реферат бесплатно, курсовые работы
 

Шпаргалки по Трудовому праву Украины

Конституции Украины при осуществлении правосудия"? пришел к выводу о

невозможности применения комментируемой;

статьи ввиду ее противоречия Конституции. Но при заключении? письменного

трудового договора (контракта) допустимо указание в нем на право

собственника переводить работника на другую! работу при простое, как это

предусмотрено ст. 34 КЗоТ. "}

2. При простое работники могут переводиться на другую работу (но с учетом

специальности и квалификации) на том же пред приятии, в учреждении,

организации на весь срок простоя. О:

согласия работника при простое возможен перевод на другую работу без учета

специальности и квалификации. Под простоем понимается именно простой

работника (в практике часто пытаются переводить на другую работу в связи с

простоем перевозочных средств под погрузкой или разгрузкой - это

противозаконно).

29. Характеристика оснований прекращения трудового договора по статье 36

КЗОТ.

Статья 36. Основания прекращения трудового договора

Основаниями прекращения трудового договора являются:

1) соглашение сторон;

2) истечение срока (пункты 2 и 3 статьи 23), кроме случаев, когда

трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не

потребовала из прекращения;

3) призыв или поступление работника на военную службу, направление на

альтернативную (невоенную) службу;

4) расторжение трудового договора по инициативе работника (статьи 38 и

39), по инициативе собственника или уполномоченного им органа (статьи 40,

41) либо по требованию профсоюзного либо другого уполномоченного на

представительство трудовым коллективом органа (ст. 45);

5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в

учреждение, организацию или переход на выборную должность;

6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с

предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения

работы в связи с изменением существенных условий труда;

7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден

(кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к

лишению свободы, исправителыю-трудовым работам не по месту работы либо к

иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

8) основания, предусмотренные контрактом.

Изменение подчиненности предприятия, учреждения, организации не

прекращает действие трудового договора.

При смене собственника предприятия, а также при его реорганизации

(слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) действие

трудового договора работника продолжается. Прекращение трудового договора

по инициативе собственника или уполномоченного им органа возможна только в

случае сокращения численности или штата работников (пункт 1 части первой

статьи 40).

2. Пункт 1 ст.36 КЗоТ предусматривает возможность прекращения договора по

соглашению сторон. Потребность в использовании п.1 ст.36 КЗоТ имеется

прежде всего для прекращения срочного трудового договора.

Когда ни у одной, ни у другой стороны нет права на досрочное расторжение

срочного трудового договора, они могут договориться о прекращении его по

п.1 ст.36 КЗоТ. Работник имеет право в любое время расторгнуть трудовой

договор, предупредив об этом собственника за две недели. Если работник

просит об увольнении до истечения указанного двухнедельного срока,

собственник может согласиться на это. Но в таком случае увольнение

производится по собственному желанию, а не по соглашению сторон (п.8

постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике рассмотрения

судами трудовых споров"). Да и для работников отделов кадров и

хозяйственных руководителей увольнение по инициативе работника гораздо

более привычно и знакомо, чем прекращение трудового договора по соглашению

сторон.

3. Пункт 2 ст.36 КЗоТ предусматривает возможность прекращения трудового

договора в связи с истечением его срока. По этому основанию может быть

прекращен только срочный трудовой договор, заключенный в соответствии с

законом. Если же срочный трудовой договор заключен вопреки правилам ст.23

КЗоТ, то условие о сроке является незаконным, трудовой договор считается

заключенным на неопределенный срок. И он не может быть прекращен в связи с

истечением срока. Прекращение трудового договора по истечению срока не

требует заявления или какого-либо волеизъявления работника. Свою волю на

заключение срочного трудового договора он уже выразил, когда писал

заявление о приеме на работу по срочному трудовому договору. Одновременно

он выразил и волю на прекращение такого трудового договора по истечению

срока, на который он был заключен. Собственник также не обязан

предупреждать или иным образом информировать работника о предстоящем

увольнении.

4. Призыв или поступление на военную или альтернативную (невоенную)

службу является основанием для прекращения трудового договора в

соответствии с п.З ст.36 КЗоТ. Для увольнения работник должен представить

собственнику или уполномоченному им органу повестку военкомата или иной

документ, подтверждающий призыв или принятие на военную службу. Работники,

направленные на альтернативную службу, для увольнения должны представить

направление для прохождения альтернативной службы (ст. 13 Закона "Об

альтернативной (невоенной) службе"). 5. Пункт 4 ст.36 КЗоТ предусматривает

возможность прекращения трудового договора путем расторжения его по

инициативе работника, собственника или уполномоченного им органа, а также

по требованию профсоюзного или иного уполномоченного на представительство

трудовым коллективом органа. При увольнении с работы на п. 4 ст. 36 КЗоТ

обычно не ссылаются, поскольку этот пункт не формулирует правила прямого

действия. Есть специальные нормы, дающие упомянутым субъектам расторгнуть

трудовой договор или требовать его расторжения (ст. 28, 38, 39, 40,41 КЗоТ

и др.).

6. Пункт 5 ст.36 КЗоТ предусматривает возможности прекращения трудового

договора в порядке перевода работника с его согласия на другое предприятие,

в учреждение, организацию или в связи с переходом на выборную должность.

Для увольнения необходимо ходатайство собственника предприятия, учреждения,

организации, куда работник переводится. Работник должен представить

заявление собственнику предприятия (учреждения, организации), с которого он

увольняется, поскольку закон требует согласия собственника на прекращение

трудового договора в порядке перевода или в связи с переходом на выборную

должность.

Увольнение в связи с переходом на выборную должность возможно при

представлении решения соответствующего органа об избрании. Комментируемый

пункт не содержит никаких ограничений относительно того, какой орган

избирает. Важно, чтобы в законе было указание на избрание, выборы. Поэтому

н. 5 ст. 36 КЗоТ применяется как к лицам, избранным на должности в аппарате

государственной власти (секретарь городского (поселкового, сельского)

совета, председатель районного (областного) совета), так и к лицам,

избранным на должности на предприятиях разных организационно-правовых форм,

в объединениях граждан, в потребительских обществах и их союзах.

При назначении на должность увольнение на основании п. 5 ст. 36 КЗоТ

производиться не должно (кроме случаев наличия ходатайства о переводе). В

то же время должности судей следует признать выборными. Поэтому при

назначении судей впервые, осуществляемом Президентом Украины (ст. 128

Конституции Украины), лицо, назначенное на должность судьи, подлежит

увольнению с работы на основании п. 5 ст. 36 КЗоТ (при условии

представления соответствующего указа Президента).

7. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с

предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения

работы в связи с изменением существенных условий труда являются основанием

для прекращения трудового договора по п.6 ст.36 КЗоТ. Перемещение

предприятия, учреждения, организации в другую местность - это крайне редкий

в нынешних условиях случай, хотя его нельзя исключить полностью. Зато отказ

от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда как

основание прекращения трудового договора становится повседневным явлением.

Собственник, разумеется, должен обладать доказательством отказа работника

от продолжения работы в связи с изменениями существенных условий труда.

Лучше всего, когда такими доказательствами будут письменное уведомление

собственника о предстоящем изменении существенных! условий труда с

распиской работника и письменное заявлений работника об отказе от

продолжения работы в связи с изменениями существенных условий труда. При

решении вопроса о применении п. 6 ст. 36 КЗоТ следует учитывать, что в

связи с запрещением применения принудительного труда суд может признать не

соответствующим закону увольнение по п. 6 ст. 36 КЗоТ в связи с отказом от

продолжения работы при изменении существенных условий труда, если только

право собственника на такое изменение не предусмотрено трудовым договором.

8. Пунктом 7 ст.36 КЗоТ предусмотрено такое основание для прекращения

трудового договора как вступление в законную силу приговора суда,

исключающего возможность продолжения данной работы. Исключают возможность

продолжения работы приговоры, которыми назначено наказание в виде лишения

свободы, исправительных работ без лишения свободы с отбыванием наказания не

по месту работы, увольнения от должности, запрещения занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью. Естественно, условное

осуждение не препятствует продолжению работы (кроме случаев, когда

судимость препятствует выполнению соответствующей работы, занятию

должности).

9. Пункт 8 ст. 36 КЗоТ указывается в качестве основания прекращения

трудового договора, если увольнение производится в связи с

обстоятельствами, указанными в контракте. Поэтому при увольнении по

основаниям, предусмотренным контрактом, ссылку следует делать на п. 8 ст.

36 КЗоТ, а в формулировке увольнения указывать и данную в этом пункте, и

предусмотренную контрактом.

30. основания прекращения трудового договора установленные в соответствии

со ст.7 КЗОТ.

6. Ст. 7 КЗоТ допускает возможность установления законодательством

дополнительных оснований (кроме предусмотренных Кодексом законов о труде)

прекращения трудового договора некоторых работников при определенных

условиях. Тем самым признается соответствие Кодексу законов о труде норм

Закона "О государственной службе", уставов и положений о дисциплине

работников отдельных отраслей народного хозяйства и других нормативных

актов, которыми установлены дополнительные основания для увольнения

работников.

7. Целый ряд дополнительных оснований для прекращения трудового договора

установлен ст. 30 Закона "О государственной службе". Употребление в части

первой названной статьи слов "государственная служба прекращается" дает

основание утверждать, что увольнение работников по основаниям,

перечисленным в этой части, является не только правом соответствующего

государственного органа или должностного лица перед работником

(государственным служащим), но и обязанностью перед государством,

исполнение которой контролируется органом, имеющим право требовать

исполнения законов.

Что касается согласия профсоюзного органа, то оно не требуется во всех

случаях, кроме увольнения по п. 1 (кроме случаев ликвидации предприятия,

учреждения, организации), 2, 3, 4, 5, 7 ст. 40 и п. 2 и З ст. 41 КЗоТ.

Следовательно, увольнение по основаниям, предусмотренным ст. 30 Закона "О

государственной службе" всегда производится без согласия профсоюзного

органа. 8. Государственная служба прекращается, а работник должен быть

уволен с работы при несоблюдении связанных с прохождением государственной

службы требований, предусмотренных ст. 16 Закона "О государственной

службе". С учетом этого работник подлежит увольнению в следующих случаях:

1) совершение коррупционных действий, указанных в ст. 1 Закона "О борьбе с

коррупцией". В ст. 7 этого Закона прямо указывается на то, что совершение

государственным служащим коррупционных действий влечет увольнение с

должности. 2) несоблюдение специальных ограничений, установленных ст. 5

Закона "О государственной службе".

- способствовать, используя свое служебное положение, физическим или

юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а

равно в получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов либо льгот с целью

незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот или иных

преимуществ;

- входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав

правления либо других исполнительных органов предприятий, кредитно-

финансовых учреждений, хозяйственных обществ и т.п., организаций, союзов,

объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

- отказывать физическим и юридическим лицам в информации, предоставление

которой предусмотрено правовыми актами, умышленно задерживать ее,

предоставлять недостоверную или неполную информацию;

- способствовать, используя свое должностное положение, физическим и

юридическим лицам в осуществлении ими внешнеэкономической, кредитно-

банковской и иной деятельности с целью незаконного получения за это

материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ;

- неправомерно вмешиваться, используя свое должностное положение, в

деятельность других государственных органов либо должностных лиц с целью

воспрепятствовать исполнению ими своих полномочий;

9. Основанием для прекращения государственной службы и увольнения

государственного служащего с работы является достижение предельного

возраста прохождения государственной службы (п. 3 части первой ст. 30

Закона "О государственной службе"). В соответствии со ст. 23 Закона "О

государственной службе" предельный возраст пребывания на государственной

службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае

необходимости руководитель государственного органа по согласованию с

начальником Главного управления государственной службы при Кабинете

Министров Украины может продолжить срок пребывания на государственной

службе, но не более чем на пять лет. В исключительных случаях после

окончания этого срока государственные служащие могут быть оставлены на

государственной службе только на должностях советников или консультантов по

желанию руководителя соответствующего государственного органа. 11. П. 5

части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" предусматривает

возможность прекращения государственной службы в случаях возникновения

обстоятельств, препятствующих нахождению государственного служащего на

государственной службе. Такие обстоятельства предусмотрены ст. 12 Закона "О

государственной службе" (признание недееспособным, появление судимости,

нарушение правил об ограничении совместной службы родственников и т. п.)

12. П. 6 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе"

предусматривает прекращение государственной службы в случае отказа

государственного служащего от принятия присяги или нарушения присяги.

Присяга государственных служащих предполагает дачу им обязательств не

только чисто юридического содержания (строго соблюдать Конституцию и законы

Украины и т. п.), но и морального содержания (высоко нести звание

государственного служащего, добросовестно исполнять свои обязанности).

Включение моральных обязательств в содержание присяги придает им

юридическое значение. Нарушение таких обязательств является нарушением

присяги и влечет прекращение государственной службы. 13. На основании п. 7

части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" государственная

служба подлежит прекращению в случае неподачи сведений о доходах и

обязательствах финансового характера или подачи неправдивых сведений на

этот счет. 15. Должностные лица таможенных органов, имеющие персональные

звания, имеют право выхода на пенсию: женщины — по достижению возраста 50

лет, мужчины — 55 лет. Достижение этого возраста является основанием для

увольнения с работы (п. 45 Положения о порядке и условиях прохождения

службы в таможенных органах Украины). Такое увольнение, на наш взгляд, не

следует квалифицировать как увольнение по инициативе собственника. Однако

необходимо иметь в виду, что названное Положение не дает какой-либо

квалификации прекращению трудового договора по рассматриваемому основанию.

И нет никакой гарантии в том, что судьи согласятся с указанной выше

квалификацией. Поэтому целесообразно избегать увольнения работников по

рассматриваемому основанию при стечении обстоятельств, указанных в части

третьей ст. 40, части третьей ст. 184 КЗоТ. 17. Специфичное правило

установлено частью второй ст. 128 Исправительно-трудового кодекса Украины,

которая предусматривает, что работник исправительно-трудового учреждения

подлежит увольнению из органов внутренних дел в случае наложения на него

повторно в течение года взыскания за жестокое обращение к осужденным или

унижение их человеческого достоинства. 18. Устав о дисциплине работников

морского транспорта (п. 20) устанавливает такие дополнительные условия для

-увольнения работника по инициативе собственника: 1) грубое нарушение

дисциплины, угрожающее безопасности мореплавания или создающее опасность

для жизни и здоровья людей; 2) нарушение таможенных правил.

19. Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта

предусмотрена возможность увольнения в порядке применения дисциплинарного

взыскания за такие нарушения, последствия которых угрожают безопасности

движения поездов, жизни и здоровью граждан. В приложении к названному

Положению дан перечень нарушений, дающих основание для увольнения, а также

перечень категорий работников, которые могут быть уволены на основании п.

12 этого Положения.

22. Норма ст. 7 КЗоТ, допускающая возможность установления

законодательством дополнительных оснований для прекращения трудового

договора, в частности, в связи с нарушением установленных правил приема на

работу, реализована в ст. 30 Закона "О государственной службе". П. 1 этой

статьи допускает возможность прекращения государственной службы в случае

нарушения условий реализации права на государственную службу. При этом

дается ссылка на ст. 4 Закона "О государственной службе". Учитывая

содержание ст. 4, следует сделать вывод о том, что основанием для

прекращения государственной службы и увольнения государственного служащего

с работы являются: 1) нарушение требования о проведении конкурса при приеме

на государственную службу или порядка проведения конкурса; 2) нарушение

иных процедур приема на государственную службу, установленных Кабинетом

Министров Украины; 3) нарушение при приеме на государственную службу

положения о праве граждан Украины, которые получили соответствующее

образование и профессиональную подготовку, на государственную службу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.