реферат бесплатно, курсовые работы
 

Калуга

искусно связаны вырезом кровли, украшенным зубчиками; на углах колонн не

поставлено, но симметрия достигнута рядом продольных складок.

Исторических достопримечательностей в храме нет; внутри он благолепен,

расписан хорошей живописью и имеет богатые иконостасы. Из икон почитается

две: 1) св. пр. Аввакума, на которой повешен привесок в виде сердца с

надписью: “сие сердце принесено в дар за исцеление”; к этой иконе прибегают

многие из простого народа летом с младенцами и молятся об исцелении от

“младенческой болезни”; 2) икона Корсунской Божией Матери.

В пристройке ж храму помещается церковноприходская школа на 50 учеников.

На углу следующего пересечения в доме с великолепной колоннадой с

капителями колонн коринфского стиля (empire) помещается частная женская

гимназия г-жи М.И. Шалаевой4. Первоначально г-жа А. Шалаева с 1889 г.

содержала подготовительную школу, которая в 1905 г. была преобразована в

прогимназию с правами для учащихся в составе двух классов. В 1908 г. она

была преобразована в частную гимназию с правами для учащихся. В 1910 г.

была открыта полноправная прогимназия М.И. Шалаевой в составе 6 классов, а

в 1911 г. она сделалась гимназией со всеми правами правительственных

гимназий. В 1912 г. в ней было 7 классов, с 267 ученицами.

Против Мироносицкой церкви расположились Мясные ряды5. Они перенесены сюда

в конце XVIII в., когда они находились на Ильинской улице, рядом c

кузницами. На настоящем же месте, близ рядов, а равно и близь Мироносицкой

церкви был Березуйский овраг и протекал ручей.

Церковь св. Жен-Мироносиц6 построена в 1698 г. в Ямской слободе иждивением

приходских людей и была первоначально деревянной. Она посвящена св.

Мироносицам потому, что, по преданию, строители ее, прихожане-ямщики,

совершали в этот день молебен по случаю выгона скота на пастьбу, а равно в

этот день была здесь же и ярмарка, гл. обр. конская. Это подтверждается

фактом нахождения в церкви двух старых икон местных: св. Власия и Флора и

Лавра, которых особенно чтут скотоводы. Да и ярмарка от церкви перенесена к

Крестовскому монастырю только в 30-х гг. XIX ст. В 1767 г. церковь со всею

утварью сгорела. На ее месте была построена на пожертвования небольшая

каменная церковь со сводом, однопрестольная, простой архитектуры, в виде

одноэтажного продолговатого дома, округленного с восточной стороны. При ней

была маленькая каменная колокольня в виде остроконечной башенки сажен в 10

вышины, красивой архитектуры древнего стиля. Эта церковь стояла между

нынешними церковью и колокольней, несколько ближе к дороге. Близ колокольни

с сев.-вост. на юг протекала Березуйка, а с востока, близ северной

церковной стены тек безымянный ручей, впадающий в Березуйку. Приходская

Ямская слобода была по обе стороны верховья Березуйки, а ямские земли

окружали со всех сторон и церковь, и усадьбы священноцерковнослужителей.

Когда начал проводиться на практике Высочайше апробованный план (1778 г.),

Мироносицкая церковь, бывшая за северной чертою города, к полю, вошла

внутрь города и по переселении от нее Ямской слободы на вновь положенную

Московскую дорогу, где она находится и ныне, около этой церкви стали

селиться разночинцы и посадские люди.. Церковь оказалась непрочной в

фундаменте, отчего сделались в стенах и своде ее трещины. Поэтому, по

прошению священноцерковнослужителей Успенской церкви, предписано было из

Московской Духовной Консистории перенести в 1796 г. обветшавшую

Мироносицкую церковь на Успенское кладбище, находившееся на краю западной

части города с тем, чтобы приписать к ней приход Успенский, а Мироносицкий

к Успенской, которая до построения Мироносицкой церкви была приходской

Ямской слободы. Но это определение было отменено, потому что по упомянутому

плану церковь Мироносицкая должна быть на своем месте соответственно церкви

Предтеченской, занимающей другой конец площади.– Но теперь с 16 марта 1798

г. начата была постройкой от алтаря прежней церкви нынешняя церковь,

трапеза которой была готова уже в 1799 г. и покрыта тесом. К июлю 1800 г.

перенесли иконостас и утварь из прежней церкви и устроили придел во имя

Казанской иконы Божией Матери, которая была спасена при пожаре 1767 г.

Прежняя же церковь, кроме колокольни, была разобрана и употреблена в

качестве материала для новопостроенной церкви. Церковь была выстроена по

плану губерн. архитектора Ясныгина, строителя собора, и окончена внешней

отделкой в 1804 г. Другой придел во имя Сретения устроен и освящен в 1809

г. Храмовая же икона этого придела написана по усердию граждан во время

чумы в 1771 г. и поставлена в Мироносицкую церковь, потому что это была

крайняя по направлению к Москве. С этого года был установлен крестный ход 2

февраля из других городских церквей в Мироносицкую, но потом был отменен.

Он возобновился еще однажды в 1813 г. опять на 2 февраля по просьбе жителей

для общего молебствия по случаю “заразной горячки” (тиф?), бывшей

эпидемической в городе от излечивавшихся раненых 1812 г. русских и

французов. Настоящая церковь была освящена в 1815 г. 15 апр. еп. Евгением.

С 1818 г. начата постройка взамен разобранной старой, новой колокольни по

плану губ. архит. Соколова. В основание ее, по слабости грунта, вбито около

700 свай и положено 50 саж. камня. В 1820 г. был окончен нижний ярус

колокольни (21 1/2 тыс. руб.). Второй ярус построен в 1830 г., а закончена

она вчерне в 1833 г., что стоило еще 28 1/2 тыс. руб. Купол же и железный

шпиль с вызолоченными украшениями поставлены в 1842 г., на что истрачено 14

1/2 тыс. руб. В этом же году были сделаны архитектурные украшения трапезы,

карнизы и фронтоны — все из белого камня. В 1851 г. была сооружена западная

паперть, на месте которой был проезд. Тогда же была поставлена и каменная

ограда с железными решетками. Храм имеет в длину с алтарем 17 с.,

колокольня 7 с. Вышина же колокольни с куполом 35 с.

Одновременно с внешними работами шла внутренняя отделка храма. В 1823 г.

был вызолочен иконостас, в который перешло несколько икон из старой церкви.

В 1828 г. была расписана трапеза; в 1836 г. был устроен новый иконостас в

Казанском приделе, а старый иконостас 1800 г. поставлен в часовню.

Настоящая устроена ротондой, увенчанной круглым куполом, над которым

возвышается глава на украшенном ликами святых трибуне с окнами. Боковые

входы в храм с портиками, колонны коих подходят к дорическому стилю. Такой

же портик над главным окном алтарной абсиды; в его фронтоне небольшая

священная картина, содержание которой вследствие порчи разобрать трудно;

пониже, над окном, другое изображение. Трапеза с обеих сторон имеет

колоннады из четырех раздельных колонн с парапетом, в середине которого

выделано полукружие. Парапет декорирован мелким красивым рисунком. Между

колоннами находятся окна; а на парапете, ниже фриза, в полукружиях три

священных картины. Храм соединяется с колокольней парой лавок, служащих для

склада товаров и портящих все сооружение.

Колокольня в 3 яруса, первый четырехугольный с портиками с каждой стороны;

колонны ионийские с приближением к коринфским в капителях. Переход от

четырехугольника ко второму круглому ярусу сделан незаметно, во втором

ярусе по краям сквозных арок поставлены колонны, параллельно нижним, по

одной со стороны, с ионической капителью. Третий ярус такой же, что и

второй.

В храме (настоящей) выделяется художественно исполненный иконостас; это

лучшее украшение храма. Тайная вечеря в нем изображена в больших размерах.

В этот иконостас перешли из старой церкви иконы: 1) Спасителя, 2) св. Жен-

Мироносиц, 3) Иверская (не в иконостасе) в хорошей бисерной ризе. Эти иконы

хорошего письма и вряд ли позже половины XVIII в. Считают старинной икону

Успения над царскими вратами, осыпанную жемчугом. Живопись в настоящей

хорошая и бережется от поновлений.

В Казанском приделе иконы: 1) Казанской Б. Матери с навешенным на нее

крестом-мощевиком; 2) Спасителя; 3) св. Николая Чудотворца — все из старой

церкви, не позже половины XVIII в., 4) Флора и Лавра (при входе в

настоящую) XVII в.

В Сретенском приделе: 1) Икона Сретения 1771 г. и 2) св. Власия XVII в.

В алтаре некоторый интерес имеет “ковчег” (дарохранительница). Есть еще

икона св. Бориса и Глеба (XVII в.).

Против Мироносицкой церкви, отделенная небольшим сквером, находится

Губернская Земская Управа7, при которой имеются домовая церковь и

богадельня.

Вдали по этой же Мироносицкой улице видна церковь Василия Блаженного8, она

же и Троицкая. В описи 1626 г. она значится: “Церковь Василия Великого в

остроге ж на посаде”. В описи 1685 г. она названа с 4 колоколами,

деревянная. В 1742 г. после пожара она выстроена приходскими людьми и

вкладчиками каменной и находилась на площади около Никитской церкви с

северной ее стороны, на месте, известном под именем Никитского кладбища.

Отсюда в 1801 г. по обветшалости и по расселении по новому плану города она

была разобрана и перенесена на теперешнее место в северную часть города, в

Солдатскую слободу. На этом месте в XVIII в. было кладбище — в поле; и еще

в половине XIX в. за алтарем были находимы надгробные каменные памятники.

Здесь стояла каменная часовня во имя Казанской Божией Матери,

принадлежавшая Мироносицкой церкви. Главный престол в церкви во имя св.

Троицы, правый придел во имя св. Василия блаженнаго, а левый во имя свмч.

Власия. Трапеза была распространена в 1830 г.; второй придел построен в

1855 г. Колокольня построена в 1830 г. Благотворителем этой церкви был

митр. Иона, который был сыном причетника этой церкви и жил в детстве

сиротой в церковной сторожке со слепой бабкой. Впоследствии, в

благодарность за приют, он и жертвовал более 20 тыс. руб. сер. На его

средства построена колокольня, расписан храм, приобретены многие вещи из

утвари и пр.

Далее за Васильевской церковью, на самом конце улицы, помещается Работный

дом9. Инициатива его открытия принадлежит о. Иоанну Кронштадтскому, который

пожертвовал для сего 500 руб. Открытие дома состоялось 22 января 1894 г.;

первоначально он помещался на квартире, но в 1895 г. заложено было

собственное здание, в котором он и находится. При доме открыт ночлежный

приют, в котором ночует до 5 тыс. чел. в год. С 1896 г. начато разведение

сада при доме, между деревьями сажали овощи, между прочим спаржу, артишоки,

цветную капусту и пр. В саду теперь ежегодно устраивается осенью

сельскохозяйственная выставка, почему в нем построено несколько павильонов

и зданий для выставки и два фонтана.

Недалеко от Работного дома, за углом, стоит кладбищенская “Пятницкая”, она

же и Петропавловская церковь. Первоначально церковь была не здесь. Она уже

известна в описи 1626 г., где она называется церковью “Верховных апостолов

Петра и Павла” с двумя приделами: а) Борисоглебским и в) Георгиевским.

“Древяная, клетцки, о трех верхах”. Находилась она “за острогом в старом

остроге”. В описи 1685 г. этой церкви мы не находим, но зато есть церковь

Параскевы Пятницы о дву верхах, что на площади; церковь была деревянная и

стояла близ старых рядов, т. е. около Георгиевской за лавками церкви, на

месте Петропавловской церкви. В 1745 г. вкладчик, калужский посадский

человек, вместо деревянного храма соорудил каменный храм, который простоял

на старом месте до 1780 г. По “апробованному плану” он предназначен был к

перенесению.

Место для этого храма было найдено в связи с образованием общего кладбища

для Калуги, за северною чертою города, к Лаврентьеву монастырю. До этого

времени, как и всюду, сначала прихожане погребались на приходских

кладбищах, а потом были отведены только четыре места; 1) за Никитским рвом,

близ Козьей слободки; 2) в поле у нынешней Васильевской церкви; 3) к речке

Яченке, близ Загородного сада; 4) старообрядческое у Тульской дороги,

недалеко от Жировского ручья. Общее же кладбище было отведено около 1780 г.

Пятницкая церковь и была перенесена сюда общественным коштом. Оконченная

строением в 1781 г., кладбищенская церковь по благословлению Московского

митр. Платона в том же году была освящена. Главный храм посвящен св. ап.

Петру и Павлу; придел же сооружен в честь вмч. Параскевы Пятницы, икона

которой перенесена из прежней церкви. Храм каменный, одноглавый, сооружен в

“Итальянском” стиле; такая же и колокольня10.

К редким священным предметам храма относятся: 1) Образ Богоматери “всех

скорбящих радости”, находящийся в иконостасе главного храма, против левого

клироса. На этом образе по краям изображены святые, среди них изображен

прав. Лаврентий Калужский и Калужский князь Симеон; глава последнего

окружена нимбом. 2) Храмовый образ ап. Петра и Павла — перенесен из прежней

церкви, не позже XVII в. 3) Таковой же образ влмч. Параскевы Пятницы. 4)

Большое напрестольное евангелие — дар калужского общества церкви при

сооружении ее в 1781 г. На угольниках обратной доски евангелия вычеканена

надпись, излагающая историю перенесения Пятницкой церкви из города и

сооружения ее калужским обществом на городском кладбище.

При церкви находится Пятницкая богадельня. Она основана в 1793 г. В 1842 г.

она была переделана, пристроен второй этаж и надворные службы. Число

призреваемых в 1850 г. было 120 чел. Теперь это двухэтажное каменное

прочное здание. Нижний этаж его был занят 26 мужчинами (в 1896 г.), а

верхний 54 женщинами. В 1910 г. призреваемых было 90. Содержится богадельня

на доходы купеческого общества с принадлежащих ему недвижимых имуществ. До

1896 г. расходы были очень скромны, всего 1.700 руб. Теперь много более.

Содержание выдавалось призреваемым провиантом.

Здесь же рядом в 1891 году была открыта столовая обществом помощи бедным —

для выдачи бесплатных обедов. При ней был организован бесплатный

амбулаторный прием больных...

Несомненно, солиднее оборудованы и организованы благотворительные

учреждения бр. Малютиных11, находящиеся на Дворянской ул., недалеко от

церкви Василия блаженного. Здесь два учреждения: богадельня и детский

приют. Богадельня состоит из двух каменных двухэтажных флигелей,

предназначенных один для мужчин, другой для женщин по 50 кроватей каждый.

На дворе, между флигелями, помещается церковь, сад, огород, баня и пр.

Устав богадельни учрежден 18 февраля 1870 г., а открыта она 7 мая того же

года. Дома и оборудование богадельни стоили около 14 тыс. руб. Призревается

в богадельне более положенного по штату — по 120 человек в среднем в год и

содержание ее обходилось от 7 до 8 тыс. руб. Теперь несколько более.

Детский приют фактически существует с 1871 г. Первые 1 1/2 г. он помещался

временно в зданиях Малютинской богадельни; с августа 1872 г. до 1874 г. в

наемном доме, а с этого времени в главном корпусе при Малютинской

богадельне. Дом трехэтажный: в нижнем этаже столовая, комната для игр,

спальня для мальчиков; во втором этаже приемный зал, рабочая, класс для

девочек, общая комната для детей. В третьем этаже дортуары для девочек,

больница и пр. Предполагалось содержать в приюте 20 детей, но с 1887 г.—

100.

Здание представляет некоторый интерес в архитектурном отношении. Оно в

стиле empire, с величественной массивной колоннадой, поддерживающей портик.

Возможно, что капители колонн были коринфского стиля, но в настоящее время

они уже осыпались. Этот дом принадлежал ранее А.Г. Кувшинникову и бывал

иногда местом общественных развлечений.

От Мироносицкой до Ивановской церкви тянется “Новый торг”12. Это большая

площадь, где торгуют фруктами и овощами. Около Мироносицкой церкви стоят

невзрачные балаганы и шалаши. Но здесь же теперь выстроено большое красивое

здание центральной электрической станции13 для предположенного

электрического освещения. Лавки Нового базара перенесены на настоящее место

в конце XVIII в. от Пятницкой церкви на площади. Перенесены были, главным

образом, хлебные и солодовые лавки, когда был начат строением гостиный

двор; и место около Мироносицкой церкви называлось одно время Хлебным

рынком. Базар бывает около Ивановской церкви14.

Первое известие об этом храме содержится в описи 1685 г., где он значится

деревянным. Каменная церковь построена в 1735 г., но в пожар 1754 г., когда

сгорело до половины церквей, и Ивановский храм со всею утварью и иконами

сделался жертвою пламени. Только храмовый образ Иоанна Крестителя был

“вынесен на огороды и уцелел. А пономарь сей церкви Трифон, вбежавший в

.нее для взятия евангелия, от усилившаго пламени сгорел”. Через 10 лет, в

1763 г. старанием священника Никиты Егорова Попова и прихожан храм был

возобновлен и расширен: в нем были устроены два придела — во имя Сергия

Радонежского и св. муч. Гурия, Самона и Авива.

Храм был расписан живописью. Радикальному поновлению он подвергся за время

с 1890 г. до 1899 г. В нем было заведено духовое отопление; пол в приделах

сделан паркетный сосновый, в алтарях — дубовый. В приделах возобновлена

живопись XVIII в. с причисткою мрамора (искусственного) стен. Семиярусный

иконостас переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам

церковных художников — Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина (копии)

и стоил 10 тыс. руб. Стены церкви, оконные откосы, борта и рамы вокруг

стенных изображений были покрыты искусственным мрамором разных цветов; пол

выстлан метлахскими плитками. На месте старой обсыпавшейся стенной живописи

написаны новые картины, опять копии с изображений в храме Христа Спасителя

и во Владимирском соборе в Киеве. Украшение храма стоило 30 тыс. руб. Извне

храм величественный, обильно орнаментированный.

В основании главного храма лежит четырехугольник с многими окнами; в

верхней части четырехугольника по углам стоят четыре маленькие главки,

скрывающие переход к ротондообразному круглому верху, крытому круглым же,

полным куполом. Единственная глава усеяна звездами на серебряном фоне. Окна

верхней части перед куполом с наличниками из колонок и фронтончиков.

Колокольня “готическая” трехъярусная, одного типа с Георгиевской на

Воробьевке. Те же три колонны на углах первого яруса; те же три колонны над

ними в следующем ярусе; только в последнем они соединены “стрелкой”. Внутри

храм благолепен и красив.

Заслуживает внимания древняя упомянутая икона Иоанна Предтечи; святой

изображен с крыльями; в руках у него чаша-блюдо, а в чаше — глава. Икона

чтится особенно сельскими жителями, которые массами сходятся 29 августа, в

храмовый праздник и молятся о помощи в головных болезнях. Еще в половине

XIX в. некоторые ставили перед иконою свечи, равные по величине окружности

головного черепа. Чтится и другая икона — Гурия, Самона и Авива, перед

которыми молятся о заступничестве от притеснений и обид.

На площади, рядом с Ивановской церковью высится центральная водонапорная

башня Калужского водопровода15, проведенного в 1887 г. Пункт этот найден

самым возвышенным.

От Ивановской церкви к Благовещенской мимо бывшего дворянского пансиона

идет Благовещенская улица16, пересекаемая около Благовещенской церкви

Масленниковской улицей. На последней находится здание женской гимназии17.

Это учебное заведение было преобразовано в семиклассную гимназию в 1871 г.

из женского училища 1-го разряда, основанного в 1860 г. по положению 1858

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.