реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальное призрение детей в России

обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического

развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия

его потенциала для обучения.

Вторая важная цель – предупреждение вторичных дефектов,

возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие

первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего

воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и

семьей, вызванного в частности тем, что ожидания родителей (или других

членов семьи) относительно ребенка не оправдались.

Третья цель социально-реабилитационной работы – абилитировать

(приспособит) семьи, имеющие детей-инвалидов, чтобы максимально

эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен

относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования

конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую

потребностям данной семьи.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг,

оказываемых не только детям, но и их родителям и семье в целом. Все

услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь

индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи.

Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном

окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в

семье.

Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших

результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты

становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей.

С каждым годом в России более полумиллиона детей остаются без

попечения родителей. В настоящее время широко используются в обыденной

речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и

социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это лица в

возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей,

но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не

заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и

государство.

Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения

родителей, относятся дети, у которых родители:

- умерли;

- лишены родительских прав;

- ограничены в родительских правах;

- признаны безвестно отсутствующими;

- недееспособны (ограниченно дееспособны);

- отбывают наказание в исправительных учреждениях;

- обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

- уклоняются от воспитания детей;

- отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда

ребенок помещен временно.

Согласно закону РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” опека и попечительство

являются формой устройства таких детей для содержания, воспитания,

образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми,

не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой

категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово

“сирота”, будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и

социального сироту.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это

многоаспектная проблема. Однако, по крайней мере, три причины такого

явления можно назвать.

Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать)

добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще

это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в

родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения

отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждается

специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать)

могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из

семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов

ребенка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых

родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни,

недееспособны и т.п. Лишение родителей родительских прав – это также

правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется

специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть

отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных

катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Одна из главных задач любого общества и государства –

осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка

зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах

ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских

законодательных актах. Так в семейном кодексе в качестве приоритетных и

самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и

воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими

родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным,

предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка

и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы

ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической

группой, местными обычаями и культурными корнями.

В нашей стране создается, развивается и укрепляется система

альтернативных решений, касающихся социального призрения детей. К ним можно

отнести следующие возможные варианты:

- сохранение ребенка в родной семье;

- возвращение в семью;

- усыновление внутри страны;

- усыновление в другой стране;

- передача на воспитание в семью;

- передача в специальные воспитательные учреждения.

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями – усыновлением

или передачей на государственное попечение, что представлено на схеме:

Попечение сирот

Усыновление

Государственное попечение

Приемная семья

Временная приемная семья

Опекунская семья

Приют

Семья усыновителя

Дом ребенка

Детский дом

Школа-интернат

Усыновление – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически

устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или

супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.

Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является

то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо

ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной

власти в лице органов опеки и попечительства, усыновление устанавливается

решением суда.

Усыновленный ребенок может попадать в разные типы приемных семей:

это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними

заключается в том, что в первом случае для ребенка находят людей, с

которыми он связан родственными узами, во втором - роль семьи выполняют

люди, не имеющие родственных связей с ребенком.

Еще одна разновидность приемной семьи – временная приемная семья.

Это новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой

приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из

семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной

семье, болезнь или отсутствие родителей и др.

Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в

ряде развитых стран как форма защиты детства. Временную приемную семью

отличает от опекунской или семьи усыновителя то, что это семья

профессиональных специалистов. Если обратиться к зарубежному опыту, то

можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной

профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической

подготовки такой семьи, оплата услуг деятельности такой семьи; время

нахождения ребенка в такой семье учитывается в качестве рабочего стажа

приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном

доме.

Основная цель такой семьи – поддержание контактов с

биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если

невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в

приемной до тех пор, пока не состоится решение суду в отношении дальнейшей

судьбы ребенка. Фактически подобная приемная семья выполняет функции

“скорой” помощи в случае возникновения в биологической семье каких-либо

кризисных условий.

Внедрение института временной приемной семьи требует, прежде

всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный

механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных

родителей к их деятельности, юридических прав и обязанностей приемных

родителей и др.

Несмотря на различия типов приемных семей и их функций, можно

выделить ряд общих положений, которые определяют деятельность социального

педагога с приемными семьями. Следует иметь ввиду, что деятельность

социального педагога всегда выступает совместно с деятельностью других

специалистов: социальных работников, медиков, психологов, дефектологов и

др.

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие

выступить в их роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию,

имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей;

предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты

здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе

социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими

специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка

данных о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают

заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные

родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют

свой образ жизни, религиозную принадлежность всех членов семьи, состояние

здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и

другие данные. Таким образом, начинается предварительная диагностика

потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского

дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально

может быть принят в семью.

На четвертом этапе социальный педагог знакомится непосредственно

с семьей, определяет педагогический климат в ней, совместно с другими

специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по

работе, друзей и др.). Также могут быть сделаны запросы в органы

общественного порядка и в поликлинику.

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения

будущих родителей.

Шестой этап – передача ребенка в приемную семью. В этом случае

основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы

юстиции. С этого момента социальный педагог выполняет патронирующую роль:

своевременное выявление и разрешение проблем, которые могут возникнуть в

приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждение отказа

приемных родителей от него.

Если ребенок не усыновлен и не попадает в приемную семью, то его

воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные

учреждения.

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в

учреждениях государственного попечения, между тем потребность в такого рода

социальной защите и помощи в России испытывают около 500 тысяч детей. В

настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750

детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты

с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят

в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-

интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и

получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники

школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на

детские дома для дошкольников, детские дома для школьников и

разновозрастные детские дома.

Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является

детский дом семейного типа (см. Приложение № 5). Предложен такой дом по

примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В. И. Ленина, а

правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от

1988г. “О создании детских домов семейного типа” . Семейный детский дом –

форма устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой

денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание.

В государственной системе попечения детей-сирот существует особый

тип учреждения – приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это

учреждение временного пребывания детей. Цель данного учреждения –

последующее устройство детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, в

другие социальные институты – возвращение в семью, усыновление,

установление опекунства и пр.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме

как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей,

оставшихся без родителей. Потребность и необходимость ее постоянна в силу

наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских,

психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного

социального опыта.

Деятельность социального педагога начинается с определения

социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования

социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему предстоит

решить. Собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья,

условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение,

родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в

обучении воспитанника и т.д. Чем точнее определяется “диагноз социального

заболевания” ребенка, тем легче определить виды помощи необходимые ему.

Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную

программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть

у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся ситуации,

фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома,

учитывая, какой он сейчас.

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации

детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются

важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка

происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и

др. специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает

проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий.

Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию

тревожности, беспокойства у ребенка. Педагогическая – предполагает

проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а

также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное

освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений

через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства,

самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами

профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях,

экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального

образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в

обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и

др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования

адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после

выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему “Как

подготовиться к вступительным экзаменам?”, “Как пользоваться разными видами

транспорта?”, “Как заполнить документы на коммунальные платежи?” и т.п.).

Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры,

упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в

детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и

административных органах. Социальный педагог занимается жилищными

проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего

обучения.

Эти общие положения деятельности социального педагога

конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории

детей, их медико-психолого-педагогических проблем.

Работа с детьми девиантного поведения.

Особо следует выделить необходимость социально-педагогической

помощи подросткам. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех

детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в

течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к

взрослости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-

физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также

разнообразные виды его деятельности.

Личность еще не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в

то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в

отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях

требованиям общественных норм и правил.

Несоблюдение подростком норм и правил, установленных в обществе,

в науке рассматривается через явление, которое называется девиация

(отклоняющееся поведение).

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из

проявлений социальной дезодаптации. Говоря о детско-подрастковой

дезодаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому

процессу:

- дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около

7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);

- дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

- социальные сироты; реальная картина такова, что в силу ограниченности

мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.