реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальное призрение детей в России

Социальное призрение детей в России

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . 2

Глава I

Призрение в России как социальное явление

1. Понятие призрение . . . . . . . . . .

. . . . . . 4

2. История становления и развития социального призрения

детей в России:

1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6

2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .

. . . . . . 7

3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .

. . 10

4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .

. . . 13

5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .

. . . . 19

Глава II

Состояние социального призрения детей в современной России

2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .

. . . . 25

2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .

35

2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:

- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .

. 38

- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .

. 46

- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .

. . . 54

Заключение . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . 62

Список использованной литературы . . . . . . . .

. . . . 66

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

При внимательном взгляде на окружающую нас действительность

мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны с

историческим прошлым. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний,

традиций и навыков история помогает современному поколению людей не

повторять допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения

сегодняшних социальных проблем. Не случайно еще древние римляне с полным

основанием считали историю " наставницей жизни ". А идущий в настоящее

время процесс реформирования российского общества делает исторические

знания и исторический опыт особенно актуальными, поскольку они составляют

важное условие успешных преобразований в стране.

На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое

общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его

членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное

существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом

или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных

обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от

физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции

их в общество, что определялось характерной для данного общества

аксиологической (ценностной) позицией. Аксиологическая позиция, в свою

очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-

экономическими, нравственными воззрениями общества.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в

период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного,

сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к

детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в

тот исторический период стали закладываться традиции призрения.

Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство,

попечение - вот составляющие этого понятия.

Претерпевая множество изменений по форме, видам и содержанию

призрение сегодня выросло в целую систему социальной поддержки, защиты и

помощи нынешним нуждающимся.

Объектом исследования в своей дипломной работе я выбрала

историю и современное состояние детского призрения в России.

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества

личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные

нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.

А переходный период развития общества в настоящее время,

углубление кризисных процессов настоятельно требуют повышенной заботы о

детях и подростках.

В России накоплен богатейший опыт в этой области.

Десятилетиями вырабатывались механизмы оказания помощи нуждающимся детям,

апробировались самые разнообразные формы и методы социального призрения

детей и подростков.

Сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки

практически все аспекты проблемы социальной защиты детей России.

"Милосердие не должно следовать слепой чувственности, оно

должно быть столь же просвещенным, как и деятельным"[1] - вот формула,

которая должна быть положена в основу социальной работы с детьми.

ГЛАВА I

Призрение в России как социальное явление

1. Понятие призрение

Понятие призрение уходит своими корнями в глубь веков (см.

Приложение № 1).

В словаре Ожегова призрение трактуется следующим образом:

"Призреть, призрю, призришь (кого/что) (устар.) - дать кому-нибудь приют и

пропитание.

Призришь сироту// несов. Призревать, -аю, -аешь. Сущ. призрение - ср.р.[2]

В педагогической энциклопедии под призрением понимается:

( призирать - бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно,

милосердно.

"Призирайте на нужды ближнего своего".

( призреть - пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой,

озаботиться нуждами ближнего своего.

"Призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих".

"Бог призирает сирот".

( призрение или попечение, забота или призиранье неимущих, дряхлых, сирых,

больных.[3]

Современные исследователи уточняют и дополняют это понятие. Под

призрением детей следует понимать разнообразные формы и виды помощи:

- детям инвалидам;

- социальным сиротам;

- детям сиротам оставшимся без попечения родителей;

- безнадзорным;

- детям, бежавшим от войны;

- детям с девиантным поведением и т.д.

Таким образом, далее в своей работе я буду говорить о

существовавших, существующих и возможных (перспективных) формах работы с

детьми, нуждающимися в защите и помощи государства, государственных и

негосударственных учреждений, фондов, организаций и людей, которые решили

посвятить жизнь заботе о них.

1.2 История становления и развития социального призрения детей в России

Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и

развития социального призрения детей в России.

1 этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних

славянских общинах.

Этому мы находим подтверждение в этнографических материалах.

Внутри родовой общины имело место так называемое "приймачество" [4] -

усыновление. "Приймать в семью сироту", как правило, могли люди позднего

возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у

них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых

родителей, вести хозяйство и т.д.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь,

когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

Сироте могли назначать" общественных" родителей, которые брали

его на свой прокорм.

Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие

сироты назывались "выхованцами", "годованцами".

Обязательными "помочи" были в семье, где взрослые ее члены были больны. Их

называли " наряды миром". Соседи приходили, чтобы натопить печь, накормить

скот, ухаживать за детьми.

Таким образом, в древнейший период славянской истории

зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой

для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

2 этап. Начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные

отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных

форм поддержки и защиты нуждающихся детей.

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с

княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают

как бы два этапа своего становления.

Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который

условно обозначается с периода крещения Владимира I и второй половины XII

века - образования удельных княжеств и распространения христианства на

окраинах восточнославянских земель.

И второй период - со второй половины XII века по XIII век

включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с

монастырско-церковными формами призрения.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился

великий князь Владимир, которого в народе называли "красное солнышко".

Будучи от природы человеком широкой души, он призыва и других заботиться о

ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела.

Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян

к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных,

среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных

условий развития государства и духовного становления общества.

Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году,

учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.

Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот

Владимира Мономаха, о чем свидетельствует и его завещание: "Всего ж паче

убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите". Сестра

его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не

только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые

не содержали бы больницы, богадельни или приюты.

Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение

Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой

в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др.

Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться

уважительно к людям, заботиться о детях.

Князья, духовенство и лучшие люди земли русской, как

свидетельствуют летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только

что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались великим

религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и

любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить

голодного, напоить жаждущего, призреть хоть" единого из малых сирот".

По единогласному утверждению исследователей, призрение в таких

формах было не так вспомогательным средством общественного благоустройства,

как необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнейший русский

благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень

общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень

собственного духовного совершенствования.

Традиции призрения в русском народе не ограничивались

деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и

поддержку друг другу, и в первую очередь - детям. Дело в том, что в этот

период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для

общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не

ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не

оставался равнодушным к судьбам сирот.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о

ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при

скудельницах. Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей,

умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах

сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их

призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально

подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения

окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания,

игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру по нитке, а

бедному сироте сорочка", "Живой не без места, а мертвый - не без могилы". В

скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и

несчастное рождение.

При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись

выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед

детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок

передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные

отношения сглаживали остроту детских переживаний.

К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в

благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся

наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью

государства. В частности на Стоглавом Соборе в 1551 году Иван Грозный

высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех

нуждающихся в помощи - убогих и нищих, строить специальные богадельни и

больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

3 этап. С нач. XVII века до реформы 1861 года.

В этот период происходит зарождение государственных форм

призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения

детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с

его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей

грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра

I, который в свое правление создал государственную систему призрения

нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с

социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил

законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом

попечения государства.

В 1706 году открываются приюты для " зазорных младенцев", куда

было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности

происхождения, а за " погубление зазорных младенцев " Государь грозил

смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были

предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Число

таких младенцев постоянно возрастало. Так в 1742 году в одной Московской

губернии их числилось 865 человек в возрасте не выше 8 лет. На них

расходовалось 4731 руб. Кормлением младенцев занимались 218 кормилиц. При

этом постановлялось, что когда дети подрастали, то "мальчиков отдавали бы в

учение к какому-нибудь мастеру или в матросы, а девочек помещали к кому-

нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж.

Если в последствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в

помешательство, то могли возвращаться в приюты, как в родительские дома.

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством

вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских

воспитательных домов для "зазорных младенцев".

Благотворительная деятельность Российского Императорского двора,

прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму

устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр

благотворительности проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она

пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в

котором, в частности, предлагает "... отдавать младенцев (сирот) на

воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только

когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после

оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до

15". Так было положено начало системе воспитания сирот в семье. А чтобы

воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства

открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские

(пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и

оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских

гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в

1798 году было основано Попечительство о глухонемых детях.

В этот же период начинают создаваться общественные организации,

самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише,

которую государство не охватывало своим вниманием. Так при Екатерине II

(середина XVIII века) в Москве открывается государственно-филантропическое

"Воспитательное общество". В 1842 году, также в Москве, создается

опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня

Н.С.Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на

организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без

присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для

сирот, а в 1895 году - больница для детей московских бедняков.

Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его

приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин

Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С

этого времени начинают строить учреждения для этой категории детей, а в

1807 году открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых

детей.

В этот период в России начинает развиваться определенная

социальная политика и законодательство, складывается система призрения

людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно

отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает

специальные институты, которые начинают осуществлять государственную

политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. Динамику роста

институтов призрения и числа самих призреваемых можно увидеть на диаграмме.

Динамика роста институтов

призрения [5]

[pic]

Динамика роста призреваемых

[pic]

Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться

инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится

субъектом права: ему предоставляют ясные жизненные гарантии и тем самым

обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность

соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами,

принципами жизни. Отсюда жесткая детерминация социально-необходимого

поведения и жизненного сценария личности. По отношению к детям помощь

выступает как волюнтаристско-административная система социализации. Причем,

если раньше помощь

детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и

требованиям, то в этот исторический период выдвигается тезис о

государственной необходимости.

4 этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.