реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология 86 вопросов

характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь

расположены рядом словно атомы — это простые общества. Простые

полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ.

Тут он допускал возможность возникновения нового типа общества путем

объединения разных обществ, примером служит Римская империя.

Во второй половине 20в американскими социологами сформировался другой

подход, рассматривавший историю о развитии как смена трех стадий

человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и

постиндустриальное. Индустриализация — это социальный процесс, который

характеризовал превращение традиционных (аграрных) обществ в современные

(промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и

производственных технологий. Индустриализм рассматривается как система

социальной организации, где индустрия охватывает не только

производственную сферу, но и остальные сферы общественной жизни.

Поппер немецкий социолог середины 20в (книга К. Поппера «Открытое

общество и его враги») выделял 2 типа современного общества: открытое и

закрытое общество. Под открытым он понимал современное общество открытое

для обмена информации, для свободного перемещения людей, для расширения

свобод и прав человека. Под закрытым подразумевались фашистские и

социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего

воздействия. В современном мире такое деление обозначается другими

терминами: демократическое (открытое) общество и тоталитарное (закрытое).

6.СИСТЕМНОСТЬ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

На протяжении всей истории социологии важнейшей проблемой являлась

проблема определения что же такое общество, каковы механизмы социальной

интеграции, обеспечивающие социальный порядок вопреки огромному

многообразию интересов индивидов и социальных групп? Существует множество

трактовок понятия «общества»:

Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность,

основанную на коллективных представлениях.

По Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом

социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.

Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим

началом которой являются нормы и ценности.

С точки зрения Маркса общество — это исторически развивающаяся совокупность

отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной

деятельности.

Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии)

как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до

системы религии и государства.

Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой

потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ

происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но

развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но

и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных

институтов.

В целом, такая характеристика справедлива и сегодня. Любое общество, а

особенно современное, — сложно структурировано, но является целостной

системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным.

Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в

объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему,

которая могла бы стать теорией общества. Система — это определенным образом

упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих

некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют

ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными

связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и

взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом

процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система

приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто

сумму элементов, а устойчивую систему. Существует несколько интерпретаций

структуры общества в зависимости от точки зрения на взаимоотношения

элементов и на то, что берется в качестве первоначальных элементов:

Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее

определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными,

этническими, религиозными, политическими и др. связями, то структуру

общества можно представить как систему групп, классов, общностей и статусно-

ролевых единиц. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно),

а связаны в социальную систему — целостное образование, основным элементом

которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

Кроме того в обществе как системе выделяют подсистемы или сферы. Таковыми

являются экон., полит. и социальная подсистемы. Существует традиция

подразделения общества на материальную и духовную сферы жизни людей. Каждая

подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов,

выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще

всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных

потребностей.

В современном обществе принято выделят вслед за Парсонсом 4 сферы, в

рамках которых функционируют те или иные общественные институты:

Экономическая сфера или сфера экономики. В рамках этой сферы существуют

институты денег, ценных бумаг, банков. В экон. сфере находится производство

материальных благ, рынок. Главным содержанием экон. сферы является

производство, обмен и потребление материальных благ.

Политическая или сфера политики, в рамках которой существуют такие полит.

институты, как институт парламентаризма, институт президентства,

правительство, бюрократический аппарат, местное самоуправление, полит.

партии, общественные организации и движения. Главным содержанием, смыслом

полит. отношений выступает власть, т.е. способ оказывать влияние на

поведение других людей в полит. сфере. Условием, обеспечивающим власть

одних людей над другими, является закон наделяющий разные должностные

категории разными правами в системе государственного и полит. управления.

Сфера общественной жизни — культура, главным элементом которой является

образование, наука, религия, искусство, мораль, ценности и идеалы.

Сфера, где выступают семейные роды, семейные отношения. Главные институты

этой сферы — институт брака, развода.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть,

и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают

различными качествами. Марксистская теория близка к этому, выделяя:

экономическая, политическая, культурная и социальная. Но не зависимо от

выделяемых элементов, главное то, что общество — представляет собой

целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в

него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации социальная структура

трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой

социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная

порядочность:

1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного

общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж,

собственность);

2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными

отношениями;

3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов

данного общества и прежде всего экономических.

7.СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА

Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и

развивается, проходя определенные исторические стадии:

Кондорсе полагал, что история общества складывается из 10 эпох, основным

стержнем которых является развитие капиталистических отношений.

Герден полагал, что история общества есть прогрессивное развитие, целью

которого является реализация гуманистических идеалов.

Конт подразделял прогрессивное развитие общества на 3 эпохи: теологическую

(когда человек объясняет все явления на основе религиозных представлений),

метафизическую (отказ от апелляции к сверхъестественному и пытается

объяснить все на основе философских абстракций) и позитивную (или научную,

когда человек пытается постичь причины явлений через научное исследование).

Последовательная смена этих эпох — это история перехода от военного

общества к промышленному.

Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических

формаций.

Тойнби полагал, что история человечества складывается из смены цивилизаций,

имеющих свои замкнутые циклы развития.

Известны модели развития общества от индустриального к

постиндустриальному состоянию общества.

Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества:

формационный и цивилизационный.

Формационный называется так же стадиальным и прогрессистским. Впервые

его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся

общественно-экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая,

феодальная, капиталистическая, коммунистическое (или социалистическая).

Согласно марксисткой традиции, формация определяется способом производства,

т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-

экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в

обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и

т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни.

Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на

данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в

развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно

Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по

сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и деление истории на 3 формации:

первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство,

феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм).

Во второй половине 20в американскими социологами сформировался другой

подход, рассматривавший историю о развитии как смена трех стадий

человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и

постиндустриальное. Индустриализация — это социальный процесс, который

характеризовал превращение традиционных (аграрных) обществ в современные

(промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и

производственных технологий. Индустриализм рассматривается как система

социальной организации, где индустрия охватывает не только производственную

сферу, но и остальные сферы общественной жизни.

В целом этому подходу присуще:

. понимание развития как прогрессивного — от низших к высшим формам;

. источником достижений выступает экономика или какая-либо сторона, часть

экономики;

. признание, что развитие идет по одному пути, но с раной скоростью.

В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие

человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки

соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что

вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с

нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.

8.ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД И АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и

развивается, проходя определенные исторические стадии:

Кондорсе полагал, что история общества складывается из 10 эпох, основным

стержнем которых является развитие капиталистических отношений.

Герден полагал, что история общества есть прогрессивное развитие, целью

которого является реализация гуманистических идеалов.

Конт подразделял прогрессивное развитие общества на 3 эпохи: теологическую

(когда человек объясняет все явления на основе религиозных представлений),

метафизическую (отказ от апелляции к сверхъестественному и пытается

объяснить все на основе философских абстракций) и позитивную (или научную,

когда человек пытается постичь причины явлений через научное исследование).

Последовательная смена этих эпох — это история перехода от военного

общества к промышленному.

Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических

формаций.

Тойнби полагал, что история человечества складывается из смены цивилизаций,

имеющих свои замкнутые циклы развития.

Известны модели развития общества от индустриального к

постиндустриальному состоянию общества.

Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества:

формационный и цивилизационный.

Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби,

Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего

человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями,

которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры

неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы

насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя

Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и

источником развития цивилизаций выступает культура, понятие прогресса

отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:

Культурологический подход использовал немец Шленгер, взгляды которого были

широко распространены в первой половине 20в. Он считал, что каждая культура

имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует изолировано и

замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а

затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал 8: индийская, китайская,

вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская.

Любая культура как и цивилизация переживает возрасты отдельного человека:

детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры по его мнению

начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура

сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть общества

превращается в провинцию. Городской житель лишен традиций и растворяется в

бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.

За 50 лет до Шпенглера русский ученый Данилевский утвердил идею о

национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал, что

всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или группой

близких языков, составляет культурно-исторический тип.

Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса,

а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает,

развивается, а затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации в

качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под

цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных прежде

всего духовными традициями, а также географическими рамками. Духовные

традиции по его мнению — это прежде всего религиозные традиции и различал

цивилизации: шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую и ортодоксальная

христианская, индусская, исламская и т.д. Согласно его классификации в

истории человечества существуют около 30 локальных цивилизаций.

Современные представления о цивилизации рассматриваются как нечто единое,

находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности,

единства мира. Цивилизация представляет собой совокупность материальных и

духовных достижений общества. Категория «цивилизация» используется в смысле

обозначения а) культурно-исторического типа, характеризующего регионально-

традиционные особенности развития общества; б) обозначения цивилизованных

обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную

целостность (майя, шумеры, инки, этруски и т.д.). Главная мысль в

содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического

процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к

общепланетарному уровню.

В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие

человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки

соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что

вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с

нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.

9.СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Начало русской истории относят к 9в, когда возникла Киевская Русь и по

мнению Сорокина сформировалась русская нация. Сорокин считал, что нацию

образует группа индивидов принадлежащих к единому государству, связана

общим языком и территорией. Совокупность основных черт русской нации

включает ее сравнительно длительное существование, огромную

жизнеспособность, замечательное упорство, готовность ее представителей идти

на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое,

политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической

жизни. Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в

конце 10в православия в качестве государственной религии. По мнению

Сорокина основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры

и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и

материальное воплощение установок православия до 18в. Позднее начали

оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни и западной

культуры. Возможно под влияние православия сформировался особый институт

русской деревни — община, которая делила поровну земли, организовывала

взаимопомощь, уплачивала за кого-то налоги и т.д. В ней выражался

характерный для национальной культуры коллективизм, стремление быть «как

все». Коллективизм сдерживал развитие индивидуальности, но одновременно был

средством выживания.

С точки зрения цикличной теории развития Тойнби общество

последовательно переходит от стадии генезиса, как периода зарождения

цивилизации, к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией.

Русская цивилизация по мнению Тойнби пережила свой надлом в конце 11в, т.е.

в период начавшегося феодального раздробления Киевской Руси. Все

последующие значительные события в русской истории, в том числе и в

послеоктябрьскую эпоху, Тойнби относит к периоду после надлома русской

цивилизации. Надлом он считал предпосылкой к дезинтеграции, которая ведет к

гибели цивилизации. Но Россия после 11в продолжала развиваться /Философия,

с.152,158/

Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на

протяжении многих веков была идея единения русских земель. Первоначально

эта идея рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности.

Затем эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-

монгольским завоевателям, позднее — с собиранием русских земель вокруг

Москвы, формированием могучего самостоятельного государства. История России

не была гладкой, случались подъемы и падения. В истории были периоды когда

Россия утрачивала свою государственную самостоятельностью (татаро-

монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис,

падение нравов, всеобщий разброд и шатание (смутное время 16в, период

революции и гражданской войны в 20в). Но все же русская нация находила силы

для преодоления трудностей.

С точки зрения теории перехода от традиционного (аграрного) к

современному (индустриальному) обществу, Россия относится к странам

запоздалой модернизации. Модернизация — это комплексный процесс,

охватывающий все сферы общества — экономику, социальную жизнь, политику,

культуру. Форсированный характер модернизации (обусловленный и

запаздыванием и другими причинами) создавал диспропорции в экономическом и

общественном развитии: отставание аграрной сферы от индустриальной,

расслоение в доходах, различные противоречия и конфликты в обществе.

Особенностью процесса модернизации России — повышенная роль государства.

Стадия классической свободной конкуренции была пропущена, ее место занял

своеобразный «государственный капитализм», активное насаждение сверху

крупной промышленности, банковских учреждений, строительство железных

дорог. Но давая толчок развитию экон. сферы, оно одновременно нередко

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.