| |||||
МЕНЮ
| Социологическая концепция П. Сорокина| |вопреки моему желанию видеть в истории этапы посту- | | |пательного, прогрессивного развития, я неизбежно | | |терп- | | |лю неудачу... я вынужден удовлетвориться более | | |коррек- | | |тной концепцией бесцельных исторических флуктуации".| | | | | |Это почти дословные шпенглерианские констатации | | |релятивистского, если не агностического, толка. | | |Теперь Сорокин против теорий прогресса,поскольку они| | |- "ценностные суждения - они обречены быть | | |субъективными и, соответственно их логической | | |природе, никогда не могут быть научными | | |констатациями. Если социология хочет быть наукой | | |точной, ей надо освобождаться от ценностных | | |суждений" . Отныне философ предпочитает мудрость | | |Экклезиаста: "Ничто не ново под Луной". Вместе с | | |мутной водой "линейного" и "эсхатологического" | | |прогресса из ванны выброшен еще недавно родной и | | |вполне здоровый ребенок социального детерминизма, | | |родовой целостности общества, возможности оценивать | | |его с позиций противоречивой эволюции творческой | | |природы человека, смысла его культуры и цивилизации.| | | | | |Но если бы это было все, к чему пришел Сорокин, | | |это означало бы - по крайней мере для него - "смену | | |жезла на капусту", конец социологии как довольно | | |"за- | | |нудного" регистратора социальных изменений. Однако | | |философ, который под прессингом мачехи-судьбы и | | |холодного саентизма подавлял всегда присущее ему | | |страстное желание быть мыслителем - идеологом не | | |каких-нибудь обывательс- | | |ких "изменений", а именно социального прогресса, по | | |определению не мог быть последовательным. Отойдя от | | |принципа надбиологического, социального детерминизма| | | | | |он апеллировал к иным, несоциальным типам детермина-| | | | | |ции, но теперь усматривал их не в бихевиоризме, а в | | |отвергаемых ранее фрейдовских "базовых инстинктах". | | |Эта новая когнитивная возможность сполна реализо- | | |вана в своеобразном некрологе бурному 1917 г. - "Со-| | | | | |циологии революции" (1925). Ею автор анонсировал, | | |что | | |цель его анализа - "не хвала, не хула, не апофеоз, | | |не | | |проклятие революции, а рассмотрение ее во всех | | |реали- | | |ях" .В интерпретации Сорокина эти реалии имеют | | |вполне | | |"натуралистический" характер, и причину социальных | | |революций он усматривает в подавлении “базовых | | |инстинктов”. "Постановка грандиозной драмы, комедии | | |или | | |трагедии революции… предопределена первым долгом | | |репрессированными врожденными рефлексами" . В этом | | |"что-то слышится родное": Фейербах усматривал | | |причину неудачи революции 1848 г. в "картофельной | | |диете" повстанцев, а панацею - в фасоли. | | |Таковы, с точки зрения материализма подобного рода, | | |подлинные причины резолюций. Позднее Сорокин, уходя | | |от фрейдизма, интерпретировал социальные революции | | |как аномалии: Революционные прожекты - это всего | | |лишь утопия, возникающая в разорванном сознании де- | | |морализованного человека, и появляются они как | | |побоч- | | |ный продукт распавшейся культуры переходного перио- | | |да . | | |В таком контексте становится понятной констатация | | |Сорокиным того обстоятельства, что "дорога к | | |социальной революции открыта идеями... Маркса" , | | |однако | | |"70 лет, которые пролетели со времени выпуска | | |"Комму- | | |нистического манифеста" Маркса, не оправдали его | | |про- | | |рочество" . | | |Приходится констатировать, что в противоречии с | | |собственным исходным принципом социологии как знания| | | | | |о нэббиологическом Сорокин предложил модную на- | | |турфилософию революции как сублимации подавленных | | |и маргинальных инстинктов Ему была неведома ее со- | | |циальная природа и признанная им роль марксизма в | | |революции не стала предметом сущностного анализа. По| | | | | |су. и Сорокин отказался признать закономерный | | |характер | | |поражения своей "партии.) (в широком смысле). Бывший| | | | | |социалист-революционер отрекся от революционной | | |"прав- | | |ды", отныне усматривая в ней нечто инстинктивное, | | |"низ- | | |шее", "маргинальный прожект" и противопоставив ему | | |эволюционную перспектнву. | | |Однако непоследовательный философ не был бы со- | | |бою, если бы наряду с сомнениями в "непрерывном | | |творчестве истории" не увидел в революции нечто | | |боль- | | |шее, чем экклезиастову "суету сует" и бурные, хотя и| | | | | |бесцельные "изменения во всех направлениях", марги- | | |нальное "восстание масс" Он пишет и о трех законо- | | |мерных фазах революции - изначальном неизбежном | | |насилии, последующей реакции, наконец, "нормальной" | | |конструктивной" фазе, которая приводит революционный| | | | | |хаос в эволюционное русло. Принципиально это уже | | |нечто большее, чем натурализм и тем более индетерми-| | | | | |низм, но и далекое от фатального, линейного, | | |эсхатоло- | | |гического прогресса. | | |Такое движение мысли между Сциллой и Харибдой | | |вернуло Сорокина к идее нелинейной эволюции, которая| | | | | |была периферийной для его русского этапа и выходила | | |за пределы конто-спенсеровской парадигмы. Теперь он | | |акцентирует внимание на "забвении иной, циклической | | |концепции социальных перемен и исторического | | |процесса" и | | |приветствует стремление уделять "большее внимание | | |повторениям, ритмам и циклам" . Среди предтеч этого | | |направления философ указал на Экклезиаста, Конфуция,| | |Платона, Сенеку, Макиавелли, Вико. Но среди них - | | |явно избирательно и тенденциозно – нет автора | | |энциклопедии спиралевидно восходящего "мирового | | |духа" (Гегеля), ни буревестника концепции "великого | | |возвращения" (Ницше), ни принципиально новой и самой| | |влиятельной, по его признанию, марксовской | | |циклической теории (она будет признана позднее, на | | |закате "гарвардского" этапа). Маркс еще не вошел в | | |эту "та- | | |бель о рангах", по мнению Сорокина, как автор | | |концеп- | | |ции линейного, эсхатологического и к тому же | | |"локаль- | | |но-темпорального", т. е. не имеющего социально-фило-| | | | | |софского статуса прогресса. | | |К сожалению, цикпизм Сорокина этого периода доста- | | |точно неопределенный, если даже абстрагироваться от | | |его | | |"фигуры умолчания" относительно названных великих | | |имен этого направления. Так, среди упомянутых Платон| | | | | |обращен к исходному "золотому веку", а "Вико идет не| | | | | |по замкнутому кругу, а по спирали, что означает не | | |вечное повторение одного и того же, пусть и в разных| | | | | |формах, а в целом движение вперед... практически для| | | | | |своего времени у него была концепция восхождения". | | |Адекватность такого вывода выверена специальным ана-| | | | | |лизом "Оснований новой науки о природе наций" Дж. | | |Вико . | | |Впрочем, у Сорокина этого периода была идея, кото- | | |рая ярче других свидетельствует о его эклектизме, | | |тя- | | |готении одновременно к крайностям агностицизма и фа-| | | | | |тализма. В работе "Социальная мобильность" (1927) - | | |теоретическом апофеозе того времени - он писал: "Ве-| | | | | |роятно, в истории и есть некая трансцендентная цель | | |и | | |и невидимые пути движения к ней, но они еще никем | | |неустановлены" . Это звучит вполне в духе, казалось | | |бы, | | |неприемлемой для Сорокина эсхатологии, но в | | |контексте | | |его мировидения означает неистребимый порыв к проры-| | | | | |ву за пределы плоского саентизма и эвристически бес-| | | | | |плодного, "маятникового" варианта циклических | | |представ- | | |лений. | | |Социально-исторические и биографические циклы Со- | | |рокина явно не совпадали. В 1930 г., в разгар | | |начавше- | | |гося в США мирового социально-экономического и идей-| | | | | |но-политического кризиса, вползания мира в новую | | |гло- | | |бальную катастрофу, он прощается, наконец, с уделом | | |эмигрантского маргинала и не только включается в | | |аме- | | |риканскую интеллектуальную элиту, но и становится ее| | | | | |наиболее авторитетным представителем и статусным | | |гла- | | |вой социологического комплекса Гарвардского | | |универси- | | |тета. В 1937-1941 гг. вышла фундаментальная четырех-| | | | | |томная "Социокультурная динамика", в 1941 г. - блис-| | | | | |тательный труд "Кризис нашего времени", в 1947 г. - | | |"Общество, культура и личность: их структура и | | |динами- | | |ка", в 1957 г. - "Социальная и культурная динамика",| | | | | |в 1964 г. - "Главные тенденции нашего времени", | | |"Современные социологические теории" - 1986 г. | | |Гарвардский период - это время отчетливой устрем- | | |ленности Сорокина к обоснованию социально-философс- | | |кой системы как завершенной целостности и в этой | | |связи - решительное дистанцирование от недавних "со-| | | | | |товарищей" его трудов и... существенная коррекция | | |от- | | |ношения к -своему неизменному оппоненту Марксу. | | |Прежде всего Сорокин сполна расплатился по счетам | | |своей саентистской и позитивистской "совести" в | | |любых | | |ее ипостасях. Он пренебрежительно отозвался о | | |прагма- | | |тизме: "Джон Дьюи. Ну, прочел одну его книгу. Прочел| | | | | |другую. Прочел, наконец, третью. Но в них нет ничего| | | | | |такого!" . Более того, всегда чуткий к | | |политико-идеологичес- | | |кому камертону социологии Сорокин прямо обвинил | | |праг- | | |матизм и его европейское "свое другое" - эмпириокри-| | | | | |тицизм - в том, что их кредо - "истинно то, что | | |полез- | | |но" - стало одним из идейных предтеч Сталина и Гит- | | |лера отверг все виды натурализма и вернулся к | | |принципу | | |гуманизма. С ним, писал он, равно несовместимы | | |"либи- | | |до Фрейда, экономические факторы Маркса, "реликты" | | |Парето и многое др. Человеческая история (в их | | |интер- | | |претации. - И. Л.) оказывается ничем иным, как | | |посто- | | |янным взаимодействием космических лучей, солнечных | | |пятен, климатических и географических изменений, | | |био- | | |логических сил, стимулов, инстинктов, условных и | | |безус- | | |ловных пищеварительных рефлексов, физико-экономичес-| | | | | |ких комплексов. Именно эти силы, а не человек, | | |-став- | | |ший лишь глиной, являются творцами всех исторических| | | | | |событий и создателями культурных ценностей. Сам же | | |человек как воплощение надорганической энергии, мыс-| | | | | |ли, совести, сознания, рациональной воли играет | | |незна- | | |чительную роль в разворачивании этой драмы. В наших | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|