реферат бесплатно, курсовые работы
 

Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов

крайности (они не так агрессивны и не слишком заторможены), лучше

успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного

достоинства, чем дети домохозяек.Другое исследование, в ходе которого

изучались матери с высшим образованием, показало, что их работа не

оказывает неблагоприятного воздействия на семейные отношения, ни на

психологический климат в семье, ни на количество и серьезность детских

проблем(42)

Исследование А.Гарина выявило скрытую проблему: роль домохозяйки в

семье среднего американца заставляет многих матерей подавлять и

растворять в себе личность как своих сыновей, так и дочерей, формируя у

них инфантилизм(43)

Таким образом,данные разных исследований опровергают стереотипное

мнение, что работа женщины оказывает негативное влияние на ее детей.

Стереотип 2.

Женщина,работающая ради карьеры, заслуживает неодобрения.С этим

стереотипным представлением согласны каждый второй мужчина и каждая

четвертая женщина.Что влияет на степень согласия с данным

мнением?Прежде всего возраст, так как молодые люди в меньшей степени

подвержены влиянию данног стереотипа, и образование: чем выше уровень

образования, тем меньше людей придерживаются этого мнения.Интересно,

что среди ужчин- руководителей подобную точку зрения разделяют 51%, а

среди женщин-руководителей-только 18%.

Стереотип 3.

Существует прямая связь между занятостью женщин на работе и ростом

преступности в обществе.

В этом случае мужчины и женщины были единогласны (38% женщин и 39%

мужчин).Данный стереотип распространен в значительной степени среди

людей среднего и пожилого возраста.Согласны с этим утверждением среди

респондентов 16-25 лет-16%, 26-35 лет-32%, 36-45 лет-53%, 46-55 лет-

60%, 56-65-66%.

Стереотип 4.

Женщина не может быть хорошим руководителем.

Этого стереотипа придерживается наименьшее количество опрошенных: так

считают 24% мужчин и 17% женщин,а среди женщин-руководителей-всего

7%.Причем чем старше человек,тем в большей степени он разделяет это

мнение.Если среди 16-25-летних 18% согласны с утверждением, что женщина

не может быть хорошим руководителем, то среди 56-65 летних таких уже

36%.

В целом одинаковое число мужчин и женщин относятся отрицательно к

тому, чтобы их начальником на работе была женщина (более ј опрошенных),

и больше женщин, чем мужчин, высказали положительное отношение к этому

(почти каждая треья женщина и каждый пятый мужчина).По данным Санк-

Петербургского центра «Женщины в управлении», на вопрос,

сформулированный в режиме дихотомического выбора «Кого вы хотели бы

видеть руководителем: мужчину или женщину?»,84% респондентом

ответили,что мужчину (43).

А результаты опроса 1988 года, проведенного в США институтом Гэллапа,

покахали, что почти 50% работников не придают значения тому, кто ими

руководит: мужчина или женщина.Но зато другая половина предпочитает

находиться под руководством мужчин(44)

Существует также мнение, что многие женщины даже при наличии

способностей к управлению не имеют внутренней установки на занятие

руководящей должности.Но когда томичкам был задан вопрос :»Если бы вам

предложили стать руководителем, то согласились бы вы?», каждая третья

выразила свое согласие(среди мужчин- каждый второй).Причем на степень

согласия у представителей обоего пола повлиял уровень образования, а у

женщин- еще и наличие детей.Если среди женщин, имеющих детей,были

согласны стать руководителем 23%, то среди женщин, не имеющих детей,-

38%.В целом же можно отметить, что установки на руководящую должность

существуют и у женщин.Правда,в реальности число женщин-руководителей

невелико: из 60 млн занятых женщин лишь 1,5 млн руководителей(881)

На такое положение дел влияет множество факторов, в том числе и

осознание неравенства шансов в отношении профессионального роста у

мужчин и женщин.Когда томичам был задан вопрос, имеют ли мужчины и

женщины в реальности одинаковые шансы для профессиональглго роста и

продвижения, то 56% мужчин и 64% женщин констатировали,чтошансы равны

(а среди женщин-руководителей такого мнения придерживаются 82%.

Так, характеризуя изучение женских проблем в рамках позитивистской

парадигмы, О. Маслова отмечает: «...сложившаяся концепция, как решетка,

накладывалась на живую текучую эмпирическую реальность, и мы говорили:

Да, она действительно в клеточку, как мы и предполагали". Если наша

гипотетическая система была выстроена в виде решетки.» [ 58].

Помимо прочего смерть является и испытанием, пройдя через которое,

герои сказок обретают мудрость.

Если вернуться к проблеме «должного» и «недолжного», мы увидим, что и

в матриархатной культуре, и ныне в патриархатном христианстве

существует связь между понятиями «женщина» и «смерть». Но смерть:

В матриархате

1) не окончательна

2) божественна (являет собой третью ипостась Великой Богини)

3) явление должное, естественное

4) испытание, нередко вознаграждаемое (обретением мудрости)

1) окончательна (длямногих)

2) антибожественна, являет собой отпадение от Бога

3) явление недолжное, появившееся в результате первородного греха (т.

е. порчи естества)

4) наказание.

Так что в мужецентрической культуре (и атеистической, и современной

христианской) отношение к смерти является для сознания стрессогенным.

Это еще раз подтверждает, что фрагментаризация, мышление оппозициями

оборачивается агрессивизацией бытия.

Уже упоминавшаяся Р. Айслер отмечает: «в отличие от позднего

искусства, в неолитическом... отсутствует воспевание мощи оружия,

жестокости и грубой силы. Здесь нет ни „благородных воителей", ни

батальных сцен» [ 8, с. 48]. Зато мы находим здесь другие символы. Это

«вода и солнце, например геометрический орнамент в виде волнистой

линии, так называемый меандр (символ текущей воды)... Это змеи и

бабочки (символ превращений), которые и в исторические времена все еще

связывались с силой перерождения Богини...» . Добавлю от себя, что в

иудео-христианстве они не только связывались, но и (например змея)

отрицательно маркировались, т. е. мы имеем дело с патриархатной

перекодировкой мифов методом «перевертыша».

И все же целью нашего исследования является не доказа гельство

«преимуществ» матриархатной религии перед патриархатной, а указание на

то, какие последствия для культуры имеет пренебрежение так называемыми

женскими качествами. Как мы уже говорили, это качества

неопределенности, неизвестности, текучести, призванные характеризовать

не только «женщину как таковую», но и целый ряд других явлений.

Например, св. Григорий Нисский, характеризуя нынешний способ

размножения человеческого рода, говорит, что Бог «промышляет для

естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех...

Ибо подлинно стал ско-тен... этот текучий (курсив мой. — Н. Г.) способ

размножения» .. Нет, не дает покоя этой культуре мысль о «текучести»

мира! Английская исследовательница Р. Тэннэхилл подчеркивает «общее для

отцов церкви полусознательное отношение к половому акту как к чему-то

отвратительному. Арнобий называет его мерзостным и низким, Мефодий —

непристойным, Иероним — нечистым, Тертуллиан—постыдным,

Амброзии—скверным. Фактически существовало негласное соглашение, что

Богу следовало бы изобрести более подходящее решение проблемы

размножения» ].

И если в матриархатный период эротика была божественна, относясь ко

второй ипостаси Великой Богини, то патриархатная христианская церковь

лишь терпит ее, находя для нее оправдание в том, что «лучше вступить в

брак, нежели разжигаться» .

Так, по мнению Блаженного Августина, в раю размножение должно бы

совершаться иным способом, нежели у падшего человечества: «Тогда

половые члены приводились бы в движение мановением воли... и тогда

супруг прильнул бы клону супруги без страстного волнения, с сохранением

полного спокойствия души и тела и при полном сохранении целомудрия» ].

И хотя Бердяев, говоря о воззрениях Августина, подчеркивает, что

«Трактат Блаж. Августина невозможно читать, таким духом мещанства от

него разит» , тем не менее и самому русскому философу не импонирует

идея размножения как таковая, поскольку она есть, по его мнению,

бессмысленная смена рождений и смертей, пародия на истинное бессмертие,

а носительницей родового начала, отдающего человека «во власть дурной

бесконечности полового влечения» , является именно женщина, ибо «сам по

себе мужчина менее сексуален, чем женщина»].

Интересным образом и у русского, вроде бы вполне «либерального»

философа мы вынуждены отметить ненависть к репродуктивной функции

женщины, неприятие бесконечности (наряду с деторождением он расценивал

как «дурную бесконечность» и теорию реинкаркации, которая вызывала у

него не меньший ужас, чем стихия «женственности») и оценку «женских»

качеств как иерархически более низких, нежели качества «мужские».

Английский поэт и романист Р. Грейвс, исследуя архаические пласты

греческой мифологии, пришел к выводу, что «количество ипостасей

богини... доходит до девяти, когда каждая из ее персонификаций —

девственница, нимфа и старуха — представлена триадой, чтобы еще больше

подчеркнуть ее божественность. Одна-ко поклонявшиеся богине... ни на

миг не забывали, что имеются в виду не три богини, а всего одна...» .

Патриархатное христианство рассекло некогда единое тело Великой Богини

на фрагменты, грубо разорвав их взаимоперетекае-мость, оценочно

акцентировало каждую из частей, положительно маркировав девство,

расценив как допустимое материнство, презрительно терпя эротику, если

она оправдана деторождением («неоправданная» эротика отныне именуется

блудом), и вынеся полностью за пределы божества смерть как фрагмент

абсолютно «антибожественный». Конечно, этот процесс начался еще раньше,

задолго до христианства, но свое логическое завершение обрел именно в

этой религии.

Таким образом, прежде гармоничная модель мира оказалась разрушенной,

«части» ее, естественно перетекавшие друг в друга, противопоставлены,

поляризованы и находятся в состоянии взаимного отрицания, что крайне аг-

рессивирует бытие. На смену имманентной миру и человеку Богини-

Праматери пришел трансцендентный Отец, который отныне будет обитать «на

небесах», т. е., как правильно подметила Малаховская, в области первой

(девственной) ипостаси Богини. А человек, прежде бывший соработником

божественной силы, отныне станет рабом божьим.

И если, как пишет С. Булгаков, «в почитании женской ипостаси в

божестве язычеству приоткрывались священные и трепетные тайны, не

раскрывшиеся в полноте, быть может, и доселе...», то ныне поруганные

божества древности мстят человеку за пренебрежение ими. Объявив все

языческие божества бесами, демонами, христианство заложило само под

себя мину замедленного действия, посеяло зерно собственного будущего

кризиса.

Поскольку в патриархатной культуре мужчина и женщина воспринимаются

описываются как жесткая оппозиция, а за фасадом этой оппозиции

располагаютс» и на ней строятся другие оппозиции (например

«мужественная» культура—«женственная» природа), оппозиционизм же

актуализирует агрессию, то и сам эротическии акт нередко описывается в

художественной «высокой» литературе в военньц терминах или терминах,

обозначающих отношение покорителя к покоренному Например в арабских

сказках нередко сравнение девственницы с еще необъезженно] кобылицей

(четкая коннотация с покорением природы), а мужской детородный оргак

отождествляется с орудием убийства: напрягшейся стрелой, пушкой,

котораг пробивает брешь в неприступной крепости и т. д. Любовь и смерть

воистину оказы ваются сестрами, но не так, как в матриархатной религии,

где они естественные равнозначные ипостаси единой Богини, а как два

вычлененных недолжных («пре ступных») фрагмента, связанных общей

репрессивной функцией. Тело Великой Богини расчленено, тело человека

политизировано. И потому одной из основных задач современного феминизма

является, как это точно формулирует Т. Клименко-ва, «выведение

сексуальности из-под власти микрополитики» (61).

Особого рассмотрения требуют и другие символы «женского» ряда —

пустота, бесформенность, пассивность, эмоциональность, — значимость

которых для познания мира явно недооценивается в патриархатной

культуре.

Современный мир сотрясаем множеством кризисов: экологических,

экономических, социальных, политических. Все эти кризисы — лишь

проекции более глобального кризиса, а именно кризиса сознания. И,

возможно, возрастающий ныне интерес к женщине и «женственности»

свидетельствует о том, что они могли бы сыграть не последнюю роль в

выходе из социокультурного тупика.

ГЛАВА 3

СОЦИАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПОИСКА СЧАСТЬЯ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Каждый человек видит смысл своего существования в счастливо прожитой

жизни.И хотя каждая культура,каждая историческая эпоха порождает

различные идеалы счастья, разные представления о нем, но его

непосредственное переживание как психологическое состояние всегда

индивидуально, принадлежит отдельной личности.

Все мы хотим от жизни одного и того же.У мужчин и женщин разные способы

выражения , а не разные желания.Счастье в одиночку

невозможно.Одиночество-это великая проблема людей 21 века..

Как сложен наш мир.Сколько в нем рвущих душу противоречий:

1)Люди хотят быть счастливыми, но им мешает их же собственное

представление о счастье.

2)Люди не хотят быть одинокими, но все делают для того, чтобы быть

одинокими.

И с этого противоречия только начинаются,- они буквально во всем…Что же

мешает человеку быть счастливым и преодолеть одиночество, фактически-он

сам (его стереотипы).

Мужчины часто не понимают женщин, а женщины мужчин…И это не секрет, так

как мы действительно очень разные, возникает огромное колличество

вопросов-ответами на которых, чаще всего выступают существующие

стереотипы.Мое исследование –это попытка проанализировать

распространенные стереотипы в обществе -методом качественного

исследовани..

Качественные методы исследования- исследование, в котором социологи

полагаются на свое мастерство включенного интервьюера или наблюдателя

для сбора уникальных данных.Они могут иметь неструктуированный список

тем обсуждение со своими информантами (памятку), раскрытие «изложения

фактов» или опыта по поводу самого участника.Наиболее качественным

является полное включенное наблюдение.Противоположны колличественным

методам методам исследования, где полагаются на инструмент

исследования, посредством которого осуществляется измерение, то есть

структуированный опросный лист, структуированное наблюдение или

эксперимент.Сильный акцент на качественых методах делается в

этнометодологии и этнографии, ибо полученные данные «богаты»

подробностями и более близки к восприятию мира информантами, а

колличественные методы могут приводить к ограниченной информации.Любая

классификация качественных данных проводится только на номинальном

уровне.Однако даже среди групп исследователей, проводимых работу с

помощью колличественных методов, качественные часто используются на

начальных стадиях, когда надо оценить все аспекты проекта обзора и

провести структуированный эксперимент.

Мое исследование было проведено методом глубинного интервью.По началу

планировалось сконструировать анкету, чтобы выявить наиболее

распространенные стереотипы, но оказалось,что конкретный инструментарий

был слишком громоздкий.Обьектом исследования были мужчины и женщины с

18 до 60 лет, разных профессий, семейного положения, образования.

Различным родом занятий.Длительность интервью была от 2х до 7ми

часов.Опрашиваемые мной мужчины и женщины в своем подавляющем

большинстве с большим интересом реагировали на тему и отвечали на все

вопросы, не щадя своего времени.

В интервью с мужчинами картина выявилась пестрой: обнаружились типажи,

которых можно условно поделить на три лагеря.Мнения, которрые можно

передать их же собственными цитатами соответственно:

1. « Я восхищаюсь женщинами, боготворю их.Они меня завораживают!».

2. «Любую можно купить».

3. «Разумные самки.Равноправные,независимые, будут посильнее

мужчин.Добиваться их-«как козел не бейся-ни фига не будет».

В моем исследовании получился еще один неожиданный результат:дело в

том,что через газетные обьявления мне удалось связаться с респондентами

из исправительной колонии,-я рассказала в письме заключенным,

находящимся в мужской колонии, о моем исследовании и попросила их

ответить на вопрося.Ситуация с женской колонией оказалась хуже,т.к. я

не нашла в газетах их обьявления с надеждой нацти свою любовь.А из

мужской колонии мне ответили, и поразило меня то, что писали мне свои

истории любви не по причине и желанию поделиться,как я предполагала, а

потому,что хотели помочь исследованию.Из письма: «По правде говоря. Мое

свободное время довольноь ограничено, но, тем не менее. Я дал

согласие.Я так мало делал кому-то хорошего в жизни, хотелось хоть как-

то принести некое подобие пользы».Писали они откровенно, искренне.

Самокритично, старательно отвечая на вопросы.И даже спрашивали, в чем

их ошибка, их проблема.

Пройдя свой такой нелегкий жизненный путь, они всепишут о том, что:

(Из письма) «Самое главное мое желание-это найти свою настоящую любовь

и счастье.Я постоянно мечтаю, что найдется та единственная, прекрасная

девушка, которая смоет полюбить меня таким, какой я есть. Который смог

бы отдать накопившуюся во мне нежность, ласку и любовь».

Сравнивая ответы мужчин, находящихся в заключении с ответами тех, кто

никогда там не был, невольно удивляешься: что во всех их письмах нет ни

цинизма, ни разочарованийя в женщинах, ни злости на них, ни слова

обвинения в неверности и предательстве в адрес своих возлюбленных и

жен, отвернувшихся от них.А от мужчин,окружающи нас, порой устаешь

слышать обвинения всему женскому полу в оправдание своих собственных

неудач.На вопрос: «Ошибки, которые я не хочу больше повторять с

женщинами» звучали такие ответы: «Недопустимы серьезные отношения с

ними, т.к. все продажные,меркантильные хищницы» или «Я-

женоненавистник, они издевались надо мной».Было много разных интервью,

много совершенно противоположных мнений: тех, кто верит в любовь, тех,

кто вообще никогда не влюблялся и не знают и не хотят знать, что это за

чувство,а признают только секс; так они говорили, во всяком

случае.Примечательно то,что все люди с удовольствием если не

рассказывали свои истории любви. То отвечали на вопросы и даже были

благодарны, что мои вопросы помогли им о многом задуматься и

разобраться в себе.Я даже пыталась брать интервью в автобусе у двух

студентов химиков третьего курса.Примечательным в интервью с ними было

то, что, в общем-то. Наблюдалось в ответах и других мужчин.Например, на

вопрос: «Как вы представляете свою идеальную половину», они отвечали:

«В первую очередь, важны внутренние качества, как честность и

открытость .Если интересна в общении, то уже красива, внешность не

важа.Главное, чтобы не лысая.

А на вопрос : «Ваше отношение к измене» прозвучал ответ:

«Зависит от обстоятельств, попытаюсь выяснить.Если духовная измна-то

плохо…»

Мнения людей касательно отношения к измене в основном идентичны как у

мужчин , так и у женщин.И здесь можно выделит четыре основных типа

отношений:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.