| |||||
МЕНЮ
| Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотиповустановки(отсюда выдвижение на первый план человека как главного соц.обьекта и основного содержания социального стереотипа.Он выполняет те же функции в жизнедеятельности индивида и социальной общности:регуляции,интеграции и т.п.Роль социального стереотипа в социальном процессе определяется тем,что этот стереотип представляет собой одну из разновидностей превращенной формы общественных отношений,а именно их переонификацию,их «запись» как отношений социальных в виде антропоморфных образов .При таком подходе становятся понятными свойства социального стереотипа,зачастую обьясняемые особенностями индивидуальной психики,напр.,феномен поляризации или «черно-белое» мышление.Функциональное назначение социального стереотипа. состоит в том ,чтобы феноменологтчески поляризовать в противоположных образах стороны социального противоречия,психологически мобилизировать на его разрешение силы участников социального процесса.Социальный стереотип- образ,полярный по знаку оценки ,жестко фиксированный,не допускающий малейшего сомнения в его истинности,побуждающий к строго однозначному действию.Свойства социального стереотипа широко используются в практике средств массовой информации, в искусстве.(12) Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол-гендер и указывают,кем мы должны быть: женщиной или мужчиной,девочкой или мальчиком,выявляя всевозможные стереотипы,как культурные так и социальные.(34) Установка по Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении;обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека.(17) Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные.(34) Установка по Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении;обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности ,служит основной целесообразной избирательной активности человека.(17) Соответствующая технология формирования гендерных ролей проявляется в кинематографе.Если сравнить советский кинематограф 50-х годов с сегодняшним,можно ясно увидеть смену построения и оценки образа женщины.Политическая установка общества на привлечение женщин к социальной активности в то время вела к созиданию на экране образов героинь,которые не только строили свою жизнь сами,но и оказывали влияние на общество,т.е.женщин самостоятельных с определенным,всеми принятым ,стереотипом поведения.Героиня сегодняшнего дня (сегодняшний стереотип)-чаще всего красивая игрушка с длинными ногами в качестве положительного образа или дешевая проститутка в качестве образа отрицательного. Во множестве рекламных роликов мужчина представлен как босс,компетентный специалист,а женщине отводится обслуживающая роль.С экранов смотрят на нас умные,очень важные мужчины и экзальтированные женщины,радостно обнюхивающие колбасы,стиральные порошки,грязные рубашки или с восторгом разглядывающие подарки,начиная с домашней техники и заканчивая ювелирными украшениями,полученные от «настоящих мужчин».Здесь наиболее очевидно проступает технология гендера через кинематорграф. Рождаясь,люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений ,где женщинам отведена пассивная роль,а мужчинам активная.При этом значимость активного («мужского»)всегда выше пассивного(«женского») в соответствии с иерархией отношений. Например,в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы.В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков.У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир),где они изучают типы машин,правила дорожного движения,виды профессий.И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями(но не дают навыков),формирующимися у мальчиков в обучающих играх,то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться.Мальчикам дарят книги познавательног характера.а девочкам-детскую кулинарию.И хотя книга по кулинарии носит название детской,она ассоциируется только с девочками и только им предназначена. необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти. Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада (очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости) презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать. иерархиями.(1) Роль мужчины и женщины: от прошлого к настоящему Роковое противопоставление мужчины как «господина», «главы», «вершителя судеб» женщине как существу второстепенному, создание ребра Адама, в какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного устройства, социального неравенства мужских и женских ролей. Следует заметить, что проблемы одной «половины» всегда прямым или косвенным образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы женщин – суть в равной степени проблемы статуса и осознавания ролей мужчины и женщины в социуме. В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последнее занимало такое же подчинённое положение , как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют о том времени, когда женщины играла ведущую роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаём из преданий и мифов, сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространён миф о женщине – ведьме, и множестве женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашёл отражение в творчестве ряда крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Ц. Короленко [34]). В Стране Советов господствовал миф о супрерженщине: женщине – матери, работнице и общественной деятельнице одновременно. Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительные и подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту» [35]. Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни «лишних» дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участия в управлении городом, наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала определённую сумму. В течение всей жизни женщина подчинялась родственникам по мужской линии – сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну. В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к истории Франции периода абсолютизма. Вот что писал Э. Фукс: «Век господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения женщины, а, напротив, её глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный тому, который господствовал в XVIII веке, мог установиться только при условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии корениться истинное возвышение женщины» [36]. Конечно, роль и положение женщины в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке, хотя подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные предрассудки и мифы. Свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время? Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению женщины, к её социальной роли и предназначению. Мы живём в просвещённую эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют права голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин во многом остаётся двойственным. Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» стороной его [37]. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют поло ролевые стереотипы, т.е. устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин. Перечислю некоторые из наиболее распространённых стереотипов: женское предназначение – дом и семья, женщина не может быть хорошим руководителем, занятость женщин на работе оказывает негативное воздействие на её детей, влияет на рост преступности в обществе, женщины не стремятся к успеху, политика не женское дело и т.д. О роли женщины в обществе и её положении можно судить, с одной стороны, по официальной статистике (например, каков процент работающих женщин и женщин – руководителей). Это так называемые объективные данные. С другой стороны, существуют результаты социологических опросов общественного мнения. В статье я попытаюсь на основе эмпирического материала, результатов опросов сравнить мнения различных людей о предназначении женщины в современном мире и понять, изменяются ли наши представления о социальной роли женщины и каков образ современной женщины. Современные представления о предназначении Женщины и мужчины в обществе Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины- быть матерью, женой вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины- это работа.Теоретическое обьяснение такого разделения мужских и женских ролей можно найти у З.Фрейда и Т.Парсонса.Фрейд выводил жесткое полоролевое разделение из различи физиологических.Он говорил, что «анатомия –это судьба».Парсонс, представитель функционализма,считал, что мужчина выполняет роль добытчика,т.е. инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага- экспрессивную.Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса, существует едисвенный способ- иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь.Главный статус для женщины-быть женой своего мужа,матерью детей,домохозяйкой.Такое разделение ролей между мужчиной иженщиной, сточки зрения Парсоноса, будет способствовать стабильности в обществе.Впоследствии функционализм Парсонса подвергался критике: «Функционалист пасует перед изменениями в общественной жизни, ибо,по определению, его предметом является статичное общество» (38) В этом и следующем раделах будут представлены данные социологических исследований, в том числе и результаты опроса томичей весной 1995 года с целью, насколько это возможно, сравнить данные исследование с моими . Исследования проводились методом стандартизированного интервью, участниками которого стали 1008 человек от 16 до 65 лет.В целом выборка строилась по квотному принципу,класифицирующему население по основным социально-демографическим показателям: пол,возраст, род деятельности,должностная позиция.Так,среди опрошенных женщин почти в 2 раза больше, чем среди мужчин, не согласных с естественным»,традиционным взглядом на предназначение женщины.Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не дрлжна работать, а ее предназначение- семья, муж, дети». Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины мужчины рабочие (80%), мужчины – студенты (80%) и мужчины предприниматели(76%).Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки,занятые в сфере бизнеса.По- видимому,на это оказывает влияние и характер их работы. Что касается представлений относительно основного предназначения мужчины в обществе,то здесь мнение всех опрошенных было однозначным независимо от пола: 81% женщин и 85%мужчин считают, что работа-главное в жизни мужчины. Таким образом, результаты опроса томичей показывают, что мужчины придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины.Доля женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной ролью, неодинакова:34% женщин-рабочих, 47% женщин-ИТР, 48% студенток,50% женщин,работающих в области просвещения,образования, здравоохранения,науки,культуры, 60% женщин, занятых в сфере бизнеса, 66% женщин-руководителей. В целом представления опрошенных о предназначении мужчины отличаются высокой степенью однородности и традиционностью вне зависимости от пола, образования, возраста.А представления мужчин и женщин о женском предназначении отличаются.Мнения самих женщин на этот счет более разнородны, неоднозначны и менее традиционны,хотя в целом 2/3 мужчин и половина женщин отводят женщине в идеале только роль хранительнице домашнего очага. По данным польского исследования, проведенного в 70-е по вопросу о социальной роли женщины,36% респондентов отводили женщине традиционную роль матери и жены (39).Большинство ответивших мужчин и женщин полагали,что воспитание детей и забота о них входят исключительно в компетенцию матери.А по данным томского опроса,половина мужчин (54%) и70% женщин считают, что не только женщина,но оба родителя должны заниматься воспитанием детей.Конечно,когда мы приводим результаты опроса в Польше,то должны принимать во внимание,что не можем сравнивать их с результатами томского опроса напрямую: разное время, разные страны.Но принять «информацию к размышлению» мы, безусловно, можем, как можем и поразмышлять над тем, усиливается или ослабевает сегодня влияние традиционных полоролевых стереотипов.Исследователь Й.Блумсма из Амстердамского университета,проводившая опросы в нашей стране в 1986- 1991 годы,считант,что в России наблюдается тенденция перехода к традиционному разделению труда,когда мужчина зарабатывает деньги, а жена занимается семьей и семейными делами(40) Этот вопрос,конечно,сложный и неоднозначный.С одной стороны,такая тенденция действительно фиксируется исследователями.В конце 80-х годов опросы в нашей стране показывали,что только 3,5 женщин оставили бы свою работу,если бы их их мужья зарабатывали достаточно,чтобы содержать семью(40).В 1991 году,по даннм опроса Блумсма, 7,4% женщин высказывали такое желание.Наш опрос весной 1995 года показал, что уже 19% опршенных женщин оставить работу повлияли такие факторы, как род занятий,образование; наличие детей на подобном выборе не сказалось.Так,среди женщин-руководителей 7% стали бы домохозяйками,среди женщин, занятых бизнесом,-10% среди женщин ИТР и работающих в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, науки- соответственно, 10% и 12%, а среди женщин-рабочих-30%. С другой стороны, в условиях экономического кризиса, падения жизненного уровня подавляющего числа россиян женщины вынужденя работать, и работа является важной жизненой ценностью наряду с традиционной для них ценностью-семьей (впрочем,как и для мужчин,что подтвердили результаты опроса в Томске).Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего?».Ответы отражены в таблице. |Категории | Варианты ответов | |опрошенных | | | |Работа |Семья |Работа и семья| | |и карьера | | | | | | |одновременно | |Все мужчины |13 |10 |77 | |Все женщины |5 |26 |69 | |Мужчины- |16 |7 |77 | |руководители | | | | |Мужчины-рабочие |11 |13 |76 | |Женщины-рабочие |9 |11 |80 | |Мужчины ИТР |4 |21 |5 | |Женщины-ИТР |11 |7 |82 | |Мужчины, занятые в |4 |36 |60 | |сфере | | | | |просвещения, | | | | |образования, науки, | | | | |культуры, здравоохра-| | | | | | | | | |нения |2 |26 |72 | |Женщины, занятые в | | | | |сфере просвещения, | | | | |образования, | | | | |науки, культуры, | | | | |здравоохранения |14 |9 |77 | |Мужчины- | | | | |Предприниматели |10 |16 |74 | |Женщины- | | | | |предприниматели | | | | В обыденном сознании существует негативные стереотипы относительно работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на детей, на отношение в семье и т.д.).Такие представления в определенной мере формируют чувство вины у работающей женщины, препятствуют ее профессиональной самореализации.Мы решили узнать, насколько эти стереотипы распространены,живучи сегодня. Стереотип 1. Если женщина работает,это оказывает негативное влияние на ее детей. 51% опрошенных мужчин и 37% женщин разделяют это мнение.Причем мужчины –руководители выражали свое согласие с подобным мнением в 2 раза чаще, чем женщины-руководители (58% и 29%). Между тем,как отмечает Б.Фридан,результаты разных исследований показали, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|