реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социологическая концепция П. Сорокина

| |вопреки моему желанию видеть в истории этапы посту- |

| |пательного, прогрессивного развития, я неизбежно |

| |терп- |

| |лю неудачу... я вынужден удовлетвориться более |

| |коррек- |

| |тной концепцией бесцельных исторических флуктуации".|

| | |

| |Это почти дословные шпенглерианские констатации |

| |релятивистского, если не агностического, толка. |

| |Теперь Сорокин против теорий прогресса,поскольку они|

| |- "ценностные суждения - они обречены быть |

| |субъективными и, соответственно их логической |

| |природе, никогда не могут быть научными |

| |констатациями. Если социология хочет быть наукой |

| |точной, ей надо освобождаться от ценностных |

| |суждений" . Отныне философ предпочитает мудрость |

| |Экклезиаста: "Ничто не ново под Луной". Вместе с |

| |мутной водой "линейного" и "эсхатологического" |

| |прогресса из ванны выброшен еще недавно родной и |

| |вполне здоровый ребенок социального детерминизма, |

| |родовой целостности общества, возможности оценивать |

| |его с позиций противоречивой эволюции творческой |

| |природы человека, смысла его культуры и цивилизации.|

| | |

| |Но если бы это было все, к чему пришел Сорокин, |

| |это означало бы - по крайней мере для него - "смену |

| |жезла на капусту", конец социологии как довольно |

| |"за- |

| |нудного" регистратора социальных изменений. Однако |

| |философ, который под прессингом мачехи-судьбы и |

| |холодного саентизма подавлял всегда присущее ему |

| |страстное желание быть мыслителем - идеологом не |

| |каких-нибудь обывательс- |

| |ких "изменений", а именно социального прогресса, по |

| |определению не мог быть последовательным. Отойдя от |

| |принципа надбиологического, социального детерминизма|

| | |

| |он апеллировал к иным, несоциальным типам детермина-|

| | |

| |ции, но теперь усматривал их не в бихевиоризме, а в |

| |отвергаемых ранее фрейдовских "базовых инстинктах". |

| |Эта новая когнитивная возможность сполна реализо- |

| |вана в своеобразном некрологе бурному 1917 г. - "Со-|

| | |

| |циологии революции" (1925). Ею автор анонсировал, |

| |что |

| |цель его анализа - "не хвала, не хула, не апофеоз, |

| |не |

| |проклятие революции, а рассмотрение ее во всех |

| |реали- |

| |ях" .В интерпретации Сорокина эти реалии имеют |

| |вполне |

| |"натуралистический" характер, и причину социальных |

| |революций он усматривает в подавлении “базовых |

| |инстинктов”. "Постановка грандиозной драмы, комедии |

| |или |

| |трагедии революции… предопределена первым долгом |

| |репрессированными врожденными рефлексами" . В этом |

| |"что-то слышится родное": Фейербах усматривал |

| |причину неудачи революции 1848 г. в "картофельной |

| |диете" повстанцев, а панацею - в фасоли. |

| |Таковы, с точки зрения материализма подобного рода, |

| |подлинные причины резолюций. Позднее Сорокин, уходя |

| |от фрейдизма, интерпретировал социальные революции |

| |как аномалии: Революционные прожекты - это всего |

| |лишь утопия, возникающая в разорванном сознании де- |

| |морализованного человека, и появляются они как |

| |побоч- |

| |ный продукт распавшейся культуры переходного перио- |

| |да . |

| |В таком контексте становится понятной констатация |

| |Сорокиным того обстоятельства, что "дорога к |

| |социальной революции открыта идеями... Маркса" , |

| |однако |

| |"70 лет, которые пролетели со времени выпуска |

| |"Комму- |

| |нистического манифеста" Маркса, не оправдали его |

| |про- |

| |рочество" . |

| |Приходится констатировать, что в противоречии с |

| |собственным исходным принципом социологии как знания|

| | |

| |о нэббиологическом Сорокин предложил модную на- |

| |турфилософию революции как сублимации подавленных |

| |и маргинальных инстинктов Ему была неведома ее со- |

| |циальная природа и признанная им роль марксизма в |

| |революции не стала предметом сущностного анализа. По|

| | |

| |су. и Сорокин отказался признать закономерный |

| |характер |

| |поражения своей "партии.) (в широком смысле). Бывший|

| | |

| |социалист-революционер отрекся от революционной |

| |"прав- |

| |ды", отныне усматривая в ней нечто инстинктивное, |

| |"низ- |

| |шее", "маргинальный прожект" и противопоставив ему |

| |эволюционную перспектнву. |

| |Однако непоследовательный философ не был бы со- |

| |бою, если бы наряду с сомнениями в "непрерывном |

| |творчестве истории" не увидел в революции нечто |

| |боль- |

| |шее, чем экклезиастову "суету сует" и бурные, хотя и|

| | |

| |бесцельные "изменения во всех направлениях", марги- |

| |нальное "восстание масс" Он пишет и о трех законо- |

| |мерных фазах революции - изначальном неизбежном |

| |насилии, последующей реакции, наконец, "нормальной" |

| |конструктивной" фазе, которая приводит революционный|

| | |

| |хаос в эволюционное русло. Принципиально это уже |

| |нечто большее, чем натурализм и тем более индетерми-|

| | |

| |низм, но и далекое от фатального, линейного, |

| |эсхатоло- |

| |гического прогресса. |

| |Такое движение мысли между Сциллой и Харибдой |

| |вернуло Сорокина к идее нелинейной эволюции, которая|

| | |

| |была периферийной для его русского этапа и выходила |

| |за пределы конто-спенсеровской парадигмы. Теперь он |

| |акцентирует внимание на "забвении иной, циклической |

| |концепции социальных перемен и исторического |

| |процесса" и |

| |приветствует стремление уделять "большее внимание |

| |повторениям, ритмам и циклам" . Среди предтеч этого |

| |направления философ указал на Экклезиаста, Конфуция,|

| |Платона, Сенеку, Макиавелли, Вико. Но среди них - |

| |явно избирательно и тенденциозно – нет автора |

| |энциклопедии спиралевидно восходящего "мирового |

| |духа" (Гегеля), ни буревестника концепции "великого |

| |возвращения" (Ницше), ни принципиально новой и самой|

| |влиятельной, по его признанию, марксовской |

| |циклической теории (она будет признана позднее, на |

| |закате "гарвардского" этапа). Маркс еще не вошел в |

| |эту "та- |

| |бель о рангах", по мнению Сорокина, как автор |

| |концеп- |

| |ции линейного, эсхатологического и к тому же |

| |"локаль- |

| |но-темпорального", т. е. не имеющего социально-фило-|

| | |

| |софского статуса прогресса. |

| |К сожалению, цикпизм Сорокина этого периода доста- |

| |точно неопределенный, если даже абстрагироваться от |

| |его |

| |"фигуры умолчания" относительно названных великих |

| |имен этого направления. Так, среди упомянутых Платон|

| | |

| |обращен к исходному "золотому веку", а "Вико идет не|

| | |

| |по замкнутому кругу, а по спирали, что означает не |

| |вечное повторение одного и того же, пусть и в разных|

| | |

| |формах, а в целом движение вперед... практически для|

| | |

| |своего времени у него была концепция восхождения". |

| |Адекватность такого вывода выверена специальным ана-|

| | |

| |лизом "Оснований новой науки о природе наций" Дж. |

| |Вико . |

| |Впрочем, у Сорокина этого периода была идея, кото- |

| |рая ярче других свидетельствует о его эклектизме, |

| |тя- |

| |готении одновременно к крайностям агностицизма и фа-|

| | |

| |тализма. В работе "Социальная мобильность" (1927) - |

| |теоретическом апофеозе того времени - он писал: "Ве-|

| | |

| |роятно, в истории и есть некая трансцендентная цель |

| |и |

| |и невидимые пути движения к ней, но они еще никем |

| |неустановлены" . Это звучит вполне в духе, казалось |

| |бы, |

| |неприемлемой для Сорокина эсхатологии, но в |

| |контексте |

| |его мировидения означает неистребимый порыв к проры-|

| | |

| |ву за пределы плоского саентизма и эвристически бес-|

| | |

| |плодного, "маятникового" варианта циклических |

| |представ- |

| |лений. |

| |Социально-исторические и биографические циклы Со- |

| |рокина явно не совпадали. В 1930 г., в разгар |

| |начавше- |

| |гося в США мирового социально-экономического и идей-|

| | |

| |но-политического кризиса, вползания мира в новую |

| |гло- |

| |бальную катастрофу, он прощается, наконец, с уделом |

| |эмигрантского маргинала и не только включается в |

| |аме- |

| |риканскую интеллектуальную элиту, но и становится ее|

| | |

| |наиболее авторитетным представителем и статусным |

| |гла- |

| |вой социологического комплекса Гарвардского |

| |универси- |

| |тета. В 1937-1941 гг. вышла фундаментальная четырех-|

| | |

| |томная "Социокультурная динамика", в 1941 г. - блис-|

| | |

| |тательный труд "Кризис нашего времени", в 1947 г. - |

| |"Общество, культура и личность: их структура и |

| |динами- |

| |ка", в 1957 г. - "Социальная и культурная динамика",|

| | |

| |в 1964 г. - "Главные тенденции нашего времени", |

| |"Современные социологические теории" - 1986 г. |

| |Гарвардский период - это время отчетливой устрем- |

| |ленности Сорокина к обоснованию социально-философс- |

| |кой системы как завершенной целостности и в этой |

| |связи - решительное дистанцирование от недавних "со-|

| | |

| |товарищей" его трудов и... существенная коррекция |

| |от- |

| |ношения к -своему неизменному оппоненту Марксу. |

| |Прежде всего Сорокин сполна расплатился по счетам |

| |своей саентистской и позитивистской "совести" в |

| |любых |

| |ее ипостасях. Он пренебрежительно отозвался о |

| |прагма- |

| |тизме: "Джон Дьюи. Ну, прочел одну его книгу. Прочел|

| | |

| |другую. Прочел, наконец, третью. Но в них нет ничего|

| | |

| |такого!" . Более того, всегда чуткий к |

| |политико-идеологичес- |

| |кому камертону социологии Сорокин прямо обвинил |

| |праг- |

| |матизм и его европейское "свое другое" - эмпириокри-|

| | |

| |тицизм - в том, что их кредо - "истинно то, что |

| |полез- |

| |но" - стало одним из идейных предтеч Сталина и Гит- |

| |лера отверг все виды натурализма и вернулся к |

| |принципу |

| |гуманизма. С ним, писал он, равно несовместимы |

| |"либи- |

| |до Фрейда, экономические факторы Маркса, "реликты" |

| |Парето и многое др. Человеческая история (в их |

| |интер- |

| |претации. - И. Л.) оказывается ничем иным, как |

| |посто- |

| |янным взаимодействием космических лучей, солнечных |

| |пятен, климатических и географических изменений, |

| |био- |

| |логических сил, стимулов, инстинктов, условных и |

| |безус- |

| |ловных пищеварительных рефлексов, физико-экономичес-|

| | |

| |ких комплексов. Именно эти силы, а не человек, |

| |-став- |

| |ший лишь глиной, являются творцами всех исторических|

| | |

| |событий и создателями культурных ценностей. Сам же |

| |человек как воплощение надорганической энергии, мыс-|

| | |

| |ли, совести, сознания, рациональной воли играет |

| |незна- |

| |чительную роль в разворачивании этой драмы. В наших |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.