реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальное призрение детей в России

детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея

нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому,

сексуальному насилию;

- подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

- подростки сексуально-распущенного поведения; подростки, совершившие

противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и

подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное

поведение (см. Приложение № 6).

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений

девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед

обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве

основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезодаптированными

подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка,

так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм,

т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное

воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и

практике получили широкое распространение две основные технологии работы с

подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и

реабилитационная.

Можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующие социальным

отклонениям;

- устраняющие эти обстоятельства;

- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется,

прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения

в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что

несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным

направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их

правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и

обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы

социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации

(печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу, также

через систему социального обучения и т.д.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели

рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий,

вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода

является система социально-экономических, общественно-политических,

организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся

государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением,

социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного

поведения.

Сущность медико-биологического подхода состоит в предупреждении

возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-

профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными

психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне.

Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств,

моральных норм и ценностей способен воздержаться от преступных действий.

Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья,

он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить

существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта

рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у

подростка различные патологические нарушения психики.

Социально-педагогический подход заключается в восстановлении и

коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его

нравственных и волевых качеств. Нерешительность, отсутствие настойчивости

при проведении в жизнь принятого решения, несформированность независимости

и самостоятельного поведения, безынициативность, упрямство, невыдержанность

– наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного

деяния подростками обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся

конфликтная ситуация и даже кратковременное отрицательное воздействие

становятся для таких подростков теми препятствиями, которые они не могут

преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм.

Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует

начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс

включает ряд этапов: раскрытие сущности отдельных волевых качеств,

правильная их иллюстрация примерами; выработка обобщенных представлений о

воле, установление соотношения между смелостью и наглостью, настойчивостью

и упрямством, самостоятельностью и неуважением к чужому мнению;

формирование правильной самооценки, поиск своих недостатков, путей их

исправления; зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в

самоусовершенствовании.

Существует еще один подход, связанный с применением санкций.

Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на

основании уголовных законов. Однако весь мировой опыт свидетельствует о

неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому

наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное

же – выявление и устранение причин социальных отклонений.

Другой технологией работы с дезодаптированными подростками

является их реабилитация. Это система мер, направленных на решение задач

достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной

интеграции человека в общество. Это система мер, имеющих своей целью

возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному

труду.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую,

психологическую, социально- педагогическую, социально-экономическую,

профессиональную, бытовую.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное

восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма

ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу

подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным

поведением представлений о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или

переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него

рабочего места с облегченными условиями и сокращенным рабочим днем.

Под бытовой реабилитацией имеется в виду предоставление нормальных

условий жизни подростку.

Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности

ребенка к жизнедеятельности в социальной сфере, а также самой социальной

сферы и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или

нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс

мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему

денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер

воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств,

значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка,

способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми

умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями,

правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Реабилитация подростков реализуется, как правило, в

специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными

центрами. Задачами таких учреждений являются:

- медико-психологическая помощь детям;

- формирование положительного опыта социального поведения, навыков

общения и взаимодействия с окружающими людьми;

- выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без

попечения родителей или средств к существованию;

- психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации

кризисных состояний личности;

- содействие в возвращении в семью;

- содействие обеспечению возможности получать образование;

- забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних,

нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на

основании:

- личного обращения;

- направления органов, осуществляющих социальную защиту;

- постановления комиссий по делам несовершеннолетних;

- заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения,

органов опеки и попечительства, органов внутренних дел;

- постановления или определения суда, прокурора или следственных

органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в

качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Центры могут включать в себя следующие отделения:

- приемное отделение, где проводится первичный медицинский осмотр и

первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости

направляют в стационарное медицинское учреждение;

- отделение диагностики социальной дезадаптации, где выявляют и

анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию,

особенности личностного развития и поведения; разрабатываются

индивидуальные программы социальной реабилитации;

- отделение реализации программ социальной реабилитации, где происходит

поэтапное их осуществление; индивидуальная программа реабилитации

реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационара

Центра, так и в семейной воспитательной группе;

- отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и

законных интересов детей; оказывает содействие органам опеки и

попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников;

В настоящее время в системе такой работы наметилась целая сеть

учреждений:

1) центр экстренной психологической помощи по телефону (“телефон

доверия”;

2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям;

3) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних;

4) социальный приют для детей и подростков;

5) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; и т.д.

Существующие технологии работы с дезодаптированными детьми

направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный

контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее

опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными;

во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно

одобряемое русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного

преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией,

гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных

служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут

дети, которые по разным причинам нуждаются в призрении, помощи и защите.

Однако в каждой стране развитие социального призрения имеет свои

исторические особенности. В России они обусловлены сильным влиянием таких

факторов, как географический, геополитический, религиозный, условия

материального производства, социальная организация. Все это породило

способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного

времени; возникновению устойчивой формы общинного уравнительного

сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное

для русских людей чувство доброты, составляющее важное качество их

духовного строя, готовность оказания помощи нуждающимся, национальная

терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны. Эти

особенности русской истории не могли не оказать соответствующего влияния на

характер возникновения и формирования системы социального призрения в

России, основные этапы ее развития, формы и методы социально-защитной

деятельности нуждающихся, и в первую очередь нуждающихся детей, место и

взаимоотношение государственного, общественного и частного призрения.

В России, как было показано выше, практика социального призрения

детей имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской

революции 1917г. была связана, прежде всего, с милосердием и

благотворительностью.

После 1917г., когда большевики осудили благотворительность как

социальный пережиток, государство было вынуждено взять на себя заботу о тех

детях, которые находились в особенно тяжелом положении. Сиротство и

беспризорность стали в тот период острейшей социальной проблемой, которая

требовала безотлагательного решения.

Н. К. Крупская, видный советский государственный деятель, одна из

основоположниц системы народного образования, так описывала ситуацию,

сложившуюся в России в самом начале становления советского государства:

“Сейчас у нас нет недостатка в детях, которые нуждаются в том, чтобы их

содержало государство: вопрос об их воспитании – вопрос крайне острый, и мы

совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос вовсе не в том, что нет

средств – это само собой, - вопрос еще в том, что мы плохо обдумали методы

работы в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставится

недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем вопрос идет о

будущем целой массы ребят” [9].

В 20-х годах в стране стала развиваться достаточно разветвленная

система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома

различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным

обучением, лечебные, для инвалидов и др.), а также трудовые колонии и

коммуны для трудновоспитуемых детей.

Однако в середине 30-х годов с окончательным утверждением в

стране тоталитарного режима все это многообразие детских учреждений было

заменено унифицированной системой домов младенца и детских домов-

интернатов, которая сохранилась на протяжении всего советского периода.

В 90-х годах система учреждений оказывающих помощь детям

расширяется: появляются детские дома семейного типа, начинает

разрабатываться институт приемной семьи и др. Функции таких учреждений

также расширяются, начинают включать социальную защиту ребенка, медико-

психолого-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию

таких детей в общество.

В современных условиях количество детей с проблемами социализации

и интеграции в общество возрастает с каждым годом. К сожалению, в связи с

экономическими и политическими преобразованиями, мы вынуждены все чаще

говорить о детях, чьи родители лишены родительских прав, о брошенных детях,

о бродяжничестве, о детях инвалидах, о детях и подростках, находящихся в

следственных изоляторах и за решеткой. Многим из них не исполнилось и трех

лет. Они попросту родились там у мам, лишенных свободы. К этому

перечню прибавились дети, бежавшие от войны в Чечне. На фоне всех этих

событий увеличилась детская преступность, алкоголизм, токсикомания,

наркомания и проституция.

Все эти несчастные дети нуждаются в безотлагательной помощи

государства и каждого неравнодушного гражданина.

В современных условиях политических, социальных и экономических

преобразований страны, принятие Россией Конвенции ООН о правах ребенка,

вхождение России в мировое сообщество, широкий круг научных исследований в

области социологии, социальной психологии, социальной педагогики,

валеологии и появление новых профессий: социальный работник и социальный

педагог, становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной

системы помощи, защиты и поддержки детства.

Эффективность этой системы зависит, прежде всего, от того, какие

она вобрала в себя источники: подходы, образцы, идеи, технологии и др.

Можно выделить пять таких источников:

1. общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом

социальном заказе общества;

2. достижения всего комплекса наук о человеке: психологии, педагогики,

валеологии, к этому также можно добавить философию, социологию,

социальную работу;

3. теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт;

4. педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи,

школы, учреждений культуры и др.);

5. творческий потенциал работников социальной сферы (социальных

работников, социальных психологов, социальных педагогов и др.).[10]

Современное положение в деле социального призрения детей

своеобразно в том плане, что в настоящее время происходит переход от чисто

государственной системы к системе, включающей общественную

благотворительность. Т.е. в какой-то степени мы возвращаемся к

дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время элементы,

выработанные в период советской власти.

Используя накопленный в России положительный опыт призрения детей,

подключая к его реализации все общественные организации, а так же привлекая

частных лиц, государство должно взять на себя функции контроля за

деятельностью этих учреждений, и в первую очередь создать единую стройную

систему законов – нормативную базу, через которую будет осуществляться

должное оказание помощи всем нуждающимся детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. Москва. 1993.

2. Беляков В.В. Забота о детях в годы войны (1941-1945). // Воспитание

школьника. 1998.

3. Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной

помощи. // Актуальные проблемы современного детства. Москва. 1993.

4. Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание и организация

социально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации

детей и подростков. Москва. 1994.

5. История социальной работы в России. // Учебное пособие для студ. ВУЗ.

– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999.

6. Козлов И.В. Педагогический опыт А.С.Макаренко. // Книга для учителя.

Москва. Просвещение. 1987.

7. Лапин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в

современной России. // Актуальные проблемы современного детства.

Москва. 1993.

8. Лиханов А.А. Возвысим голос и дела. // Актуальные проблемы

современного детства. Москва. 1993.

9. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России.

Москва. 2001.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961).

Москва. 1998.

11. О положении детей в Российской Федерации. // Государственный доклад.

1994г. Москва. 1995.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.