реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социологическая концепция П. Сорокина

Социологическая концепция П. Сорокина

Мурманский государственный технический университет

РЕФЕРАТ

по социологии на тему:

«Социологическая концепция П. Сорокина»

|Выполнил: |студент 3 курса, |

| |специальность |

| |«Национальная |

| |экономика» Панов |

| |Александр |

|Проверил: |ст. преподаватель |

| |кафедры истории и |

| |социологии |

| |Федосеенко И.Н. |

Мурманск, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества

направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и

законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и

закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача

социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся

социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу;

Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического

характера, реализовать идеал "описательной науки".

Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и

социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные

модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения

социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда

присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные

ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и

неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России

не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией

российской социологической мысли.

В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих

собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она

испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного

аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И

несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии,

появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных

социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по

социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации,

появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.

В первой части своей работы, я постараюсь показать общие взгляды

Сорокина на социологию, во второй и третьей – будут даны различные оценки

его деятельности.

|Сорокин А.П. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., А.Ю. Согомонов: |

|перевод с англ. – М.: Политиздат, 1992. – С.27-40 |

|Наука социология |Социология – это наука об обществе и закономерности,|

| |проявляющейся в общественных явлениях. Такое |

| |определение социологии вытекает из смысла самого |

| |слова «социология», что буквально означает «слово |

| |(наука) об обществе». Из него следует, что предметом|

| |изучения социологии является общество или |

| |общественные явления. Однако вряд ли можно |

| |довольствоваться таким определением: оно – увы! – |

| |дает нам немного. Стоит чуть-чуть подумать над ним, |

| |как сразу же встают вопросы: а что такое общество? |

| |каковы признаки общественных явлений, отличающих их |

| |от множества других явлений? будет ли обществом, |

| |например, груда камней, муравьиная куча и рой пчёл, |

| |или же обществом будет только собрание или |

| |совокупность людей? Если куча камней, или табун |

| |лошадей, или группа деревьев (лес) будут обществом, |

| |то, очевидно, социология становиться всеобъемлющей |

| |наукой, обнимающей в себе и физику, и химию, и |

| |биологию, короче – простым ярлыком, обозначающим |

| |собой лишь новый термин для ряда существующих наук. |

|Отличительные черты |Раз мы говорим об обществе, тем самым мы |

|общества, изучаемого|предполагаем наличность не одной единицы, не одного |

|социологией |существа, а по меньшей мере нескольких. Единица |

| |общества не составляет. Значит, общество означает |

| |прежде всего совокупность нескольких единиц |

| |(индивидов, существ, особей). Теперь представим |

| |себе, что эти единицы абсолютно закупорены и не |

| |имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в |

| |этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда |

| |вывод: общество означает не только совокупность |

| |нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но |

| |предполагает, что эти единицы не изолированы друг от|

| |друга, а находятся между собой в процессе |

| |взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то |

| |или иное влияние, соприкасаются друг с другом и |

| |имеют между собой ту или иную связь. Иными словами |

| |понятие общества предполагает не только наличность |

| |нескольких единиц, но требует еще, чтобы эти единицы|

| |взаимодействовали между собой. Но этих черт мало для|

| |общества, изучаемого социологией. Каждому известно, |

| |что все предметы мира взаимодействуют друг с другом |

| |(например, планеты находятся в постоянном |

| |взаимодействии между собой). Следовательно, если бы |

| |мы ограничились понятием общества только как |

| |совокупности взаимодействующих единиц, это означало |

| |бы, что социология как наука об обществе должна была|

| |бы изучать и планеты, и клетки, и атомы, и молекулы,|

| |т.е. весь неорганический и органический мир, |

| |изучаемый физико-химическими и биологическими |

| |науками. Так где же и в чем искать отличительную |

| |черту? Она дана одновременно и в свойствах |

| |взаимодействующих единиц, и в свойствах самого |

| |процесса взаимодействия. Свойства двух камней и |

| |связывающего их процесса взаимодействия не похожи на|

| |свойства двух амёб или клеточек тела и характер |

| |взаимодействия между последними. Наконец, свойства |

| |человека и процесса взаимодействия, в котором |

| |находятся люди друг с другом, не похожи на свойства |

| |предыдущих взаимодействующих единиц и характер |

| |происходящего между ними процесса взаимодействия. С |

| |этой точки зрения взаимодействующие центры и все |

| |процессы взаимодействия можно разделить на 3 |

| |основные формы: |

| |«неорганические», изучаемые физико-химическими |

| |науками |

| |«живые органические», изучаемые биологическими |

| |науками |

| |взаимодействующие центры, одаренные психикой, |

| |сознанием и взаимодействие психическое, т.е. обмен |

| |идеями, чувствами, волевыми актами, изучаемые |

| |социологией. |

| |Из сказанного само собой следует, что общество как |

| |предмет изучения социологии дано только там, где |

| |дано несколько единиц (индивидов), одаренных |

| |психикой и связанных между собой процессами |

| |психического взаимодействия. И обратно, всюду, где |

| |взаимодействие тех или иных центров лишено |

| |психического характера, например взаимодействие |

| |–атомов, молекул, планет, простейших организмов, |

| |лишенных сознания, - там не будет общества в |

| |социологическом смысле. Социология изучает только |

| |такие общества, где члены последнего помимо |

| |органических и неорганических процессов, связаны еще|

| |взаимодействием психическим, т.е. обменом идей, |

| |чувств, волевых устремлений, короче – тем, что |

| |характеризуется словом «сознание». Атомы, молекулы, |

| |предметы неорганического мира, наконец, простейшие |

| |организмы, хотя и связаны между собой рядом |

| |процессов взаимодействия, но оно лишено психических |

| |форм: они не обмениваются ни идеями, ни чувствами, |

| |ни волевыми импульсами. Значит, тем самым они не |

| |составляют и общества в смысле социологическом. |

|Отделы социологии, |Вся наука социология может быть разделена на четыре |

|их задачи |главных отдела. |

| |Первый отдел социологии составляет общее учение об |

| |обществе. Сюда войдет: определение общества или |

| |социального явления, описание его основных черт, |

| |анализ процесса взаимодействия, формулировка |

| |основных социальных законов; сюда же должны быть |

| |отнесены и история самой социологии, характеристика |

| |современных социологических направлений и учение о |

| |методах социологии. |

| |Второй отдел социологии составляет социальная |

| |механика . Задачей этого отдела, наиболее важного из|

| |всех остальных, служит изучение закономерностей, |

| |проявляющихся в общественных явлениях. Социальная |

| |механика как часть социологии ставит своей задачей: |

| |а) разложение сложных общественных явлений на |

| |простейшие элементы; б)изучение свойств этих |

| |элементов и тех эффектов, которые они вызывают в |

| |поведении людей и общественной жизни; в) идя этим |

| |путем, социальная механика в конечном итоге пытается|

| |понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее|

| |тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым,|

| |случайное закономерным. |

| |Третьим отделом социологии будет социальная генетика|

| |(от «генезис» – значит происхождение и развитие). |

| |Содержанием его явиться: 1) учение о происхождении и|

| |развитии общества и общественных институтов: языка, |

| |семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.; |

| |2) учение об основных исторических тенденциях, |

| |проявляющихся с поступательным ходом истории в |

| |развитии общества и общественных институтов. |

| |Четвертым отделом социологии будет социальная |

| |политика. Это отдел по своему характеру и целям |

| |является чисто практическим, прикладной дисциплиной.|

| |Его задачей служит формулировка рецептов, указание |

| |средств, пользуясь которыми можно и должно достигать|

| |цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе|

| |социальную политику можно назвать социальной |

| |медициной или учением о счастье. |

|Отношение социологии|Если предметом социологии является мир людей и |

|к другим научным |высших животных, находящихся в процессе психического|

|дисциплинам |взаимодействия, то встает вопрос: каково же |

| |отношение социологии к другим социальным наукам? |

| |Общественные явления изучаются не только |

| |социологией, но и рядом других наук: теорией права, |

| |политической экономией, историей, психологией и т.д.|

| |Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим |

| |наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, |

| |стоит последняя? Ответы, дававшиеся на этот вопрос |

| |разбивались на три группы: одни ученые под |

| |социологией понимали совокупность всех социальных |

| |наук. В этом случае социология превращалась в |

| |простое название, обозначавшее все социальные науки,|

| |вместе взятые. Другие социологи пытались выделить |

| |социологию из ряда других социальных наук по |

| |различию объектов, изучаемых первыми и второю. |

| |Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, |

| |само различие формы и содержания очень неясно; |

| |во-вторых если бы даже это различие и было |

| |правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для |

| |новой социальной науки и ничуть не уничтожало бы |

| |потребности в особой науке, роль которой сейчас |

| |играет социология. В чем же дело? Дело в том, что |

| |социология, в противоположность специальным |

| |общественно-психологическим наукам, изучает не те |

| |или иные отдельные, специальные стороны или ряды |

| |общественных явлений, а изучает наиболее общие, |

| |родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни |

| |одной из них. Следовательно, социология – наука о |

| |родовых свойствах и основных закономерностях |

| |социально-психологических явлений. В этом отношении |

| |социология находится в таком же положении по адресу |

| |специальных общественных наук, в каком общая |

| |биология находится по адресу специальных |

| |биологических дисциплин (зоологии, ботаники, т.п.) |

| |Как общая биология служит основной для последних, |

| |так и социология должна быть фундаментом для |

| |специальных общественных наук. Из сказанного ясно |

| |отношение социологии к последним. Социология не есть|

| |пустой ярлык для обозначения совокупности наук, не |

| |является она и специальной дисциплиной, подобно |

| |другим, отмежевавшим себе маленький угол |

| |общественных явлений для возделывания, а |

| |представляет собой самостоятельную науку, не |

| |слившуюся с существующими специальными дисциплинами,|

| |науку, изучающую наиболее общие – родовые – свойства|

| |общественных явлений, не изучаемых первыми. |

|Фрумкин К. О мнимой экзальтации. //Свободная мысль-21.-2001.-№5.-С.60-66. |

|«Наследие |Одно из самых знаменательных явлений современной |

|серебряного века»: |российской культуры - переиздание произведений |

|неоднозначность |русских мыслителей конца XIX - начала XX века. |

|восприятия и оценок |Цитирование многих из них в научной и философской |

| |литературе стало таким обильным, что часто вытесняет|

| |ссылки на современных авторов. И это обстоятельство |

| |вызывает определенную настороженность. С одной |

| |стороны, известный отрыв отечественной мысли от |

| |многих линий в развитии мировой культуры (а иным из |

| |них начало было положено именно русскими авторами) |

| |заставляет относиться к мыслителям "серебряного |

| |века" с повышенной серьезностью: их интеллектуальный|

| |уровень, профессионализм и образованность не могут |

| |не внушать уважение. Но с другой - идеи, появившиеся|

| |на свет едва ли не 100 лет назад не могут не |

| |устареть в том или ином аспекте. Именно такие |

| |двойственные чувства вызывают изданные в последние |

| |годы произведения классика русской и мировой |

| |социологии Питирима Сорокина. Социология волею судеб|

| |оказалась в России одной из самых отсталых |

| |гуманитарных наук. И поэтому она не может не |

| |обращать внимания на труды своего малоосвоенного |

| |классика. В самом деле, некоторые фрагменты работ |

| |Сорокина - прежде всего размышления о социологии |

| |революции - и по сей день воспринимаются как |

| |откровения. Но другие буквально режут слух |

| |современного читателя. |

|Общество по Сорокину|В ранних произведениях Сорокина, а точнее - в его |

|- экзальтированная |учении о классификации актов человеческого |

|секта? |поведения, есть одна странность. Ученый выделяет три|

| |разновидности поведения человека: |

| |нормальное и обязательное поведение, которое |

| |общество требует от своих членов; |

| |подвиги, которые не обязательны, но рекомендуемы и |

| |награждаемы; |

| |преступления, то есть запрещенные акты поведения, |

| |совершение которых наказуемо. |

| |Первое, что бросается в глаза даже не являющемуся |

| |профессиональным социологом читателю, - это |

| |совершенное отсутствие в системе Сорокина места для |

| |морально-нейтральных актов поведения. К какому из |

| |трех разрядов отнести, скажем, безобидное |

| |посвистывание на улице? Оно не обязательно, не |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.