реферат бесплатно, курсовые работы
 

Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов

было (сравним с ориге-новской «душой», которая не всегда была и не

всегда будет «душою».— Н. Г.), и о таком виде страха, как

дисморфофобия, «т. е. страхе необратимой трансформации, изменения

(курсив мой.— Н. Г.) изначально присущих человеку морфологических

особенностей, который связывается в человеческом представлении с иным,

столь же необратимым и повсеместно распространенным явлением —

старением или же смертельным заболеванием, а на заключительной своей

стадии — со смертью и посмертной трансформацией тела»[ 54].

Остановимся на этом чуть поподробнее. Является ли страх смерти

присущим человеку всегда и во все времена? По всей видимости, нет. Так,

например, английский ученый и публицист Б. Дэвидсон упоминает об

отсутствии страха смерти у многих африканских племен. В частности он

пишет, что «динка по традиции заживо хоронили своих жрецов... когда те

были на пороге естественной смерти. В этих случаях они вырывали яму и

укладывали в ней на удобной постели умирающего жреца...» . Далее,

ссылаясь на Лингардта, он отмечает, что жрец «не боялся смерти, и,

когда его клали в землю, он распевал песни. Никто из динка не причитал

и не плакал по поводу смерти лидера. Они веселились... И никто не

говорил: „Как жаль, что он умер". Они говорили: „Это очень хорошо"» .

Какой контраст это составляет с современной европейской культурой, в

которой, как пишет известный американский танатолог Э. Кюблер-Росе,

«смерть — табу, обсуждение этой темы считается тягостным... Мы

употребляем эвфемизмы, мы гримируем мертвых под живых (опять

отождествление неизвестного с известным! — Н. Г.), мы отсылаем детей,

чтобы оградить их от беспокойства и тревог в доме, если больному

посчастливилось умереть именно там, мы не пускаем детей в больницу

навещать умирающих родителей... Умирание становится одиноким и

деперсонализированным...»] .

Причем отвращение к смерти присуще не только атеистам, но и верующим

но сама она все-таки естьнечто недолжное, вошедшее в мир в результате

первородного греха, в который человечество якобы было вовлечено

праматерью Евой. Опять возникает взаимосвязь между женщиной и чем-то

недолжным. Точнее, вовлечение в это «недолжное» состояние является

следствием якобы изначально присущих женщине качеств. «Змей начал

искушение с Евы,— пишет С. Булгаков.— Почему с Евы? Разумеется...

вследствие особенностей ее пола, его иерархического значения для

человека. Жене свойственна пассивная восприимчивость, она есть

чувственность, рождающая, но не зачинающая...». Прав был Вейнингер:

есть эта связь между женственным и преступным! Только во всех ли

культурах?

Характеризуя отношение к смерти в матриархатных религиях, немецкая

исследовательница X. Геттнер-Абендрот подчеркивает: «Смерть в этой

картине мира является не чем-то окончательным, а только неким другим

состоянием, которое в соответствии с космическими законами приходит и

уходит, совершается—снимается»[55).

Нам могут возразить, что и в современном христианстве существует

понятие воскрешения из мертвых. Но тут есть существенная разница. По

воскрешении, согласно христианской доктрине, людей ждет Страшный суд, в

результате которого одни навсегда отправятся в рай — в жизнь вечную, а

другие в ад — в вечную смерть. Как это, например, сказал святитель И.

Брянчанинов: «Горе мне, если дух при разлучении с телом окажется

умерщвленным вечною смертию!.. Тогда и воскресшее тело соделается

вместе с духом жертвою вечной смерти...» ].

В диссертации, недавно защищенной в Зальцбурге, Н. Малаховская

(высланная из СССР в 1980 году за феминистский самиздат) пишет о том,

что Великая Богиня матриархата являет собой неиерархическую и

недихотомическую модель мира. Все три ее ипостаси — воздушная

(атмосферная богиня-дева), наземная (богиня любви и плодородия) и

подземная (богиня смерти и мудрости) — равноценны, нераздельны и

неслиянны. Хотя каждая из них обладает своим набором качеств, тем не

менее их невозможно окончательно отделить друг от друга и явные

качества одной могут в недопроявленном виде наличествовать у двух

других. Как мы видим, это модель мира, в которой смерть не

противопоставлена жизни (плодородию), физическая любовь (плодородие) не

полярна по отношению к девственности, небесное не оппозиционно земному.

В частности, Малаховская разрабатывает и убедительно обосновывает на

примере русских народных сказок тезис о том, что «богиня смерти была и

богиней воскресения... Сообщение о необходимости и живой, и мертвой

воды для воскрешения снимает противопоставление однозначно «плохой»

смерти однозначно «хорошей» жизни, негнущуюся приписанность этих двух

состояний двум несовместимым полюсам» . Помимо прочего смерть является

и испытанием, пройдя через которое, герои сказок обретают мудрость.

Если вернуться к проблеме «должного» и «недолжного», мы увидим, что и

в матриархатной культуре, и ныне в патриархатном христианстве

существует связь между понятиями «женщина» и «смерть». Но смерть:

В матриархате

1) не окончательна

2) божественна (являет собой третью ипостась Великой Богини)

3) явление должное, естественное

4) испытание, нередко вознаграждаемое (обретением мудрости)

1) окончательна (длямногих)

2) антибожественна, являет собой отпадение от Бога

3) явление недолжное, появившееся в результате первородного греха (т.

е. порчи естества)

4) наказание.

Так что в мужецентрической культуре (и атеистической, и современной

христианской) отношение к смерти является для сознания стрессогенным.

Это еще раз подтверждает, что фрагментаризация, мышление оппозициями

оборачивается агрессивизацией бытия.

Уже упоминавшаяся Р. Айслер отмечает: «в отличие от позднего

искусства, в неолитическом... отсутствует воспевание мощи оружия,

жестокости и грубой силы. Здесь нет ни „благородных воителей", ни

батальных сцен» [ 8, с. 48]. Зато мы находим здесь другие символы. Это

«вода и солнце, например геометрический орнамент в виде волнистой

линии, так называемый меандр (символ текущей воды)... Это змеи и

бабочки (символ превращений), которые и в исторические времена все еще

связывались с силой перерождения Богини...». Добавлю от себя, что в

иудео-христианстве они не только связывались, но и (например змея)

отрицательно маркировались, т. е. мы имеем дело с патриархатной

перекодировкой мифов методом «перевертыша».

И все же целью нашего исследования является не доказа гельство

«преимуществ» матриархатной религии перед патриархатной, а указание на

то, какие последствия для культуры имеет пренебрежение так называемыми

женскими качествами. Как мы уже говорили, это качества

неопределенности, неизвестности, текучести, призванные характеризовать

не только «женщину как таковую», но и целый ряд других явлений.

Например, св. Григорий Нисский, характеризуя нынешний способ

размножения человеческого рода, говорит, что Бог «промышляет для

естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех...

Ибо подлинно стал ско-тен... этот текучий (курсив мой. — Н. Г.) способ

размножения» ]. Нет, не дает покоя этой культуре мысль о «текучести»

мира! Английская исследовательница Р. Тэннэхилл подчеркивает «общее для

отцов церкви полусознательное отношение к половому акту как к чему-то

отвратительному. Арнобий называет его мерзостным и низким, Мефодий —

непристойным, Иероним — нечистым, Тертуллиан—постыдным,

Амброзии—скверным. Фактически существовало негласное соглашение, что

Богу следовало бы изобрести более подходящее решение проблемы

размножения» [56].

И если в матриархатный период эротика была божественна, относясь ко

второй ипостаси Великой Богини, то патриархатная христианская церковь

лишь терпит ее, находя для нее оправдание в том, что «лучше вступить в

брак, нежели разжигаться» ].

Так, по мнению Блаженного Августина, в раю размножение должно бы

совершаться иным способом, нежели у падшего человечества: «Тогда

половые члены приводились бы в движение мановением воли... и тогда

супруг прильнул бы клону супруги без страстного волнения, с сохранением

полного спокойствия души и тела и при полном сохранении целомудрия» . И

хотя Бердяев, говоря о воззрениях Августина, подчеркивает, что «Трактат

Блаж. Августина невозможно читать, таким духом мещанства от него разит»

], тем не менее и самому русскому философу не импонирует идея

размножения как таковая, поскольку она есть, по его мнению,

бессмысленная смена рождений и смертей, пародия на истинное бессмертие,

а носительницей родового начала, отдающего человека «во власть дурной

бесконечности полового влечения» , является именно женщина, ибо «сам по

себе мужчина менее сексуален, чем женщина» [ 57].

Интересным образом и у русского, вроде бы вполне «либерального»

философа мы вынуждены отметить ненависть к репродуктивной функции

женщины, неприятие бесконечности (наряду с деторождением он расценивал

как «дурную бесконечность» и теорию реинкаркации, которая вызывала у

него не меньший ужас, чем стихия «женственности») и оценку «женских»

качеств как иерархически более низких, нежели качества «мужские».

Английский поэт и романист Р. Грейвс, исследуя архаические пласты

греческой мифологии, пришел к выводу, что «количество ипостасей

богини... доходит до девяти, когда каждая из ее персонификаций —

девственница, нимфа и старуха — представлена триадой, чтобы еще больше

подчеркнуть ее божественность. Одна-ко поклонявшиеся богине... ни на

миг не забывали, что имеются в виду не три богини, а всего одна...».

Патриархатное христианство рассекло некогда единое тело Великой Богини

на фрагменты, грубо разорвав их взаимоперетекае-мость, оценочно

акцентировало каждую из частей, положительно маркировав девство,

расценив как допустимое материнство, презрительно терпя эротику, если

она оправдана деторождением («неоправданная» эротика отныне именуется

блудом), и вынеся полностью за пределы божества смерть как фрагмент

абсолютно «антибожественный». Конечно, этот процесс начался еще раньше,

задолго до христианства, но свое логическое завершение обрел именно в

этой религии.

Таким образом, прежде гармоничная модель мира оказалась разрушенной,

«части» ее, естественно перетекавшие друг в друга, противопоставлены,

поляризованы и находятся в состоянии взаимного отрицания, что крайне аг-

рессивирует бытие. На смену имманентной миру и человеку Богини-

Праматери пришел трансцендентный Отец, который отныне будет обитать «на

небесах», т. е., как правильно подметила Малаховская, в области первой

(девственной) ипостаси Богини. А человек, прежде бывший соработником

божественной силы, отныне станет рабом божьим.

И если, как пишет С. Булгаков, «в почитании женской ипостаси в

божестве язычеству приоткрывались священные и трепетные тайны, не

раскрывшиеся в полноте, быть может, и доселе...» , то ныне поруганные

божества древности мстят человеку за пренебрежение ими. Объявив все

языческие божества бесами, демонами, христианство заложило само под

себя мину замедленного действия, посеяло зерно собственного будущего

кризиса.

Поскольку в патриархатной культуре мужчина и женщина воспринимаются

описываются как жесткая оппозиция, а за фасадом этой оппозиции

располагаютс» и на ней строятся другие оппозиции (например

«мужественная» культура—«женственная» природа), оппозиционизм же

актуализирует агрессию, то и сам эротическии акт нередко описывается в

художественной «высокой» литературе в военньц терминах или терминах,

обозначающих отношение покорителя к покоренному Например в арабских

сказках нередко сравнение девственницы с еще необъезженно] кобылицей

(четкая коннотация с покорением природы), а мужской детородный оргак

отождествляется с орудием убийства: напрягшейся стрелой, пушкой,

котораг пробивает брешь в неприступной крепости и т. д. Любовь и смерть

воистину оказы ваются сестрами, но не так, как в матриархатной религии,

где они естественные равнозначные ипостаси единой Богини, а как два

вычлененных недолжных («пре ступных») фрагмента, связанных общей

репрессивной функцией. Тело Великой Богини расчленено, тело человека

политизировано. И потому одной из основных задач современного феминизма

является, как это точно формулирует Т. Клименкова, «выведение

сексуальности из-под власти микрополитики» .

Особого рассмотрения требуют и другие символы «женского» ряда —

пустота, бесформенность, пассивность, эмоциональность, — значимость

которых для познания мира явно недооценивается в патриархатной

культуре.

Современный мир сотрясаем множеством кризисов: экологических,

экономических, социальных, политических. Все эти кризисы — лишь

проекции более глобального кризиса, а именно кризиса сознания. И,

возможно, возрастающий ныне интерес к женщине и «женственности»

свидетельствует о том, что они могли бы сыграть не последнюю роль в

выходе из социокультурного тупика.

Национальный Эрос.

Диапазон понятия «эрос» грандиозен: от космических сил притяжения и

отталкивания, гравитации и электромагнетизма (Любовь и Вражда —

первосилы, организующие все в Бытии, по Эмпедоклу) до тончайших

вибраций душевной жизни и чувственности в индивидуальной любви, до

эротики и секса, до совместимости/несовместимости тканей, входящих и

исходящих друг в/из друга в соитии. По «Теогонии» Гесиода, Эрос — из

первейших сущностей-первобожеств, наряду с Хаосом и Эребом. Его функция

— всесвязь элементов Бытия. В этом плане Эрос аналогичен Ре-лигии,

которая, по первосмыслу, «вос-связь» распавшегося, значит,

разъединенного. Эрос и Религия — близкофункциональны и потому —

соперничающи. Эрос входит во все религии как мощный элемент:

Любовь к Богу, к ближнему, Святое семейство и благословение брака в

христианстве, бхакта-йога и тантризм в Индии, орфические мистерии в

Элладе, дионисии, вакханалии, карнавалы; исступления плодородящей силы

Природы весною, когда разгулом эротической энергии во человечех имели

интенцией подпитать грядущую урожайность, плодоношение Природы...

В то же время высокие религии (христианство, ислам, буддизм,

иудаизм...) противостояли Эросу как животной Воле к Жизни,

инстинктивной, «безусловному рефлексу» пола,— и в выстраивании Человека

как общественного существа, как души и духа, как личности и Ното

SAPIENS, обуздывали плоть и природную волю к продолжению рода.

Цивилизация — Природа. Эрос стал подозрителен, Эрос стал гоним-

выжигали и преследовали. Аскеза, сублимация, цензура — все это те рамки-

теснины, формы и клапаны, в которые дозволено было океану Эроса

просачиваться в

Психологи констатируют доминирование лево-или правополушарного

мышления в зависимости от различных условий,что и определяет

психологические особенности субьекта.Недавн опубликованные результаты

исследований Б.Шейвица и его сотрудников из Йельского

университета,изучавших работу мозга с помощью магнитного резонанса

(32), свидетельствуют в пользу общности биологических и культурных

характеристик.Американские исследователи показали, что структуры мозга,

ответственные за функции речи,располагаются в мозге у мужчин более

асимметрично,чем в мозге женщин.Эти результаты существенно дополняют

известные сведения о языковых структурах мозга.изучение которых

началось еще в середине 18 века.Шейвиц и его коллеги установили,что при

решении языковых задач у мужчин активизиуются участки лишь в дном

полушари, а у женщин- в обоих производятся) живые существа,но также и

идеи философии,идеалы для истории и устроения социума.Эрос-

страсть,»пассионарность»(Л.Гумилев).А,как писал Гегель,без страсти не

делается ничего истинно великого.

Словом, Эрос — зона избытка, самопревосхождение Бытия в противовес

его ипостаси: в равенстве самому себе и в экономии, к чему склонны

мудрость и наука... — не техника. Ибо труд и техника,

изобретательность—тоже виды коитуса с Материей, объятий-соитий с нею...

Хотя и наука, как ЛЮБО-.знание, тоже понятие Природы — в жены...

«Познать» ведь — и Истину, и Женщину... Так что и в философии (тоже

ЛЮБВИ к мудрости) игра-охота на все Женское совершается: на Истину,

Субстанцию, Тайну. Основу (в Боге—Шеллинг), на Реальность,

Действительность, Материю, Природу... Все они — женского рода и в

русском, и в латинском, и немецком, и французском. Лишь андрогинный

Альбион все это — усреднил, обезродил... Заместительны «когито» с

«които»... (Космос),характера народа (Психея) и склада мышления

(Логос).

Патриархатная цивилизация, в которой мы прописаны и которая, похоже,

уже заходит в тупик (изведение Природы и Жизни на Земле, проблемы

экологии), в своих ценностных установках всячески унижала и подавляла

Женское и Материнское, давая им побочные роли — и в Духе. Так как

вообще без них обойтись невозможно, то интеллектуальная и властная

цензура отводила канал Эроса и Природы в служебность Мужскому. Так,

«жена да убоится мужа», и женщина — служанка мужчины в исламе.

Так накапливается сложнейший переплет разных форм Эроса, натуральных

и искусственных,— в ходе истории цивилизации и в каждой стране. Тут

тоже уловим особый аспект и ракурс, что видится как Национальный Эрос.

Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию»

системы пол-гендер и указывают,кем мы должны быть: женщиной или

мужчиной,девочкой или мальчиком,выявляя всевозможные стереотипы,как

культурные так и социальные.(34)

Установка по Узнадзе-

готовность,предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и

действиям в определенном направлении;обеспечивает устойчивый

целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности

,служит основной целесообразной избирательной активности человека.(17)

Культурный стереотип-определенный канон мыслей и восприятия,устойчивое

воспроизведение досуговых занятий,форм поведения.(10)

С одной стороны,культурный стереотип помогает индивиду приентироваться

в ситуациях закрепившаяся форма предубеждения играет негативную

роль,мешает обьективно оценить противоречия,возникающие в ходе развития

общественных отношений,неоднозначность поступков люде.(10) Понятие

социального стереотипа в социологию введеноамериканским исследователем

У.Липпманом в работе «Общественное мнение».(18)

Стереотип от греч.typos- отпечаток.Прочно сложившийся,постоянный

образец,стандарт.(11)

Стереотип социальный- стандартизированный.устоцчивый,эмоционально

насыщенный,ценностно определенный образ,представление о социальном

обьекте.В таком смысле был введен в социальные науки У.Липпманом.В

основе социального стереотипа находится реальный психологический

феномен генерализации,обобщения,схематизации данных своего и чужого

опыта.

Исторически социальный стереотип исследовался в основном как стереотип

представителя социальной группы,как антропостереотип,а внутри этого

обьекта еще более узко-как этнический стереотип,как предрассудок.

Социологический анализ расскрывает более глубокое содержание

социального стереотипа. Будучи концентрированным выражением социальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.