реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология 86 вопросов

1.ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Социология относится к сравнительно молодым наукам. У нее есть

конкретный родоначальник — французский ученый Огюст Конт. В 30-е гг. 19в

естественные науки (физика, химия, зоология) находились в состоянии бурного

развития, делались крупные открытия. Конт первым поставил перед научной

общественностью важную проблему. Познавая живой и неживой мир с помощью

научных методов, исследователи накопили множество всесторонних фактов об

эволюции живого мира о металлах, газах, и массе др. природных явлений, но

до сих пор нет науки, которая бы бесспорно научными методами изучала само

человеческое общество. Конт предложил создать такую науку (первоначально

назвал ее социальной физикой), которая подобно физике должна изучать

общество, накапливая факты, убедительно позволяющие делать правильные

выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци —

общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом,

инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество —

наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент.

Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все

последствия проводимых реформ, и в целом управлять обществом.

Предметом социологии Конт считал общество, общественную жизнь, связи

между группами людей, различными учреждениями, созданными людьми для

управления, для наилучшего распределения. Социология времен Конта и до

наших дней социологи превратилась в ведущую науку об обществе. Хотя сегодня

существуют десятки наук, изучающих общество, те или иные стороны жизни

общества: экономика, демография, этика, философия, культурологи, история и

т.д. Родственными дисциплинами являются история, философия и социология по

объекту исследования — все они изучают общество с позиций его устройства,

развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс:

философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования

общества; история дает конкретную картину реализации этих законов в их

движении от прошлого к настоящему; социология конкретизирует эти общие

законы в структуре общества. Многие разделы теоретической социологии вполне

сопоставимы с философскими реконструкциями. При анализе таких понятий

социологии, например, как: общество, культура, цивилизация, класс и т.д.,

очень трудно провести границу между философскими и социологическими

ракурсами.

В организационной структуре социологии как науки существует три

независимых уровня:

1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является

приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих

универсальные закономерности и принципы;

2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения

актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих

практическую ценность;

3. социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний.

Социология, развиваясь, усложнялась. Возникло разделение на

теоретическую и эмпирическую. Кроме того, возникают понятие конкретной,

прикладной социологии. Конкретная социологическая дисциплина изучает не

общество как таковое, а его часть, например, социология семьи — семью,

социология культуры —культуру. Социология включает в себя такие уровни

знания, как социальная философия, теоретическая социология и целый комплекс

конкретно-социологических дисциплин. В каждом из этих уровней познания

конкретизируется предмет исследования. Во всех этих исследованиях

социология выступает как научная система, т.к. основной целью является

получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его

фрагментах. Прикладная социология исследует не общие социологические

проблемы, а специфические, например, в прикладных исследованиях не

строиться общая социологическая теория семьи, а может исследоваться

специфические проблемы молодой семьи. Кроме того, выделяется практическая

социология, которая уже выходит за рамки социологии как науки и приобретает

сугубо практический характер. Например, сбор оперативной информации по тем

или иным вопросам текущей жизни (политики, экономики, культуры и т.д.).

Таким образом, социология представляет собой сложную систему знания, каждый

элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки,

методах исследования и способах его оформления. Предметом социологии

является изучение общества или его отдельных фрагментов через призму их

социальной организации, социальных связей и отношений, на базе чего

раскрываются общие законы функционирования социальных объектов и строятся

прогнозы о перспективах их развития.

Курс лекций с.10-12

2.УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней

выделяются три уровня познания.

Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная

система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся,

состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего

изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего

общества и какие — современные), характер изменений общества. Выделяют,

например, линейный характер, который по мнению его авторов заключается в

постоянстве развития от низших к высшим формам, от простых к сложным

обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, что общество

развивалось хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками,

с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными

движениями. Третья точка зрения, что общество развивалось по циклам — в

одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже

самое повторялось в другой части Земли.

Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается

самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие

как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы

организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви,

образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.

Микросоциология — третий уровень изучения общества. Приверженцы

микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность

отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания

общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную

структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось

множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В

организационной структуре социологии как науки существует три независимых

уровня:

1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является

приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих

универсальные закономерности и принципы;

2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения

актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих

практическую ценность;

3. социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний.

Социология развиваясь усложнялась. Возникло разделение на

теоретическую и эмпирическую. Спецификой теоретической социологии является

то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания

преобладают над эмпирическими, т.к. именно теоретические знания в конечном

счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая

социология — это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих

аспекты социального развития общества и дающие их интерпретацию. В

теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным

со времени ее основания. Существует множество концепций и теорий в

теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К.

Маркса основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества

(исторический материализм); существуют различные концепции стратификации,

индустриального развития обществ; конвергенции и др. Но необходимо

учитывать, что часть теорий и концепций не имеет подтверждение своей

правоты в точные исследования или историей развития общества.

Теоретическую социологию трактуют как науку о человеке и обществе, но

в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть

относительно самостоятельные теоретические подсистемы, которые имеют

предметом исследования различные сферы (семья, труд, социальные группы и

т.д.). Спецификой теоретической социологии является то, что она решает

проблемы изучения общества на основе научных методов познания

действительности. Если философия решает общественные проблемы умозрительно,

на основе цепи логических размышлений, то теоретическая социология

опирается на эмпирические исследования, т.е. характерной чертой социологии

является единство теории и практики.

Социология включает в себя такие уровни знания, как социальная

философия, теоретическая социология и целый комплекс конкретно-

социологических дисциплин. Структурой социологического познания или

социологии как науки выступает не менее 50 отраслевых направлений, в рамках

которых изучается современное общество. Существует социология религии,

культуры, политики, и экон. социология и этносоциология, изучающая нации и

народы, социология конфликта, социология молодежи и т.д.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет

исследования. Во всех этих исследованиях социология выступает как научная

система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе

в целом или об отдельных его фрагментах. Таким образом социология

представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой

конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и

способах его оформления.

3.СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

Метод в социологии — это способ построения и обоснования

социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций

эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод

включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность

знания. Что касается специфических методов познания, то считается что они

схожи с методами социальной психологии, статистики, истории, этнографии,

кибернетики и др. наук.

Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система,

т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом

или об отдельных его фрагментах. Поэтому она решает проблемы изучения

общества на основе научных методов познания действительности. Если

философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе цепи

логических размышлений, то теоретическая социология опирается на

эмпирические исследования. По мнению социологов общественная жизнь должна

изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной)

науки. Научный (или позитивистский) метод означает опору теоретической

социологии на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении,

экспериментах и сравнительном исследовании, данных — надежных, проверенных,

не вызывающих сомнения.

Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по

Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный

метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.)

Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений,

которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые

получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Специфика социологических методов познания обусловлена спецификой

объекта исследований — общества. По вопросу специфики общества как объекта

познания существует два основных теоретических направления: позитивистской

ориентации и антипозитивистской ориентации с множественными разветвлениями

в каждом направлении.

1. Представители первого направления (от О. Конта до современных

позитивистов) стремились подвести общество под общенаучный знаменатель,

т.е. стремились представить его как часть объективной (природной)

действительности, изучаемой на основе общенаучных методов. И социология

представлялась им одной из научных дисциплин, которая должна как и все

естественные науки раскрывать законы, объясняющие устройство и изменение

общества.

2. Представители второго направления (от Дильтея до современных

антипозитивистов) стремились общество как бы вынести за рамки природной

действительности, наделяя его сугубо специфическими признаками,

требующими при изучении каких-то особых методов познания.

Материальное единство мира, диалектическая связь всех форм движения

материи определяют принципиальную общность основных закономерностей

познавательного процесса в различных областях научного знания, в том числе

и в социологии. Как часть природы общество вписывается в структуру

природных закономерностей, но в то же время общество — это особая часть

природы, обладающая своими специфическими признаками, которые познаются

методами имеющими свою особенность. По общему признанию отличие общества от

других природных объектов заключается во включении духовного фактора в

структуру социального объекта. Особенность социального объекта и его

методов познания заключается в том, что процесс познания скорее напоминает

самопознание: объект познания одновременно является и субъектом, и субъект

социального познания является частью социального объекта.

Особенностью объекта познания является и то, что исследуется не только

общество в целом и его деятельность, но и деятельность отдельных групп,

личностей, т.е. общее в социологии должно своеобразно преломляться через

индивидуальные формы его проявления.

Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-

научные, в основе которых лежат определенные принципы. Всеобщими принципами

социологии являются: объективность, историзм и системный подход.

Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей,

которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление

изучается как многогранное и противоречивое, изучается вся система фактов и

отрицательных и положительных.

Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем,

институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии

соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития.

Используя принцип историзма социология имеет возможность исследовать

динамику социальных процессов, определить направленность развития

процессов.

Системный подход — способ научного познания, при котором отдельные части

какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым.

Системный подход предполагает выделение определенного систематизирующего

параметра, поиск связей и отношений между элементами всей системы.

Системный подход в социологии предполагает выяснение принципов иерархии

элементов социальной системы.

К конкретным методам социологии относятся различные научные методы,

основанные на количественных методах с применением сложного математического

аппарата (теории вероятности, математической статистики). При этом

социология опирается на достижениях статистики, демографии, психологии и

других дисциплин, изучающих общество. В социологии выделяется такой раздел

теоретической науки как методика и техника социологического исследования.

4.ПОНЯТИЕ СОЦИУМА. УСЛОВИЯ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Термин общество — многозначен и используется в нескольких смыслах.

Прежде всего общество — это означает все человечество. Тем самым отделяя

человечество от природы как таковой, так и от неживой природы. В работах

Сорокина этот термин отделяет человечество от природы и от популяций

сообществ различных животных видов. Кроме того, общество — обозначает какой-

либо народ (русский, американский). В этом случае под обществом понимается

территориально-государственное образование, которое отличается от других

территориально-государственных образований различными характеристиками. Эти

два смысла, два словоупотребления равнозначны понятию «социум».

Однако понятие «общество» (но не как социум) используют для

обозначения: когда говорят о «высшем обществе», «аристократическом

обществе» и для обозначения добровольных объединений по поводу

удовлетворения каких-либо социальных потребностей, например — общество

садоводов, рыболовов-любителей и т.д.

Социология применяет понятие общества в первых двух смыслах, синонимом

которых является социум. В этом смысле общество — это такое объединение

людей, в котором происходит постоянное и устойчивое взаимодействие и

взаимообуславливание между людьми в исторически сложившихся формах.

Существуют обязательные условия продолжительного существования и

развития социума. Такими условиями или факторами являются:

. общность территории. Как правило общество формируется тогда, когда

исторически сложиться и обозначится граница, в рамках которой общество

функционирует. (к народам, проживающим дисперсно, например цыганам, или

ведущим кочевой образ жизни — к ним понятие общества не применимо);

. целостность и устойчивость;

. самовоспроизводство и саморегулируемость. Причем самовоспроизводство

означает не только биологическое воспроизводство, но и способность к

созданию, сохранению и развитию общих черт жизни, быта, культуры,

сознания. Саморегулируемость обеспечивается прежде всего государственными

структурами, законами, а также нормами религии и морали;

. такой уровень развития культуры, который выражается в выработке норм

поведения и ценностей общих для данного общества и отличающих их от

других.

5.ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

Существует множество способов классификации обществ. В социологии

принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например,

Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга

и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное,

рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или

социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется

способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон.

ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления,

которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические,

социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ

производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это

исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем

— это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей

линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более

прогрессивной по сравнению с предыдущей.

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих

в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например,

франкоязычное общество).

Существует классификация по способу добывания средств к существованию:

общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное

(Г. Ленски, Дж. Ленски).

Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее

крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество).

Основные различия между ними заключается в следующем:

. в первом люди живут в соответствии с общинными обязанностями, во втором

люди руководствуются личной выгодой;

. первое основывается на традиционных обычаях, второе — на формальных

законах;

. первое предполагает ограниченную специализацию, второе — формирует

специализированные профессиональные роли;

. первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;

. главные институты первого — семья и община, второго — крупные корпорации

и ассоциативные формы объединения людей.

Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной

организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.