| |||||
МЕНЮ
| Социологическая концепция П. Сорокина| |современников Сорокина достойным оспаривать духовное| | |лидерство был, пожалуй, только Маркс. | | |Это не более чем версия. "Тайна велика сия", но | | |понятным образом она на порядок усложняет решение | | |поставленной нами задачи. Выбора нет, и остается | | |воспроизвести отношение Сорокина к Марксу, | | |"сконструированному с подачи" иных имен. | |Реконструкции |Принято считать, что в творческом пути Сорокина было| |мировидения обоих |два этапа - "традиционный" и "гарвардский", но в | |мыслителей в |этой двузвенной схеме духовной биографии мыслителя | |пределах поиска ими |есть двойное упрощение: между исходным и гарвардским| |интегративной |этапами было еще весьма специфическое для Сорокина | |парадигмы |десятилетие. Но главное в том, что вопреки более | | |заметному "традиционализму" он изначально обнаружил | | |тенденцию к интегративному способу рефлексии о | | |человеке и его мире. | | |Основные факторы воздействия на формирование своего | | |духовного облика Сорокин определял по уровнями | | |направлениям наличного знания. Он считал, что, с | | |точки зрения философии, складывающаяся система была | | |больше разновидностью эмпирического неопозитивизма и| | |критического реализма, основанного на логических и | | |эмпирико-научных методах, социологически - | | |разновидностью синтеза конто-спенсеровской | | |социологии эволюции и прогресса, дополненной | | |теориями Н. Михайловского, М. Ковалевского, Г. | | |Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М, Вебера, К. | | |Маркса, В. Парето и других' западных обществоведов, | | |политически - видом социальной идеологии, основанной| | |на этике солидарности и свободы. В этих поздних | | |воспоминаниях Маркс далеко не случайно назван среди | | |известных социологов, а не философов, к тому же не | | |"основополагающих" (Конт, Спенсер), а лишь | | |"дополняющих" и "корректирующих" сорокинские | | |взгляды. Позитивизм и его сиамский близнец -саентизм| | |были восприняты Сорокиным как мировоззрение | | |принципиального неприятия всякой "метафизики" и | | |требования "придать социологии ясные и точные | | |очертания". Оказавшись правленность - не только | | |реакция на этой почве, автор "Программы | | |преподавания социологии" в бихевиористском духе | | |полагал, что социология - это "наука о поведении | | |людей, а не наука о едином обществе" | | |Означает ли это отрицание объективной целостности ; | | |общества как метафизической химеры? Если быть | | |последовательным, да. Но позитивизм никогда не | | |обладал ;таким достоинством и в то время еще не | | |отказывался ясно формулировать исходный пункт своего| | |мировоззрения: "О. Конт был прав: идеи управляют | | |миром и вертят его... Единственное отличие человека | | |от животных – это его интеллект" . Поскольку Сорокин| | |осознанно и почти неизменно апеллировал к этой deus | | |ех machina, к этому краеугольному камню его | | |мировоззрения нет смысла специально возвращаться. | | |Оставаясь верным своему философскому кредо, Сорокин | | |очень рано обнаружил озабоченность "факторами | | |социальной эволюции" - от географических до | | |интеллектуальных - и среди них постоянно обращал | | |внимание на "экономические и классовые (марксизм)". | | |Судя также по другим -работам этого времени , он | | |склонялся к осознанию взаимодействия этих факторов | | |как основного принципа, которому уже тесно на | | |прокрустовом ложе отрицания "единого общества". | | |Философ отмечает "специфические признаки этого | | |общемирового и в этом смысле родового у процесса" .| | | | | |Ом полагает "одинаково метафизическими" сторонников | | |индетерминизма и фатализма, среди последних отмечает| | |марксизм как "экономический детерминизм" и | | |вопрошает: "Что составляет необходимое и главное | | |условие истории человечества . таким необходимыми | | |достаточным условием является сам человек... человек| | |был всегда творцом истории.. закономерность в | | |истории означает то, что не может быть ни одного | | |исторического факта, который противоречил бы | | |свойствам человека или совершался помимо его" . | | |Эта гуманистическая установка реализуется путем | | |преодоления эмпирического бихевиоризма, но не | | |продвительный признак чисто социального | | |(человеческого) явления" . Это чистопородное, хотя и| | |освобожденное от мистического ореола гегельянство, и| | |именно в таком контексте социология определяется | | |Сорокиным как "наука о родовых свойствах и основных | | |закономерностях социально-психологических явлений". | | |Иными словами, социально = психическому. | | |В этом вполне определенном пункте Сорокин впервые | | |проходит рубикон, который отделяет его от своих | | |духовных предтеч. Для них мир идей, духовная | | |культура были чем-то "отдельным от общества". | | |"Неужели, - сомневается он, - миром понятий | | |ограничивается культура и цивилизация!". Нет, все, | | |что предметно существует (техника, быт, политическое| | |устройство и пр.) - это, выражаясь удачным термином | | |Г. Тарда, "застывшая форма". | | |Видение общества как интегрированного бытия культуры| | |и цивилизации, их взаимосвязи как "своего другого", | | |становится генерализующей идеей Сорокина. В ней не | | |оказалось места марксистской концепции социума, | | |понимаемой Сорокиным как биологизаторская теория | | |"борьбы за существование", т. е. одна из | | |разновидностей неприемлемого материализма. Он | | |сожалеет, что в ней биологическое, досоциальное не | | |отделено от надбиологического, | | |социального=психического. Для него "основные | | |категории политической экономии вроде "хозяйства", | | |"ценностей", "капитала", "труда" есть | | |психосоциальные категории... Все эти явления | | |принадлежат к категории социальных фактов лишь | | |потому, что они суть символы психических переживаний| | |и, иначе говоря, они суть реализовавшаяся психика. | | |Храм. статуя Венеры Милосской - это "застывшая | | |психика"; они суть социальные ценности лишь | | |благодаря тому, что объективируют собой субъективную| | |психику" . | | |Произошла концептуализация известной ранее идеи. У | | |Сорокина она обрела форму базового и интегративного | | |видения двуединства субъективированной духовной | | |культуры и объективированной материальной | | |цивилизации. Но последняя - лишь отраженный свет | | |первой. | | |Здесь - творческая вершина российского этапа | | |Сорокина и вместе с тем источник более поздних | | |затруднений его мысли. Кристаллизация этих взглядов | | |происходила путем однозначного отталкивания от | | |утрированного "марксизма", и такая позиция еще не | | |составляла проблемы. Однако в обстановке втягивания | | |мира в омут :первой глобальной военной катастрофы и | | |в преддверии 1917 г., когда, по признанию Сорокина, | | |марксизм становнтся ведущим интеллектуальным | | |направлением" (там же, с. 172), новые императивы | | |потребовали выхода за пределы стационарных | | |социальных моделей и рефлексии социологии, которая, | | |как теперь утверждает Сорокин. ,"рассматривает циклы| | |и флуктуации как родовой признак я социальных | | |явлений" . | | |Впрочем, этот вызов для "традиционного" Сорокина | | |остается во многом непонятым, и он сосредоточивается| | |:на концепции социальной эволюции. В отличие от | | |саентистов, философа удовлетворяет ее интерпретация| | |как ;"двустороннего процесса дифференциации и | | |интеграции". | | |В таком понимание, обоснованно утверждает он, нет | | |;социальной специф. Прогресс - "один из наиболее | | |достоверных в социальной жизни законов". Понятие | | |прогресса включает в себя не только сущее, но и | | |должное – оценку с позиций определенного критерия. | | |Каков же он "Так или иначе критерии прогресса | | |вынуждены считаться с принципом счастья... они | | |утверждают причинную связь между объективным | | |критерием и счастьем", но, сведенные к последнему, | | |"лишают себя почвы" . Проблема поставлена, но не | | |решена. | | |Уже под занавес российского этапа в работе "Проблема| | |социального равенства" (1917) Сорокин приветствовал | | |революцию 1905-1907 гг., видел неотвратимость новой | | |революции, стал пассионарием революционной весны | | |1917 г., но полемизировал с Энгельсом, шире – с | | |марксистской теорией классовой борьбы и | | |противопоставлял ее наличному сущему доктринерское | | |должное - смену "естественного" закона борьбы за | | |существование "искусственным" законом взаимной | | |помощи и солидарности (см.: там же, с. 263, 521). | | |Это исход с позиций популярной в предреволюционное | | |время позитивистской "теории равновесия" Оставаясь | | |на прежде всего пересмотреть свое отношение к | | |"ведущему интеллектуальному направлению" - | | |марксизму. И не только потому, что для него "все | | |кошки" марксизма и Торжествующего большевизма были | | |одинаково серы (см.: Левяш И. Я. Русский коммунизм: | | |альтернативы, драма духа, трагедия воли//Социс, | | |1997, № 11), и он потерпел политическое поражение и | | |личную катастрофу | | |("Лицом к лицу - 'лица не увидать"). Глубинный | | |источник этой драмы - в достаточно эклектичной | | |системе взглядов "первого" Сорокина, в его | | |стремлении вместе "запрячь коня и трепетную лань". | | |Позднее в "Долгой дороге" он признал себя в то время| | |"телком, который смотре" на мир сквозь розовые | | |очки". Но Сорокин так и не понял, почему не его идеи| | |овладели массами. | | |Достойны уважения отмеченные А. Ю. Согомоновым | | |жизнелюбие и стойкость Сорокина в пустыне изгнания. | | |Сразу после вынужденного отъезда из России в | | |"Листках из дневника" он пишет уже не о | | |"солидарности" и "счастье", а о самоценности жизни, | | |следовании долгу и отвращении к насилию . Однако это| | |не отменяло жестких эмпирических реалий. Впереди | | |была долгая дорога "высоколобого"эмигранта, который | | |явился со своим уставом в чужой монастырь, и, по | | |оценке одного американского социолога, "злопамятного| | |и не извлекшего никаких уроков" . | | |Основные причины дискомфорта Сорокина - не только в | | |преследующих его кошмарах политического разгрома и | | |изгнания, в мучительном процессе натурализации. | | |Они - в знакомой каждому эмигранту-интеллектуалу | | |"фигуре умолчания", неявном требовании принять | | |правила игры, прежде всего господствующую в | | |американской | | |науке парадигму прагматизма, чуждого каких-либо | | |метатеорий и взыскующего лишь "пользы" и "успеха". | | |Пришлось выживать вопреки обстоятельствам, как | | |оставленным позади, так и тем, в которые он был | | |погружен. Такое уникальное переплетение факторов | | |привело к синдрому, о котором писал Гейне: "Если из | | |моей бочки вытекает вода, значит пришел всемирный | | |потоп". | | |Еще в России Сорокин писал, что человек – это | | |существо, создающее богов. В контексте его | | |эмигрантской доли становится понятнее, почему он | | |дрогнул и отступил от своего всемогущего | | |дореволюционного "бога" - "духа", его закономерной | | |эволюции и прогресса. Философ порвал пуповину, | | |соединяющую его с конто-спенсеровской традицией и в | | |"(методологической ремар- | | |ке" к своей работе "Социальная и культурная | | |мобильность" (1927) писал: "Со второй половины XIX | | |века под влиянием эволюционной теории социальные | | |науки уделяют значительное внимание т. н. | | |"тенденциям", "эволюции", "историческим | | |закономерностям", "законам исторического | | |развития"... все они превратились в прах" . В том же| | |году в "Обзоре циклических концепций | | |социально-исторического процесса" Сорокин | | |воспроизвел этот вердикт, более отчетливо объяснив | | |его причину: "Общественная мысль второй половины XIX| | |века отмечена линейной концепцией | | |социально-исторических перемен... В этих | | |теориях общественный процесс рисовался как нечто | | |движущееся к определенной цели... Так линейная | | |концепция приобрела характер эсхатологической | | |интерпретации социально-исторического процесса" . | | |Этот приговор вполне понятен как сублимация | | |по-своему пережитого социально-исторического и | | |личного опыта начала XX в. Озадачивает лишь одно - | | |какая-то отстраненность, если не отрешенность, от | | |всего того, к чему философ десятилетиями был | | |теоретически и практически сопричастен. С этой | | |ментальной особенностью Сорокина нам еще предстоит | | |встретиться. | | |Еще откровеннее Сорокин писал: "Несмотря на нашу | | |склонность видеть во всем определенные | | |закономерности, несмотря на наше желание верить в | | |неизвестные силы, которые создают историю | | |человечества и ведут нас к определенной цели... | | |"коммунистического"... социалистического рая, | | |предписанного историей, разумом или абсурдом | | |"теоретиков прогресса".., мы вынуждены заключить, | | |что такому "финализму" и "эсхатологии" нет серьезных| | |оснований" . | | |Итак, "прощай, оружие" детерминизма, эволюции, | | |прогресса, в том числе и некогда естественной для | | |бывшего эсера социалистической идеи, к которой он | | |еще | | |относился серьезно (в тексте без кавычек, в отличие | | |от | | |ироничного "коммунизма"), но уже не разделял. Чем же| | | | | |Сорокин заполнил идейный вакуум? | | |"Исторический процесс, - писал он, - скорее напо- | | |минает мне человека, который вращается во всех | | |направлениях без определенной цели и пункта | | |назначения... | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|