| |||||
МЕНЮ
| Социологическая концепция П. Сорокина| |религиозных фанатиков, восклицающих: должно быть | | |только так и не иначе. И в результате все суждения о| | |предмете с удобством строятся на основании весьма не| | |значительной по объему информации, легко доступной | | |для кабинетного ученого: вся она основывается на | | |высказываниях людей о том, как должно быть. | | |О сходном отношении к действительности применительно| | |к исторической науке иронически писал еще | | |современник Сорокина, Лев Карсавин: "И в самом деле,| | |историк конструирует систему феодализма, которая | | |никогда в таком виде эмпирически не существовала, но| | |к которой эмпирия приближалась, отражаясь в уме | | |какого-нибудь Бомандара". (Бомандар - | | |средневековый французский юрист, составитель | | |правового кодекса, и он, конечно, в большей степени | | |может быть полезен для изучающего историю права, чем| | |для собственно историка.) | | |Схемы нейтрального поведения - даже если оно | | |стереотипное - | | |значительно реже фиксируются в письменных | | |памятниках, чем схемы поведения должного. Нечего и | | |говорить о том, что из-за этого обстоятельства в | | |распоряжении обществоведа часто в избытке имеются | | |нормативные документы, но не хватает свидетельств о | | |том, как жизнь развивается на самом деле (и, в | | |частности, о том, как и насколько выполняются эти | | |нормы). Поэтому, чем менее экзальтированным признает| | |ученый изучаемое общество, тем в большей степени | | |признается он в его незнании. | | |Таким образом, стремление создать обществознание в | | |духе "естественных", "номотетических" наук заключает| | |союз с интеллигентской восторженностью. По мнению | | |российского философа С. С. Хоружего, бинарное, | | |черно-белое мышление является следствием | | |самовозвеличивания сознания, противопоставляющего | | |себя материя. В нашем же случае "черно-белость" | | |оказывается средством к самовозвеличиванию научного | | |сознания, противопоставляющего себя социальной | | |реальности. | |Экзальтированность и|Впрочем все сказанное о Питириме Сорокине имело бы | |мнимая |чисто историтческое значение, но феномен мнимой | |экзальтированность: |экзальтации вовсе не ушел в прошлое. Сегодня в | |наши дни |России приписывание противнику ложной | | |экзальтированности становится полемическим приемом, | | |к которому активно прибегают в политических целях. | | |Классическим примером использования этого приема для| | |меня является полемика между "патриотами" и | | |"демократами", | | |которая ведется в российской прессе со времен | | |"перестройки". | | |"Патриоты", как известно, критиковали и критикуют | | |"демократов" за то, что те не учитывают российской | | |специфики, обвиняя их в слепом подражании странам | | |Запада. И. Шафаревич, чтобы подчеркнуть отсутствие | | |самостоятельности в мышлении у "русофобов", даже | | |употребляет эпитет "точный" - построение общества | | |"по точному образцу современных западных | | |демократий". | | |Можно спорить о том, правильна или нет такая оценка | | |российских либералов. Но дело в том, что декларации | | |и, если можно так выразиться, самопрезентации самих | | |авторов либерального направления менее всего | | |способны развеять подобные обвинения. Более того, | | |упреки "патриотов" | | |являются прямой производной от риторики нынешних | | |"западников" о "столбовой дороге цивилизации" и | | |"порядках, принятых во всех цивилизованных странах".| | |Для "западников" возможность ссылаться на западный | | |уровень эффективности производства и уровень жизни | | |перетягивает уязвимость перед обвинениями в | | |подражательности. Следовательно, критики | | |"демократов" оказываются в роли заложников демагогии| | |самих критикуемых. | | |Стоит, я думаю, зафиксировать совершенно особую | | |ситуацию в гуманитарной сфере - когда критик в | | |качестве своей оценки объекта заимствует у объекта | | |самооценку, не принимая во внимание то | | |обстоятельство, что последняя может оказаться | | |совершенно неадекватной или, скажем, весьма | | |своеобразной. Так, в Британской энциклопедии в | | |статье о советской литературе много места уделяется | | |Федину и совсем не упоминается Платонов: в | | |независимый иностранный источник некритически | | |перекочевала официальная табель о рангах советской | | |литературы. | | |Удобство и нетрудоемкость познавательной процедуры | | |перевесили возможные недостатки. Но если | | |исследователь или критик подменяет оценку объекта | | |его самооценкой, он с логической необходимостью | | |должен сделать еще одно допущение: что изучаемый | | |объект с фанатической настойчивостью следует своим | | |декларациям – иначе, какой смысл их изучать? Таким | | |образом, можно говорить о совершенно специфическом | | |явлении культуры: о мнимой экзальтации, | | |приписываемой обществоведами изучаемым сообществам | | |для удобства своей познавательной работы. Историки, | | |этнографы, антропологи любят ошарашивать публику | | |рассказами о чрезмерно жестоких или причудливых | | |нравах, царящих в среде тех или иных народов. И на | | |помощь престижу ученого приходит мнимость | | |экзальтации. | |Левяш И.Я. К.Маркс и П.Сорокин : поиск интегративной парадигмы. | |//Соц.-гумонитарные знания.-1999.-№5.-С.203-222. | |Маркс и Сорокин – |Время переоценки ценностей - это всегда | |ракурс рассмотрения |взаимопревращение, а нередко и отождествление идолов| | |и идеалов. Выйти из этого коловорота можно лишь | | |путем ассимиляции мирового духовного опыта и | | |реанимации распавшейся связи времен отечественной | | |интеллектуальной традиции. Вместе с тем недопустимы | | |новые разрывы и забвение других, но по-своему | | |укорененных на российской почве традиций. Для нас, | | |вышедших из "шинели" марксизма, это прежде всего | | |вопрос об отношении к его социальной философии иных | | |значимых систем, возможности их взаимной | | |дополняемости в более емкой и плодотворной | | |миросистемной картине. | | |Одна из траекторий такого синтеза и его оснований | | |-отношение к марксизму заметного представителя | | |российско-американской социальной философии Питирима| | |Сорокина. О нарастающем интересе к этому мыслителю | | |свидетельствуют не только выход в свет достаточно | | |репрезентативного сборника его работ, но и | | |российско-американский симпозиум, посвященный | | |110-летию со дня рождения философа, и принятое на | | |симпозиуме решение осоздании Международного фонда П.| | |Сорокина – К.Кондратьева. | | |Избранный нами ракурс - Маркс и Сорокин - заведомо | | |лишен соблазнов компаративного анализа однотипных | | |интеллектуальных систем или духовных квинтэссенций | | |одного исторического периода. В координатах | | |физического времени задачу можно было бы упростить | | |ссылкой на то, что Сорокин как-то "относился" к | | |Марксу, но последний был лишен такой возможности. | | |Однако это значало бы утрату ариадниной нити их | | |смысловой коммуникации в едином и неделимом | | |социально-историческом времени не только "заката | | |Европы", но и "конца" | | |одной истории и проблематичного восхождения к | | |другой. Предмет нашего анализа - прежде всего такие | | |смыслы, и это обстоятельство (не говоря уже о жанре | | |статьи) взыскует "бритвы Оккама" как принципа | | |лаконичной интерпретации практически необъятного | | |наследия обоих мыслителей. Следуя этому принципу, | | |необходима реконструкция "узловой линии мер" - | | |ключевых идей духовной эволюции Сорокина, которая в | | |явном или имплицитном виде формировалась как | | |притяжение/отталкивание от марксизма. | |«Не очарованный |Единственный момент, облегчающий наш анализ, | |марксизмом» |заключается в том, что, в отличие от Н. Бердяева, С.| | |Булгакова, Н. Михайловского, П. Струве, Сорокин | | |никогда не "очаровывался" марксизмом, и у него не | | |было оснований разочаровываться в нем. Уже в 1963 | | |г., описывая эволюцию своего мировоззрения, он | | |отмечает, что оно изначально и последовательно | | |представляло собой альтернативную марксизму систему | | |взглядов. "В отличие от марксистского материализма и| | |экономической интерпретации человека и истории | | |философия и социология эсеров были в большей степени| | |интегральными и | | |идеалистическими. Они особо подчеркивали роль | | |творческих идей... Этой близостью и объясняется мой | | |выбор в пользу эсеровской, а не | | |социал-демократической партии и, собственно, поэтому| | |на протяжении всей последующей жизни я так и не был | | |заражен марксистской идеологией". В работе "Главные | | |тенденции нашего времени" он вновь подчеркивал, что | | |"всегда был очень критичным по отношению к основным | | |принципам всех видов материалистической философии". | |Маркс и Сорокин: три|Во-первых, оба мыслителя, в особенности "поздний" | |парадокса общности |Сорокин - ярко выраженные "интеграторы", сторонники | | |интегративной парадигмы содостаточность все более | | |специализирующегося знания или реализация | | |кантовского импульса к "системосозиданию". Прежде | | |всего она обусловлена масштабами мировоззрения обоих| | |мыслителей. | | |Во-вторых, Маркс и Сорокин - личности, для которых | | |мысль не тождественна созерцанию. Маркс изначально | | |избрал деятельностную ориентацию уже в "Тезисах о | | |Фейербахе", упрекал предшествующий материализм в | | |дефиците "субъективности" и сформулировал назначение| | |философии - объяснять мир для того, чтобы изменить | | |его. Сорокин же определил свой выбор, по его словам,| | |под прямым воздействием партийного, идеологического | | |противостояния эсеровской и социал-демократической | | |альтернатив русской революции. Уже в 1947 г., как бы| | |оспаривая будущих трубадуров "деидеологизации", он | | |вполне прозрачно утверждал, что "в большинстве всех | | |социальных революций, реформ и реконструкций именно | | |социология того или иного рода была ведущей | | |идеологией и направлением" . | | | | | |Общность Маркса и Сорокина обнаруживается и | | |впроблематичности оценки их ролей на исходе XX | | |столетия. Одному из ведущих западных социологов, еще| | |недавно президенту Международной социологической | | |ассоциации П. Валерстайну имя Сорокина-социолога | | |ничего не говорит, зато ему ясен вопрос, "кого мы | | |называем в качестве мыслителей, сформировавших нас | | |профессионально. Стандартный набор для социологов | | |наших дней - это Дюркгейм, Маркс и Вебер" было бы | | |счесть авторитетной, но все же приватной, если бы | | |она (включая недвусмысленное "мы") не вызвала | | |никаких возражений участников XIV Всемирного | | |социологического конгресса (Монреаль, 1998). Однако | | |слишком многим аргусам марксистского учения с | | |недавних пор удобнее снимать с себя историческую | | |ответственность, возлагая ее на "основоположника". | | |Смена есть. А вехи? На пленарном заседании, | | |посвященном юбилею Сорокина, "основоположником" | | |называли теперь уже его. Ранее американский социолог| | |Э.Тириакьян определил своего учителя как | | |"социологического Достоевского". Своеобразную оценку| | |Сорокину дали А. Ю. Согомонов, определив его работу | | |«Социальная и культурная динамика» как | | |"беспрецедентный по объему и по эмпирическому охвату| | |сопревосходящий в этом смысле даже "Капитал" Маркса"| | |Как раз в этом смысле можно напомнить научный идеал | | |"раннего" Сорокина в его "Программе преподавания | | |социологии": "Хорошая статистическая диаграмма стоит| | |гораздо больше, чем обширный социально-философский | | |трактат" . Эта идея позднее была реализована в его | | |работах, но она не очень согласуется с их | | |"беспрецедентным объемом". В свою очередь, отрекаясь| | |от марксизма, Н. Михайловский все же счел | | |необходимым подчеркнуть, что марксовский "Капитал" -| | |это "Монблан" эмпирической информации. Но кто-то | | |заметил, что и его двухстраничные "Тезисы о | | |Фейербахе" стоят целых томов. Так что оба мыслителя | | |вполне релевантны как энциклопедические ученые мужи.| |Сорокин не |Сорокин действительно обнаружил феноменальную | |анализирует работы |эрудицию, неоднократно апеллируя буквально к сотням | |Маркса ни в одной из|духовно близких ему источников. Исключение – и в это| |своих главных работ |верится с трудом - составляют труды Маркса! Во | | |всяком случае среди дюжины ключевых работ, которые | | |будут представлены в статье, нет ни одной прямой | | |ссылки на этот источник. "Капитал" ни разу даже не | | |упомянут, есть лишь одна ссылка на Энгельса (строка| | |о социальном равенстве как уничтожении классов - по | | |"Анти-Дюрингу" (см. там же. с. 263), Это почти | | |невероятно, но приходится констатировать, что | | |подлинного, аутентичного Маркса Сорокин не знал и | | |довольствовался версиями его учения "из вторых рук".| | |Это как-то объяснимо ранним выбором Сорокина не в | | |пользу марксизма, горечью срыва эсеровской | | |альтернативы революции, "жизнью среди смерти", как | | |писал он о своей горькой доле личного секретаря | | |Керенского в это лихолетье, в особенности - | | |изгнанием и забвением официальной "марксистской" | | |России. Но и гораздо позднее, когда философ признал,| | |что первая треть XX столетия - это "время-моды на | | |марксизм" (там же. с. 179) и даже назвал Маркса | | |среди своих предтеч , он никогда предметно не | | |анализировал марксовские тексты. Если этот | | |загадочный феномен не поддается рациональному | | |объяснению, остается апеллировать к прецедентам с | | |Гегелем, который не упомянул своего предшественника | | |Зико. или Гете. который третировал Фихте. Возможно, | | |объяснение этому та ницшеанская страсть, о которой | | |сам Сорокин писал, что "рано стал... лидером | | |социалистов-революционеров в школе и прилежащих | | |регионах". Со временем масштаб притязаний | | |существенно изменился и среди предтеч и | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|