реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа как знание, деятельность и специальность

Гос.соц.помощь предоставл-ся только за счет фед-го бюджета на основании письм-о заявления граж-на в органы соц.защиты насел-я по МЖ или по месту пребывания. В заявлении указ.данные о доходах, о получаемой гос.соц.помощи, об имущ-ве на праве собственности.

48. Эк-кие основы деят-ти орг-ций и уч-ний соц-го обслуж-я.

В наст.время возрастает роль эк-кой ф-ции гос-ва и общ-ва в соц.сфере. Эк-кой основой реализации этой ф-ции явл. 3 системы: 1) система соц.страхования, базирующаяся на принципах обязательности, уплаты страховых взносов и взаимосвязи страховых платежей с получаемыми соц.бумагами. 2) система соц.обеспечения базируется на принципах б/п предоставлении соц-х благ и доступности к ним всех граж-н общ-ва. 3) система соц.защиты, в т.ч. соц.обслуж-я, базирующаяся на принципах заботы гос-ва о соц-но уязвимых членах общ-ва и соц-ой благотворительности, предусматривающей адресной, дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп насел-я по степени нуждаемости и б/п предоставлении им соц.помощи.

Так же на современном этапе развития общ-ва преобретают важное значение 2 осн.стороны эк-кой ф-ции соц.защиты: 1) соц.выплаты - представляют собой систему гос-го, матер-го обеспеч-я престарелых и нетрудоспособных гр-н, семей с детьми и др-х категорий насел-я, на ее основе обеспечивается удовлетворение основных жизненных потребностей в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и др. При этом возникает потребность в создании системы территориальных и муницип-х норм и стандартов реализуемых в рамках регионал-х соц-х программ. 2) соц.обслуживание - пред.собой дест-ть по оказ.различ-х видов соц.услуг, предоставляемых б/п или на льготных условиях в стационарных или не стационарных уч-ях соц.обслуж-я. Эк-ка в с.р.(в узком смысле) - изучает способы эффек-ного использования огранич-х ресурсов для удовлетворения потребностей людей попавших в ТЖС. З-ном “Об основах соц.обслуж-я в РФ” => 1) имущественный ресурс (соц.службы обеспечиваются земельными участками и др.имуществом для выполнения задач). 2) ресурсы финансовые (федеральные, региональные ресурсы, внебюджетные ресурсы: кредиты банков, доходы от предпринимательской деят-ти, ср-ва от целевых соц-х фондов, благотворит.взносы. и т.д.). 3) кадровые ресурсы (те спец-ты, кот.имеют проф.образование в области с.р., имеют опыт работы в области соц.обслуж-я, лица, кот. Склонны по своим кач-вам к оказанию соц.услуг). Специалист по с.р. = с 8 по 13 разряд. Как оплачиваются работники: 1. определение тарифной ставки (оклада) ЕТС, 2. повышение окладов или ставок. Спец-там по с.р. работающ. с наиболее сложными категориями насел-я (девиантные, несовершенол., алкогольн.завис.) возможно повышение на 1 разряд, а так же соц.раб. и спец-ты с.р. работающие в усл-х чрезвычайной ситуции техногенного и природного хар-ра, а так же на территории вооруженных и межэтнических к-ов. Для спец-тов по с.р., кот.р-ют в усл-х опасных для здоровья и особо тяжелых усл-х труда повышается разряд на 25%. Спец-там по с.р.раб-щие на селе - так же на 25%. За продолжительность непрерывной работы в уч-ях соц.защиты устанавл.след.надбавки: в размере 20% оклада за первые годы работы и 10% за последующие 2 года непрерывной работы.

49. Проблемы правового обеспечения соц. р-ты

Основные документы по защите прав человека: Всеобщая декларация прав чел.(1948г.), Международный пакт о гражданских и полит-х правах чел. 1966г (вступил в силу в 1976г.), Международный пакт об эк-х, соц-х и к-х правах (1966), кот. составляют Международный Билль о правах чел. (1946г.), призванный стать эталоном, в соответствии с кот. оцениваются достижения в области уважения и защиты прав чел..

В документах ООН дано следующее опред-е прав человека : «В общих чертах права чел. можно опред-ть как права, присущие природе чел., без кот. он не может сущ-ть как чел-ое сущво. Права основаны на растущей потребности чел. в такой жизни, при кот. неотъемлемое достоинство и ценность каждой чел-ой личности пользовались бы уважением и защитой».

Сущ-ет несколько видов прав чел.:

Гражданские права - вид прав чел., включающий самые осн., обеспеч-щие его достойное сущ-ние - физ-ое, психол-ое, моральное, дух-е, позволяющее ощущать себя свободным в жизни : право на жизнь, защита со стороны гос-ва, свободу от насилия, право на свободное перемещение, на «въезд-выезд»...

Политические права представляются, как правило, только гражданам данного гос-ва. Это обусловлено тем, что их реализация сопряжена на практике с непосредственным отношением граждан к власти, их участием в полит-ой жизни страны

Также к правам чел. относя право на жизнь, равноправие, не дискриминацию, право принятия участия в ведение гос-х дел, право на защиту от жестокого обращения, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли, совести, религии и др.

Права чел. эк-е, соц-ые и к-ые - это законод-но закрепленные усл-я жизни людей. К ним относятся: право на труд, право на справедливые и благоприятные усл-я труда, равную оплату за равный труд для муж. и жен., право на отдых и досуг, разумное ограничение раб-го времени и др.

50.Международные нормативно-правовые акты организации с-ой р-ты.

Принципы соц. р-ты изложены в основополагающих док-х Международной фед-ии соц-х р-ков (МФСР- IFSW), кот-ми явл.: Устав и уставные нормы к нему, Международный кодекс этики проф-го соц. р-ка и Декларация об этич-х принципах в с. р-те. В преамбуле Устава говорится о том, что соц-я р-та по своей сути во многом основ-ся на гуманистич-х, религиозных и демократич-х идеалах и философских взглядах и имеет универсальное применение, нацеленное на удовлетв-е потребностей чел., возникающих в процессе взаимод-я личности и общ-ва, на развитие творческого потенциала личности.

Устав ООН 1945г. (впервые было заявлено о желании создать систему междун-го сотрудничества, ограничивающую суверенитет отдельных гос-в; междун-ое сообщество обязалось создать гарантии прав чел., кот. будут обеспечивать защиту отдельных лиц, групп или общин).

Всеобщая декларация прав чел. 1948г. (в св. 30 ст. Всеобщая декларация опр-ет осн. права и свободы всех людей, охватывая при этом гражданские, полит-ие, эк-ие, соц-ые и к-ые права. Но сама по себе Декларация не имеет юрид-ой силы. Она представляет собой свод нравственных норм.

Междун-ая конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (док-т напр-н на ликвидацию расовой дискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждение и искоренение расистских теорий и практики их осуществления и создание междун-го сообщ-ва, свободного от всех форм расовой дискриминации).

Междун-ые пакты по правам чел. 1966г. (2 пакта, 1 из кот. касается гражданских и полит-х прав, а др. - эк-х, соц-х и к-х, разработанных на основе Всеобщей декларации, устанавливают междун-но-признанные нормы, с пом. кот. в судебном порядке обеспечивается защита прав чел. в случае их нарушения, пакты имеют 3 общих эл-та: право на самоопределение, принцип равенства муж. и жен., принцип неделимости).

Междун-ый пакт о гражданских и полит-х правах 1966г. (в пакте закреплены след. права: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрещение рабства; на свободу слова, религии, собрания и ассоциаций; на свободу перемещения и выбора МЖ; на защиту нацменьшинств).

Декларация соц-го прогресса и развития 1969г. (декларация явл. комплексной программой соц-го сотрудничества, в ней сформулированы осн. принципы соц-го прогресса, гл-ым из кот. явл. положение о том, «что все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, нац-ти имеют право жить в достойных усл-х и в усл-х свободы и пользоваться плодами соц-го прогресса и должны со св. стороны способствовать ему»; в Декларации важное значение придается семье как осн. ячейке общ-ва).

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен. 1979г. (в ст. 1 конвенции дается опр-ие дискриминации в отношении жен.; гос-ва, ставшие участниками этой конвенции, соглашаются безотлагательно со всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении жен.).

Принципы мед-ой этики 1982г. (с помощью ВОЗ в 1982г. Генеральная Ассамблея разработала и приняла принципы мед-ой этики, относящиеся к роли раб-ов здравоохранения, в особ-ти врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих чел-кое достоинство видов обращения или наказания).

Конвенция о правах реб-ка (осн. ее цель - мах защита интересов реб-ка, при этом она призывает принявшие ее гос-ва создать усл-я, при кот. дети могут принимать активное и творческое участие в соц-но-полит-й жизни св. стран; согласно конвенции реб-ком явл. каждое лицо в возр. до 18 лет).

Междун-ая конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г. ( эта конвенция применяется ко всем трудящимся мигрантам и членам их семей без какого-то ни было различия по полу, цвету кожи, нац-ти.

51. Законодательные основы организации с. р. в совр. Р.

Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:1.регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО);2.внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования и министерства здравоохранения);3.документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории;4.документы муниципальных образований;5.решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.

Федеральный закон Об основах социального обслуживания населения в РФ 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ
Федеральный закон о государственной социальной помощи 17 июля 1999 года N 178-ФЗ

Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов 2 августа 1995 года N 122-ФЗ
Федеральный закон об основах обязательного социального страхования 16 июля 1999 года N 165-ФЗ

52. Нормативно-правовые док-ты, регулир-ие права населения на гос-е обеспечение и обслуживание.

Система соц. обслуж-я населения формируется в рамках Фед-го закона «Об основах соц-го обслуж-я населения в РФ» от 10 дек. 1995г. № 195-ФЗ.

Соц-ое обслуж-ие деят-сть соц-х служб по соц-й поддержке, оказанию соц-но-быт-х, соц-но- мед-х, психолого-пед-х, соц-но-прав-х услуг и матер-ой помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в ТЖС.

Соц. обслуж-ие основ-ся на принципах:

1) адресности; 2) доступности; 3) добровольности; 4) гуманности; 5) приоритетности предоставления соц. услуг несов-им, находящимся в ТЖС; 6) конфиденциальности; 7) профилакт-ой напрти.

В наст. время среди исслед-ей соц. р-ты ставится вопр. о необходимости дополнения вышеперечисленных принципов еще одним и важнейшим - индивидуальности, когда ср-ва выделяются не соц-ым центрам, кот. предлагают услуги потребителю, но саму клиенту перечисляются ср-ва и именно он явл. заказчиком соц. услуг. Вместе с тем необходимо отметить, что переход на данный принцип коренным образом изменяет всю систему соц. обслуж-ия населения и соц-го упр-ия.

К осн. формам соц. обслуж-я, опред-ым Фед-ым законом, относятся: матер-я помощь, соц. обслуж-е на дому, соц. обслуж-е в стац-х учр-х, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учр-х соц. обслуж-я, консультативная пом. и реабилитационные услуги. Законом опред-ся, что соц. услуги могут быть как платные, так и бесплатные.

Основными учреждениями соц. обслуж-я независимо от форм собственности явл.:

1) комплексные центры соц. обслуж-я населения;

2) территориальные центры соц. пом. семье и детям;

3) центры соц. обслуж-я;

4) соц-но-реабил-ые центры для несов-х;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) соц. приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-пед-ой помощи населению;

8) центры экстренной психол-ой пом. по тел.;

9) центры (отделения) соц. пом. на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стац-ые учр-я соц. обслуж-я (дома-интернаты для престарелых и инв-ов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физ-ми недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учр-я, предоставляющие соц. услуги.

В Фед-ом законе «О соц. обслуж-ии граждан пожилого возраста и инв-ов» от 2 авг. 1995г. № 122-ФЗ впервые на законодат-ом Ур-не рассматривается проф-ая деят-ть в сфере соц. обслуж-я (глава 5).

Ст. 34. Право на проф-ую деят-сть в сфере соц. обслуж-я.

Проф-ая деят-ть в сфере соц. обслуж-ия подлежит лицензированию. Условия и порядок лицензирования проф-ой деят-ти в указанной сфере опред-ся правительством РФ. Право на проф-ую деят-ть в сфере соц. обслуж-я граждан пожилого возраста и инв-ов имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие высшее проф-ое или среднее проф-ое образ-ие или проф-ную подготовку в образов-х учр-ях РФ, а также получившие в установленном порядке лицензию на проф-ную деят-ость в сфере соц. обслуж-ия.

До получения указанной лицензии соц. р-ки всех уровней подготовки имеют право работать по избранному профилю только в кач-ве стажеров под руководством опытных спец-ов, имеющих лицензии на проф-ую деят-ть в сфере соц. обслуж-ия. Граждане, имеющие диплом соц. пед-га и (или) соц. р-ка, выданный образов-ым учр-ем иностранного гос-ва, допускаются к самост-ой проф-ой деят-ти на территории РФ только после получения в устан-ом порядке лицензии на проф-ую деят-ть в сфере соц. обслуж-ия. Для оказания осн. соц-но-быт-х услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора, заключаемого с органами упр-ия соц-ым обслуж-ием населения или учр-ями соц. обслуж-я. Эти граждане могут выполнять св. обяз-ти по соц-ому обслуж-ию без получения соответствующей лицензии.

Международные док-ты: 1. Всеобщая декларация прав ч-ка, 2. Междунар.пакт о гражд-х и политич-х правах, 3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации жен.. Во всех док-тах ООН- приоритеты сем-о воспитания детей. 1994- проведение междунар.года семьи. Рос-е док-ты регулирущие семейную политику: КРФ, СК-95г., ФЗ “О соц.обслуж.насел-я”.95г., ФЗ “Об осн.гарантиях прав реб-ка в РФ” 98г., ФЗ “О гос.пособиях гр-нам имеющим детей”95г.

53. Конфликты в с.р-те пути и методы их разрешения.

К-т - это неэффект-е общение, т.е. м/у партнерами желаемое общение не складывается. К этому могут привести внешние и глубокие внутр-е противор-я, кот. создают барьеры м/у людьми. Малоэмоц-я речь с трудом пробивает дорогу к душе и сердцу чел.

Конфликт -это временное эмоциональное изменение настроения.

О. к-а - то, сто сосредотачивает на себе внимание и устремление сторон и одновременно противопоставляет их м/у собой. Наиболее часто о. выступают: 1.ресурсы - матер-е (фин-сы, техника, земля) и дух-е (какая-либо инф-ция; 2.статус - выступает для сторон как усл-е обеспеч-ю св. нормальной жизнью, от него зависит каким будет полодение общ-ве; 3.ценности - нечто принципиально важное для с., они явл. выражнием понимания с-ом самого себя, св. собственной сути, с потерей кот исчезает он сам, как нечто самост-ое, достойное уважения др.

Объект-е причины: соц. нерав-во, огранич-ть ресурсов, противор-я в отнош-ях власти.

Субъект-у причины: присол-е ф-ры (вспыльчивый хар-р, психич-я неовм-ть, плохое настроение), различие в нац. традиц-х, различие в образе жизни.

П. к-а- осн. против-чие из-за кот. стороны вступают в противоборство.

Стороны к-та - это не все участники противоборства, а только те. кот. принимают активное действие др. против др. (#соц. институты (органы влвсти), соц. гр., этносы, нация)

Участники к-та - роль-подстрикатель, кот. подталкивает к к-ту, но сам может и не участвовать.

Пособник - лицо, содействующее к-ту различными способами, советами.

Организатор - лицо, пралир-щее к-т; он начинает стратегию развития к-та, послед-ть действий

Поспедник - нейтральное лицо, помогающее к-щим сторонам достижения соглашения.

К-ая ситуация - придельный случай обострения противоречия м/у личностями или в коллективе.

К. реальность в нашей жизни (может быть естественный, искусственный)

Управление конфликтом - это деятельность, направленная на предупреждение и разрешение конфликтов.

К. - столкновение противопол-ых целей и интересов 2-х или неск-х людей.

Базой к-а явл. к-ая ситуация эл-ми кот. выступают оппоненты (т.е. противоборствующие участники) и о. к-а.

Наиболее типичными стилями поведения в к-х ситуацих явл.: приспособление (изменение собственных интересов и позиций), компромисс (взаимные уступки), сотрудничество (совместная выработка решения удовлетворяющего интересы всех сторон), игнорирование (уклонение от к-та), соперничество, конкуренция (борьба за св. интересы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.