реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальное призрение детей в России

После эпохи Петра I и Екатерины II знаменитой вехой в развитии

общественного призрения были благотворительные общества и союзы,

общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают

"Учреждения императрицы Марии Федоровны", "Императорское человеколюбивое

общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные

пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и

мещанское училище , приняла по воле Государя главное начальствование и над

Воспитательными домами, сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и

положила основание Ведомству, вследствие названному ее именем.

Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9

тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома.

За 30 лет из поступивших в них 65 тысяч младенцев в живых осталось 7 тысяч.

Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным

образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был

пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на

Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. ( В

этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года.) Императрица

реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член "высокого и

знатного рода" сверх участия в общем управлении заведовал отдельным

учреждением или частью учреждения, причем "без всякого вознаграждения, из

любви к Отечеству и человечеству".

Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открыла и

новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и

Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св.

Екатерина. В 1807 оду основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817

году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству

предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном

гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить,

печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам

воспитанниц и после выпуска их из заведения.

Как и в Западной Европе в России постепенно формировалась сеть

благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались

механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей с

разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство,

бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение

распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы

приюты для глухонемых, слепых детей, детей - инвалидов, где их образовывали

и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Попечительство о глухонемых содержало за счет своих средств

школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия

семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось

казенное обеспечение.

Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее

ведении, принял под свое покровительство Император Николай I.

Венцом деятельности Императора было учреждение

сиротских институтов. Война и холерная эпидемия 1830 - 31 года оставили

сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 году при

Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские

отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них

дети обоего пола получали столь основательное образование, что после

латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из

французских классов выходили воспитатели в частные дома.

Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное

образование. Это породило случаи отказа родителей от детей. Обнаружились

факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома, в

надежде на их счастливую будущность. Император Николай I положил конец

этому ненормальному явлению. В 1837 году французские и латинские классы

были упразднены, а взамен их были учреждены институты для воспитания сирот

офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на

300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 году образовался

Кадетский Корпус с выходом из Ведомства Императрицы Марии.

В 1859 в Санкт-Петербурге было освещено первое в России открытое

женское учебное заведение - женская гимназия, куда принимались девочки всех

сословий и вероисповеданий. А в начале 70-х годов XIX века число женских

гимназий в Империи превысило число мужских.

В 1882 году открылось общество призрения бедных и больных детей

"Синий крест", руководила которым Великая княгиня Елизавета Маврикиевна.

Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от

жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время на средства частной предпринимательницы

А.С.Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В

конце XIX века становится необходимым открытие приютов для детей-идиотов и

эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Такую

благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек

несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей-

инвалидов в Санкт-Петербурге. Так же врач психотерапевт И.В.Маляревский

открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей,

преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в

обучении их честной трудовой жизни.

В 1904 году в Петербурге основан Союз борьбы с детской

смертностью в России.

Извлечение из Воззвания Союза:

"... Среди бедствий русского народа есть одно неизмеримое -

это ужасающая детская смертность. Нигде в мире не умирает так много грудных

младенцев, как в России. Главная из причин растущей смертности, по

свидетельству врачей, - это губительные условия, в которых находятся только

что родившиеся младенцы.

Особенно велика смертность в коренном великорусском населении. У

евреев, татар и даже вотяков смертность детей гораздо ниже, так как у

инородцев в силу религиозного закона кормление детей признается как

священный долг. Ни еврейка, ни татарка не заменяет собственного молока

соской. Это исключительно русский обычай и один из самых губительных. По

свидетельству врачей, эта соска (из жеваного хлеба, каши и т. п.) уносит в

России более жизней, чем все неприятельские нашествия. Отказ от кормления

младенцев грудью - главная причина их вымирания. Так в Псковской губернии в

1890 году умерло из 1000 детей до года 829. (в Норвегии - 95). Средствами

снижения детской смертности служат детские ясли (дневные приюты для детей

неумеющих ходить) и приюты, учреждения для раздачи молока, лечебные и

санитарные пункты, убежища для рожениц и после родов, распространение

гигиенических сведений, общий подъем народной жизни и особенно просвещения

и нравственного воспитания " [6].

Таким образом, система общественного государственного призрения

детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть

благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно

опередила становление профессиональной социальной помощи в Европе.

В этот период благотворительность принимает светский характер.

Личное участие в нем воспринимается обществом как морально-нравственный

поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого.

Примечательной чертой этого периода является зарождение

профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают

организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального

обучения кадров для социальных служб. " Социальная школа" была образована

на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из

кафедр была " кафедра общественного призрения " (октябрь 1911 года). В этом

же году был сделан первый набор студентов по специальности " общественное

призрение ". В 1910 и 1914 годах состоялись первый и второй съезды деятелей

социальной сферы.

Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в

этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-

исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и

образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла

статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из

приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних

преступников; содействовала открытию детских приютов.

Вопросам исправления малолетних преступников путем психического

воздействия на почве любви к ближнему были посвящены съезды представителей

русских исправительных заведений для малолетних ( с1881 до 1911 года прошло

8 съездов ).

В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность

по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы

по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка,

совершившего правонарушение.

В 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские

приюты трудолюбия (в ознаменование рождения Великой княжны Ольги

Николаевны) в Москве, Петербурге, Архангельске, Ельце, Ряжске и других

городах. Эти дома имели интернаты, мастерские различного производственного

профиля.

В начале XX века в России успешно развивалась система различных

социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных

учреждений , 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход

составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на

создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных

детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и

больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о

необходимости призрения детей, положительное отношение к

благотворительности.

Деятельность различных организаций и учреждений призрения

отражена следующими данными: см. Приложение №2

5 этап. С 1917 года до 90-х годов.

Переломным моментом в развитии системы призрения и

благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года.

Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая

благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности

закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви

от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной

благотворительности.

Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный

комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения

существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на

нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой

помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально

обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов

(первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко

возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков,

проституция несовершеннолетних - острейшие социальные проблемы того

времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти

эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже - на Комиссию по

улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921

года.

По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской

губернии зарегистрировано такое количество беспризорных:

1924 - 1925 гг. - 6790 ч.

1925 - 1926 гг. - 6984 ч.

1926 - 1927 гг. - 7332 ч.

1927 - 1928 гг. - 7477 ч.

Тысячам этих беспризорников дали " путевку в жизнь " организовывающиеся

трудовые коммуны.

Большое значение для развития работы по спасению детей и

повышению ее эффективности имело создание детской социальной инспекции при

отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по

борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией,

правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.

Представляет интерес опыт работы самих инспекторов - братьев и

сестер социальной помощи. Это - люди не моложе 21 года, они посещали

мастерские, семьи, учреждения, задерживали малолетних правонарушителей и

направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по

устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских учреждениях детей в

другие семьи.

6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли постановление " О передаче

воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в

городах и рабочих поселках ". Передача детей осуществлялась на основе

письменного обращения того лица , которое намеревалось принять

несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания.

За первые годы советской власти было издано больше различных

инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за

предшествующих сто лет. Очень многие из них остались практически

неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств

для их выполнения.

В этот период активно начинает развиваться педология, которая

ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и

среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться,

предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать

социальными и профессиональными ролями и т.д.

На 20-е годы пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов

и психологов, в числе которых А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий,

Л.С.Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в

практической работе по социальной реабилитации " трудных "детей и

подростков ( Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония имени

Горького и другие ) получили заслуженное международное признание. ( см.

Приложение №3 )

Однако система социального воспитания и педология развивались

недолго, фактически они прекратили свое существование после печально

известного постановления 1936 года " О педологических извращениях в системе

Наркомпроса ". Педологии была инкриминирована роль " антиленинской теории

отмирания школы ", будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие

представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение,

воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального

сознания педагогов на долгие годы.

С 30-х годов, названных в нашей истории " великим переломом ",

опустился " железный занавес ", надолго отделивший советских ученых и

практиков от зарубежных коллег.

Не смог быть полностью реализован из-за отсутствия средств и

утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК трехлетний план по борьбе с

беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план

предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной

беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение

выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной

профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную

жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность.

На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято

решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями,

колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему

трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем.

К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране

тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений

практически исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов

- интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.

В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих

ценностей на классовые. Провозглашение утопической цели построения самого

совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого,

в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и

систему социальной помощи нуждающимся детям.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной

войной (1941 - 1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда

тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, - писала

газета "Правда", - их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта ".

Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним

стали относиться как к жертвам войны.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из

прифронтовых районов в тыл. Для эвакуированных детей создавались новые

детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались "

специальные " детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации:

профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых

резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники -

распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на

работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и

определению их в детские дома.

В сентябре 1942 года принято постановление СНК СССР " Об

устройстве детей, оставшихся без родителей ", где государственным

ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось

проявление заботы о детях.

" Комсомольская правда " опубликовала счет специального денежного

фонда, куда поступали средства на содержание детских домов, здравниц,

детских садов в освобожденных от немцев районах; на стипендии студентам, не

имеющим родителей [7].

Широкое распространение приобретает во время войны усыновление.

Некоторые семьи усыновляли десять и более детей.

К концу 1945 года для детей сирот уже было создано 458

суворовских училищ по 500 человек каждое , 23 ремесленных училища по 400

мест , 120 детских домов для детей погибших фронтовиков (в них

воспитывалось 17 тысяч детей) , 29 детских приемников распределителей.

Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. -

534 тысячи. Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые

пытались облегчить судьбу детей как могли.

В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько

детских домов для одаренных детей - сирот, которые поступали в музыкальные,

художественные училища и балетные школы.

Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно

сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.