реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социологическая концепция П. Сорокина

| |современников Сорокина достойным оспаривать духовное|

| |лидерство был, пожалуй, только Маркс. |

| |Это не более чем версия. "Тайна велика сия", но |

| |понятным образом она на порядок усложняет решение |

| |поставленной нами задачи. Выбора нет, и остается |

| |воспроизвести отношение Сорокина к Марксу, |

| |"сконструированному с подачи" иных имен. |

|Реконструкции |Принято считать, что в творческом пути Сорокина было|

|мировидения обоих |два этапа - "традиционный" и "гарвардский", но в |

|мыслителей в |этой двузвенной схеме духовной биографии мыслителя |

|пределах поиска ими |есть двойное упрощение: между исходным и гарвардским|

|интегративной |этапами было еще весьма специфическое для Сорокина |

|парадигмы |десятилетие. Но главное в том, что вопреки более |

| |заметному "традиционализму" он изначально обнаружил |

| |тенденцию к интегративному способу рефлексии о |

| |человеке и его мире. |

| |Основные факторы воздействия на формирование своего |

| |духовного облика Сорокин определял по уровнями |

| |направлениям наличного знания. Он считал, что, с |

| |точки зрения философии, складывающаяся система была |

| |больше разновидностью эмпирического неопозитивизма и|

| |критического реализма, основанного на логических и |

| |эмпирико-научных методах, социологически - |

| |разновидностью синтеза конто-спенсеровской |

| |социологии эволюции и прогресса, дополненной |

| |теориями Н. Михайловского, М. Ковалевского, Г. |

| |Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М, Вебера, К. |

| |Маркса, В. Парето и других' западных обществоведов, |

| |политически - видом социальной идеологии, основанной|

| |на этике солидарности и свободы. В этих поздних |

| |воспоминаниях Маркс далеко не случайно назван среди |

| |известных социологов, а не философов, к тому же не |

| |"основополагающих" (Конт, Спенсер), а лишь |

| |"дополняющих" и "корректирующих" сорокинские |

| |взгляды. Позитивизм и его сиамский близнец -саентизм|

| |были восприняты Сорокиным как мировоззрение |

| |принципиального неприятия всякой "метафизики" и |

| |требования "придать социологии ясные и точные |

| |очертания". Оказавшись правленность - не только |

| |реакция на этой почве, автор "Программы |

| |преподавания социологии" в бихевиористском духе |

| |полагал, что социология - это "наука о поведении |

| |людей, а не наука о едином обществе" |

| |Означает ли это отрицание объективной целостности ; |

| |общества как метафизической химеры? Если быть |

| |последовательным, да. Но позитивизм никогда не |

| |обладал ;таким достоинством и в то время еще не |

| |отказывался ясно формулировать исходный пункт своего|

| |мировоззрения: "О. Конт был прав: идеи управляют |

| |миром и вертят его... Единственное отличие человека |

| |от животных – это его интеллект" . Поскольку Сорокин|

| |осознанно и почти неизменно апеллировал к этой deus |

| |ех machina, к этому краеугольному камню его |

| |мировоззрения нет смысла специально возвращаться. |

| |Оставаясь верным своему философскому кредо, Сорокин |

| |очень рано обнаружил озабоченность "факторами |

| |социальной эволюции" - от географических до |

| |интеллектуальных - и среди них постоянно обращал |

| |внимание на "экономические и классовые (марксизм)". |

| |Судя также по другим -работам этого времени , он |

| |склонялся к осознанию взаимодействия этих факторов |

| |как основного принципа, которому уже тесно на |

| |прокрустовом ложе отрицания "единого общества". |

| |Философ отмечает "специфические признаки этого |

| |общемирового и в этом смысле родового у процесса" .|

| | |

| |Ом полагает "одинаково метафизическими" сторонников |

| |индетерминизма и фатализма, среди последних отмечает|

| |марксизм как "экономический детерминизм" и |

| |вопрошает: "Что составляет необходимое и главное |

| |условие истории человечества . таким необходимыми |

| |достаточным условием является сам человек... человек|

| |был всегда творцом истории.. закономерность в |

| |истории означает то, что не может быть ни одного |

| |исторического факта, который противоречил бы |

| |свойствам человека или совершался помимо его" . |

| |Эта гуманистическая установка реализуется путем |

| |преодоления эмпирического бихевиоризма, но не |

| |продвительный признак чисто социального |

| |(человеческого) явления" . Это чистопородное, хотя и|

| |освобожденное от мистического ореола гегельянство, и|

| |именно в таком контексте социология определяется |

| |Сорокиным как "наука о родовых свойствах и основных |

| |закономерностях социально-психологических явлений". |

| |Иными словами, социально = психическому. |

| |В этом вполне определенном пункте Сорокин впервые |

| |проходит рубикон, который отделяет его от своих |

| |духовных предтеч. Для них мир идей, духовная |

| |культура были чем-то "отдельным от общества". |

| |"Неужели, - сомневается он, - миром понятий |

| |ограничивается культура и цивилизация!". Нет, все, |

| |что предметно существует (техника, быт, политическое|

| |устройство и пр.) - это, выражаясь удачным термином |

| |Г. Тарда, "застывшая форма". |

| |Видение общества как интегрированного бытия культуры|

| |и цивилизации, их взаимосвязи как "своего другого", |

| |становится генерализующей идеей Сорокина. В ней не |

| |оказалось места марксистской концепции социума, |

| |понимаемой Сорокиным как биологизаторская теория |

| |"борьбы за существование", т. е. одна из |

| |разновидностей неприемлемого материализма. Он |

| |сожалеет, что в ней биологическое, досоциальное не |

| |отделено от надбиологического, |

| |социального=психического. Для него "основные |

| |категории политической экономии вроде "хозяйства", |

| |"ценностей", "капитала", "труда" есть |

| |психосоциальные категории... Все эти явления |

| |принадлежат к категории социальных фактов лишь |

| |потому, что они суть символы психических переживаний|

| |и, иначе говоря, они суть реализовавшаяся психика. |

| |Храм. статуя Венеры Милосской - это "застывшая |

| |психика"; они суть социальные ценности лишь |

| |благодаря тому, что объективируют собой субъективную|

| |психику" . |

| |Произошла концептуализация известной ранее идеи. У |

| |Сорокина она обрела форму базового и интегративного |

| |видения двуединства субъективированной духовной |

| |культуры и объективированной материальной |

| |цивилизации. Но последняя - лишь отраженный свет |

| |первой. |

| |Здесь - творческая вершина российского этапа |

| |Сорокина и вместе с тем источник более поздних |

| |затруднений его мысли. Кристаллизация этих взглядов |

| |происходила путем однозначного отталкивания от |

| |утрированного "марксизма", и такая позиция еще не |

| |составляла проблемы. Однако в обстановке втягивания |

| |мира в омут :первой глобальной военной катастрофы и |

| |в преддверии 1917 г., когда, по признанию Сорокина, |

| |марксизм становнтся ведущим интеллектуальным |

| |направлением" (там же, с. 172), новые императивы |

| |потребовали выхода за пределы стационарных |

| |социальных моделей и рефлексии социологии, которая, |

| |как теперь утверждает Сорокин. ,"рассматривает циклы|

| |и флуктуации как родовой признак я социальных |

| |явлений" . |

| |Впрочем, этот вызов для "традиционного" Сорокина |

| |остается во многом непонятым, и он сосредоточивается|

| |:на концепции социальной эволюции. В отличие от |

| |саентистов, философа удовлетворяет ее интерпретация|

| |как ;"двустороннего процесса дифференциации и |

| |интеграции". |

| |В таком понимание, обоснованно утверждает он, нет |

| |;социальной специф. Прогресс - "один из наиболее |

| |достоверных в социальной жизни законов". Понятие |

| |прогресса включает в себя не только сущее, но и |

| |должное – оценку с позиций определенного критерия. |

| |Каков же он "Так или иначе критерии прогресса |

| |вынуждены считаться с принципом счастья... они |

| |утверждают причинную связь между объективным |

| |критерием и счастьем", но, сведенные к последнему, |

| |"лишают себя почвы" . Проблема поставлена, но не |

| |решена. |

| |Уже под занавес российского этапа в работе "Проблема|

| |социального равенства" (1917) Сорокин приветствовал |

| |революцию 1905-1907 гг., видел неотвратимость новой |

| |революции, стал пассионарием революционной весны |

| |1917 г., но полемизировал с Энгельсом, шире – с |

| |марксистской теорией классовой борьбы и |

| |противопоставлял ее наличному сущему доктринерское |

| |должное - смену "естественного" закона борьбы за |

| |существование "искусственным" законом взаимной |

| |помощи и солидарности (см.: там же, с. 263, 521). |

| |Это исход с позиций популярной в предреволюционное |

| |время позитивистской "теории равновесия" Оставаясь |

| |на прежде всего пересмотреть свое отношение к |

| |"ведущему интеллектуальному направлению" - |

| |марксизму. И не только потому, что для него "все |

| |кошки" марксизма и Торжествующего большевизма были |

| |одинаково серы (см.: Левяш И. Я. Русский коммунизм: |

| |альтернативы, драма духа, трагедия воли//Социс, |

| |1997, № 11), и он потерпел политическое поражение и |

| |личную катастрофу |

| |("Лицом к лицу - 'лица не увидать"). Глубинный |

| |источник этой драмы - в достаточно эклектичной |

| |системе взглядов "первого" Сорокина, в его |

| |стремлении вместе "запрячь коня и трепетную лань". |

| |Позднее в "Долгой дороге" он признал себя в то время|

| |"телком, который смотре" на мир сквозь розовые |

| |очки". Но Сорокин так и не понял, почему не его идеи|

| |овладели массами. |

| |Достойны уважения отмеченные А. Ю. Согомоновым |

| |жизнелюбие и стойкость Сорокина в пустыне изгнания. |

| |Сразу после вынужденного отъезда из России в |

| |"Листках из дневника" он пишет уже не о |

| |"солидарности" и "счастье", а о самоценности жизни, |

| |следовании долгу и отвращении к насилию . Однако это|

| |не отменяло жестких эмпирических реалий. Впереди |

| |была долгая дорога "высоколобого"эмигранта, который |

| |явился со своим уставом в чужой монастырь, и, по |

| |оценке одного американского социолога, "злопамятного|

| |и не извлекшего никаких уроков" . |

| |Основные причины дискомфорта Сорокина - не только в |

| |преследующих его кошмарах политического разгрома и |

| |изгнания, в мучительном процессе натурализации. |

| |Они - в знакомой каждому эмигранту-интеллектуалу |

| |"фигуре умолчания", неявном требовании принять |

| |правила игры, прежде всего господствующую в |

| |американской |

| |науке парадигму прагматизма, чуждого каких-либо |

| |метатеорий и взыскующего лишь "пользы" и "успеха". |

| |Пришлось выживать вопреки обстоятельствам, как |

| |оставленным позади, так и тем, в которые он был |

| |погружен. Такое уникальное переплетение факторов |

| |привело к синдрому, о котором писал Гейне: "Если из |

| |моей бочки вытекает вода, значит пришел всемирный |

| |потоп". |

| |Еще в России Сорокин писал, что человек – это |

| |существо, создающее богов. В контексте его |

| |эмигрантской доли становится понятнее, почему он |

| |дрогнул и отступил от своего всемогущего |

| |дореволюционного "бога" - "духа", его закономерной |

| |эволюции и прогресса. Философ порвал пуповину, |

| |соединяющую его с конто-спенсеровской традицией и в |

| |"(методологической ремар- |

| |ке" к своей работе "Социальная и культурная |

| |мобильность" (1927) писал: "Со второй половины XIX |

| |века под влиянием эволюционной теории социальные |

| |науки уделяют значительное внимание т. н. |

| |"тенденциям", "эволюции", "историческим |

| |закономерностям", "законам исторического |

| |развития"... все они превратились в прах" . В том же|

| |году в "Обзоре циклических концепций |

| |социально-исторического процесса" Сорокин |

| |воспроизвел этот вердикт, более отчетливо объяснив |

| |его причину: "Общественная мысль второй половины XIX|

| |века отмечена линейной концепцией |

| |социально-исторических перемен... В этих |

| |теориях общественный процесс рисовался как нечто |

| |движущееся к определенной цели... Так линейная |

| |концепция приобрела характер эсхатологической |

| |интерпретации социально-исторического процесса" . |

| |Этот приговор вполне понятен как сублимация |

| |по-своему пережитого социально-исторического и |

| |личного опыта начала XX в. Озадачивает лишь одно - |

| |какая-то отстраненность, если не отрешенность, от |

| |всего того, к чему философ десятилетиями был |

| |теоретически и практически сопричастен. С этой |

| |ментальной особенностью Сорокина нам еще предстоит |

| |встретиться. |

| |Еще откровеннее Сорокин писал: "Несмотря на нашу |

| |склонность видеть во всем определенные |

| |закономерности, несмотря на наше желание верить в |

| |неизвестные силы, которые создают историю |

| |человечества и ведут нас к определенной цели... |

| |"коммунистического"... социалистического рая, |

| |предписанного историей, разумом или абсурдом |

| |"теоретиков прогресса".., мы вынуждены заключить, |

| |что такому "финализму" и "эсхатологии" нет серьезных|

| |оснований" . |

| |Итак, "прощай, оружие" детерминизма, эволюции, |

| |прогресса, в том числе и некогда естественной для |

| |бывшего эсера социалистической идеи, к которой он |

| |еще |

| |относился серьезно (в тексте без кавычек, в отличие |

| |от |

| |ироничного "коммунизма"), но уже не разделял. Чем же|

| | |

| |Сорокин заполнил идейный вакуум? |

| |"Исторический процесс, - писал он, - скорее напо- |

| |минает мне человека, который вращается во всех |

| |направлениях без определенной цели и пункта |

| |назначения... |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.