реферат бесплатно, курсовые работы
 

Калуга

боковой фасад имеет по три окна, в подклетном и верхнем этажах, а правый —

ни одного, и нет даже карниза; по-видимому, с этой стороны к дому примыкали

какие-нибудь постройки к задней стороне фасада, на всей длине которого

карниза тоже не сохранилось, вероятно, была пристроена галерея, и, быть

может, даже с каменными столбами, так как в стене заметны концы обрубленных

железных связей. Дом сложен из крупного кирпича (7 X 3 1/4 X 17/8 в.). Для

укрепления фасада употреблялся лекальный кирпич, колонки же в оконных

наличниках сделаны из белого известкового камня”... “Дом был крыт тесом;

крыльцо имело между кубышками открытое место; сход был”, по-видимому,

такой, как в реставрированном виде, ибо окна внизу не соответствуют верхним

(Преображенский).

Музей открыт в доме 20 апреля 1897 г. местной ученой архивной комиссией. В

настоящее время 3 комнаты в верхнем этаже и одна в нижнем почти сплошь

заняты предметами и документами.

При входе налево помещается религиозный отдел, где есть царские врата XVI и

начала XVII в., иконы, складни, резные изображения, венцы, кресты и пр.

Вторая витрина деляновская38. Над ней на стене и окне древнее оружие: меч,

сабли, стрелы, бердыши, огнестрельное оружие, кольчуга и пр. В углу, где

стоит вооруженный воин, поставлены 11 значков головы и старшин ремесленных

цехов: 1) портновского, 2) серебряного, 3) сапожного, 4) картузного, 5)

булочного, 6) столярного, 7) живописно-малярного, 8) кафельного, 9)

прядильного, 10) кузнечного. Третья витрина этнографическая – головные

уборы, серьги, гребенки, туфли, кисеты и пр., игральные карты с лицами

императорских фамилий. На окнах расположены находки раскопок, относящиеся к

различным эпохам. В четвертой витрине также предметы, добытые раскопками:

черепа, орудий, предметы домашнего обихода и пр. каменного и железного

века. В V-ой — медали и жетоны. VI и VII витрины нумизматические, внизу, в

подвеске, кредитные билеты. На стене над нумизматической витриной царские

врата Архангельской церкви с обильной резьбой XVII в. На окне стоят кубышки

и монеты, найденные в кладах. VIII — стоячая высокая картина — содержит

уборы и украшения поволжских инородцев. IХ-Х — Указы Государей, расписка

Шамиля и пр. Кругом поставлено 16 цеховых знамен. Посредине комнаты стоит

одна витрина с фарфором, стеклом и майоликой; обращают внимание два

майоликовых кувшина. Рядом с этой стоит маленькая витрина с разными мелкими

предметами (чернильницы дьяков, модель саркофага Наполеона из мрамора,

дагерротип и пр.). Наконец, около задней стены разные кафли, сундучки,

трубки, ручная пушка и разные предметы домашней утвари. Обращает внимание

инструмент г. Гурьева, представляющий из себя соединение арфы со скрипкой.

(Г. Гурьев был помещиком с-ца Бабаева в 25 в. от Калуги). Предметов в

комнате не особенно много и, кроме того, они скучены.

Лучше других отделов нумизматический, в котором имеются монеты Боровского

удельного князя (известны монеты: 1) на одной стороне воин с мечом;

надписи: “Василий Ярославич”, на другой стороне также надпись в три строки;

2) на одной стороне князь в кресле, с надписью кругом “Василий Ярославич”,

на обороте всадник, поражающий копьем змеиную голову, у локтя руки “К. И.”,

кругом надпись “Василий Ярославич”; 3) на обеих сторонах всадники с

надписью; 4) на одной стороне всадник с копьем и собакою, на др. надпись и

др.).

Во второй комнате повешены картины, рисунки, снимки, витрина со старинными

книгами и витрина с письмами Пушкина. Представляют некоторый интерес: 1)

перо Н.В. Гоголя; 2) 2 снимка путешественника с нарядов калужских купчих

конца XVIII и нач. XIX в.; 3) картина неизвестного художника “Петр Великий

под Полтавой”; 4) портреты еп. Феофилакта и Григория; 5) триумф 1813 г.,

где Наполеон составлен из символических изображений; 6) 2 литограф.

Мюнстера “группа русских писателей”. Портрет городского головы И.В.

Торубаева (1812 г.) и портреты Золотаревых.

В третьей комнате находятся документы воеводских канцелярий XVIII в. и в

особом сундуке несколько столбцов и грамот XVII в.

В нижнем этаже — документы уездных учреждений и др. XIX в. и витрина с

костями доисторических животных и окаменелостями.

Наконец, в сарае коляска преосв. Феофилакта, купленная в Москве в начале

XIX в., принадлежавшая ранее двору. Коляска раззолоченная и относится к так

называемым “берлинам”.

На углу следующего пересечения Золотаревской улицы39, против Одигитриевской

церкви, находится дом Шамиля40, где ныне помещается городское

четырехклассное училище. Шамилю (родился в 1797 г. в Дагестане)

местожительством была назначена Калуга 11 сентября 1859 г., когда он ехал

уже в Россию. Для него подыскали дом — особняк подполковника Сухотина за

900 руб. в год. Это трехэтажное здание простого казенного типа, с

интересными, впрочем, по замыслу барельефами, только боковой стороной

выходит на улицу; фасад же и надворные постройки находятся внутри двора,

обнесенного невысокой каменной оградой; только один лишь флигель,

представляющий собой одноэтажное каменное здание, лицевым фасадом выходит

на улицу. В трех этажах дома, соединявшихся один с другим каменной

лестницей, было 13 комнат, расположенных коридорной системой. Лучшие

комнаты бельэтажа предназначены были для самого Шамиля; одна из них –

диванная палатка — была с наружной дверью, выходившей на балкон с восточной

стороны дома, к которой прилегал довольно большой тенистый сад. (Теперь дом

подвергнут переделке).

Шамиль прибыл 10 октября 1859 г. с сопровождавшим его полков. Богуславским

на 3 экипажах с конвоем. Его встретили комендант и губернская

администрация. Но дом не был еще готов, почему Шамиль остановился в

гостинице “Coulon?a”. Интерес жителей к нему был велик, и литографированные

портреты Шамиля и членов его семьи были раскуплены нарасхват. Народ

толпился перед гостиницей. Переезд в дом совершился 12 ноября. Шамиль

остался доволен помещением и вниманием калужан, приславших ему на новоселье

хлеб-соль. В январе 1860 г. прибыла семья Шамиля; всего с прислугой 22

человека (2 жены, 2 сына, 4 дочери, 2 зятя и 2 невестки — 12 человек). Жены

имама жили в верхнем этаже и держались в затворничестве. На содержание

пленников отпускалось 15 тыс. руб. в год, не считая найма, ремонта и

обстановки дома. Кроме того, государь подарил Шамилю прекрасную коляску и

четверку лошадей. Шамиля развлекали. Его знакомили с семейными домами

высшего общества, возили на балы, концерты, в цирк, театр. Он посещал

школы, больницы. Театр он любил, а его присутствие очень занимало публику.

Но долее 10 часов Шамиль не засиживался. В гимназии имама более всего

интересовали естественный и физический кабинеты, а в последнем особенно

магнит. Шамиль любил детей; добрым кунаком его был предвод. дворянства А.С.

Щукин. В своей жизни грозный кавказец был прост, в пище умерен; вставал

очень рано; обычно занимался чтением арабских рукописей или Корана. 26

августа 1866 г. Шамиль в дворянском собрании в торжественной обстановке

принес присягу на подданство и верность императору, а осенью ездил в С.-

Петербург на свадьбу Александра III.

Климат дурно влиял на здоровье женщин, и они болели, почему 25 ноября 1868

г. Шамиль оставил Калугу и поселился в Киеве, а 4 февраля 1871 г. умер в

Мекке.

Одигитриевская церковь во имя Смоленской иконы Богоматери41 впервые

упоминается в описи 1685 г., где названа деревянная церковь Одигитрии “на

песку с 4 колоколами”. Нынешняя каменная церковь с приделами во имя Софии

Премудрости Божией и Трех Святителей построена в 1750—1751 гг. на месте

деревянной. Трапеза и колокольня перестроены в 1831—1832 гг., (по клировым

ведомостям; в другом источнике дата 1834 г.). Храм пятиглавый, имеет форму

куба (без трапезы). Боковые входы имеют портики на 4 дорических колоннах,

над портиками по одному полукруглому окну, над коим на стене написаны по

одной иконе московского письма. Трапеза имеет с обеих сторон небольшие

фронтоны. Кругом алтаря поставлена колоннада из 4 дорических колонн.

Колокольня трехъярусная, первые два четырехугольные, а третий круглый. Во

втором ярусе вместо прорезной арки сделаны нищи, по углам которых

поставлено по одной дорической колонне; прорез сделан только в верхней

части арки — полукружии.

Иконостас в храме новый, сооруженный в 1911 г. в стиле empire. Из икон

заслуживают внимания Одигитрии и Тихвинская. На последней имеется надпись:

“Сей св. образ пречистыя Девы Владычицы Богородицы переписася с опасным

изследованием мерою и подобием со всечестныя чудотворныя иконы Тихвинския,

сущия во св. ея обители на Тихвине, по обещанию многогрешного Варсонофия

тоя же св. обители архимандрита; поставлен же во граде Калуге во всечестнем

Богоматере храме Одигитрии, сущем на песках, лета 7188 году (1680)”.

Вниз к реке42, от Одигитриевской церкви, улица ведет на Смоленскую заставу.

Там находится церковь Спаса за Верхом. По-видимому, этот храм в начале XVII

в. стоял в городе, т. е. в крепости. Вероятно, это та самая церковь, про

которую в описи 1626 г. сказано: храм Преображение Спасово “пуст, строенья

нет ничего”, “в городе ж”.

В описи 1685 г. этого храма в крепости уже нет; но зато появляется новая

церковь “Спаса на глубоком”, деревянная; вероятно, за этот 60-летний

промежуток она была перенесена на настоящее место. Нынешний храм — с

приделами Никольским и во имя пр. Нила Столобенского; он построен в 1700

г.; приделы за время 1804—1810 гг. при содействии купца Сорокина.

Колокольня сооружена в 1776—1778 гг. Настоящая в форме вытянутого куба

имеет пять глав, посаженных близко друг от друга (не на углах). Вместо

обычных кокошников под кровлей такие же полукруглые изображения святых с 3-

х сторон. С боков трапезы слабые фронтоны, тоже со священными изображениями

внутри; над окнами, в полукружиях изображены св. лики. Колокольня

трехъярусная, готического стиля, почти скопированная с колокольни

Воробьевской церкви. Такие же колонны, поставленные по три по углам каждого

яруса одни над другими; такие же оконца-голосники; такой же прорезной

трибун-шпиль.

Иконостас настоящей церкви, стенопись алтаря и большинство икон в храме

относятся к XVIII в. Иконостасы приделов и стенопись XIX в.

К достопримечательностям храма относятся: 1) Икона св. Иоанна Воина,

написанная, как видно из надписи, в 1699 г. Письмо сохранилось хорошо.

Серебровызолоченные венчики и подбородень иконы, судя по работе, могут быть

отнесены ко времени написания иконы. 2) иконы св.-мч. Власия и вмч.

Параскевы с чудесами могут относиться к XVII в. Однако первоначальная

живопись икон испорчена позднейшими неумелыми подновлениями. 3) Икона

Богоматери “Печорская”. С 1877 г. чтится прихожанами чудотворной. Письмо

новое. 4) Напрестольное евангелие москов. печ. 1640 г. Размер в лист;

обложено красным бархатом с серебровызолоченным средником и угольниками на

верхней доске. На средине изображен “деисус”, на угольниках — евангелисты.

Средник и верхние два угольника, судя по работе, относятся к XVII в.,

остальные два позднейшей работы, вероятно, XVIII в. Сосуды и богослужебные

книги XVIII в.43

Недалеко от Одигитриевской церкви находится храм во имя св. Георгия “за

верхом”44. Первое упоминание о нем находим в описи 1685 г., где он

обозначен: церковь Георгия на песку с 6 колоколами. (Летописец церкви и

некоторые исследователи находят храм и в описи 1626 г.; однако, на

основании работы П.А. Трейтера, мы убедились, что они смешивают, не

задаваясь вопросом о топографии, заверхский храм с тем, что на Воробьевке а

последний с храмом “за лавками”, почему храм на Воробьевке фигурирует два

раза). Храм первоначально был деревянный, но к 1701 г. он был уже каменный

двухэтажный. Он сооружен, по преданию, купцом Коробовым, во вкусе построек

времен Алексея Михайловича.

В верхнем этаже один придел во имя Воздвижения, а в нижнем 3: 1) во имя св.

Георгия, 2) во имя особо чтимой иконы “Утоли печали” и 3) во имя Иоанна

Предтечи.

Корпус храма и наружная отделка сохранены в том почти виде, как выстроен

храм пятиглавый; по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех

романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи

сначала были открыты, но в конце XVIII в. сделана кровля, которая держится

на 5 четырехугольных колоннах. На галереи и во храм 2-го этажа ведут с

обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с

кубиками. Особенное внимание в художественном отношении привлекает к себе

отделка дверей как в нижней, так и в верхней церкви, сделанная из

“мячковского камня” в русском стиле. Двери остаются в неприкосновенности

раскрашенными, как были. Церковь формою полукорабль высотою 20 с., длиною

15 с. Наружные стены верхней церкви украшены крестами; кругом церковь

обведена зубчатым поясом и 5 кирпичей на угол. Особенно интересны карниз

церкви и алтаря и наличники окон. На окнах витые колонки, а над ними резные

кресты; в верхних окнах ставни. В стенах верхней церкви есть голосники.

Кровля — шатровая; алтарь — трехчастный.

Колокольня трехъярусная, с пирамидальным стройным шатровым верхом. На крыше

колокольни симметрично расположены красивые двойные, четырехугольные и

круглые пролеты слуховых окон. Во 2 и 3-ем ярусах есть оконца: два оконца

во втором и одно в третьем. Наличники их с колонками, как в окнах церкви

Покрова на рву. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом; по бокам его

вырезано по кресту, заключенному в четырехугольник, по углам которого по

круглому диску, так что кресты окружены четырьмя дисками.

Верхняя церковь расписана, как показывает надпись в алтаре и на стенах ее,

в 1766—1767 гг. Над престолом устроена деревянная резная сень,

вызолоченная; это древнее алтарное украшение. Иконы в нижнем храме писаны

на полотне, наклеенном на углубление доски, что свидетельствует о их

старине. Из них в нижней церкви выделяются: иконы Спасителя, вмч. Георгия,

св. Николая, Иоанна Предтечи и др. В верхней церкви икона Иерусалимская

Богоматери, писанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым; она более

человеческого роста; над царскими дверьми икона св. Троицы писана на

жестяных ребрах. Наиболее чтимой, как указано, является икона “Утоли

печали”, находящаяся в нижней церкви. Она сооружена купцом Сысоевым, на

подобие и по мере с иконы в церкви св. Николы на Пупышах, по случаю

чудесного избавления от болезни за границей в Кенигсберге. Размер иконы 26

Х 18 в.

Из других предметов старины выделяются: 1) напрестольный крест с частицами

мощей 9 святых печерских с надписью: “лета 7194 (1686) году марта во 2 день

построен сей крест калужанами в Калугу на посад к церкви страстотерпцу

Христову мученику Георгию, что на песку”; 2) другой крест 1767 года очень

фигурной работы с подобной же надписью; 3) евангелие 1759 года в 16 X 11

вершков, весом 1 пуд 23 1/2 фунт.

В верхнем этаже имеется археологический шкафчик, в котором сохраняются: 1)

Символ веры в лицах — икона глубокой древности 8х6 вер. Над первым рядом

изображений вырезаны на рамке слова символа с “Верую” до “От духа свята”, а

под словами: а) Адам и Ева в раю; b) Преображение; с) Благовещение. Во

втором ряду под словами, написанными на иконе, до “и вочеловечшася”: а)

Рождество Христово, b) Распятие, с) Воскресение. В третьем ряду: а)

Вознесение, b) Сошествие во ад, с) Страшный суд. В четвертом ряду: а) храм

с прововедующими священниками, b) воскресение мертвых, с) царство

блаженных. В том же шкафчике: 2) деревянный крест, сломанный и вделанный в

доску. Он состоит из пяти кругов со священными изображениями; 3) оловянные

сосуды XVI века; 4) медное древнее кадило; 5) черепочки в виде крестов из

глины, найденные в нижней церкви под полом.

Из других предметов и вещей отметим: 1) древнюю пелену в один аршин и 2)

Коробовские ризы. Последние, по преданию, пожертвованы Коробовым,

надеваются в неделю всех святых. Оплечье их расшито изображениями

Спасителя, Богоматери, Апостолов и др. Ризы старинные, тяжелые, редкие по

нарядности и дорогие.

От Одигитриевской церкви до Загородного сада идет Пушкинская45 (ее называли

также Гоголевской) улица с асфальтовыми тротуарами. Загородный сад46 очень

тенист и привлекает своими старыми великанами-липами и сельской тишиной. В

30-х гг. XIX в. он был любимым местом гуляний калужан. В нем были одно

время деревянный театр и эстрада для музыкантов. Здесь была и

губернаторская дача, обычно обсаженная цветниками. Сад был значительно

больше, так как он занимал и то место, которое теперь находится под

казармами. Сад раскинулся на 3 дес. с лишним и густо засажен липами, только

площадка в центре окружена купами старых красивых елей. В саду с западной

стороны примыкает прежняя губернаторская дача, близ которой растут два

дерева шелковицы. С балкона дачи открывается живописный вид на Оку, на

зеленеющий бор, на извивающуюся лентой Яченку, на далекие деревни крутого

берега Оки и на Лаврентьевский монастырь, утопающий в зелени. Особенно

красив бывает вид в пору большого разлива, которым затопляется все

низменное пространство почти до Монастыря. В саду летом открывается буфет в

ветхом здании. Сад пустеет; гуляний в нем теперь не устраивается; публика

сюда заходит по дороге в бор, а в дни платных гуляний в Городском саду сюда

заглядывают жители окраин победней и попроще.

С 1899 г., когда в саду было устроено юбилейное шествие учащихся.

Загородный сад по постановлению Городской Думы называется Пушкинским, хотя

в нем жил Н.В. Гоголь. И поныне стоит рядом с бывшей губернаторской дачей

покосившийся небольшой флигель47, в котором переживал муки творчества

великий писатель, творивший здесь часть своих “Мертвых душ”. Гоголь бывал в

Калуге не один раз, но долее всего жил в 1849 г. “Он приехал к Смирновым

(А.О. Россет) сперва в с. Бегичево, Медынского уезда. Его возили по

окрестным деревням, и ему очень понравился дом и сад на полотняной фабрике

Гончарова. Он часто выходил на сенокос любоваться костюмами бегичевских

крестьянок и заставлял гостившего тогда у Смирновых живописца Алексеева

рисовать их со всеми узорами на рубашках. Он был в восхищении от

физиономий, костюмов и грациозности бегичанок и находил в них сходство с

итальянками”. (П. Кулиш).

По приезде в Калугу, Гоголь занял в упомянутом флигеле 3, ближайшие к даче,

комнаты, из которых одна в два света служила приемной, другая, обращенная

окнами на запад, к бору, была его рабочим кабинетом, а третья, самая

маленькая, служила спальней. Гоголь ежедневно вставал очень рано, когда в

большом доме все спало еще крепким сном. Один или с помощью мальчика Гоголь

умывался и некоторое время гулял в саду; потом пил молоко или чай и садился

за работу. Он в это время отделывал второй том “Мертвых душ”. Гоголь

работал до обеда. Иногда он в эти часы прогуливался и по городу, заходя в

книжные лавки Грудакова или Антипина, бывшие на Никитской, где просматривал

вновь вышедшие журналы и книги. Нередко он заглядывал в Никольский собор. К

обеду в губернаторский дом приглашались местные чиновники, с которыми

Гоголь был любезен, но они под разными предлогами избегали его, опасаясь,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.