реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальное призрение детей в России

Москва. 1973.

13. Педагогическая энциклопедия. Т.1. Москва. 1964.

14. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для народа в царской России. //

Советское государство и право. 1991.

15. Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей Московских приютов.

Москва. 1998.

16. Социальная работа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред.

д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С.Сорвина. – М.:

ИНФРА – М. 2001.

17. Социальная педагогика. // Курс лекций. // Под общ. ред. М.А.

Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.

18. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И.

Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.

19. Теория и методика социальной работы. // Под общ. ред.академика

Академии соц-х наук Жукова В.И. – М.: Изд. “Союз”. 1994.

20. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. // Учебное

пособие для студентов ВУЗ. Москва. 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Понятие призрение уходит своими корнями в глубь веков.

Первые упоминания о призрении в форме благотворительности можно

найти в " Повести временных лет ". Князь Владимир повелевает: " ... всякому

нищему и убогому приходить на княжеский двор и взимати всякому потребу ,

питье и кушанье , и из казны деньги ".

Полное собрание русских летописей ,

изданное по Высочайшему повелению

Археологической комиссией. Т.1.

Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846. с.54.

" Поучение князя Владимира Мономаха (нач. XII в.): "... страх

имейте божий в сердце своем , ... , по силе кормите и подавайте сироте ...

"

Полное собрание русских летописей. Т.1.

Лавр. и Троицк. летописи. СПб., 1846. с.100.

Из " Правил о церковных людях " ( 13 в. ) : " ... нищих кормление

и чад мног, ... , сиротам и убогим промышление , вдовам пособие , ... ,

обидным заступление , в напастех поможение ..."

Русское православие: вехи истории. М.,

1989. с.40.

Дияние на ниве милосердия игумена Волоколамского монастыря Иосифа

Волоцкого ( 15 в. ).

Как следует из " Жития превосходного Иосифа ", во время "великого

голода" начала 15 века он велел: " ... питать всех, а малых детей поместить

в странноприемницу для кормления. Бедные крестьяне приводили " строчат " к

монастырю и оставляли их здесь. Пришлось выстроить за монастырем дом и

питать детей ".

Житие преподобного Иосифа // Смирнов С.И.

Как служили миру подвижники Древней Руси. с.54.

• Судебник государя Иоанна Васильевича ( 1550 г. ) о монастырском

призрении нищих.

• Стоглавый Собор ( 1551 г. ) о социальной помощи нищим и другим

нуждающимся.

• Царская грамота царя Алексея Михайловича от 14 янв. 1651 г. о

ежегодном сборе денег на выкуп пленников.

• Обращение государя Федора Алексеевича (1682 г.) к церковному

Собору и постановление о призрении нищих и вольных.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Из отчета Совета Императорского Человеколюбивого Общества за 1908 г.

1. Учреждения для постоянного призрения.

- 66 учебно-воспитательных заведений для детей и молодых людей обоего пола

;

в них призрением, воспитанием и образованием пользовались 5635 чел.

- 76 богаделен, в коих призревались убогие обоего пола общим числом 214

(включая детей)

...

2. Учреждения для оказания временной помощи.

- 33 медицинских , в которых оказывалась врачебная помощь :

. стационарным больным ( в т.ч. детям ) с полным медицинским

уходом и содержанием ;

. родильницам с уходом и полным содержанием матерей и младенцев;

. амбулаторным больным, включая бесплатные лекарства. Домовое

призрение пострадавшим от несчастных случаев для бедных - бесплатно

;

. заразным больным в особых больницах.

- 31 благотворительное общество, из коих выданы пособия...

. денежные постоянные;

. денежные единовременные;

. вещественные.

- 3 ночлежных приюта.

- 9 народных, 1 детская и 1 студенческая столовая.

- 7 заведений по трудоустройству.

Ведомство Императрицы Марии:

1. По призрению младенцев.

Оба Воспитательных дома (в Санкт-Петербурге и Москве) ежегодно

принимают на свое попечение более 20 тыс. незаконнорожденных младенцев и

до 1 тыс. законных и призревают в деревнях у воспитателей до 80 тыс.

питомцев, остающихся на попечении Дома до 21-летнего возраста. Для

питомцев содержится более 100 школ. В некоторых губернских и уездных

приютах Ведомства учреждаются “ясли”: в Вологде, Полтаве, Петрозаводске,

Риге, Томске, Рыбинске, Моршанске, Керчи и т.д.

2. По призрению детей в детских приютах.

Ежегодно призревается до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства, в

том числе более 4 тыс. на полном содержании заведений. Все призреваемые

обучаются грамоте и разным мастерствам по программе народных училищ.

3. По призрению слепых.

Для детей обоего пола, лишенных зрения, имеется 21 училище, в

которых воспитываются, обучаются грамоте и ремеслам свыше 700 детей.

4. По призрению глухонемых и немых.

В специальном училище воспитывается до 200 детей интернами и до 50 –

экстернами. Дети обучаются грамоте и ремеслам. Благодаря различным

методам 60% немых начинают говорить.

5. По женскому воспитанию и образованию.

В институтах и других закрытых заведениях Ведомства ежегодно

воспитываются и получают законченное образование 10 тыс. девиц различных

сословий и вероисповеданий.

Кроме того, в трех Мариинских училищах и в других женских школах,

учрежденных разными обществами, воспитываются ежегодно еще 6 тыс.

человек, а также в 31 гимназии и прогимназии, на педагогических курсах

получают образование еще 10 тыс. девиц.

6. По призрению и воспитанию мальчиков.

В двух коммерческих училищах и Гатчинском Сиротском институте

воспитывалось около 2 тыс. человек.

К 1912 г. в России действовало более 100 учреждений по организации

трудовой помощи детям. Из них 34 находились в ведении благотворительных

обществ, 30 – под опекой попечительских обществ об Ольгинских детских

приютах трудолюбия, 18 местных попечительств о домах трудолюбия, 10

обществ трудовой помощи. В них призревались и овладевали трудовыми

профессиями около 4 тыс. детей обоего пола. Наряду с преподаванием

начальной грамоты в этих заведениях было организовано обучение ремеслам

по 30 специальностям (дети овладевали шитьем и рукоделием, осваивали

столярно-токарное мастерство, переплетное дело, слесарное, кузнецкое и

др.).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Опыт работы А.С. Макаренко с беспризорными детьми.

Макаренко создал два образцовых педагогических учреждения –

колонию им. Горького и коммуну им. Ф.Э Дзержинского. Тысячи

правонарушителей – беспризорных он не только поднял “со дна” и вернул к

жизни, но и воспитал достойных граждан для общества.

За эти годы у Макаренко сложилась целостная педагогическая

концепция, являющаяся образцом творческого соединения теории и практики.

Если схематично представить себе развитие колонии им. Горького,

то оно есть не что иное, как осуществление колонистами под руководством

Макаренко одной за другой простых жизненных задач, естественно, с

необходимостью вытекающих из них нужд: в колонии мало продуктов – колонисты

распахивают землю и заводят свинарню; в колонии начинается воровство:

украли сало, конфеты и др. продукты – колонисты организуются на борьбу с

воровством, в колонии появляется пьяный – это используется как повод для

борьбы с самогоноварением в соседней деревне, вокруг колонии “пошаливают”

бандиты, мешают нормальной связи колонии с городом, - колонисты выставляют

охрану на дороге.

Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки

колонии: кулаки рубят государственный лес – колония принимает на себя его

охрану, рядом с колонией пустуют и расхищаются бывшие имения, а в колонии

мало земли, плохие спальни, нет классов – начинается “завоевание” этого

имения для того, чтобы иметь лучший дом, пашни.

Более зажиточная жизнь рождает новые запросы, новые желания и

радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театрах, красивой

одежде.

Труднее было с учебой. Большинство колонистов когда-то уже

учились в школе и, видимо, сохранили об этом времени весьма неприятные

воспоминания. И все-таки к 1923 году воспитанники колонии и работали и

учились, как правило, поступая по окончании школы на рабфак.

В чем же секрет успеха?

Макаренко поставил своих воспитанников в положение хозяев жизни в

колонии, что рождало в них чувство ответственности, инициативу и

творчество. Организованная деятельность и творчество приводили к достижению

целей, в виде ощутимых жизненных результатов, а это увеличивало интерес к

новой жизни, давало возможность почувствовать удовлетворение своей

деятельностью. Успехи колонии вселяли в воспитанников уверенность в своих

силах и возможностях, возбуждали новый порыв деятельности, для которого

Антон Семенович поставлял все более интересные объекты и перспективы.

Борьба за достижение общих целей требовала организации;

организация и интерес порождали дисциплину, создавали новые чувства и

отношения – чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма. На этой

основе возникла настоящая принципиальная дружба, закладывались основы

коллектива.

Все это происходило не вдруг, не сразу, не легко, но оно приходило

и, в результате постоянного систематического упражнения, развивалось, росло

и крепло, а правильно взятая линия и творческая мысль А.С. открывали новые

“находки” педагогики, новые пути развития коллектива и методы руководства

им. Все более четкие формы принимало строение коллектива и самоуправления в

нем.

В 1925г. в колонии была создана комсомольская организация.

Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют

общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и

культурной жизни.

Вся последующая жизнь в колонии им. Горького, как она показана в

“Педагогической поэме”, есть организация, развитие и конкретизация основной

педагогической линии – линии накопления у воспитанников лучших качеств

человека, воспитание их как передовых людей в процессе их организованной

деятельности.

В дек. 1927г. чекистами была создана коммуна им. Дзержинского.

Она предназначалась для беспризорных детей, подбираемых органами НКВД на

улицах, в поездах и т.д. Организация педагогического процесса в коммуне

была поручена А.С.Макаренко.Коммуна не переживала такого организационного

периода становления и искания новых форм воспитательной работы. Ее путь –

это реализация и совершенствование педагогической системы, сложившейся в

колонии им. Горького.

Центром этой системы была общеобразовательная средняя школа. Сеть

технических, художественных кружков и курсов, работа клуба, театра,

различные виды спорта, организованный быт и самоуправление воспитанников, а

также два первоклассных, с технической точки зрения, завода – завода

электроинструментов и завода фотоаппаратов “ФЭД” – все это, педагогически

целесообразно организованное, создавало неограниченные возможности для

всесторонней деятельности коммунаров.

Организационно-материальный уровень жизни и условий воспитания в

коммуне значительно вырос в сравнении с колонией им. Горького. Постройка

здания, оборудование и прочие материальные ценности коммуны были созданы на

средства, отчисленные от заработной платы работников НКВД. На эти средства

предполагалось содержать воспитанников и педагогический персонал коммуны.

Но в течение следующих семи лет коммуна уже на собственные средства

содержала школу, включая оплату учителей и приобретение всех учебных

пособий, клуб, библиотеку, кино.

Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами

через общее собрание и совет командиров отрядов.

На место “перековки” вставала проблема воспитания всесторонне

развитой личности, проблема разрешимая в системе педагогически

целесообразной организации жизни детского коллектива.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Оценка решения проблемы

Решение проблемы

Разработка технологии

Выбор технологии

решения

решения

Поиск решения

Диагностика проблемы

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

В г. Пущино Детский дом впервые был организован в 1989 г. по

решению исполкома городского совета народных депутатов. В течение 5 лет

он функционировал как семейный. В сентябре 1994 г. Детский дом был

реорганизован из семейного в муниципальный и в настоящее время

представляет собой новую форму жизни и социальной защиты детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей. Решающий фактор воспитания

здесь – атмосфера семейного очага, скрепленная взаимным уважением и

заботой взрослых и детей, общим ведением домашнего хозяйства,

организацией общего быта, досуга, учебы и труда. Детский дом обладает

самостоятельностью в выборе форм организации учебно-воспитательного

процесса, жизни и быта детей в соответствии с их возрастными

психофизиологическими особенностями, требованиями охраны здоровья,

здорового образа жизни, защиты их прав и интересов.

--------------

Семейный детский дом Быховых расположен по адресу: г.Пущино, ФИАН,

д.8, кв.1,2.

1. Халилова Индира Махмудовна – прибыла их дома ребенка г. Орехово-

Зуево Моск. обл., родилась в г. Орехово-Зуево Моск. обл.

2. Асангажаева Айгюль Усынбековна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-

Зуево Моск. обл., родилась в г. Загорске Моск. обл.

3. Ипатко Иван Иванович – прибыл из дома ребенка г. Орехово- Зуево Моск.

обл., родился в г. Павловский посад Моск. обл.

4. Хоанг Лиана Туановна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-Зуево Моск.

обл., родилась в городе Ивантеевка Моск. обл.

5. Дьяченко Евгений Стивенсович – прибыл из дома ребенка г. Орехово-

Зуево Моск. обл., родился в г.Мытищи Моск. обл.

6. Владимиров Сергей Евгеньевич – прибыл из г. Ногинска, родился в г.

Ногинске Моск. обл.

-----------------

Приемные родители Быховы находятся в постоянном контакте с отделом

образования и органами опеки и попечительства г. Пущино. Они извещают

отдел образования и ОоиП о возникновении в приемной семье неблагоприятных

условий для содержания, воспитания и образования детей, обращаются за

финансовой помощью и т.д. Органы опеки и попечительства в свою очередь

осуществляют контроль за выполнением приемными родителями обязанностей по

содержанию, воспитанию и образованию детей (проводят обследование жилищно-

бытовых условий). ООиП регулярно предоставляют денежные средства на

питание детей, приобретение одежды, обуви и т.п.; выплачивают

материальную помощь на организацию отдыха детей; производят оплату труда

приемным родителям; предоставляют приемной семье льготы (бесплатный

проезд на внутригородском и пригородном транспорте; бесплатное питание

для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений).

Помимо приемных детей в семье Быховых есть еще 3 родных ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное

поведение.

Девиантное поведение связано с нарушением соответствующих

возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для

микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных

социальных групп. Т. е. этот тип поведения можно назвать

антидисциплинарным. Типичными проявлениями являются ситуационно

обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как:

демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от

учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и

бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя

наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные

действия сексуального характера; попытки суицида.

Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется

как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые

складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих

правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их

ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с

которого начинается уголовная ответственность.

Выделяют следующие типы деликвентного поведения:

- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои,

поджоги, садистские действия, направленные в основном против личности

человека;

- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны

автотранспорта и др. имущественные посягательства, связанные со

стремлением получить материальную выгоду;

- распространение и продажа наркотиков.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок,

который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием

для возбуждения уголовного дела.

С

-----------------------

[1] Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. Москва. 1993.

[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия.

Москва. 1973. – с.543.

[3] Педагогическая энциклопедия. Москва. 1964. Т.1. с.230.

[4] Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской

губернии // Юридический вестник. 1887. №6.

[5] Фирсов М.В. История социальной работы в России.// Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.. центр ВЛАДОС. 1999. с.99.

[6] В.П.Мельников, Е.И.Холостова. // История социальной работы в России. //

Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

с. 61-62.

[7] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961).

Москва. 1998. – с. 37.

[8] О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. –

М.1995.

[9] Крупская Н.К. К вопросу о детдомах. // На путях к новой школе. 1924.

№6. –с. 6-9.

[10] Загвязинская В.И. Методология и методика социально-педагогического

исследования. – М., 1995. – с.11.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.