщества; проблемы управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и меры по их разрешению.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения классической и современной социологии, социологии управления. Особое значение для данной работы имеют следующие концепции, идеи и положения:

- концепция человеческих ресурсов, нацеленная на повышение
эффективности организации за счет использования и развития ее человеческих ресурсов (К. Арджирис, Ф. Герцберг, Ю. Забродин, Дж. Иванцевич, Р. Лайкерт, А. Лобанов, В.В. Щербина);

- концепция человеческого потенциала, как совокупности реальных материальных и духовных предпосылок инновационных преобразований общества (С. Валентей, В.И. Жуков, Т.И. Заславская, Н.М. Римашевская);

- концепция человеческого капитала в форме знаний, умений, навыков, полученных человеком в процессе образования и позволяющих ему
успешно выполнить свою профессиональную деятельность (Г.А. Аширова, Г. Беккер, Т. Шульц, П. Бурдье, А.Ю. Давыдов, А.Т. Морев, Л. Нестеров);

- концепция социального капитала, как особых взаимоотношений людей, связанных определенными ожиданиями и взаимными обещаниями (С.Ю. Барсукова, Дж. Коулман, В.В. Радаев, А.Н. Чураков, П.Н. Шихирев);

- концепция нетрадиционных ресурсов муниципального образования (информационно-аналитических, интеллектуальных, социальных и т.д.) и инновационных технологий их реализации (В.Н. Иванов, В.А. Мальцев, В.Н. Патрушев);

- теоретические положения о технологиях социального управления, их проектировании и практическом применении, оптимизации управления социальными системами посредством его технологизации (Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, А.К. Зайцев, В.Н. Иванов, Г. Марков, В.И. Патрушев, Н. Стефанов, В.М. Шепель).

В работе были использованы следующие теоретические методы исследования: системный, комплексный, структурно-функциональный, терминологический, оптимизационный, сравнительно-сопоставимый, ситуационный, структурно-функциональный.

Научная новизна работы состоит в постановке самой проблемы исследования и в ее анализе ее на примере конкретного муниципального образования - Нижнекасмкий муниципальный район. Кроме того, новизна также заключается и в том, что в ходе проведенного социологического исследования было установлено, что студенческая молодежь на сегодняшний день заинтересована в решении социально-экономических проблем города и с этой целью в работе автором был разработан проект «Молодежь - опора Нижнекамского муниципального района».

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов анализа, выводов и заключений в дальнейших исследованиях и разработках. Результаты работы могут послужить основой для уточнения и разработки муниципальных нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы управления социальными ресурсами муниципального образования. Предлагаемый нами проект «Молодежь - опора Нижнекамского муниципального района» может быть использован для оптимизации деятельности органов местного самоуправления Нижнекамского муниципального района.

Источниковая и эмпирическая база дипломного исследования:

- законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, а также нормативные акты органов местного самоуправления;

- материалы общероссийских и республиканских социологических исследований и социологических опросов;

- результаты анкетного опроса, проведенного автором данной работы.

Для выполнения поставленных задач автором был использован большой объем специальной литературы по теме исследования.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и ссылок на использованные источники.

В первом разделе автором рассмотрены теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества, в частности, определены понятие, сущность и функции социальных ресурсов, а также представлены особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне.

Во втором разделе проведен анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления, в частности, освещены проблемы реализации потенциала местного сообщества и проведено исследование технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне

В третьем разделе рассмотрены эффективные технологии управления социальными ресурсами местного самоуправления. В данном разделе представлен отечественный и зарубежный опыт использования технологий управления социальными ресурсами, а также осуществлена разработка предложений по совершенствованию технологий управления социальными ресурсами. В частности, автором разработан проект «Студенческая молодежь - основа Нижнекамского муниципального района».

В четвертом разделе представлена программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы.

1. Теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества

1.1 Понятие, сущность и виды социальных ресурсов

В современных условиях для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства. Во многих муниципальных образованиях нет для этого достаточных материальных и финансовых ресурсов. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые, в отличие от материальных, неисчерпаемы, и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самовоспитания, самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания [1].

Одной из основных задач местного самоуправления является не только развитие демократического процесса, подготовки принятия решений, но и снятие напряжения в отношениях власти и общества. Отсюда одним из политических критериев местного самоуправления является возможность сохранения политического равновесия внутри самоуправляющейся общности, достигаемого, прежде всего, через открытый и равный диалог местной власти и граждан.

По мнению В.А. Мальцева, социальные ресурсы предполагают способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п. Социальные ресурсы местного сообщества - крупная теоретическая и практическая проблема.

Термин «ресурс» обычно применяется по отношению к неоднократно используемым, относительно стабильным и «дефицитным» объектам, которые запрашиваются, используются и освобождаются процессами в период их активности. Другими словами, ресурсом является любой объект, который может распределяться внутри системы [2, с. 54].

Как полагает А.М. Новиков, ресурсы могут быть разделяемыми, когда несколько процессов могут их использовать одновременно (в один и тот же момент времени) или параллельно (в течение некоторого интервала времени процессы используют ресурс попеременно), а могут быть и неделимыми. Классификация ресурсов представлена на рисунке 1.

Ресурсы

Делимые

Неделимые

используемые одновременно

используемые параллельно

Рисунок 1 - Классификация ресурсов

Макашев З.М. и Калиникова И.О. дают следующее определение социальным ресурсам - это запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом - содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема «распаковки» этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.

В современной отечественной и зарубежной литературе сложилось несколько концепций понимания и исследования ресурсов в контексте целей и задач теории управления. Это концепции человеческого фактора, человеческих ресурсов, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала.

Данные концепции взаимодействуют и дополняют друг друга. Они выражают различные структурные и функциональные стороны социальных ресурсов, используемых на всех уровнях управления, включая муниципальный уровень. Концепция человеческого фактора и концепция человеческих ресурсов различаются, прежде всего, целевой ориентацией. Первая ориентирована на улучшение производственно-экономических показателей организации за счет человеческого фактора, вторая на синхронное улучшение производственно-экономических и социальных показателей [3, с. 68].

В первой концепции акцентируется внимание на важности человеческого фактора в сравнении с другими (природными, техническими и др.) факторами, во второй концепции - на многообразии и масштабности социальных ресурсов. Первая концепция делает акцент на использовании ресурсов, вторая на их развитии. Первая ориентирована на настоящее, вторая на будущее.

Концепция человеческого фактора ограничивается рассмотрением уже имеющегося, наличного ресурса, концепция человеческих ресурсов претендует на выделение и рассмотрение, как имеющихся, так и потенциальных ресурсов, которые необходимо актуализировать и использовать. Рассматриваемые концепции социальных ресурсов различаются целевой и временной ориентацией, функциональной направленностью, предметной масштабностью и стратегической/тактической направленностью.

В целом, концепция человеческого фактора ориентирована на эффективное использование социальных ресурсов для достижения экономических целей, концепция человеческих ресурсов на их развитие и рациональное использование. Концепция человеческого потенциала направлена на обеспечение достойных условий для развития и реализации способностей человека, концепция человеческого капитала на инвестиции в развитие человеческих способностей, повышение их экономического и социального эффекта, концепция социального капитала на важной роли социальных взаимоотношений людей в достижении ими жизненного успеха. Все эти методологические установки имеют принципиально важное значение при анализе социальных ресурсов муниципального образования [4, с. 39].

Ориентация на развитие человеческого потенциала означает, что основной формой организации жизни поселения должна быть не традиционная форма производственного поселения (социальный цех градообразующих предприятий), а поселение как самоценность для человека, как среда обитания и общения, как место, где формируется человеческое сообщество, как составная часть гражданского общества, где каждый имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности в рамках цивилизованных отношений [5, с. 56].

Как полагает А.А. Озеров, превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципального управлении составляют стратегическую задачу муниципальной деятельности. Решение задачи участия граждан в местном самоуправлении осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается и как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских, в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообеспечение. Это явление принято называть социальным иждивенчеством, его преодоление потребует длительного времени [6, с. 32].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.