реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология 86 вопросов

обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

. восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус,

нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна

для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Второе связанное с территориальным перемещением — миграция.

Есть разнообразная типология миграционных процессов. Например,

эмиграция и иммиграция, различаются разной направленностью миграции.

Эмиграция означает выезд из страны проживания, иммиграция — въезд в страну.

Также различаются миграционные потоки по причинам вызвавшим миграцию.

Такими причинами являются природные катаклизмы, наводнения, извержение

вулканов. Бывают экономические миграции, в ее основе стремление людей

улучшить свои экон. условия жизни, повысить заработок, улучшить жилищные

условия. Т.е. из-за стремления более полно удовлетворить свои материальные

потребности, через повышение покупательной способности.

В 20в довольно широкое распространение получили миграции, мотивом

которой является профессиональная неудовлетворенность. В 90-х гг. из России

уехало множество специалистов, т.к. закрывались научные лаборатории, плохое

финансирование научно-исследовательских институтов. Научные работники и

интеллигенция выезжали за рубеж в поисках адекватной их таланту,

образованию и знаниям работы и условий продолжить научную работу есть

политическая миграция — переезд в демократические страны в поисках более

полной реализации прав и свобод. Есть религиозная миграция — в 90-х гг.

беженцы не только в Россию, но и в странах Азии, Африки. В странах

Латинской Америки, на Балканах люди мигрировали от военных конфликтов. Этот

тип миграции называется вынужденной миграцией.

В России главные миграционные потоки 20в характеризовались

нестабильностью. Их назвали волнами миграции. 1-ая волна была вызвана

революцией и гражданской войной (существует противоречивая статистика, но

не менее 2млн. человек). К ней примыкает и не столь массовый поток миграции

20-х гг., когда люди уезжали по причинам политических и религиозных

преследований. 2-ая волна миграции была связана социология второй мировой

войной. Тогда мигрантами стали люди либо сотрудничавшие с немецкими

оккупантами, либо военнопленные, большая часть возвратилась из концлагерей,

гражданские лица вывезенные в Германию период оккупации за пределы СССР.

Вплоть до 80-х гг. миграция была мала, т.к. были ограничения и люди

желавшие выехать часто получали титул «невыездных». С середины 80-х начал

нарастать миграционный поток и до настоящего времени, за этот период за

границу выехало более 2млн. человек. Главные пути: Германия, Израиль, США,

Греция. Многие выехали в другие страны Европы, Канаду, Австралию и в др.

страны. Мигрировали прежде всего по этническим признакам, особенно в

Израиль — евреи, в Германию — российские немцы, в Грецию — греки. В США

поток смешанный, в основном русские. Причиной этнических миграций было

неудовлетворенность своим положением на государственном и бытовом уровнях,

стремление воссоединиться с родственниками, надежду на более полную

реализацию способностей и образовательного уровня и др. причины. Особой

разновидностью миграций являются миграции город-село, и маятниковая

миграция (регулярная с определенной длительностью перемещения, в частности

это перемещение из спальных районов города к месту работы и по окончанию

работы — назад. К маятниковой миграции можно отнести и «вахтовиков».

Особенностью современной России является проблемный,

неудовлетворительный характер миграции. Во-первых эмиграция и иммиграция

характеризуются не только тем, что выехало на млн. больше, чем въехало, но

прежде всего тем, что выехавшие практически все представители европейской

расы с высоким образовательным уровнем и способностями. Значительное число

въехавших — это представители афро-азиатских рас, большинство из которых —

китайцы, с низким образовательным уровнем, занимающихся мелкой торговлей.

Что касается миграции из села в город, то она тоже не удовлетворительна с

социальной точки зрения, т.к. большой слой населения в репродуктивном

возрасте, что снижает общую рождаемость в стране.

14.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ»

Для современного общества время представляет собой необходимое

условие, важнейшую форму существования этого общества и особенно всех

изменений происходящих в нем. Время хронометрируется, измеряется. И без

учета фактора времени, без возможности сверять его, осуществлять ранних

процессов общество не могло бы существовать. Но так было не всегда. И до

сих пор существуют народы, (есть племя в Судане) не знающие время

исчисление. Потребность в учете времени возникло вместе с формированием

первых цивилизаций. В Древнем Египте и Вавилоне были изобретены солнечные и

водяные часы. Лишь в 14в появляются механические часы, по началу редкие и

дорогостоящие, и только в середине 19в в Европе и Америке, а потом и по

всему миру распространились дешевые часы, массового изготовления. Время

приобрело четко выраженное социальное звучание, стало социальной

потребностью. Различные хронометры, т.е. измерители времени построены на

учете одинаковых единиц времени: секунд, минут. Их называют астрономическим

временем. Социальное время использует массу временных единиц: секунд,

минут, час, сутки, неделя, год, век, эпоха, эра, из которых лишь сутки и

год связаны и обусловлены естественными природными процессами. Остальные

единицы имеют договорной характер, как бы люди договорились и в разных

обществах различаются. Например, неделя у разных народов равна и пяти и

шести суткам, 7 — в христианско-иудейских системах исчисления, 10 — в

Китае, 8 — в Древнем Риме. Термин «век» в одних случаях равен 100 годам,

когда речь идет о процессах человеческого общества. Но применяют этот

термин в контексте «человеческий век» он равен 70-80 лет.

Впервые понятие «социальное время» рассмотрено В.Г. Афанасьевым

выявлена специфика соц. времени в проявлении общих свойств времени —

однонаправленность, необратимость, связность.

В.П. Яковлев подробно рассмотрел неодинаковость соц. времени, важность

субъективных факторов, выделил 3 уровня соц. времени: время индивида, время

поколения, время человеческого общества.

Соц. время — это время существования, функционирования и развития

общества как совокупности соц. системы, от человека до общественно-

экономической формации, и человеческого общества в целом. Это время

общественного бытия людей, т.е. их материальной деятельности. Соц. время

есть единство длительности, последовательности, сосуществования, единства

объема деятельности и ее результатов, выступающих в виде событий,

процессов, предметов. Соц. время есть время связанное с человеческой

деятельностью. Соц. время представляет собой совокупность времени

существования и деятельности всех членов общества, вступающих в процесс

деятельности в различные отношения и образующие различные группы (от семьи

или малых групп до классов). /В.А. Артемов «Социальное время»

Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями,

происходящими в тот или иной период обладает целым рядом особенностей

(событийность, цикличность, неравномерность, субъективность восприятия,

возможность копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х

измерений) что позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на

будущее.

15.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ:

Событийность выступает первой характеристикой социального времени. Это

означает, что общество воспринимает время в связи с теми или иными

событиями, представляющими важное значение для общества. Такими событиями

являются: смены государственного управления, войны, перевороты, кризисы,

эпидемии и т.д. события выступают первыми ориентирами, отметками времени

тогда, когда еще не было хронометров.

Второй характеристикой социального времени выступает мифологичность. Как

правило в общественном сознании время ушедшее мифологизируется, чаще всего

позитивно, приукрашивается. Но иногда наоборот, оценка бывает чрезмерно

негативной. Также мифологизируется будущее время, преимущественно

наделением положительных качеств, т.к. связано с ожиданием людей,

ожиданиями улучшения своего сегодняшнего положения.

Социальное время обладает свойством социальной и индивидуальной

неравноценности, неравнозначности. Что касается общественной

неравнозначности, то оно проявляется в 2-х вариантах. Во-первых в том, что

для общества различные этапы, периоды времени даже равные по протяженности

имеют не одинаковое значение. Есть периоды бурных изменений в общественной

жизни, периоды реформ, где один день или месяц или год играют судьбоносную

роль для данного общества и человечества в целом. Второй вариант

общественной мировозначности выражается в рамках микросоциологии и связан с

тем, что время в приложении к конкретным личностям социально неравнозначно.

День, неделя в деятельности уборщицы или те же периоды хирурга, или шофера

социально неравнозначны. С этим связано понимание всеми людьми

неодинакового престижа разных видов деятельности. Это — то, что касается

общей неравномерности социального времени. Индивидуальная неравнозначность

социального времени заключается в том, что мы все и каждый из нас в

отдельности ощущаем разные периоды своей жизни неодинаково с точки зрения

его реальной продолжительности. Когда мы торопимся, нам кажется что время

течет очень быстро и наоборот. В детстве восприятие времени более

протяженное, чем в старости. Это связано с тем, что время, насыщенное

событиями, впечатлениями, эмоциями, переживаниями ощущается как более

протяженное.

Следующая характеристика социального времени связана с неодинаковым

восприятием протяженности времени, но несколько с иных позиций, называемых

линейным и циклическим восприятием времени. Считается, что раньше этапы

общественного развития, ранние цивилизации воспринимали время

преимущественно циклически, в виде циклов, когда последовательные события

пройдя определенный круг затем повторяется точно так же или с некоторым

изменением еще и еще раз и так до бесконечности. Это было связано с тем,

что отсчет времени был привязан к природным циклам (суточным и особенно

годовым), которые сами по себе цикличны. В науке, в теории циклический

взгляд или циклическая парадигма (точка зрения) выражается в том, что

существуют теории цивилизационного, а по сути циклического развития

истории, а также открытие несколько разной протяженности циклов. В

частности открытие К. Марксом циклов экон. развития. От одного кризиса

перепроизводства через падение производства, затем бурный рост производства

и новый кризис перепроизводства. В 20-е гг. нынешнего века русский

экономист и социолог Николай Кондратьев открыл еще один цикл — названный

теорией длинных волн Кондратьева, равный 60-65 годам, когда какое-нибудь

значительное научно-техническое открытие внедряемое в производство на

протяжении более полувека подталкивает или провоцирует более мелкие

открытия, связанные с его производственной реализацией. Второй угол зрения

на время — линейное восприятие времени совпадает с ощущением восприятия

времени как прогресса. Человечество, отдельное общество идут по пути

прогресса, нарабатывая жизненный опыт и улучшая условия жизнедеятельности,

и в целом будущее лучше настоящего и тем более лучше прошлого. Гораздо реже

эта оценка получает противоположную окраску, это называется синдром

апокалипсиса. Т.е. ожидания будущего как катастрофы, всеобщей или

частичной. Одним из вариантов линейного восприятия времени является теория

стабильного или формационного развития человечества.

Социальное время в обществе, а в современном особенно, выполняет ряд

очень важных функций:

синхронизация одновременных действий. Мы постоянно синхронизируем свое

время со временем других людей. Это касается согласования времени деловых

встреч, начала лекций и т.д.;

последовательность и координация социальных действий (писать открытку ко

дню рождения нужно до дня рождения). Координация социального времени имеет

важное значение в условиях современного разделения труда. Сборка машин и

тому подобное может состояться, если только будет изготовлено к

определенному сроку соответствующее количество деталей, а они в свою

очередь могут быть изготовлены только, если будет завезено определенное

сырье. При обратном порядке действий сборка не может осуществиться;

способность к измерению и связанная с этим стоимость времени, что можно

выразить фразой — время деньги. Измеряется время проживания в гостинице, в

квартире, время работы и оплачивается. С учетом общественной значимости

труда рабочее время разных профессий и категорий оплачивается неодинаково.

Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями, происходящими в

тот или иной период обладает целым рядом особенностей (событийность,

цикличность, неравномерность, субъективность восприятия, возможность

копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х измерений) что

позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на будущее.

16.ЦЕНА ВРЕМЕНИ, БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ

Измерение времени делает возможным применение к нему термина «расход

времени», «экономия времени», «бюджет времени» В эти понятия

преимущественно вкладывают представление о том, что владея, имея 24 часа в

сутках человек расходует их неравнозначно, неодинаково. Эту неодинаковость

можно оценить и точно измерить. Измерение бюджета времени в социологии были

начаты в 19в, а в 20в и особенно во второй половине приобрели регулярный

характер. Богатые традиции изучения бюджета времени накоплены в России.

Бюджет времени принято делить на рабочее и внерабочее время. До 70-х гг.

внерабочее время называли свободным временем. Более глубокое изучение

внерабочего времени привело к выделению собственно свободно времени, как

времени которое человек волен использовать по своему усмотрению, и введен

термин внерабочее время, куда входит и время сна, время приготовления и

потребления пищи, соблюдения гигиенических процедур. Это делает внерабочее

и свободное время бесспорно не одинаковым. Исследование бюджета времени

разных социальных категорий показало, что во-первых, если протяженность

рабочего времени у работающих людей более или менее одинаково, но не совсем

одинаково, то внерабочее время резко различается, в частности мужчин и

женщин (женщина имеет во внерабочем времени по сути второй рабочий день в

домашнем хозяйстве). В структуре свободного времени определенное место

занимает развлечения, спокойный отдых, общение. По исследованиям начала 90-

х гг. общение с собственными детьми занимает у родителей в среднем 15мин в

сутки.

Изменение соотношения бюджетов рабочего и внерабочего времени в общей

структуре затрат времени имеет непосредственное отношение к социализации

личности. Но социализация личности в данном случае зависит не от увеличения

внерабочего времени вообще, а от того на что, на удовлетворении каких

человеческих нужд оно расходуется. В соц. исследованиях культурной

деятельности на досуге используют в основном количественные показатели. В

ходе этих исследований фиксируются показатели, касающиеся запросов

различных соц. групп в культурных занятиях на досуге, их ориентацией,

денежных расходов на культурные нужды, и др. данные свидетельствуют, что по

частоте основных форм культурных занятий специалисты с высшим образованием

значительно более творчески организуют свой культурный досуг, чем рабочие.

Они больше читают, чаще посещают учреждения культуры (музеи, консерватории,

театры) и спортивные. Рабочие в свою очередь больше проводят время вперед

телевизором, в художественной самодеятельности. Таким образом, досуг

рабочих в большей степени проходит на массовых, общедоступных культурных

мероприятиях, не требующих специальной эстетической подготовки.

Итак, внерабочее время тоже имеет свою стоимость. Соц. время можно

копить и расходовать как деньги. Причем бюджетом времени можно

манипулировать.

17.ПОНЯТИЕ ТЕНДЕНЦИИ

В соц. времени нужно еще упомянуть 1 черту: в отличие от

астрономического, соц. Время имеет 3 измерения — прошлое, настоящее и

будущее. Наше прошлое время наполненное событиями, делами влияет на

настоящее, и в какой-то степени его определяет. В экономике мы можем

использовать тот потенциал, что создано раньше. А настоящее время влияет на

будущее. И это называется историческим детерминизмом (обусловленностью). Из

взаимосвязи этих 3 измерений можно выделить какую-то повторяющуюся связь,

систему повторяющихся явлений, то, что мы называем тенденцией. Она

выводится только из взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Т.е.

тенденция — направление в котором совершается развитие какого-либо

социального явления, процесса.

Например, в полит. сфере российского общества за последнее десятилетие

говорят о положительных и отрицательных тенденциях. К позитивным тенденциям

относят — либерализация общественной жизни, демократизация полит. отношений

и всех полит. институтов. Негативные тенденции — обострение соц.-полит.

противоречий, развитие и углубление всеобщего кризиса (политического,

экономического, финансового).

На основе выявления тенденций в разных сферах жизни становиться

возможным прогнозирование. Прогноз на основании тенденций возможен только в

условиях стабильного развития. Социальное время тесно связанное и

обусловленное событиями, происходящими в тот или иной период обладает целым

рядом особенностей (событийность, цикличность, неравномерность,

субъективность восприятия, возможность копить, расходовать и определять

стоимость, наличие 3-х измерений) что позволят выявлять тенденции и

составлять прогнозы на будущее.

18.СОЦАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание

различных видов связей, которые в свою очередь распадаются на экономические

(производственные финансовые, торговые, потребительские, и т.д.),

политические, правовые, культурные и т.д. Так Конт пытался представить

социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в

котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и

государства. Многие социологи 19 и 20вв как на западе, так и в России

считали главным объектом исследований социальные институты. Они

обосновывали приоритетность изучения социальных институтов тем, что

фактически все многообразие взаимоотношений и социальных связей,

складывающихся в обществе как между индивидуумами, так и между группами,

реализуются через социальные институты. Под социальным институтом принято

понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную

формализацию взаимоотношения людей.

В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные

типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по

сферам деятельности этих институтов. Выделяют: соц.-полит., соц.-экон.,

социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими

институтами брака, развода.

Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности

социальных связей и взаимодействия социальных групп и общества в целом

существует система социального контроля, важной частью которого являются

социальные институты. Социальными институтами являются: государство, полит.

партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и т.д. Чаще

всего понятие социального института употребляется для обозначения всякого

рода упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей и

отношений. А сам процесс стандартизации и формализации социальных связей

называется — институционализация. Возникновение социальных институтов в

обществе было связано прежде всего с объективной потребностью общества в

специальном регулировании в сфере социальных отношений и связей. Социальный

институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений

конкретных индивидов, социальных групп и иных общностей и призваны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.