реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальное призрение детей в России

инвалиды; дети , имеющие недостатки в психическом и (или) физическом

развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов ,

экологических и техногенных катастроф , стихийных бедствий; дети ,

оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети - жертвы насилия; дети ,

отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети

, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети из

малоимущих семей; дети с отклонениями в поведении; дети , жизнедеятельность

которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и

которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с

помощью семьи.

Для работы со всеми этими категориями детей очень важное значение

имеет " пограничная зона " между нормой и отклонением. Так , если говорить

о социальных отклонениях , то между нормальным типом поведения и

отклоняющимся , отмеченным такими чертами как безволие , чрезмерная

активность , гнев и страх , резко выраженная внушаемость и др. ,

располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к

отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между

естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.

Поэтому , с одной стороны , работа должна быть направлена на

профилактику отклонений , с другой - на реабилитацию детей , в развитии

которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая

работа: как помочь детям, " выпавшим из социальной колеи ", вернуться в

общество; кто окажет им профессиональную помощь.

2.2 Функции социального работника и социального педагога в системе

призрения детей

Социальный работник и социальный педагог - специальности

появившиеся в начале 90-х гг. и явившиеся ответом на реальную

действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать

профессиональную помощь социально-незащищенным слоям населения.

Основными функциями социального работника являются следующие:

- диагностическая ( постановка социального диагноза " заболевания " ребенка

, семьи или группы ) ;

- терапевтическая ( определение возможных средств " лечения " : исправление

ситуаций , условий , непосредственное оказание помощи , консультирование ,

психотерапия , коррекция ) ;

- диспетчерская (в случае , требующем вмешательства других специалистов:

психолога , психотерапевта , сексолога , экономиста , юриста и т.д. или

содействия органов власти , обеспечение их дальнейшего участия в судьбе

ребенка);

- информационная (сбор информации о ребенке , семье или группе семей ,

проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального)

" вмешательства "; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о

социальных услугах , предоставляемых конкретной службой или учреждением.

Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением

одних и тех же проблем , их задачи реализуются в одной и той же плоскости.

Социальный работник в области образования помогает ребенку справиться с

социальными и психологическими проблемами в процессе социализации . В связи

с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой

задаче:

- деятельность социального работника направлена на оказание помощи и

поддержки ребенку в ситуациях дезодаптации ;

- социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и

стандартов социального обеспечения лиц , пользующихся льготами ,

социальными пособиями , пенсиями;

- защищает ребенка от жизненных рисков , семейных бедствий , связанных с

нетрудоспособностью , несостоятельностью родителей исполнять родительские

обязанности;

- выступает посредником между ребенком и социальным окружением - школой ,

семьей , социальными институтами;

- организует и проводит консультации для детей , педагогического коллектива

, родителей , общественных и государственных служб по проблемам охраны и

защиты детства , образования;

- осуществляет работу по трудоустройству , патронажу , обеспечению жильем ,

оформлению сберегательных вкладов , использованию ценных бумаг

воспитанников , детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, социальные работники , социальные педагоги

осуществляют свою деятельность на основе системного подхода , что позволяет

включить в социальное призрение детей различные государственные и

общественные структуры , семью , школьные коллективы и, прежде всего самого

ребенка. А именно, ребенка, у которого есть проблемы.

2.3 Технологии социально – педагогической деятельности

Итак, в нашем поле зрения находится ребенок с его проблемами и

окружающая его социальная среда, а социальный работник и социальный педагог

помогают решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный

педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно -

через семью , друзей , детский коллектив - воздействуя на ребенка. Он может

решать какие-то частные , кратковременные задачи , а может работать с

ребенком в течение длительного времени , оказывая целенаправленное

воздействие на сознание , поведение , чувства ребенка , а также на

окружающую его социальную среду.

Следует отметить , что поскольку социальная педагогика - молодая

отрасль науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно

оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности

, поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко

применяет методы , используемые в социальной работе , психологии ,

педагогике.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального

педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального

опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка (убеждение и

упражнение, требование, поощрение и наказание, методы коррекции,

переубеждение).

А рациональная последовательность использования этих методов и

средств с целью достижения качественных результатов (в практической

деятельности социального педагога) есть ни что иное, как социально-

педагогическая технология.

ТЕХНОЛОГИЯ предполагает наличие программы деятельности

специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, т.е.

ребенка, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного

результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

Цели и задачи, которые необходимо решить специалисту определяют содержание

деятельности, методы ее реализации и формы организации.

Применение технологий в работе социального педагога позволяет

поэтапно реализовать выделенные структурные компоненты его деятельности.

Общая схема технологически организованной социально-педагогической

деятельности представлена на схеме Приложения №4.

Вооружившись знаниями обо всех существующих социально-

педагогических технологиях, специалист выбирает ту, которая необходима в

данном конкретном случае: технологии работы с семьей; с детьми, оставшимися

без попечения родителей; с детьми девиантного поведения; и т.д.

Рассмотрим подробнее социально - педагогическую деятельность в

этих направлениях.

Деятельность социального педагога по работе с семьей.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими

другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и

развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями,

необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Именно в

семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы

поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Семья способствует самоутверждению личности, стимулирует его социальную,

творческую активность.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями,

практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет

адаптивных способностей, которые основываются на материальных,

психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам

своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае

возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого

отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные,

например, неполная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих

семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением

своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием

семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько

они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае

необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них

функциями, процесс воспитания ребенка протекает с большими трудностями,

малорезультативно. Такой семье необходима активная и обычно продолжительная

поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера

проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную,

психологическую, посредническую помощь.

Асоциальные семьи – те, где родители ведут аморальный,

противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают

элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто

не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в

развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и др.

граждан того же социального слоя. Работа с этими семьями ведется в тесном

контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и

попечительства.

Социально-педагогическая помощь семье включает: образовательную,

психологическую, посредническую помощь.

Социально-педагогическая помощь семье

Образовательная Психологическая Посредническая

Помощь в обучении Поддержка

Организация

Помощь в воспитании Коррекция

Координация

Информирование

Образовательная помощь в обучении и воспитании направлена на формирование

педагогической культуры родителей, на предотвращение возможных семейных

проблем, связанных с обучением и воспитанием детей. Она предусматривает

широкое просвещение родителей по следующим вопросам : значение личного

примера и авторитета родителей в воспитании детей; взаимоотношения

различных поколений в семье, формирование позитивных отношений между

детьми; воспитание детей с учетом пола и возраста; социально-педагогические

проблемы “трудных” подростков, проблемы отрицательного влияния

безнадзорности и беспризорности на психику ребенка; поощрение и наказание в

воспитании детей в семье; сущность самовоспитания и его организации и роли

семьи в руководстве процессом самовоспитания; наиболее распространенные

ошибки родителей в воспитании детей; особенности воспитания детей с

отклонениями в физическом и психическом развитии; трудовое воспитание в

семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития

профессиональных склонностей и задатков детей; организация режима учебы,

труда, отдыха и досуга детей в семье; подготовка детей дошкольного возраста

к школе; причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании,

наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии,

связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает два

компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в

семье в период кратковременного кризиса (различных видов стресса). Наиболее

эффективна эта работа, когда помощь оказывается комплексно: социальный

педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи,

положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог

посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические

изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или

психотерапевт проводят лечение.

Коррекция межличностных отношений требуется, в основном, когда в

семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению

его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия

относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и

достоинства, нарушение доверия. Скорректировать данную ситуацию значит

помочь членам семьи узнать как они взаимодействуют друг с другом, а затем

помочь сделать эти взаимоотношения более конструктивными.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя

три составляющих:

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,

летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств

и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения

конкретного ребенка в ней.

Такими проблемами могут быть:

- Передача ребенка на воспитание в приемную семью. После того, как

принято решение о передаче ребенка, социальный педагог (в идеале)

регулярно патронирует эту семью, говорит с ребенком, родителями, чтобы

убедиться, что ребенку там хорошо. Если появляется проблема в

адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги

должны включиться в ее разрешение. Если у ребенка есть настоящие

родители, социальный педагог кроме того, что он взаимодействует с

приемными родителями, должен поддерживать связь и с истинными

родителями. Цель должна состоять в том, чтобы дать возможность

настоящим родителям подготовиться (в случае благополучия семьи) к

возвращению ребенка;

- Усыновление ребенка, которое предполагает предоставление усыновителям

прав, которыми обладали биологические родители. Но кроме прав они

наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать

социальный педагог;

- Помещение детей в приюты. Приют, в отличие от детского дома, - место

временного пребывания. За этот срок социальные педагоги обязаны

выяснить данные о месте прежнего проживания ребенка, причины его

безнадзорности, осуществить розыск родителей или лиц, их заменяющих,

родственников, сообщить им о его нахождении в приюте, содействовать

коррекции взаимоотношений в семье, помочь в трудоустройстве и решении

материальных и жилищных проблем.

Другой тип приютов – приют для женщин, подвергшихся избиению, и их

детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома –

“социальная гостиница”. Эти приюты предоставляют место и питание на

короткое время, обеспечивают консультирование.

В реальной жизни определилось несколько вариантов детских судеб,

требующих действенного вмешательства:

• ребенок категорически отказывается жить дома, в то время как родители

настаивают на его возвращении;

• ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;

• ребенок месяцами живет в больнице – он не сирота, и поэтому не может

быть помещен в детский дом;

• ребенок попадает с улицы за решетку приемника-распределителя;

• подросток убегает из детского дома.

К сожалению, законы не в состоянии предусмотреть эти случаи и

лишь ограничивают отношения между учреждениями и ребенком словосочетанием

“не имеет права” : приют не имеет права забрать ребенка от избивающих его

родителей, приемник распределитель не имеет права дать убежище уставшему от

скитания по подвалам ребенку, детский дом не имеет права принять ребенка

без документов и т.д.

- Помещение ребенка на институционное попечение, коим является

детский дом, школа-интернат, семейные детские дома, которые могут быть

созданы государственными службами или частными организациями, не

извлекающими из этого прибыли.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи

информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме

консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного,

трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин,

инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям,

с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение

означает нанесение телесных повреждений, насилие или непосильный труд.

Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное отношение к уходу за

ребенком, включающему питание, медицинскую помощь. Как крайнюю меру этот

вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительских прав,

передачу ребенка в интернатные учреждения.

Однако эта мера должна применяться в исключительных случаях, так

как для эмоционального здоровья ребенка очень важна атмосфера семьи.

Особо следует отметить необходимость помощи тем семьям, где есть

дети-инвалиды.

Инвалидность значительно ограничивает жизнедеятельность,

приводит детей к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития

и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к

самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой

деятельности в будущем.

Дети с ограниченными возможностями испытывают функциональные

затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков

в развитии, но и неприспособленности социального окружения к их

специальным потребностям, предрассудков общества по отношению к

инвалидам.

Семьи детей-инвалидов должны быть готовы к тому, что их

жизненный цикл будет отличаться от жизни обычных семей. Дети с

ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов

жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Этим семьям, начиная с

рождения ребенка и / или получения информации о наличии у ребенка

патологии, предстоит пройти следующий путь: эмоциональное привыкание,

информирование других членов семьи; принятие решения о форме обучения

ребенка, переживание реакций группы сверстников, организация его учебы и

внешкольной деятельности; возникновение проблем, связанных с

пробуждающейся сексуальностью; планирование будущей занятости ребенка; и

т.д. Изменения в любой части этой системы влекут изменения в остальных ее

частях, создавая тем самым потребность в достижении баланса.

Вся сложность и многоаспектность проблем детей-инвалидов и их

семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических

технологиях работы с инвалидами. Остановимся на социально-

реабилитационной работе с детьми-инвалидами.

Основная цель ранней социально-реабилитационной работы –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.