реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социологическая концепция П. Сорокина

| |"научных" изданиях его оттеснили за кулисы, чтобы он|

| | |

| |был игрушкой в руках слепых сил... он всего лишь |

| |марионетка... человек падает с величественного |

| |пьедес- |

| |тала абсолютных ценностей" . По анало- |

| |гии с критикой Сорокиным прагматизма и эмпириокрити-|

| | |

| |цизма можно заключить, что эти "натуралистические" |

| |направления (среди них - и марксистское) объективно |

| |ответственны за "кризис нашего времени", "опуская |

| |человека до уровня материи и ее составляющих", до |

| |"экономического тела Маркса" . |

| |Итак, гимн гуманизму, признание человека как само- |

| |цели и абсолютной самоценности - такова точка опо- |

| |ры построения новой социально-философской картины |

| |структуры и динамики социума. С точки зрения филосо-|

| | |

| |фа, человечество - это целостность, в которой "родо-|

| | |

| |вой и многогранный лото одновременно и нераздельно |

| |экономический, политический, религиозный, этический,|

| | |

| |художественный, частью рациональный и утилитарный, |

| |частью нерациональный и при всем этом отличающийся |

| |непрестанным взаимодействием всех этих аспектов". |

| |Дефицит целостного, системного подхода блокирует |

| |познания социума, и в этом смысл замечания в адрес |

| |Тойнби: "Цивилизации Тойнби являются не интегральной|

| |системой, а простым конгломератом различных |

| |цивилизационных объектов, объединенных только |

| |своего рода соседством, а не причинными и существен-|

| | |

| |ными связями" . Сорокин пошел дальше, |

| |рассматривая социум как "целостное социокультурное. |

| |пространство" "логико-смыслового упорядочения |

| |хаоса... |

| |упорядочивающим элементом служит здесь... тождество |

| |смысла... если единообразие явлений является общим |

| |знаменателем причинно-следственных связей, то при |

| |логико-смысловом единстве этот знаменатель - глав- |

| |на и смысл, или идея" (Социальная и культурная дина-|

| | |

| |мика (главы из книги). М., 1999, с. 11). |

| |Как видим, почти неразменный сорокинский примат |

| |идеи обретает, наконец, характер тождества с |

| |системооб- |

| |разующим ядром социума - его ценностно-ориентиру- |

| |ющим смыслом. Родовой и инвариантный он разверты- |

| |вается, как "индивидуальности", в трех основных, |

| |гос- |

| |подствующих на различных этапах или сосуществующих |

| |интегративных социокультурных суперсистемах - иде- |

| |аииональной (иррациональной, трансцендентной), чув- |

| |ственной (рациональной, имманентной) и |

| |идеалистической |

| |(совмещающей первые два начала). Казалось бы, они и |

| |определяют структуру и динамику социума как единого |

| |соцг-окультурного пространства, обусловливая |

| |необходи- |

| |мость трансформации предмета социологии в единую, |

| |интегративную социокультурологию, или |

| |культурсоциоло- |

| |гию. |

| |Однако в применении этой методологии Сорокин стол- |

| |кнулся с определенными затруднениями как структурно-|

| | |

| |го, так и динамического характера. |

| |Прежде всего загадочным остался феномен "неинтег- |

| |рясованных и дезинтегрированных скоплений", в |

| |которых |

| |"нельзя найти взаимозависимость" . Хотя Сорокин |

| |усматри- |

| |вал в этом наблюдении "новую постановку проблемы", |

| |но это лишь ее постановка. Пока проблема ее систем- |

| |1-с-генетической интерпретации не решена, постулат |

| |со- |

| |циума как целостного социокультурного пространства |

| |остается под сомнением и не обладает достоинством |

| |всеобщности. |

| |Ради девственной доктринальной чистоты сзоей сис- |

| |темы Сорокин не счел возможным прибегнуть к аргумен-|

| | |

| |тации русского периода - различению духовной культу-|

| | |

| |ры и ее "застывшей формы" - цивилизации, в которой |

| |действуют "иные закономерности", в том числе и "эко-|

| | |

| |номического тела" марксизма. Отсюда целостность как |

| |тотальный принцип оказалась под угрозой даже в |

| |приме- |

| |нении к западному культурно-цивилизационному |

| |комплексу. Последнее столь же тривиально, сколь |

| |неясно, что остается от целостности наличной |

| |западной социокультурной системы. |

| |Удобно, к примеру, объявить социальные революции |

| |"несистемным" феноменом, но этим не снимается про- |

| |блема ее детерминации. |

| |Вообще методология, которая доктринерски строит мир |

| |в соответствии с априорными принципами, а не выводит|

| | |

| |их из мира, бессильна в рациональной интерпретации |

| |до- |

| |и несистемных объектов и процессов. Неясными |

| |остались |

| |и детерминация специфических смыслов различных су- |

| |перкультур, их взаимодействие, межцивилизационные |

| |'контакты. |

| |Немало вопросов вызывает сорокинское видение ди- |

| |намики суперсистем. Если даже прибегнуть к его ис- |

| |ходному положению о том, что цивилизация - это |

| |объек- |

| |тивированная культура, в которой действуют иные, |

| |"отяг- |

| |ченные материей" закономерности, то как объяснить |

| |ге- |

| |незис, расцвет, упадок и гибель социокультурных |

| |систем? |

| |Шпенглерианский цикл - детство, зрелость и смерть |

| |культур - философ отвергает как "натуралистический" |

| |. В негативных терминах он констатирует, |

| |что кризис нашего времени - "не в противопоставлении|

| | |

| |либо демократии и тоталитаризма, либо капитализма и |

| |коммунизма, либо национализма и интернационализма, |

| |деспотизма и свободы... этот кризис заключается в |

| |рас- |

| |паде основополагающих форм западной культуры и об- |

| |щества последних столетий" . Но почему |

| |этот системообразующий смысл обусловливал восхожде- |

| |ние Запада (Возрождение, Просвещение, промышленную |

| |революцию и т. п.), а ныне влечет его к жалкому жре-|

| | |

| |бию упадка и распада? Абсолютизация этого принципа? |

| |И вновь неразрешимые на этой методологической почве |

| |"почему". |

| |Кажется, Сорокин не замечал этих противоречий и |

| |пределов своей методологии. "Наша теория и диагноз, |

| |- |

| |писал он, - не являются разновидностями ни одной из |

| |выше описанных концепций - ни умеренно линеарной, |

| |ни революционно прогрессивной, ни циклично-западно- |

| |разлагающейся. Теория, построенная здесь, стоит |

| |особ- |

| |няком безотносительно к какой-либо популярной ныне |

| |социальной философии. Она не нуждается ни в одобре- |

| |нии, ни в поддержке, так как ноги у нее крепче и |

| |стоит |

| |она на более прочном основании" . |

| |Убеждение в том, что об истинности его концепции |

| |нельзя судить по критерию конвенции или |

| |популярности, |

| |безусловно верно. Но скверно другое: видимо, |

| |сомнева- |

| |ясь в крепости ее "ног", Сорокин на закате своей |

| |твор- |

| |ческой биографии уже апеллирует к "Божественному |

| |Абсолюту". Как культурный акт это впол- |

| |не легитимно, но по существу означает выход за |

| |преде- |

| |лы научной парадигмы, иной способ интерпретации |

| |мира. |

| |Философ испытал потребность в том, в чем не нуждался|

| | |

| |Лаплас. |

| |Можно и должно абстрагироваться от этой драмы, |

| |вернувшись к лейтмотиву сорокинского |

| |интеллектуально- |

| |го труда - устремленности к построению интегративнсй|

| | |

| |социокультурной системы. Действительно цельная в |

| |сво- |

| |их мировоззренческих основаниях она обнаруживает |

| |лишь |

| |тенденцию к интеграции социально-гуманитарного зна- |

| |ния, которая блокируется односторонностью его |

| |демиур- |

| |гической "идеи", ограничивает эвристический |

| |потенциал |

| |системно-динамической методологии и обусловливает |

| |скорее феноменологический, чем эссенциальный, сущно-|

| | |

| |стный характер концепции в целом, большую ясность |

| |относительно того, что происходит, чем почему, как и|

| | |

| |какова направленность социальной динамики. |

| |Возможно поэтому Сорокин, неизменно веруя в непог- |

| |решимость своих взглядов, парадоксальным образом |

| |обнаружил прогрессирующее "потепление" отношения к |

| |марксизму в течение всего "гарвардского" периода. Он|

| | |

| |уже не квалифицировал его среди "вульгаризированных |

| |и примитивных" социологических теорий и вначале под-|

| | |

| |черкнул его выводы наряду с Контом, Спенсером и |

| |Гегелем как "весьма резонные", "обобщающие", воздал |

| |ему "должное", наконец, отметил, что социальное зна-|

| | |

| |ние оказалось "под огромным воздействием марксистс- |

| |кой социологии" . Но теперь Сорокин утверждает, |

| |что, хотя марксизм стал "святыней коммунистической |

| |революции в России", его "отец" не повинен "в том, |

| |что |

| |стал объектом религиозно-политического |

| |идолопоклонства". |

| |В "Социальной и культурной динамике" (1957) содер- |

| |жится признание методологической плодотворности |

| |теоре- |

| |тического освоения "структурно-функциональной |

| |интегра- |

| |ции" социума. Как справедливо отмечает Ю. В. Яковец,|

| | |

| |"здесь прежде всего имеется в виду К. Маркс и его |

| |учение о "базисе" и "надстройке" (Комментарий к "Со-|

| | |

| |циальной и культурной динамике". Главы из книги. М..|

| | |

| |1999, с. 22). В этом пункте Сорокин увидел в Марксе |

| |предтечу интегративного направления в постижении со-|

| | |

| |циума. Но он до конца отказывался признать, что его |

| |структуру и динамику можно интерпретировать в |

| |контек- |

| |сте иного смысла. |

| |Наконец, в финале своего творческого пути Сорокин |

| |лучше видел обратную тенденцию - движение к |

| |собственной парадигме в... советской социологии. |

| |Вопреки царящему в ней "диаматовскому раю" |

| |(Солженицын) он обнаружил в ней "целый ряд |

| |направлений "интегральной" и "идеалистической" |

| |социально-политической мысли". Такое признание |

| |заслуживает внимания, хотя его "расшифровка" |

| |затруднена обычной для Сорокина манерой не ссылаться|

| |на первоисточники, давшие основания для такого |

| |радикального вывода. Вероятно имеются в виду |

| |реальные сдвиги советской социально-философской |

| |мысли в таких областях, как антропология, |

| |глобалистика, всеобщая история, аксиология, |

| |культурология, этика, эстетика, семиотика и др. Было|

| |бы благодарной задачей специально проследить |

| |корреляцию между постепенным и "из-под глыб" |

| |официальной идеологии возвратом советской философии |

| |к аутентичному, не искаженному марксизму и |

| |"потеплением" Сорокина к его последователям. Но |

| |независимо от этого ясно. что "топор вой- |

| |ны" с марксизмом "поздний" Сорокин зарыл. |

| |Многое, очень многое сближает нас с |

| |российско-американским мыслителем. Мы, вышедшие из |

| |шинели закрытого общества, отчасти повинны в том. |

| |что наши идеи формировались в режиме не прямого |

| |диалога, а так называемой критики буржуазной |

| |философии, не всегда что греха таить – |

| |доброжелательной. |

| |Абстрагируясь от перипетий изначального и в принципе|

| |непреходящего отчуждения Сорокина от Маркса, его |

| |гамбургский счет последнему сводится к следующим |

| |положениям. |

| |• Маркс поставил, но не решил проблему |

| |"системосозядания", априорной и законченной |

| |социологической доктрины. |

| |• Марксовский детерминизм имеет односторонне |

| |экономический характер и не способен адекватно |

| |"схватить" гуманистическую природу человека. |

| |• Формационная методология марксистского анализа |

| |социума "работает" в структурно-функциональном |

| |измерении, но не способна выявить смыслообразующее |

| |ядро социальных систем и циклов их эволюции. |

| |• Марксистская концепция общественного прогресса, |

| |особенно в его революционной ипостаси, это |

| |абсолютизация маргинальных состояний общества и |

| |отрицание |

| |эволюционного прогресса. |

| |• Марксизм - разновидность эсхатологии, |

| |наукообразного пророчества конечной цели - |

| |"коммунистического рая". |

| |Развернутая реконструкция аутентичного марксизма по |

| |этим ключевым вопросам была бы небесполезной как для|

| |тех, кто поспешил отречься от его "краткого курса", |

| |так и для тех, кто не спешит освоить его в свободном|

| |от деформаций виде. Однако императивное "краткость -|

| |сестра редакции" вынуждает ограничиться тезисами о |

| |Марксе. Их структура изоморфна сорокинскому |

| |вердикту. |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится

символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из

классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г.

Спенсером, М. Вебером.

Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный

вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об

обществе, несмотря на свою неоднозначность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.