| |||||
МЕНЮ
| Калугаг. на средства, пожертвованные общественными и сословными учреждениями и частными лицами. Гимназия помещается в собственном здании, купленном у купца Билибина, неоднократно подвергавшемся в 90-х гг. расширению, так что оно теперь занимает весь двор и часть сада, напоминая прежний дом только с фасада. В первый год открытия учебного заведения было 54 ученицы, в 1911 г. их было 682; при всех классах открыты параллельные отделения. Бюджет гимназии — 38.333 руб. |[pic] | |1. Городской театр находился на месте нынешнего Сквера Мира. Сгорел в 1941 г.| |во время наступления фашистов. | |2. Дом Мартынова, в. котором размещался литературно-художественный кружок, | |снесен в связи со строительством кинотеатра “Космос”. Среди лекторов, которых| |перечисляет Малинин, был П.Г. Смидович, живший в Калуге в ссылке в 1912 г. | |вместе с С.Н. Луначарской. | |3. Успенская церковь на улице Плеханова — в ней работает | |научно-реставрационная производственная мастерская. | |4. Шалаевская гимназия (угол ул. Кирова и Рылеева) располагалась в доме, | |построенном для вице-губернатора в 1816 г. В 20-е гг. преобразована в единую | |трудовую школу № 4, работала до 1941 г. Сгорела от попадания зажигательной | |бомбы в 1941 г. На ее месте построено в 50-х гг. административное здание. | |5. Мясные ряды первоначально обосновались на склонах Березуйского оврага, | |который начинался у церкви Жен-Мироносиц. Постепенно его засыпали, и торговые| |ряды поднимались и оказались на уровне улицы. Они занимали только один | |квартал: между улицами Кирова — Дзержинского — Марата — Рылеева. В южной | |части нынешнего рынка (между улицами Достоевского и Дзержинского) был устроен| |в конце XIX века сквер, доходивший до Давингофских бань. | |6. Церковь Жен-Мироносиц находится на улице Кирова, рядом с автовокзалом — | |действующая. | |7. Губернская земская управа устроена в 60-е гг. XIX века. Находится на ул. | |Герцена, 34. В 1919 г. здесь занимался Губсовнархоз, где работал | |консультантом К.Э. Циолковский. С 1930 г.— зооветеринарный техникум. Сейчас —| |совхоз-техникум “Калужский”. | |8. Васильевская (Василия Блаженного, или Троицкая) церковь – на ул. Герцена. | |9. Работный дом на ул. Труда, 9. В 30-е гг. служил общежитием | |сельскохозяйственного техникума. | |10. Значительная часть сведений любезно сообщена о. Гр. Сперанским. | |11. Благотворительные учреждения, братьев Малютиных (Богадельня и детский | |приют) занимали дом на ул. Суворова, 117. Перед войной здесь была устроена | |детская поликлиника. Сейчас — военкомат Октябрьского района. | |12. “Новый торг” занимал площадь между улицами Суворова и Кирова и церквами | |Жен-Мироносиц и Иоанна Предтечи, т. е. нынешнюю Театральную площадь с | |прилегающей территорией, на которой построены многоэтажные дома. | |13. Здание Центральной электростанции — ул. Кирова, 23. | |14. Церковь Иоанна Предтечи находится на углу ул. Кирова и Московской. Алтарь| |церкви мешал проезду транспорта, выступая на проезжую часть, поэтому его | |разобрали в 50-е гг. | |15. Водонапорная башня взорвана осенью 1941 г. перед сдачей Калуги. На ее | |месте выстроен дом № 25а с магазином “Восток”. | |16. Благовещенская ул.— теперь Московская. Масленниковская — ул. | |Дзержинского. | |17. Казенная женская гимназия — средняя юкола № 5 на ул. Дзержинского, 49. | |Пристройки к школе делались и позднее. В 70-е гг. пристроено крыло с | |физкультурным залом и кабинетами. | |[pic] | |ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ | |[pic] | Воскресенская улица.— Воскресенская церковь.— Реальное училище.— Георгиевская за лавками и Ильинская церкви.— Женский монастырь.— Епархиальное училище.— Богоявленская и Покровская церкви.— Архиерейский дом.— Спас-Жировская и Знаменская церкви.— Никольская улица и Николо- Слободская церковь.— Хлюстинские заведения.— Рождественская в кожевниках церковь.— Николо-Казинская и Сошественская церкви. На Воскресенской улице1, недалеко от ее начала, обращают внимание два находящиеся друг против друга дома: Яновского и Пестриковского убежища. Дом Яновского — это барская усадьба богатого помещика со службами и обширным садом. Интересен фасад трехэтажного дома: вперед в нижнем этаже выдаются на улицу три арки, в которые выходят окна дома; эти арки-ниши служат подножием колоннады из четырех колонн с капителями коринфского стиля. Колонны поддерживают фронтон, в котором изображен лепной герб, который держат две фигуры. Над окнами второго этажа диски и стрельчатые впадины, украшенные аканфом. Дом не производит своей композицией цельного впечатления, что свидетельствует о переходном характере его архитектуры: от empire'а к безвкусию Николаевской эпохи. Такой же в архитектурном отношении и дом Пестриковской богадельни и убежища2. Богадельня открыта 1 августа 1869 г. на средства и в доме пот. почет. гражданина Пестрикова. В 1869 г. устроена и церковь во имя Иоанна Предтечи в благодарность за спасение имп. Александра II в Париже от руки Березовского. В обеспечение учреждения Пестриков положил капитал в 40 1/2 тыс. руб. Церковь находится в верхнем этаже; там же и помещение для причта; нижний этаж назначен для призреваемых. При доме имеются все необходимые службы. Число призреваемых бывает не менее 30 человек, но иногда и более. В этом же здании находится и Пестриковское убежище. Оно открыто в 1885 г. по мысли душеприказчика Пестрикова — В.И. Станкевича — для обеспечения лучших и беднейших учеников реального и технического училищ помещением, одеждою, столом и надзором. По проекту, предполагалось содержать 10 учеников, но с самого открытия их было 15. Содержание убежища обходится около 3 тыс. руб. в год; в 1910 г.— 3.284 руб. Пестриковское убежище соприкасается с оградой Воскресенской церкви3. По преданию, это одна из древнейших церквей Калуги. Будто бы уже в XVI веке на этом месте стоял деревянный храм во имя архид. Стефана, но он сгорел. Первые же точные сведения о храме содержатся в описи 1626 г., где он обозначен под именем церкви Введения Пр. Богородицы с приделом архид. Стефана “в остроге”. Около 1654 г. эта церковь была уже каменной, когда в ней присутствовал на богослужении Макарий патр. Антиохийский. Павел Алеппский называет ее недавновыстроенной “в честь Воскресения”, “как бы висячей, с окружной галереи”. В описи 1685 г. храм, действительно, значится Воскресенским, каменным, с приделом св. Николая. Этот последний впоследствии заменен Введенским. В 1754 г. церковь пострадала от пожара, в ней сгорело 15 человек, хотевших укрыться от огня, после чего церковь подверглась некоторой переделке. Построена она в русском стиле того времени, “когда он усвоил некоторую правильность и определившиеся понятия о карнизах, фронтонах и т. п. архитектурных частях и когда он готовился уступить свое место в церковных постройках новейшему стилю”. Старинной постройки сама церковь, алтарь и колокольня, а по мнению акад. Преображенского, и придел. Церковь небольшая с круглым куполом и 5-ю главами, посаженными на концах. Трибун главной главы имеет окна с наличниками из колонок и “бровями”, между окнами поставлено по колонке. Кровля имеет четыре фронтона, в каждом из коих находится по картине. Алтарь трехабсидный, тоже с фронтоном, в котором на штукатурке изображено Воскресение Христово. Придел обозначен куполом, который посажен на небольшой куб, вытянутый над линией кровли трапезы. Хорошо сохранилась колокольня: она невысокая, с пирамидальной сквозной крышей с окошечками, сложенной целиком из камня. По-видимому, по ее образцу построена колокольня у Георгия за верхом и в Знаменской церкви. Под церковью по обеим сторонам колокольни — подвалы, в одном из коих заметны остеклившиеся кирпичи — признак бывшего пожара. (Подвалы назначались для сохранения церковного имущества на случай нападения врагов). Снаружи входы в церковь снабжены старинными узорчатыми железными дверьми — окна были с такими же ставнями. Особенно интересны старинные, двустворчатые двери под колокольней (1 ар. 15 в. х3 ар. 2 в.). Они сделаны так: “на котельное железо в 1/16 дюйма толщиной приклепаны поперечные и продольные полосы с рамой из полосового железа в 2 1/2 дм. ширины и в 1/4 дм. толщины. В образовавшихся промежутках приклепаны из котельного же железа кресты с завитками по концам, как видно из разреза. Чтобы удобнее образовать закрой при створе обеих половинок двери, поперечные полосы железа расположены таким образом, что не стыкаются между собой, а концы железных полос одной половины помещаются между концами полос другой половины. Концы эти прикрываются средней полосой железа того же размера, приклепанной к концам поперечных полос одной из половинок двери; эта полоса усеяна заклепками и мелкими крестиками. Неправильность же разбивки поперечных полос мастер, видимо, старался замаскировать заклепками, которые на обеих створах расположены различно”. Иконостас церкви высокий, в несколько ярусов, имеет старинную форму, хотя отделка и детали нового времени. Иконы в византийском стиле. Из икон выделяются: 1)икона Господа Саваофа над царскими вратами. Это художественное произведение вывезено купцом Беловым (Белоглазовым) из Италии, где куплено за большую сумму денег. 2) Довольно большой складень с орнаментированными железными петлями; в средине изображение св. Харлампия с надписью славянскими буквами 1698 г. 3) В иконостасе Введенского придела икона архид. Стефана, по-видимому, перешедшая из прежних деревянных храмов. По мнению некоторых, живопись и рисунок XVI в. 4) Икона Владимирской Богоматери, спасенная на пожаре в половине XVII в. 5) Икона св. Николая. Две последних особочтимые. 6) На паперти интересна древняя икона второго пришествия. Из других предметов: 1) Евангелие, печатанное при патр. Иоакиме и царе Федоре Алексеевиче в 1691 году. 2) Древний чугунный раскрашенный крест, врезанный в деревянный и поставленный за престолом придела. На этом кресте кругом распятия очень примитивно изображено затмение солнца и луны, голова Адама и пр. А на верхней части Господь Саваоф. В конце XVII в. (1687 г.) при Воскресенской церкви существовала богадельня4 на 12 человек, которые получали денежное царское жалованье по рублю на человека, а за хлеб деньгами из таможенных доходов. На Воскресенскую улицу выходит усадьба казенного реального училища5, которое расположено в Воскресенском переулке. Своим возникновением оно обязано желанию местных городских и земских деятелей иметь в Калуге среднее учебное заведение с реальным курсом. Главными жертвователями были потом, почет. гражд. Г.П. Пестиков и Ф.И. Коровин и купец Н.П. Масленников, которые на учреждение училища внесли 25 тыс. руб. Училище было открыто в начале 1875—1876 учебного рода в составе двух классов III и IV. Потом оно постепенно пополнялось сначала старшими, а потом и младшими классами. В 1878 г. был открыт второй, а через год – дополнительный класс, заключавший до 1893—1894 гг. два технических отделения, а затем одно общее. Первый класс был открыт в 1882 г., а приготовительный — с 1890 г. Через 10 лет, с 1900 г. в училище стали открываться параллельные отделения, и в настоящее время в училище двойной комплект во всех классах. В первый год в училище было 39 учеников, и число их увеличивалось медленно; только через 15 лет в нем было 150 человек. Но с начала XX в. число их быстро возрастает, и в настоящее время их 535. В течение 30 лет расходы училища были около 1 млн. руб., из коих от казначейства поступило 258 тыс. руб. Бюджет 1911 года был 57.883 руб. Из питомцев училища известен беллетрист Б. Зайцев (род. 29 янв. 1881 г.), поступивший из гимназии с 1894 г. в IV класс и окончивший училище в 1898 г. Рядом с Воскресенской церковью поместилось городское четырехклассное училище, преобразованное из уездного училища, основанного в 1801 г. На Воскресенской улице с 1911 г. находится и Контрольная Палата6, а близ последней — церковь во имя св. Георгия победоносца “за лавками”. Егорьевская сотня, названная так по церкви, упоминается уже в 1617 г. в писцовой книге Бегичева и Пчелина. “На Егорьевской на церковной земли за лавками”, говорится в книге. В описи 1626 г. церковь Георгиевская значится в “старом остроге об одном верху”. В той же описи рядом с этой церковью показана церковь Петропавловская с приделами влмч. Георгия и Бориса и Глеба. В описи 1685 г. последняя церковь не значится, но в память о ней в двух ближайших к ней церквах освящены два придела: в Георгиевской во имя Петра и Павла, а в Николо-Слободской во имя Бориса и Глеба. Настоящая каменная церковь построена в 1700 г. и перестроена в 1755 г. после пожара 1754 г. Другой придел в ней во имя Корсунской иконы Божией Матери сооружен в 1800 г. Настоящая и алтарь архитектуры XVII в. Храм (главный) в виде куба с трехабсидным алтарем. Кровля четырехскатная увенчана пятью главами, которые сгруппированы “купой” в центре крыши, а не поставлены по краям, как это было в XVIII в. Форма глав древняя, совершенно шарообразная; ранее они были крыты чешуей. На трибунах глав видны остатки прежних украшений в виде легкого фриза и колонок. Храм в верхней части богато орнаментирован узорами, как это встречается часто в храмах Московской области XVII в. Карниз и фриз представляют образчики воссоздания из извести деревянных резных украшений, так употребительных в старинных деревянных постройках. Большие окна с типичными наличниками XVII в. из колонок с перехватами и с закруглениями вверху, с крестом посредине. Трапеза храма с фронтонами, края которых испещрены зубцами. Под фронтоном пилястры с ионической волютой; над окнами диски. Колокольня четырехъярусная, постепенно суживающаяся кверху; второй и третий ярус равные восьмигранные; по углам поставлено по две дорические колонны, с 4 яруса начинается суженный восьмигранник с одной колонкой на каждом углу; 4 стороны этого восьмигранника уже 4 других, выведенных полукругом с голосником в каждом. Над этим восьмигранником еще меньший, глухой восьмигранник с тонкими колонками и полукругом на более широких сторонах. Наконец, четырехугольная шейка (трибун) сквозная с маленьким яблоком и крестом. Вход в церковь с портиком на парных колоннах с коринфской капителью и с зубчиками по краям фронтона. Над входом и по сторонам его на целле священные изображения. По левую сторону колокольни, в общем корпусе находится древняя часовня с большим крестом, поставленным посредине на пьедестале, и небольшим иконостасом с образами старинной иконописи. Эта часовня прежде составляла отдельное здание и находилась рядом с колокольней; при позднейших перестройках она была соединена с общим корпусом. Иконостас в храме новый, но живопись икон XVIII в., а, может быть, и ранее. Стенная живопись нового времени. В главной церкви существуют хоры. Из икон замечательны: 1) В иконостасе главного храма икона св. Георгия Победоносца с ризой старинной работы; 2) На левом клиросе икона св. Николая с житием — древняя. 3) В трапезе икона св. мч. Гурия, Самона и Авива. 4) Икона Корсунской Божией Матери, очень чтимая и интересная в археологическом отношении. 5) Древний крест в часовне, распятие на котором написано торжественно на обеих сторонах. Воскресенская улица выходит на Ильинскую, прямо к церкви во имя пророка Илии7. Точные сведения об этой церкви не восходят ранее 1626 г. Она называется, “что за кузницами”, потому что в XVII и XVIII в. около нее был кузнечный ряд. По описи 1626 г., она значится “да за острогом же, в старом остроге”, “древяна, клетцки”. Около нее стояли крепостные проезжие ворота, башня от которых была еще в начале XVIII в. Во время пожара 1622 г. храм, вероятно, сгорел, и, по преданию, из него были спасены только храмовая икона св. Илии пророка, икона мч. Конона и две иконы Богоматери Толгская и Боголюбская. По описи 1685 г., Ильинский храм строился каменным и, по- видимому, в 1687 г. уже был готов. Он был одноэтажным, а верхний деревянный, по преданию, пристроили в первой четверти XVIII в. Колокольня построена во второй половине XVIII в. Во время знаменитого пожара 1754 г. (“Одигитриевский”) Ильинская церковь сгорела прежде других, так как и загорелось-то “близ церкви Илии Пророка, у старого кузнечного ряда, бывшего неподалеку от красных рядов и кружечного (питейного) двора к Ильинской церкви, у черепичного заводчика Кушинникова, в Жорином пер.”8 После этого пожара Ильинская церковь была возобновлена и перестроена в 1754 г. купцом Карасевым в двухэтажную каменную одноглавую (вместо пятиглавой?) с тремя престолами. Длина церкви с колокольней 14 с., ширина 4 с. 1 арш. Вдоль северной стены храма тянется открытая с боков галерея, крыша которой поддерживается 4-мя колоннами с капителями ионического стиля; колонны соединены внизу тремя арками, под средней из коих помещается часовня. Храм в виде четырехгранного квадрата, с тремя окнами с каждой стороны; крыт круглым шатром с круглым барабаном и грушевидной главой, усеянной звездами. Алтарь трехабсидный (слабо намечены абсиды). Колокольня четырехгранная, двухъярусная, “итальянской” архитектуры. Над сквозными пролетами второго яруса расположены кокошники, в средине которых круглые сквозные окна — голосники, заставленные писанными на жести образами. Над крышею колокольни удлиненный трибун с главой. Стена храма, в галерее, расписана событиями из жизни святых; одна картина представляет крестный ход вокруг Московского кремля. С восточной стороны храма устроена в 1847 г. каменная ограда, забранная деревянными решетками. Нижняя церковь во имя прор. Илии с приделом во имя иконы “Взыскание Погибших”. Стены в нем толстые, около 2 арш.; в передней части арка выведена неправильно; в алтаре глубокие котловые своды. Церковь расписана в 1861 г., и в 1896 г. живопись поновлена. Придел сооружен в 1861 г. усердием Чистоклетовых. В нижнем храме над аркой пролета для царских врат находится деисус, который имеет еще изображение Николая Чудотворца рядом с Предтечей. Это одна из старинных икон храма; А.И. Успенский относит ее к XVI в. Иконостас храма XIX в.; прежние царские врата хранятся в кладовой храма. В иконостасе обращает внимание большой искусной иконописи образ Рождества Христова. “Вместо обычной пещеры на этом образе представлено высокое бревенчатое здание, внутри которого внизу пред младенцем в яслях Богоматерь, Иосиф, 2 пастыря и два коленопреклоненных ангела. Сзади этой Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|