реферат бесплатно, курсовые работы
 

Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов

установки(отсюда выдвижение на первый план человека как главного

соц.обьекта и основного содержания социального стереотипа.Он выполняет

те же функции в жизнедеятельности индивида и социальной

общности:регуляции,интеграции и т.п.Роль социального стереотипа в

социальном процессе определяется тем,что этот стереотип представляет

собой одну из разновидностей превращенной формы общественных

отношений,а именно их переонификацию,их «запись» как отношений

социальных в виде антропоморфных образов .При таком подходе становятся

понятными свойства социального стереотипа,зачастую обьясняемые

особенностями индивидуальной психики,напр.,феномен поляризации или

«черно-белое» мышление.Функциональное назначение социального

стереотипа. состоит в том ,чтобы феноменологтчески поляризовать в

противоположных образах стороны социального противоречия,психологически

мобилизировать на его разрешение силы участников социального

процесса.Социальный стереотип- образ,полярный по знаку оценки ,жестко

фиксированный,не допускающий малейшего сомнения в его

истинности,побуждающий к строго однозначному действию.Свойства

социального стереотипа широко используются в практике средств массовой

информации, в искусстве.(12)

Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию»

системы пол-гендер и указывают,кем мы должны быть: женщиной или

мужчиной,девочкой или мальчиком,выявляя всевозможные стереотипы,как

культурные так и социальные.(34)

Установка по Узнадзе- готовность,

предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в

определенном направлении;обеспечивает устойчивый целинаправленный

характер протекания соответствующей деятельности , служит основной

целесообразной избирательной активности человека.(17)

Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию»

системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или

мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные

стереотипы, как культурные так и социальные.(34)

Установка по Узнадзе-

готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и

действиям в определенном направлении;обеспечивает устойчивый

целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности

,служит основной целесообразной избирательной активности человека.(17)

Соответствующая технология формирования гендерных ролей проявляется в

кинематографе.Если сравнить советский кинематограф 50-х годов с

сегодняшним,можно ясно увидеть смену построения и оценки образа

женщины.Политическая установка общества на привлечение женщин к

социальной активности в то время вела к созиданию на экране образов

героинь,которые не только строили свою жизнь сами,но и оказывали

влияние на общество,т.е.женщин самостоятельных с определенным,всеми

принятым ,стереотипом поведения.Героиня сегодняшнего дня (сегодняшний

стереотип)-чаще всего красивая игрушка с длинными ногами в качестве

положительного образа или дешевая проститутка в качестве образа

отрицательного.

Во множестве рекламных роликов мужчина представлен как

босс,компетентный специалист,а женщине отводится обслуживающая роль.С

экранов смотрят на нас умные,очень важные мужчины и экзальтированные

женщины,радостно обнюхивающие колбасы,стиральные порошки,грязные

рубашки или с восторгом разглядывающие подарки,начиная с домашней

техники и заканчивая ювелирными украшениями,полученные от «настоящих

мужчин».Здесь наиболее очевидно проступает технология гендера через

кинематорграф.

Рождаясь,люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся

систему отношений ,где женщинам отведена пассивная роль,а мужчинам

активная.При этом значимость активного («мужского»)всегда выше

пассивного(«женского») в соответствии с иерархией отношений.

Например,в образовательных методиках детских садов обучающие игры для

девочек и мальчиков различно ориентированы.В игровой комнате отведены

части отдельно для девочек и для мальчиков.У девочек воспроизведена

домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир),где они изучают типы

машин,правила дорожного движения,виды профессий.И если на

образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями(но не дают

навыков),формирующимися у мальчиков в обучающих играх,то мальчиков не

учат о ком-нибудь заботиться.Мальчикам дарят книги познавательног

характера.а девочкам-детскую кулинарию.И хотя книга по кулинарии носит

название детской,она ассоциируется только с девочками и только им

предназначена.

необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти.

Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада

(очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости)

презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в

оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать.

иерархиями.(1)

Роль мужчины и женщины: от прошлого к настоящему

Роковое противопоставление мужчины как «господина», «главы», «вершителя

судеб» женщине как существу второстепенному, создание ребра Адама, в

какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного

устройства, социального неравенства мужских и женских ролей. Следует

заметить, что проблемы одной «половины» всегда прямым или косвенным

образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы

женщин – суть в равной степени проблемы статуса и осознавания ролей

мужчины и женщины в социуме.

В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а

тем более между мужчиной и женщиной. Последнее занимало такое же

подчинённое положение , как раб, выполняя только свои домашние и

материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют о

том времени, когда женщины играла ведущую роль в общественной жизни. То

была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаём из преданий и мифов,

сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи

существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой

инквизиции был распространён миф о женщине – ведьме, и множестве женщин

стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине,

безжалостной соблазнительнице, нашёл отражение в творчестве ряда

крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно

узнать из книги Ц. Короленко [34]). В Стране Советов господствовал миф

о супрерженщине: женщине – матери, работнице и общественной деятельнице

одновременно.

Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и

поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительные и

подчиненное положение она занимала в реальности. Американская

исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше

реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её

декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту» [35].

Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние

греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но

в реальной жизни «лишних» дочерей подкидывали или приносили в жертву,

девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных

домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были

привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они

не могли принимать участия в управлении городом, наследовать

собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам

не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала

определённую сумму. В течение всей жизни женщина подчинялась

родственникам по мужской линии – сначала отцу, а затем мужу, брату или

сыну.

В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной

дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к

истории Франции периода абсолютизма. Вот что писал Э. Фукс: «Век

господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения

женщины, а, напротив, её глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный

тому, который господствовал в XVIII веке, мог установиться только при

условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли

рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии

корениться истинное возвышение женщины» [36].

Конечно, роль и положение женщины в обществе меняются со временем.

Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке, хотя

подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные

предрассудки и мифы.

Свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время?

Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению

женщины, к её социальной роли и предназначению. Мы живём в просвещённую

эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях

различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества,

имеют права голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин

во многом остаётся двойственным. Говоря о социальной роли современной

женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль

связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» стороной его

[37]. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в

скрытой форме, чему способствуют поло ролевые стереотипы, т.е.

устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в

обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной

неравенства социальных позиций мужчин и женщин.

Перечислю некоторые из наиболее распространённых стереотипов:

женское предназначение – дом и семья, женщина не может быть хорошим

руководителем, занятость женщин на работе оказывает негативное

воздействие на её детей, влияет на рост преступности в обществе,

женщины не стремятся к успеху, политика не женское дело и т.д. О роли

женщины в обществе и её положении можно судить, с одной стороны, по

официальной статистике (например, каков процент работающих женщин и

женщин – руководителей). Это так называемые объективные данные. С

другой стороны, существуют результаты социологических опросов

общественного мнения. В статье я попытаюсь на основе эмпирического

материала, результатов опросов сравнить мнения различных людей о

предназначении женщины в современном мире и понять, изменяются ли наши

представления о социальной роли женщины и каков образ современной

женщины.

Современные представления о предназначении

Женщины и мужчины в обществе

Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль

женщины- быть матерью, женой вести домашнее хозяйство, а главное в

жизни мужчины- это работа.Теоретическое обьяснение такого разделения

мужских и женских ролей можно найти у З.Фрейда и Т.Парсонса.Фрейд

выводил жесткое полоролевое разделение из различи физиологических.Он

говорил, что «анатомия –это судьба».Парсонс, представитель

функционализма,считал, что мужчина выполняет роль добытчика,т.е.

инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага-

экспрессивную.Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса,

существует едисвенный способ- иметь престижную работу и зарабатывать на

жизнь.Главный статус для женщины-быть женой своего мужа,матерью

детей,домохозяйкой.Такое разделение ролей между мужчиной иженщиной,

сточки зрения Парсоноса, будет способствовать стабильности в

обществе.Впоследствии функционализм Парсонса подвергался критике:

«Функционалист пасует перед изменениями в общественной жизни, ибо,по

определению, его предметом является статичное общество» (38)

В этом и следующем раделах будут представлены данные социологических

исследований, в том числе и результаты опроса томичей весной 1995 года

с целью, насколько это возможно, сравнить данные исследование с моими

.

Исследования проводились методом стандартизированного интервью,

участниками которого стали 1008 человек от 16 до 65 лет.В целом выборка

строилась по квотному принципу,класифицирующему население по основным

социально-демографическим показателям: пол,возраст, род

деятельности,должностная позиция.Так,среди опрошенных женщин почти в 2

раза больше, чем среди мужчин, не согласных с

естественным»,традиционным взглядом на предназначение женщины.Чем выше

образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением,

что «женщина не дрлжна работать, а ее предназначение- семья, муж,

дети».

Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины мужчины

рабочие (80%), мужчины – студенты (80%) и мужчины

предприниматели(76%).Среди опрошенных женщин наименее традиционно

рассматривают женскую роль респондентки,занятые в сфере бизнеса.По-

видимому,на это оказывает влияние и характер их работы.

Что касается представлений относительно основного предназначения

мужчины в обществе,то здесь мнение всех опрошенных было однозначным

независимо от пола: 81% женщин и 85%мужчин считают, что работа-главное

в жизни мужчины.

Таким образом, результаты опроса томичей показывают, что мужчины

придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение

женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль

женщины.Доля женщин из различных по роду деятельности групп, не

согласных с традиционной ролью, неодинакова:34% женщин-рабочих, 47%

женщин-ИТР, 48% студенток,50% женщин,работающих в области

просвещения,образования, здравоохранения,науки,культуры, 60% женщин,

занятых в сфере бизнеса, 66% женщин-руководителей.

В целом представления опрошенных о предназначении мужчины отличаются

высокой степенью однородности и традиционностью вне зависимости от

пола, образования, возраста.А представления мужчин и женщин о женском

предназначении отличаются.Мнения самих женщин на этот счет более

разнородны, неоднозначны и менее традиционны,хотя в целом 2/3 мужчин и

половина женщин отводят женщине в идеале только роль хранительнице

домашнего очага.

По данным польского исследования, проведенного в 70-е по вопросу о

социальной роли женщины,36% респондентов отводили женщине традиционную

роль матери и жены (39).Большинство ответивших мужчин и женщин

полагали,что воспитание детей и забота о них входят исключительно в

компетенцию матери.А по данным томского опроса,половина мужчин (54%)

и70% женщин считают, что не только женщина,но оба родителя должны

заниматься воспитанием детей.Конечно,когда мы приводим результаты

опроса в Польше,то должны принимать во внимание,что не можем сравнивать

их с результатами томского опроса напрямую: разное время, разные

страны.Но принять «информацию к размышлению» мы, безусловно, можем, как

можем и поразмышлять над тем, усиливается или ослабевает сегодня

влияние традиционных полоролевых стереотипов.Исследователь Й.Блумсма из

Амстердамского университета,проводившая опросы в нашей стране в 1986-

1991 годы,считант,что в России наблюдается тенденция перехода к

традиционному разделению труда,когда мужчина зарабатывает деньги, а

жена занимается семьей и семейными делами(40)

Этот вопрос,конечно,сложный и неоднозначный.С одной стороны,такая

тенденция действительно фиксируется исследователями.В конце 80-х годов

опросы в нашей стране показывали,что только 3,5 женщин оставили бы свою

работу,если бы их их мужья зарабатывали достаточно,чтобы содержать

семью(40).В 1991 году,по даннм опроса Блумсма, 7,4% женщин высказывали

такое желание.Наш опрос весной 1995 года показал, что уже 19% опршенных

женщин оставить работу повлияли такие факторы, как род

занятий,образование; наличие детей на подобном выборе не

сказалось.Так,среди женщин-руководителей 7% стали бы

домохозяйками,среди женщин, занятых бизнесом,-10% среди женщин ИТР и

работающих в области здравоохранения, просвещения, образования,

культуры, науки- соответственно, 10% и 12%, а среди женщин-рабочих-30%.

С другой стороны, в условиях экономического кризиса, падения жизненного

уровня подавляющего числа россиян женщины вынужденя работать, и работа

является важной жизненой ценностью наряду с традиционной для них

ценностью-семьей (впрочем,как и для мужчин,что подтвердили результаты

опроса в Томске).Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее

всего?».Ответы отражены в таблице.

|Категории | Варианты ответов |

|опрошенных | |

| |Работа |Семья |Работа и семья|

| |и карьера | | |

| | | |одновременно |

|Все мужчины |13 |10 |77 |

|Все женщины |5 |26 |69 |

|Мужчины- |16 |7 |77 |

|руководители | | | |

|Мужчины-рабочие |11 |13 |76 |

|Женщины-рабочие |9 |11 |80 |

|Мужчины ИТР |4 |21 |5 |

|Женщины-ИТР |11 |7 |82 |

|Мужчины, занятые в |4 |36 |60 |

|сфере | | | |

|просвещения, | | | |

|образования, науки, | | | |

|культуры, здравоохра-| | | |

| | | | |

|нения |2 |26 |72 |

|Женщины, занятые в | | | |

|сфере просвещения, | | | |

|образования, | | | |

|науки, культуры, | | | |

|здравоохранения |14 |9 |77 |

|Мужчины- | | | |

|Предприниматели |10 |16 |74 |

|Женщины- | | | |

|предприниматели | | | |

В обыденном сознании существует негативные стереотипы относительно

работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное

влияние на детей, на отношение в семье и т.д.).Такие представления в

определенной мере формируют чувство вины у работающей женщины,

препятствуют ее профессиональной самореализации.Мы решили узнать,

насколько эти стереотипы распространены,живучи сегодня.

Стереотип 1.

Если женщина работает,это оказывает негативное влияние на ее детей.

51% опрошенных мужчин и 37% женщин разделяют это мнение.Причем

мужчины –руководители выражали свое согласие с подобным мнением в 2

раза чаще, чем женщины-руководители (58% и 29%).

Между тем,как отмечает Б.Фридан,результаты разных исследований

показали, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.