реферат бесплатно, курсовые работы
 

Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления

Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидиарности. Согласно этому принципу, решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень [7].

Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, принципиально отличающих их, скажем, от природных ресурсов. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы как, например, месторождения полезных ископаемых, тогда как социальные ресурсы в известном смысле неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а, напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития.

Во-вторых, социальные ресурсы - это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

В-третьих, природные ресурсы можно держать в запасе, и от этого они не увеличиваются и не уменьшаются. Иное дело - социальные ресурсы. Их нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать.

В-четвертых, природные ресурсы поддаются количественному измерению и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно определить и оценить земельные, водные, лесные и другие ресурсы. Но труднее это сделать применительно к социальному интеллекту.

В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью. На сегодняшний день нет ответа на вопрос, как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность.

Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов. На сегодняшний день никто их не считает и не планирует, что вызывает сложности при использовании социальных ресурсов [8, с. 43].

Социальные ресурсы - это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.

Социальные ресурсы местного сообщества - крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства.

Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не распаковав которые, невозможно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов - материальных, хозяйственных, природных и т.д.

С термином «социальные ресурсы» логически связаны такие категории, как «социальная активность», «социальное самочувствие», «социальная напряженность», «человеческий потенциал» и «человеческий ресурс».

К примеру, важно выделить понятие «социальная активность», которое традиционно присуще тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества. Социологи рассматривают социальную активность как осознанную деятельность, результатом которой является преобразование объективных социальных условий. Предполагается, что посредством социальной активности определенных индивидуальных и коллективных субъектов является возможным и осуществимым социальный прогресс социума [9, с. 67].

Социальную активность можно рассматривать и как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Таким образом, «социальная активность - это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности

Для определения социально-психологического феномена, отражающего в интегрированном виде особенности социальной позиции социальных ресурсов, их места в структуре общества, характера включенности в социальные процессы, а также активности, направленной на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме, используется понятие [10, с. 76].

Важной характеристикой социальных ресурсов, определяющей их социальную активность, является категория «социальная напряженность», под которой понимается некоторая тенденция или прессинг, обусловливающий возникновение дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы. В случае большого напряжения контрольные механизмы социальной системы могут не справиться с задачей поддержания сложившегося баланса отношений, что приводит к разрушению структуры. Такой же эффект имеет слишком низкое напряжение [11, с. 63].

Термин “социальные ресурсы” можно охарактеризовать посредством такой категории, как «человеческий потенциал» (иногда говорят «человеческий капитал») и «человеческий ресурс».

Человеческий потенциал -- это совокупность физических, духовных, культурных и иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала и есть повышение качества жизни, которое является целью муниципальной деятельности.

Человеческий ресурс -- это совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для обеспечения самоуправления населения, т. е. для реализации роли человека как субъекта управления. Иначе говоря, человеческий потенциал -- то, что вкладывается в человека, а человеческий ресурс -- то, что можно получить от него [12, с. 65].

Как считает С. Рощин, понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса тесно взаимосвязаны. Развивая и наращивая человеческий потенциал, вкладывая средства в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс муниципального образования.

К основным направлениям развития человеческого потенциала на местном уровне относятся такие, как обеспечение здоровья человека, образование, культура, социальная защита отдельных групп населения и работа с молодежью.

Реализация этих задач требует скоординированных действий органов местного самоуправления, органов государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности.

Вложения в человека, в развитие его потенциала, в наращивание человеческого капитала - самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить эффективность этих вложений довольно трудно.

Ориентация на развитие человеческого потенциала означает, что основной формой организации жизни поселения должна быть не традиционная форма производственного поселения (социальный цех градообразующих предприятий), а поселение как самоценность для человека, как среда обитания и общения, как место, где формируется человеческое сообщество, как составная часть гражданского общества, где каждый имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности в рамках цивилизованных отношений.

Превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципального управлении, составляют стратегическую задачу муниципальной деятельности [13, с. 10].

Структурный анализ муниципальных социальных ресурсов позволяет выделить и проанализировать 13 разновидностей социальных ресурсов муниципального образования: демографические, трудовые, кадровые, образовательные, информационные, компаративно-состязательные, инновационные, социально-психологические, социально-политические, социокультурные, социально-организационные, социально-экономические, социально-технологические, силовые.

Демографические ресурсы муниципального образования характеризуются общей численностью населения, его половозрастным составом, численностью трудоспособного населения, естественным движением населения (рождаемостью и смертностью), количеством, а также соотношением браков и разводов, миграцией.

Трудовые ресурсы - это экономически активное население, в том числе работающие и безработные.

Кадровые ресурсы выражают более дифференцированную характеристику трудового потенциала муниципального образования с учетом его профессионально-квалификационных признаков и реальной востребованности на рынке труда.

Образовательные ресурсы характеризуются уровнем общего и профессионального образования граждан, численностью обучающихся.

Важную и значительную часть ресурсов муниципального образования образуют информационные ресурсы. Информационное взаимодействие в регионе создает основу для формирования и развития компаративных и состязательных отношений.

Компаративно-состязательные ресурсы связаны с многочисленными социальными, в частности, регулятивными функциями компаративных (т.е. сравнительных) и состязательных отношений.

Общественное развитие в современном мире, экономический рост характеризуются ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. Важное значение приобретают в этой связи инновационные ресурсы муниципального образования, их рациональное использование и развитие.

Социально-психологические ресурсы связаны непосредственно с социальным состоянием граждан, уровнем социальной защищенности, социальным самочувствием. Социально-политические ресурсы выражаются в социально-политической активности населения, в частности, в его участии в местном самоуправлении.

Социокультурные ресурсы включают традиции, обычаи, культурные ценности и культурный обмен населения, они влияют на направление и темпы реформирования социального уклада жизни региона. Множество форм самоорганизации местного населения, направленных на содействие в решении региональных и местных проблем, образуют содержание социально-организационных ресурсов.

Многообразие форм экономической активности населения (предпринимательство, инновационная активность и т.д.) характеризуют социально-экономические ресурсы. Социально-технологическая культура управления на уровне муниципального образования образует суть социально-технологических ресурсов

Силовые ресурсы включают оружие и аппарат физического воздействия специально подготовленных для этого людей. В государстве их ядро составляв армия, полиция (милиция), службы безопасности, суд и прокуратура с их вещее венными атрибутами: вооружением, экипировкой, снаряжением, боевой техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов, оказывающих предостерегающее и кар; тельное воздействие, традиционно считается всегда необходимым условием обязательным резервом государственной власти и управления. Поскольку использование силы способно лишить человека высших ценностей -- здоровья и жизни прав и свобод, а также имущества и других благ.

Культурно-информационные ресурсы - духовные ценности, знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и коммуникации и др. В условиях концентрации информационных ресурсов в одних руках создается возможность с помощью аудиовизуальной информации - изображения и слова - управлять поведением больших масс людей, не прибегая к использованию силы или экономических ресурсов.

Кроме представленной типологии, можно выделить еще один вид - управленческие ресурсы местного сообщества. Решение вопроса участия граждан в местном самоуправлении осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а на органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается и как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообеспечение. Это явление принято называть социальным иждивенчеством, его преодоление потребует длительного времени.

Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидиарности. Согласно этому принципу, решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень [14, с. 54].

Потенциал социальных ресурсов модернизации муниципального управления практически раскрывается через реализацию возможностей, которыми обладает государство-нация. Важность данного вопроса объясняется также и тем, что повседневная реальность свидетельствует о большой роли муниципального управления, которая не ослабевает, а даже, напротив, усиливается в условиях усложнения и интенсификации общественных процессов, причем, особенно это ощутимо в периоды реформ и кризисов.

Актуальность, характерные черты, цели и структура процесса модернизации муниципального управления определяются не только возрастанием его роли в жизнедеятельности общества, но всей совокупностью действующих в нем тенденций и закономерностей, в первую очередь социально-политических, диктующих тот или иной тип системы управления обществом, ее преобразований.

В силу этого процесс модернизации муниципального управления должен быть комплексным, охватывать как его составные части, так и организационные формы и функциональные проявления управляемых объектов и систем управления обществом.

Ресурсы власти - фундаментальный источник управления. Их первостепенная значимость как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.), согласно которой в основе власти, а стало быть и муниципального управления, лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым они попадают в зависимость от власть имущих, подчиняются им, а распределение и перераспределение социальных ресурсов происходит в процессе муниципального управления.

Способность муниципальных органов при демократической системе управления обеспечивать в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение насущных потребностей общества в целом и отдельных граждан служит критерием их эффективности. Поэтому повышение эффективности системы муниципального управления находится в поле напряженности между дефицитом качества управленческих услуг, оказываемых обществу органами местного самоуправления, и необходимостью отвечать все возрастающим потребностям социальной модернизации. Оптимум соответствия находится в учете требования уменьшения материальных затрат (финансовых, экономических и прочих издержек) и рационального использования кадрового потенциала [13, с. 43].

В настоящее время в практике корпоративного управления разработаны различные теории по привлечению человеческих ресурсов в управленческой деятельности. Теория управления персоналом обосновывает новые формы работы с людьми - концепция «человеческих ресурсов».

Применительно к сфере управления в организации она основана на признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с отбором кадров, поддержанием его в трудоспособном состоянии, непрерывным обучением и выявлением качеств, потенциальных возможностей и способностей, заложенных в личности человека, претендующего на должность в систему муниципального управления, с последующим развитием качеств, важных для его профессиональной деятельности. Отличительными особенностями концепции являются: применение экономических критериев для оценки роли человеческого фактора в процессе муниципального управления, внутриорганизационное управление, перестройка всей системы работы с кадрами.

Полномасштабное раскрытие гражданского ресурса, связанного с демократической перспективой развития правового государства, со степенью свободы и возможностями воспользоваться ею как самоответственности личности гражданина за свою собственную судьбу и судьбу своей страны, - ключевая предпосылка движения к подлинному становлению гражданского общества.

В потенциале гражданских ресурсов - фактически все жители страны, которые не только обладают статусом гражданина, в отличие от апатридов, иностранцев. Они прежде всего проявляют качества, присущие людям, занимающим активную и сознательную жизненную позицию. Здесь проявляется гражданственность - как антитез аполитичности, включенность в дела политического сообщества, способность и готовность выступать полноправным членом общества, отстаивающего собственные интересы в сочетании с общественными.

При таком подходе субъект социально-организованной и управленческой деятельности исходит в своих целях, средствах и способах действия не из принципа метафизического господства - подчинения интересов одних членов и групп общества другим (на самом деле именно этот принцип и открывает простор установления некоего эгоистического, частного интереса над всеобщим). Он, напротив, предполагает согласование, координацию, поиск взаимоприемлемых решений. А это требует, соответственно, высокой степени совершенства политической системы общества, политической и управленческой культуры и зрелости граждан [15, с. 167].

Таким образом, социальные ресурсы - это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.

Социальные ресурсы местного сообщества - крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства. Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не распаковав которые, невозможно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов - материальных, хозяйственных, природных и т.д.

Государству следует передавать в ведение местного самоуправления все те вопросы жизнеобеспечения населения (в том числе часть вопросов государственного значения), которые могут быть решены на местном уровне. Но и муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение самих граждан и создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) все те вопросы жизнеобеспечения, которые они могут решать самостоятельно.

Этот принцип на муниципальном уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном образовании.

1.2 Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне

Социальные ресурсы муниципального образования - это ресурсы, обеспечивающие его устойчивое функционирование и развитие как целостной социально-экономической системы, характеризующие жизнедеятельность населения данного муниципального образования.

Термин «социальное» применительно к ресурсам муниципального образования означает, что эти ресурсы относятся к населению муниципалитета, характеризуют его жизнедеятельность.

В современных условиях важное значение приобретает эффективное развитие потенциала социальных ресурсов на местном уровне. Вложения в человека, в развитие его потенциала, в наращивание человеческого капитала -- самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить эффективность этих вложений довольно трудно.

Задачей управления социальными ресурсами муниципального образования является необходимость выявления и оценки ресурсов, ресурсного обеспечения, рационального использования, упорядочения, воспроизводства, сбережения, развития, обновления и формирования.

С задачами управления социальными ресурсами муниципального образования связаны непосредственно управленческие функции. Управление ресурсами включает в себя несколько содержательных элементов, которые можно представить одновременно в качестве стадий (этапов) управленческого цикла, а также в качестве функций управления.

Управленческий цикл начинается с диагностики социальных ресурсов, выявления и оценки их состояния, определения «узких мест» и формулирования назревших проблем.

Диагностика дает моментальный (горизонтальный) «срез» социальных ресурсов, тогда как прогнозирование относится к оценке возможных вариантов и сценариев их развития.

Прогнозирование имеет очень важное значение для управления образовательными и трудовыми ресурсами, поскольку результат этой деятельности становится востребованным не сейчас, а по истечении определенного времени. Диагностика и прогнозирование социальных ресурсов муниципального образования являются предпосылкой их планирования, которое осуществляется различными способами, в том числе посредством разработки целевых программ.

Следующая управленческая функция - организация, специфика которой заключается: во-первых, в непосредственной организации и осуществлении управленческих воздействий; во-вторых, в координации управленческих воздействий, исходящих от разных субъектов и уровней управления; в-третьих, в формировании соответствующих управленческих структур, через которые осуществляется управленческое воздействие.

Еще одна управленческая функция - регулирование, суть которого заключается в обеспечении условий для нормального функционирования управляемого объекта, в осуществлении действий, направленных на предупреждение и устранение дисфункций, от функциональных отклонений.

Завершающая стадия и функция управленческого цикла - контроль, который включает: установление фактического состояния процесса, оценку данного состояния, применение соответствующих санкций [17, с. 61].

Процесс муниципального управления и принятия управленческих решений предполагает управляющие воздействия субъекта управления (населения и органа местного самоуправления) на объект управления (муниципальное образование). В муниципальном управлении сами субъекты управления неизбежно привносят в систему управления элементы неопределенности и субъективности принимаемых решений. Следовательно, особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности.

С точки зрения возможностей воздействия субъекта управления на объект yправления необходимо разделить характеристики муниципального образования на устойчивые, изменение которых в процессе управления затруднено, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействие.

Устойчивые характеристики муниципального образования как объекта управления характеризуются тем, что их изменение приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение соотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования.

Например, повышая квалификацию трудовых ресурсов или совершенствуя систему взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества, можно добиться существенного улучшения социально-экономической ситуации в муниципальном образовании [18, с. 101].

С целью выявления общих принципов принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления в отношении социальных ресурсов, обусловленные его спецификой, отметим:

- необходимость изучения мнения различных слоев населения при подготовке управленческих решений, затрагивающих интересы людей;

- коллегиальный характер принятия наиболее важных решений, установленный федеральным законодательством и уставом муниципального образования;

- необходимость отработки системы взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования -- представительный орган -- администрация) в процессе принятия управленческих решений;

- наличие, кроме обычных форм контроля за исполнением принятых управленческих решений, дополнительного вида контроля -- общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.

Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль за их исполнением. И наоборот, нарушение рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится дороже, чем соблюдение [19, с. 69].

В современных условиях муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение самих граждан и создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) в те вопросы жизнеобеспечения, которые они могут решать самостоятельно.

Этот принцип на муниципальном уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном образовании.

Можно выделить такие сильные стороны третьего сектора в решении муниципальных проблем, как умение удовлетворять потребности различных слоев населения, сочувствие и преданность, одухотворенный подход к решению проблем, умение завоевывать доверие. С учетом этих сильных сторон организации третьего сектора лучше всего решаются социальные задачи:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.