реферат бесплатно, курсовые работы
 

Калуга

группы у яслей стоит взнузданный конь с волом. Кроме бревенчатого здания,

на заднем плане иконы изображены другие здания, стоящие вдалеке на высокой

горе, где видны и волхвы, приближающиеся на конях”. Также редки по сюжету

иконы: “Видение лествицы”, “Исцеление расслабленного” и Благовещение. Есть

и крест с частицами мощей святых, иконы из кипарисового дерева — св.

Власия, Сильвестра с частицами мощей.

Храмовый образ пр. Илии относят к XVI в.; его чтут и старообрядцы. Образ (1

1/2х1 1/4 ар.) в сребровызолоченной ризе (1853). Пророк изображен сидящим

на камне с посохом, в хитоне и в верхней одежде из козьих кож. В верхнем

углу иконы поясные изображения св. Василия и Анастасия. Полагают, что это

христианские имена строителей храма. Предание приписывает образ кн.

Симеону.

Верхний храм холодный во имя Казанской иконы Богоматери. Он также расписан

живописью византийского стиля; сюжеты взяты из жизни прор. Илии и других

пророков. Картины же шатровых сводов изображают “страсти Господни” и служат

как бы дополнением к иконостасу, пятым его “страстным” ярусом, бывавшим в

иконостасах старинных храмов. Живопись в алтаре 1840 г., а в трапезе 1855

г. (В трапезе в 1833 г. обрушились своды и тогда же исправлены).

Иконостас этого храма сооружен, по-видимому, в 1760 г., как свидетельствует

надпись на мече арх. Михаила, изображенного на северной двери. Это второй

иконостас; несколько же старых икон прежнего иконостаса хранятся в

церковной кладовой. Иконостас в 1865 г. решили промыть, но сделано это было

так неумело, что иконопись попортилась, первоначальный колорит красок

исчез, на иконах оказались продольные полосы, образовавшиеся от едких

жидкостей промывальщиков. Иконостас четырехъярусный. В праздничном ярусе

иконостаса заслуживает внимания икона Рождества Христова с бабкой-

повитухой; сюжет заимствован из апокрифического евангелия. На образе

Преображения имеется иконографическая особенность: со стороны Моисея

изображен гроб в виде четырехугольного ящика. Храмовый образ Казанской

иконы Богоматери за правым клиросом написан на кипарисной доске с

углублением с лицевой стороны, что позволяет отнести икону к XVII в. Иконы

Богоматери Толгская и Боголюбская XVII в. и являются местночтимыми.

Старинный образ “Знамения Богоматери”, стоявший некогда на башне крепостных

ворот (7х5 в.) вставлен в складень, помещенный под иконостасом, у северной

стены храма. На складне изображения апостолов и Богородицы. На Тихвинской

иконе Богоматери имеется привесок кипарисный крест-мощевик, который может

быть признан не позже XVIII в. Запрестольные иконы — “Сошествие в ад” и

икона с двусторонним изображением Одигитрии и Николая чудотв. с темными

ликами относятся к старине, не позже конца XVII в.; писаны на досках с

углублениями.

Из евангелий есть одно, напечатанное в 7141 г. (1633 г.) и другое 1758.

Последнее интересно гравюрами евангелистов пред каждым из четвероевангелии

и четверостишиями под гравюрами.

В ризнице хранится пентикостарий, или пятидесятница 1670 г. Москов. печ.

Возле Ильинской церкви вниз, стоит Казанский девичий монастырь9. Он основан

в царствование Михаила Федоровича Романова, не ранее 1626 г., так как в

описи Плещеева он не значится. В 1653—1654 гг. он уже существовал. В одной

из челобитных игуменья Маремьяна Пальчикова говорит, что “иконы, книги,

ризы, епитрахили” и пр.— все было пожертвовано в царствование Михаила

Федоровича. Вероятно, он основан в 30-х гг. XVII в10. По описи Полуэктова

1685 г., монастырская церковь показана уже каменной. В “Топографических

известиях” (1772, материалы 60-х гг.) церковь значится перестроенной в 1726

г. двумя калужскими купцами. Церковь была одноглавая, с небольшим сквозным

фонарем, по плану квадратная. В 1827 г. пристроена трапеза с двумя

приделами; приблизительно в то же время построена и колокольня. В начале XX

в. сооружен на месте прежнего новый храм. трехпрестольный, который освящен

6 июля 1903 г.

Стиль здания — византийский с пятью куполами, из коих средний 11 арш. в

диаметре. Купол поддерживается четырьмя столбами; арки высокие. На западной

стороне — хоры. Иконостас — четырехъярусный, живопись — современная.

Из достопримечательностей отметим икону пр. Зосимы и Савватия Соловецких, с

надписью 1685 г. и с изображением церковных построек Соловецкого монастыря;

2) перила церковных клиросов с изображениями сивилл и с надписями. 3) В

архиве монастыря хранится несколько столбцов (нам известно до 30) XVII в.,

которые впрочем, частью изданы г. Зинченко (Правосл. Обозр. 1885 г.).

От Ильинской церкви на восток идет Богоявленская улица11, которая в XVIII

в. называлась Спасской12 и тянулась от Березуйского оврага вплоть до

Тульской заставы через весь город. На Богоявленской, почти на углу

Черновского проулка находится лютеранская церковь13. Это маленькое здание,

построенное в 1863 г. на том месте, где был первоначально детский приют.

Лютеранская церковная община невелика; в ней всего около 100 человек.

Примечательного в “Kirche” ничего нет.

Рядом с ней находится железнодорожное техническое училище14, построенное

тоже в доме, принадлежавшем детскому приюту, поступившем к нему от помещика

Чернова. В 1879 г. он был куплен за 10 тыс. руб. под открываемое училище.

Преподавание в этом учебном заведении направлено к образованию техников для

железнодорожной службы. Курс трехлетний, по окончании которого требуется

двухлетняя железнодорожная практика. Принимаются по экзамену лица от 14 до

18 лет, прошедшие курс двухклассных сельских (5 летн. курс), уездных

городских и двухклассных церковноприходских училищ. Плата — 10 руб. в год.

При училище общежитие на 50 человек с платою по 130 руб. в год. В 1910 году

было 70 учеников; бюджет его — 17.175 руб.

Vis-a-vis с Техническим училищем, на Богоявленской только улице, помещается

частное реальное училище Ф.М. Шахмагонова15 с правами правительственных

училищ. Оно открыто 30 августа 1906 г., а права получило в 1911 г. До 1912

г. оно сформировало шесть классов; в 1912—1913 гг. открывается VII кл. В

1910—1911 гг. учеников было 216; содержание обходилось в 19.187 руб.

Через дом от реального училища, против самой Богоявленской церкви,

находится Епархиальное женское училище16. Оно было открыто на средства

епархиального духовенства 10 ноября 1879 г., на основании указа св. Синода.

Здание было заложено в 1878 г. на месте, купленном у купца Ерохина. По

смете, оборудованное здание стоило 60 тыс. руб. Средства были взяты от

обложения духовенства и от Огорской и Улемльской лесных дач. В сентябре

1879 г. был сформирован совет училища и приглашена начальница. Сначала было

открыто только 3 класса, в которые поступило 133 ученицы. Постепенно были

открыты еще 3 класса. За 25 лет окончила курс училища 1061 девица. В 1906

г. был открыт VII класс. С 1902/3 гг. училище становится двуштатным. В 1895

г. училищное здание оказалось уже малопоместительным, почему был приобретен

за 30 тыс. руб. дом Золотарева, в котором поместили два класса и общежитие

на б5 человек. Общежитие предполагалось потом на 100 человек, но помещалось

в нем 1701 Естественно, что в 1899 году была начата пристройка к училищу в

31/2 этажа, которая вместе с введением водяного отопления обошлась в 88

тыс. руб. В 1904 г. число живших в конвикте достигло предельной нормы —

350; более здание вместить не может.

Симпатичной стороной училища является забота о воспитании сирот. В 1904 г.

на благотворительные церковно-епархиальные средства и стипендии

воспитывалось 149 учениц, причем духовенство отпускает на 125 сирот 14 тыс.

руб. При училище в 1885 г. устроена церковь усердием Калужского городского

головы И.К. Цыпулина; в 1894 г. устроено отдельное здание для больницы

стоимостью в 10 тыс. руб. Стоимость содержания училища быстро растет; в

начале XX в. содержание его стоило 62 тыс. руб.; в 1910 г.— уже 86.167 руб.

Учащихся в 1911 году было 562.

Училище расположено против Богоявленской церкви. Она, по-видимому,

существовала уже в начале XVII в., так как в описи Бегичева и Пчелина 1617

г. упоминается Богоявленская сотня. Но в описи 1626 г. этой церкви мы не

находим; она, вероятно, сгорела в 1622 г. На ее месте в 1626 г. стояла

церковь велмч. Варвары с приделом во имя св. Николая, “за острогом, в

старом остроге”, деревянная. Но в 1685 г. эта церковь описана как

Богоявленская с приделом во имя влмч. Варвары, деревянная, с 7-ю

колоколами. Каменная построена прихожанами в 1735 г. с двумя приделами во

имя Афанасия Александрийского и Богоматери “всех скорбящих радости”.

Появление двух приделов объясняется размножением прихожан, в состав которых

входили и рабочие полотняных фабрик купеческих домов Чернова, Торубаева и

Билибина. Новая колокольня вместо обветшавшей построена в 1832 г.; тогда же

поновлена и трапеза, а в 1849 г. расширена.

Настоящая имеет форму куба, напоминая видом Благовещенскую церковь. С боков

куба вытянутая полукруглая средина (закомара) с живописным изображением;

над кубом светлый большой восьмигранник, с круглым куполом; на куполе

высокий сквозной восьмигранный трибун-фонарь с двойной главой; крест — с

маленькой коронкой. На алтарной абсиде сделаны небольшие ниши, в которых

писаные изображения святых.

Колокольня трехъярусная. Нижний ярус составлен портиками на парных колоннах

тосканского стиля, с украшенными углублениями капителей; антаблемент

украшен фризом; в фронтонах лепное всевидящее Око. Колонны второго яруса по

краям пролетов с капителями коринфского стиля. Третий ярус тоже с колоннами

у пролетов. Колокольня четырехгранная.

Из икон чтится древний образ Афанасия Вел. В церкви есть евангелие 1628 г.

москов. печ. Из икон обращают внимание: 1) св. влмч. Варвары XVII в. в

интересной ризе с жемчужным убрусом; 2) пр. Сергия Радонежского, не позже

XVIII в. (значится в описи начала XIX в.), рамка с житием новая; 3)

Тихвинский Б. М. не позже конца XVII в.; 4) Тихвинская же в гл. иконостасе

не позже XVIII в. в ризе с жемчужным убрусом; 5) Успения Б. М., не позже

начала XVIII в.; 6) Воскресения Христова на горнем месте, XVII в.; 7) над

царскими вратами — Успения (XVII в.); 8) Богоявления, храмовая, середины

XVIII в.; 9) Николая чудотворца в приделе — чтимая; 10) в придельном алтаре

— Владимирской Б. Матери (XVII — нач. XVIII в.); 11) медный крест,

вделанный в икону, в алтаре; 12) иконостас имеет над царскими врагами 2

резных ангела с рипидами; такие же два ангела над следующим ярусом

иконостаса по краям; 13) Распятие, венчающее иконостас, резное; 14)

оловянный потир, два дискоса оловянных (с отломанными ножками) и маленький

потир из дароносицы.

За Епархиальным училищем идет вниз переулок, отделяющий училище от

Архиерейского дома. В этом переулке внизу виднеется церковь — это

Покровская под горой17, или, как она называлась ранее, в “Кожевниках”. По

описи 1626 г., она показана в старом остроге, деревянною, “клетцки о дву

шатрах”, в приделе “три святители, Василья Великого, Григорья богослова да

Иванна Златоустаго”. В 1685 г. она значится каменною с тем же приделом. До

1889 г. она с XVIII в. уцелела, не подвергаясь пожарам. Это была одноглавая

церковь с восьмигранным барабаном, с трапезой в виде галереи, с приделом и

небольшой колокольней. Фасад был кирпичный с тщательно исполненными

деталями из лекального кирпича. За ветхостью церковь в 1889 г. была

разобрана и заменена новой, поставленной немного выше прежней.

Храм одноглавый, небольшой. Колокольня пирамидальным шатром с слуховыми

окнами, как в церкви во имя Воскресения. Близ алтаря со стороны реки стоит

часовенка, построенная на месте прежнего храма.

В церкви уцелело несколько старинных икон: 1) Икона Покрова пр. Богородицы

XVI в., вверху ее новые изображения; 2) икона Воздвижения со вставным

крестом в середине — древняя, но попорчена поновлением; 3) икона

Черниговской Богоматери — XVII в.; 4) Икона Гурия, Самона и Авива,

попорчена поновленном, особо чтимая невестами; 5) икона св. Николая с

житием XVI — нач. ХVII в.

Сохранилось два напрестольных креста: 1) один относят к 1527 г.—

серебряный, вверху херувимы и серафимы, внизу св. Николай, по концам

распятия Богоматерь, св. Иоанн и сотник; 2) другой вызолоченный, 7136 г.

(1628), вверху изображено Воскресение Христово, внизу положение во гроб.

Оба креста-мощевики. Сохранилось и напрестольное евангелие 1676 года.

Что же касается Архиерейского дома18, обнесенного оградой, с обширным

садом, то он сделался местопребыванием калужских епископов только с 80-х

годов, а до этого времени архиереи жили при духовной Семинарии. Калужская

же епархия существует, в качестве самостоятельной, с 16 .октября 1799 г.,

входя до этого времени в состав епархии частью Московской, а частью

Крутицкой. При открытии в епархии было 689 церквей.

Первым епископом Калужским был Серапион, но он не был в Калуге, так что

счет ведут обычно со второго — Феофилакта Русанова, который впоследствии

был митрополитом. Из последующих епископов заслуживают внимания: Евгений

Болховитинов (19.VII.1813 — 7.II.1816), потом митрополит и известный

ученый, 2) Филарет Амфитеатров, бывший потом Митрополитом Киевским, 3)

Григорий Постников — потом митрополит С.-Петербургский и 4) Александр

Светлаков, ученый и духовный популяризатор, духовный композитор.

В архиерейской ризнице имеются антиминсы дониконовского времени. Церковь

при архиерейском доме построена в 90-х годах. Стиль ее византийский. 15—17

октября 1899 года был торжественно отпразднован юбилей столетия епархии.

Богоявленская улица выходит на перекресток, на котором стоит Спасо-

Слободская церковь19, или в просторечии Спас на Жировке. Первоначально она

была деревянная и перенесена на свое место переселенцами из села Спасского

Нового, не ранее 1649 г. В 1685 г. она значится “в новой слободке” с шестью

колоколами. В 1732 г. усердием купца Рыжова построена каменная церковь с

приделами: 1) во имя Черниговской иконы Богоматери, и 2) во имя свмч.

Харлампия. В 1848—1850 гг. усердием другого Рыжова (Харьковского 2-й

гильдии купца) церковь перестроена и украшена; тогда же построена и

колокольня.

Наружным видом храм резко отличается от других церквей. Настоящая

представляет два поставленных один на другой куба; второй, верхний, уже

нижнего и держится на четырех наполовину поднятых вверх плоскостях,

наклоненных внутрь храма. Вверху небольшой шатрообразный на четыре ската

купол, а над ним удлиненный четырехсторонний трибун (столбиком) с

заостренным верхом, на котором миниатюрное яблоко и крест. Над алтарями

приделов над общей линией трапезы вытянуты вверх с обеих сторон по кубу,

увенчанному византийским куполом; здесь же, по боковому фасаду, окно с

наличником из колонок с орнаментом в верхней части.

Колокольня тоже необычной формы. Она напоминает башню-бойницу, и от нее

веет чем-то нерусским. Нижний ярус ее четырехсторонний, но с выемками на

углах; следующий двойной ярус — восьмигранный, а над ним меньший

восьмигранник; все восемь граней у всех ярусов со сквозными пролетами; верх

же — высокий пирамидальный, глухой.

Трапеза храма держится на двух столбах, уставленных киотами с иконами.

Иконостасы в приделах двухъярусные, иконы византийского стиля, в нижнем

ярусе в богатых окладах. Церковь расписана в трапезе живописью недавнего

времени. В трапезе обращает внимание икона Черниговской Божией Матери с

повешенным на ней крестом-мощевиком, больших размеров, старинная, не позже

XVII в. Рядом с ней икона свв. Власия и Модеста, того же времени. В другом

приделе старинная икона св. Харлампия с крестом-мощевиком. В притворе

большая икона Страшного Суда, “построенная 9 авг. 1713 г. тщанием

священника и прихожан”. На иконе много примитивного в композиции. В этой же

части есть икона Воскресения, новая по внешнему виду, но старинная по

сюжету.

Настоящая без столбов; богато расписана. Живопись, исключая верха,

пристроенного и расписанного позже, XVIII в.20 Сюжеты росписи и исполнение

довольно любопытны, как, напр., Петр Афонский, лежащий нагим с бородою до

колен и др. Расписанные иконы во многих местах обрамлены и выделены от

других. Кое-где заметны следы неловких поновлений.

Иконостас пятиярусный: царские врата с резными евангелистами и их

эмблемами; в Верхней части врат — Бог Вседержитель, тоже резной с двумя

резными же ангелами по бокам. Из икон обращают внимание: 1) Преображения в

богатой ризе, вероятно XVII в.; 2) Иоанна Предтечи с крылами и чашей, а в

ней младенец. Над иконами 1-го яруса поставлены небольшие иконки

двунадесятых праздников, довольно примитивной живописи; внизу же икон 1-го

яруса написаны события из библейской истории — на небольших круглых досках.

Из других икон упомянем св. Николая близ правого входа; чудотворец

изображен с мечом и церковью в рост небольшого формата; по бокам житие;

доска углубленная в середине. Над иконой Калужской Богоматери у левого

клироса небольшой складень.

Из евангелий: одно 1657 г., в бархатном окладе с Богом Вседержителем на

престоле в наличнике-среднике; другое 1740 г., “тщанием Калужского купца

Михаила Щербачева”, весом более 1 п., с богатыми изображениями на эмали и с

камнями. Наконец, есть оловянная дарохранительница.

На юг от Спас-Жировской церкви, внизу, находится Знаменская церковь21. В

описи 1626 г. она названа церковью во имя влмч. Варвары с Никольским

приделом “за старым острогом”. В 1685 г. она показана уже Знаменскою, что

на Зеленой с приделом влмч. Варвары, деревянная, с 5-ю колоколами. Каменная

церковь построена в 1720 году усердием купца Ланина и других прихожан.

Церковь хорошо сохранилась почти в том виде, как была выстроена.

Пять глав, венчающих церковь; трехабсидный алтарь, с портиком на средней

абсиде, стоящим на двух, далеко одна от другой отстоящих, дорических

колоннах; живописное изображение во фронтоне портика; пирамидальная

невысокая, примитивно поставленная колокольня; несимметрично и неправильно

пристроенный придел по правую сторону церкви; и вместе с тем некоторая

грациозность и правильность отдельных частей здания — представляют

переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к

постройкам конца XVII и XVIII вв. Архитектура колокольни, несмотря на

одновременную постройку с церковью, древнее ее. Заметно, что колокольня

скопирована целиком с какого-нибудь древнего оригинала, так как колокольни

в это время, как видно из одновременной Георгиевской “за верхом” церкви,

строились выше, и пирамидальнообразные крыши делались острее. Наружных

украшений у Знаменской церкви мало; только по одному ярусу колокольни

устроены небольшие ниши, в которых находятся маленькие головки лепных

ангелов; но есть основание полагать, что в начале своего существования вся

церковь была раскрашена разноцветными колерами; остатки этой раскраски

довольно хорошо сохранились на церковных главах и на крыше колокольни.

Конструкция сводов древняя; купол церкви внутри красиво разделан и расписан

в русском стиле. Иконостас древней формы, увенчан распятием на кресте и

четырьмя фигурами по бокам, написанными на досках и вырезанными силуэтом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.