реферат бесплатно, курсовые работы
 

Шпаргалки по Трудовому праву Украины

трудового до

говора, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июля

1997г. № 764. В Перечень включены руководители (начальники вокзалов,

начальники объединенных бюро железных дорог по распределению мест в

поездах, заведующие билетными кассами), специалисты (инструкторы резерва

проводников, ревизоры, ревизоры-инструкторы по контролю i пассажирских

поездов), технические служащие (кассиры билетные) и рабочие (проводники

пассажирских вагонов).

19) С работниками Национальной кинематики "УКРАИНА" (п. 4 постановления

Кабинета Министров Украины "О разработке государственной программы

внедрения экранных технологий в просвещение и просветительское дело и

создании Национальной кинематики "УКРАИНА" от 21 июля 1992 года №544 с

изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины "О

внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых

решений Правительства Украины, касающихся контрактной формы трудового

договора" от 11 ноября 1994 года № 768).

20) С работниками, непосредственно занятыми на строительстве и

реконструкции объектов атомной энергетической промышленности, а также

разработкой новых видов оборудования для них на предприятиях и в

организациях, входящих в функциональное управление Госкоматома Украины (п.4

постановления Кабинета Министров Украины "Вопросы Государственного комитета

по использованию ядерной энергии" от 17 января 1993 года № 22). Указом

Президента Украины от 6 мая 1997г. названный Госкомитет ликвидирован и

одновременно создан Государственный департамент Украины по вопросам ядерной

энергетики в составе Министерства энергетики.

21) С работниками центров сертификатных аукционов (п. 23 Положения о

центрах сертификатных аукционов, утвержденного постановлением Кабинета

Министров Украины от 24 февраля 1995 года № 144).

22) Со специалистами в области карантина растений (ст. 17 Закона "О

карантине растений"; п.14 Устава Государственной службы по карантину

растений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28

октября 1993 года №892).

23) С лицами судового экипажа торговых судов. .Хотя Кодекс торгового

мореплавания Украины и не предусматривает прямо заключения контрактов с

указанными работниками, ст. 54 КТМ устанавливает, что контрактами наряду с

законодательством, соглашениями и коллективными договорами регулируются

порядок приема на работу лиц судового экипажа, их права и обязанности,

условия работы на судне и оплаты труда, социально-бытового обслуживания в

море и в порту, а также порядок и основания увольнения.

24) С помощниками-консультантами народных депутатов Украины (ст. 2.1

Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины,

утвержденного Постановлением Верховного Совета Украины от 13 октября 1995

года).

25) С консультантами депутатских групп (фракций) Верховной Рады Украины

(ст. 2.1. Положения о консультанте депутатской группы (фракции) Верховного

Совета Украины, утвержденного Постановлением Верховного Совета Украины от

13 октября 1995 года).

26) Постановлением Кабинета Министров Украины "О контрактной форме

трудового договора с руководящими и творческими работниками государственных

театральных и кон-цертно-зрелищных учреждений, предприятий и организаций

культуры" от 30 мая 1997г. № 511 предусмотрено заключение контрактов с

руководящими и творческими работниками государственных театральных и

концертно-зрелищных учреждений, предприятий и организаций культуры.

27) С наемными работниками, поступающими на работу в сельскохозяйственные

кооперативы (п. 2 ст. 35 Закона "О сельскохозяйственной кооперации"). С

этой категорией работников трудовой договор в форме контракта заключается

только по согласию сторон. Буквально толкуя закон, следует сделать вывод о

том, что отказ работнику в приеме на работу по мотиву отказа заключить

контракт будет необоснованным, поскольку контракт заключается только с

согласия сторон. Однако следует учитывать, что запрет необоснованного

отказа в приеме на работу вообще контролируется недостаточно строго.

28) Министерство внешнеэкономических связей и торговли Украины вправе

заключать контракты с отечественными и иностранными учеными, специалистами

и экспертами для консультаций, изучения проблем в сфере внешнеэкономичес

ких связей и торговли (подпункт 5 п. 6 Положения о Министерстве

внешнеэкономических связей и торговли Украины).

30) Подпункт 6 п.5 Положения о Национальном агентстве Украины по

управлению корпоративными правами предусматривает возможность привлечения

на контрактной основе отечественных и иностранных ученых, специалистов и

экспертов для консультаций по вопросам, связанным с деятельностью Агентства

.

31) П. 9 Положения о Национальном агентстве Украины по вопросам развития

и европейской интеграции предусмотрено заключение контрактов с

отечественными и иностранными учеными, специалистами и экспертами для

консультаций по вопросам, связанным с деятельностью этого Агентства.

32) Подпункт 7 п. 5 Положения о Национальном космическом агентстве

Украины предусматривает возможность привлечения на контрактной основе

отечественных и зарубежных ученых, специалистов и экспертов международных

организаций и иностранных предприятий для работы в экспертных комиссиях и

проведения комплексной экспертизы программ и проектов в сфере космической

деятельности.

33) Пункт 5 Положения о Лицензионной палате Украины предоставляет право

Лицензионной палате привлекать на контрактной основе отечественных и

иностранных ученых, специалистов и экспертов для консультаций, связанных с

деятельностью Лицензионной палаты.

34) Пункт 5 Положения о Государственном Инвестиционно-клиринговом

комитете дает право этому Комитету привлекать на контрактной основе

отечественных и зарубежных экспертов, специалистов и ученых для

консультаций по вопросам, связанных с деятельностью этого Комитета.

35) Стажер нотариуса заключает трудовой контракт с частным нотариусом или

государственной нотариальной конторой. При этом ст. 13 Закона "О нотариате"

дает основание для вывода о том, что трудовой договор со стажером должен

быть заключен именно в форме контракта.

19.Содержание трудовых контрактов.

53. Особенностью контракта является то, что в нем может определяться срок

его действия. Поскольку статья 21 Кодекса законов о труде Украины говорит о

том, что срок действия может устанавливаться контрактом, но не обязательно

устанавливается, контракт, получается, может быть заключен и без указания

срока его действия.

Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу

работников не затрагивает вопроса о сроке, на который заключается контракт,

оставляя это полностью на усмотрение сторон трудового договора, что

соответствует ст. 23 КЗоТ. Однако при утверждении Положения о порядке

заклки чения контракта с руководителем предприятия, находящегося в

общегосударственной собственности, при найме на работу Кабинет Министров

Украины счел необходимым установить,» что контракт может быть заключен на

срок от одного до пяти лет.

54. Еще одна особенность контракта заключается в том, что в нем

определяются права, обязанности и ответственность сторон, а также условия

материального обеспечения и условия труда работников.

Кабинет Министров Украины в Положении о порядке заключения контрактов при

приеме (найме) на работу работников предусмотрел, что полная материальная

ответственность при заключении контракта может быть возложена на работников

только в случаях, предусмотренных статьей 134 КЗоТ, то есть

предусматривается, что установление контрактом полной материальной

ответственности, если этого не допускает Кодекс законов о труде Украины,

является незаконным.

56. Контракт сегодня не может ухудшать положение работника по сравнению с

законодательством, а раз положение работника не может быть ухудшено

контрактом, то собственник считает нелогичным, чтобы его положение по

сравнению с законодательством также было ухудшено. Между тем, использование

контракта имело бы очень большое значение для работников в первую очередь.

Скажем, если собственник принимает на себя обязанность предоставить

работнику жилье на льготных условиях, то очевидно, что собственник вправе

ожидать, что работник также возьмет на себя дополнительные обременения.

Поскольку же законодатель не позволяет, чтобы работник принимал на себя по

контракту дополнительные обременения, то и собственники на это не идут.

Такова ситуация, которая сложилась на сегодняшний день.

Содержанием контракта являются взаимные обязательства сторон. Контракт не

должен повторять обязанности должностных инструкций. Тут должны быть

выделены основные обязанности, основные результаты, необходимые для

предприятия и за которые будет выплачено определенное вознаграждение. В

контракте должны обуславливаться режим рабочего времени, в частности,

использование гибкого режима труда, продолжительность отпуска работника.

Может быть обусловлено испытание и иные формы и последствия оценки трудовой

деятельности работника. Обязанностям работника должны соответствовать

обязанности собственника, в частности, по материальному обеспечению

работника: размеру должностного оклада, соблюдению условий повышения оплаты

труда, показателей премирования, показателей и условий вознаграждения по

итогам работы за год.

В контракте могут быть определены дополнительные, по сравнению с

действующим законодательством, льготы и компенсации за счет предприятия.

Это может быть дополнительное вознаграждение к ежегодному отпуску; при

перезаключении контракта на новый срок; в связи с выходом на пенсию или

получением трудового увечья. Могут быть предусмотрены материальные санкции

при досрочном прекращении контракта по инициативе работника без

уважительных причин.

Контракт может содержать обязательства работодателя по компенсации

морального и материального ущерба, причиненного работнику в случае

досрочного расторжения контракта: работником — по причине невыполнения или

ненадлежащего исполнения работодателем своих обязательств по контракту;

работодателем — по основаниям, не предусмотренным действующим

законодательством и контрактом (п. 18 Положения).

20. Ограничения установленные для приёма на работу.

При заключении трудового договора гражданин обязан предъявить паспорт или

другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, а в случаях,

предусмотренных законодательством, также документ об образовании

(специальности, квалификации), о состоя--нии здоровья.

Закон запрещает заключение трудового договора с гражданином, которому по

медицинскому заключению предложенная работа противопоказана по состоянию

здоровья (ст. 24 КЗоТ).

Законодательством предусмотрен перечень работ, прием на которые

разрешается только после обязательного медицинского осмотра работника. Все

лица моложе 18 лет принимаются на работу после медицинского осмотра и в

дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно подлежат медицинскому осмотру

(cm. 191 КЗоТ). Работники предприятий пищевой промышленности, общественного

питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических,

дошкольных и учебных воспитательных учреждений, объектов коммунально-

бытового обслуживания, других предприятий, учреждений, организаций,

профессиональная или иная деятельность которых связана с обслуживанием

населения и может причинить распространение инфекционных заболеваний,

возникновение пищевых отравлений, а также работники, занятые на тяжелых

работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, либо таких,

где есть потребность в профессиональном отборе, должны проходить

обязательные предварительные (до принятия на работу) и периодические

медицинские осмотры (ст. 26 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и

эпидемиологического благополучия населения» Cm. 218; Cm. 169 K3oT Причем

расходы по организации медицинского осмотра несет собственник или

уполномоченный им орган.

21. Ограничение совместной работы родственников

Статья 25'. Ограничения совместной работы родственников на предприятии, в

учреждении, организации

Собственник вправе вводить ограничения относительно совместной работы на

одном и том же предприятии, в учреждении, организации лиц, являющихся

близкими родственниками или свояками (родители, супруги, братья, сестры,

дети, а также родители, братья, Сестры и дети супругов), если в связи с

исполнением трудовых обязанностей они непосредственно подчинены или

подконтрольны друг другу.

На предприятиях, в учреждениях , организациях государственной формы

собственности порядок введения таких ограничений устанавливается

законодательством.

1. Постановлением Совета Народных Комиссаров УССР "О совмещении должностей

и службе родственников в учреждениях, предприятиях и организациях

общественного сектора" от 4 июня 1933 года (действует с изменениями от 3

ноября 1980 года) была ограничена совместная служба родственников. 19

января 1995 года в Кодекс законов о труде Украины включена статья 25',

которая предусмотрела возможность законодательного ограничения совместной

работы родственников только на государственных предприятиях, в учреждениях

и организациях. Тем самым действие (юридическая сила) указанного

постановления СНК УССР было подтверждено, а сфера его действия была

ограничена государственным сектором.

2. Прямое запрещение совместной службы близких родственников, связанной с

непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, содержится в ст. 12

Закона "О государственной службе".

3. Буквально толкуя часть вторую комментируемой статьи, можно было бы

сделать вывод, что она не распространяется на предприятия коммунальной

собственности. Однако на основе исторического толкования (КЗоТ дополнен ст.

25' Законом от 19 января 1995 г., когда коммунальная собственность

считалась разновидностью государственной формы собственности) следует

сделать вывод о том, что часть вторая ст. 25* КЗоТ распространяется и на

предприятия коммунальной собственности.

4. На предприятиях, основанных на негосударственной и некоммунальной формах

собственности, право ограничения совместной работы родственников при

условиях, указанных в части первой комментируемой статьи, принадлежит

собственнику. Собственник не вправе ограничивать совместную работу

родственников при отсутствии названных условий. О введении ограничений

совместной работы родственников должен быть издан приказ. Включение в

коллективный договор условий об ограничении совместной работы родственников

не вполне соответствовало бы части первой комментируемой статьи.

6. Существо указанных ограничений на предприятиях, в учреждениях,

организациях государственной формы сводится к следующему: 1) ограничение

касается только близких родственников или свойственников (родители,

супруги, братья, сестры, а также родители, братья, сестры и дети супруга);

2) ограничения действуют только тогда, когда близкие родственники в связи с

исполнением трудовых обязанностей непосредственно подчинены или

подконтрольны друг другу. Обратим внимание на то, что речь идет только о

непосредственном подчинении или подконтрольности. Например, начальник

планово-экономического бюро цеха непосредственно директору завода не

подчинен, а поэтому в этой должности может работать жена директора завода.

7. На государственных предприятиях, в учреждениях, организациях указанные

ограничения, как это установлено упомянутым выше постановлением СНК УССР,

не могут распространяться на специалистов сельского хозяйства; работников

линейных предприятий железнодорожного транспорта (кроме главных бухгалтеров

и кассиров); работников плавсостава и эксплуатационных предприятий морского

и речного флота (за исключением главных бухгалтеров и кассиров); работников

дорож-но-эксплуатационных предприятий (за теми же исключениями);

работников по обслуживанию линейных и станционных сооружений связи, радио,

телевидения; работников передвижных строительных формирований (кроме

главных бухгалтеров и кассиров); врачей учреждений здравоохранения; научных

и педагогических работников, лекторов и библиотекарей всех научных, учебных

и воспитательных учреждений; артистов, художников и музыкантов; работников

полевых геологических экспедиций, партий, отрядов и т.п.; специалистов

лесного и водного хозяйства, просвещения, медицинских работников,

работников культурно-просветительских учреждений, работников предприятий

розничной торговли и общественного питания, работающих в сельской

местности, а также работников прудовых и озерных рыбоводных хозяйств.

22. Соотношение понятий совместительства и совмещение профессий.

Согласно ч. 2 ст. 21 КЗоТ работник имеет право реализовать свои

способности к производительному и творческому труду путем заключения

трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в

учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством,

коллективным договором или соглашением сторон.

Совместительством считается выполнение работником, кроме своей основной

работы, другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора

в свободное от основной работы время на том же или на другом предприятии, в

учреждении, организации либо у гражданина (предпринимателя, частного лица)

по найму. Правовое регулирование работы по совместительству на

государственных предприятиях осуществляется постановлением Кабинета

Министров Украины от 3 апреля 1993 года № 245 «О работе по совместительству

работников государственных предприятий, учреждений и организаций» (ЗП

Украми. — 1993. — № 9. — Cm. 184), а также Положением об условиях работы по

совместительству работников государственных предприятий, учреждений и

организаций, утвержденным приказом Министерства труда Украины, Министерства

юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28 июня 1996 года Новый

правовой режим работы по совместительству больше отвечает рыночным

отношениям и значительно расширяет права участников трудовых отношений. Для

работы по совместительству согласия собственника по основному месту работы

теперь не требуется. Вместе с тем руководители государственных предприятий,

учреждений и организаций совместно с профсоюзным комитетом могут

устанавливать ограничения на совместительство для работников отдельных

профессий и должностей, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах,

дополнительная работа которых может привести к неблагоприятным последствиям

для состояния их здоровья и безопасности производства. Ограничения

распространяются также на лиц до 18 лет и беременных женщин. Не имеют права

работать по совместительству руководители государственных предприятий, их

заместители, руководители структурных подразделений государственных

предприятий, их заместители, за исключением научной, преподавательской и

творческой деятельности.

При найме на работу по совместительству на другое предприятие, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.