реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология 86 вопросов

становятся ориентирами для всех, большинства или многих граждан. И они

живут, действуют, строят свою жизнь в соответствии с этими ценностями. В

любом обществе, как правило, существуют разные ценности — традиционные и

новые, общезначимые и корпоративные, и они нередко представляют собой

противоречия — (быть милосердным значит — отдавать, богатым — брать).

Отсюда: история человеческого общества — история борьбы за те или иные

ценности. Стремясь выйти из ситуации этой борьбы разных ценностных

ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные,

общезначимые ценности — общечеловеческие ценности. Относительно бесспорным

являются такие ценности, как демократия, религиозные ценности. Тем более,

что в мировых религиях многие заповеди совпадают, и в настоящее время поиск

общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями:

высшие структуры этик конфессий осуществляют этот поиск,

часть верующей интеллигенции пытается это сделать.

Поиск общечеловеческих ценностей в области экономики …

Общечеловеческие ценности — это желаемый, но пока не очень ясный ориентир,

над которым человечество сейчас работает. Специфика нашего общества в том,

что у нас период смены ценностных ориентаций.

67.СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Общество представляет собой не механическое соединение индивидов, а

систему их взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их

общностями и группами (семья, трудовой коллектив, соседи, этнос и т.д.). В

процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои

поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном

обществе или данной социальной группе. Вместе с тем, каждый из индивидов

иногда нарушает в силу каких-то причин некоторые правила и нормы, а

некоторые делают это часто, отклоняясь от принятых в обществе норм.

Социальные нормы — это регуляторы нашего повседневного поведения в обществе

(как мы общаемся др. с др. и т.д.). Соц. нормы имеют свойство передаваться

по наследству, сохраняться, но и частично обновляться. Существуют

нормативные процессы сохранения и обновления соц. норм. Если в обществе

ревностно заботиться лишь о сохранении норм, то оно теряет динамику,

становиться архаичным. Другая крайность, когда общество уничтожает большую

часть соц. норм, а то и все общепринятые нормы, такую ситуацию Э. Дюркгейм

назвал аномией (когда провоцируются формы девиантного поведения и

большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами,

вынуждены нарушать нормы). Такая ситуация грозит анархией и распадом самого

общества, т.е. социальные нормы играют важную роль в обществе, способствуя

его стабильности и сохранности.

Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда

входят, формальные нормы, т.е. нормы оформленные в виде каких-либо

официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные

акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим.

Кроме того существуют традиции, которыми мы руководствуемся. Нормы

устанавливает и мораль. Есть эстетические нормы, религиозные.

Соц. нормы выполняют в обществе ряд функций и подразделяются на:

норы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б)

запрещающие, в) дозволяющие;

институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют

определенные институты;

конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон.

Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с т. зр

функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются

отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется

девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить

отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное.

Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и

прежде всего в 2 аспектах:

что считать нормой и отклонением,

почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что

нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место.

Классическими видами девиантного поведения признаны преступления,

правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания —

преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось,

что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы,

их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть

отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все

отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким

образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм

нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная

масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть

нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения

являются постоянно незавершенной.

В 19в большую роль в криминалистике и социологии девиантного поведения

сыграла теория Ламброзо, согласно которой предрасположенность к

преступлениям и правонарушениям заложена в некоторых людях изначально

(врожденная предрасположенность). Он назвал ряд внешних данных, согласно

которых уже в ребенке можно распознать некоторых преступников. Со временем

эта теория была разгромлена. В 20в — теория стигматизации Гофмана. «Стигма»

— в Древней Греции клейма, которыми клеймили рабов и скот, преступников.

Гофман объяснял возникновение девиантности у некоторых людей тем, что они с

рождения или несколько позже являются как бы заклейменными обществом, а

основанием этого являются: физические изъяны, расовая принадлежность,

отсутствие воли, результат общественного осуждения.

«Теория навешивания ярлыков»: правящая элита создает нормы и всем, кто

не подчиняется этим предписаниям навешивают ярлык «аутсайдера» и этот ярлык

отгораживает человека от других и заставляет поступать не как все.

Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» размышляет о

том, что люди совершают преступления, хотя знают что оно наказуемо, но

выгода от преступления получается немедленно, а наказание несколько отстает

во времени, и к тому же при некоторой продуманности и создании условий

может и совсем не наступить.

Наиболее значительным является классификация девиантного поведения

является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:

в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним

есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства

достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые

нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными,

нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;

традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а

способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;

ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но

ничего не предпринимается взамен;

бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и

средства.

В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые

не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют

конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к

одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе

большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают

ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство

людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать

нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.

68.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Общество представляет собой не механическое соединение индивидов, а

систему их взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их

общностями и группами (семья, трудовой коллектив, соседи, этнос и т.д.). В

процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои

поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном

обществе или данной социальной группе. Вместе с тем, каждый из индивидов

иногда нарушает в силу каких-то причин некоторые правила и нормы, а

некоторые делают это часто, отклоняясь от принятых в обществе норм.

Социальные нормы — это регуляторы нашего повседневного поведения в обществе

(как мы общаемся др. с др. и т.д.).

Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда

входят, формальные нормы, т.е. нормы оформленные в виде каких-либо

официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные

акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим.

Кроме того существуют традиции, которыми мы руководствуемся. Нормы

устанавливает и мораль. Есть эстетические нормы, религиозные.

Соц. нормы выполняют в обществе ряд функций и подразделяются на:

норы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б)

запрещающие, в) дозволяющие;

институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют

определенные институты;

конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон.

Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с

т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются

отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется

девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить

отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное.

Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и

прежде всего в 2 аспектах:

что считать нормой и отклонением,

почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что

нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место.

Классическими видами девиантного поведения признаны преступления,

правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания —

преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось,

что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы,

их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть

отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все

отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким

образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм

нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная

масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть

нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения

являются постоянно незавершенной.

«Теория навешивания ярлыков»: правящая элита создает нормы и всем, кто

не подчиняется этим предписаниям навешивают ярлык «аутсайдера» и этот ярлык

отгораживает человека от других и заставляет поступать не как все.

Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» размышляет о

том, что люди совершают преступления, хотя знают что оно наказуемо, но

выгода от преступления получается немедленно, а наказание несколько отстает

во времени, и к тому же при некоторой продуманности и создании условий

может и совсем не наступить.

Наиболее значительным является классификация девиантного поведения

является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:

в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним

есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства

достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые

нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными,

нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;

традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а

способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;

ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но

ничего не предпринимается взамен;

бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и

средства.

В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые

не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют

конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к

одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе

большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают

ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство

людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать

нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.

69.НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА И ПОДСИСТЕМЫ

Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда

входят подсистемы норм. Можно выделить подсистему, включающую в себя

формальные нормы, и подсистему неформальных социальных норм. Формальные

нормы — это нормы оформленные в виде каких-либо официальных документов. К

формальным нормам так же относятся подзаконные акты (указы, приказы и т.д.)

вышестоящих институтов власти нижестоящим. К неформальным нормам относятся

нормы не закрепленные документально, но существующие в обществе в форме

традиций, которыми мы руководствуемся. Нормы устанавливает и мораль. Есть

этические, эстетические и религиозные нормы.

Соц. нормы по выполняемым в обществе функциям можно подразделить на

подсистемы, в которые входят следующие нормы:

нормы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б)

запрещающие, в) дозволяющие;

институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют

определенные институты;

конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон.

Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с

т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются

отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется

девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить

отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное.

Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и

прежде всего в 2 аспектах:

что считать нормой и отклонением,

почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что

нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место.

Классическими видами девиантного поведения признаны преступления,

правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания —

преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось,

что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы,

их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть

отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все

отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким

образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм

нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная

масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть

нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения

являются постоянно незавершенной.

«Теория навешивания ярлыков»: правящая элита создает нормы и всем, кто

не подчиняется этим предписаниям навешивают ярлык «аутсайдера» и этот ярлык

отгораживает человека от других и заставляет поступать не как все.

Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» размышляет о

том, что люди совершают преступления, хотя знают что оно наказуемо, но

выгода от преступления получается немедленно, а наказание несколько отстает

во времени, и к тому же при некоторой продуманности и создании условий

может и совсем не наступить.

Наиболее значительным является классификация девиантного поведения

является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:

в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним

есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства

достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые

нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными,

нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;

традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а

способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;

ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но

ничего не предпринимается взамен;

бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и

средства.

В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые

не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют

конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к

одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе

большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают

ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство

людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать

нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.

70.РОЛЬ ИДЕАЛОВ И СИМВОЛОВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения,

социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования

в данном обществе. То есть социализация — это пути которыми приобретаются

установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все

процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых

человек приобретает социальную природу и способность участвовать в

социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и

социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет

собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта,

культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны

— их усвоение индивидом. Большую роль в процессе социализации играют идеалы

и символы. Они являются эталонами поведения, которые не предписывая

поведения, стимулируют к подражанию. Еще Фрейд выделял в качестве одного из

психологических механизмов социализации имитацию — осознанное копирование

определенной модели поведения. Этот механизм особенно эффективен в детском

возрасте. Наличие в обществе общепризнанных идеалов и символов через

механизм имитации способствует успешной социализации личности. Символом

современного западного общества является успех в жизни, материальный

достаток, эти символы играют свою положительную роль в социализации

личности. Идеалом многих в советские годы был Павел Корчагин. В настоящее

время такие общепринятые идеалы отсутствуют, вероятно из-за этого

усложняется процесс социализации подростков и так много примеров их

девиантного поведения.

Но наличие в обществе идеалов и символов хотя и способствует

социализации, но не гарантирует от девиантного поведения. Подтверждением

чего является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:

в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним

есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства

достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые

нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными,

нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;

традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а

способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;

ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но

ничего не предпринимается взамен;

бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и

средства.

В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые

не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют

конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к

одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.