реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа как знание, деятельность и специальность

Психологические технологии в социальной работе - совокупность психологических методов и методик, используемых на различных этапах психосоциальной работы с целью активизации собственных ресурсов клиента.

Психологические методы в социальной работе:

Психодиагностика, психологическая консультация, психологический отбор, психологическая адаптация, социально-психологический тренинг, коррекция, психотерапия.

Психология в социальной работе выполняет функции:

* объяснительную - на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности, что позволяет выбирать стратегию и тактику социальной работы.

* диагностическую - включается в социальную работу по двум позициям: диагностики личности, ее социальных качеств и диагностики групп и их развития.

* проектирования - включает в себя способы описания социально - психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания методов и форм организации социальной работы.

* прогностическую - состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности

35. Педагогические технологии в социальной работе.

Социальная работа и социальная педагогика развиваются в настоящие время как две равнозначные науки. Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Дистервегом в сер. 19в. Многие исслед-ли в нашей стране и за рубежом рассматривают соц. пед-ку как составную часть общей педагогики.

П. соц. пед-ки понимается процесс пед-го влияния на соц-ое действие чел. в течении всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микроструктуры..

Однако это не означает, что с. р-та и соц. пед-ка независимы и не имеют никакой взаимной связи. Особенно четко взаимосвязь с. р-ы и соц. пед-ки прослеживается в практической деят-ти спец-ов соц. р-ы и с. пед-ки. Это объясняется во-первых, наличием общего о. и взаимодействия соц. раб-ка и соц. пед-га (дети, подростки и их родитель); во-вторых, наличие в инструментарии общей гр-пы методов - психолого-пед-ой; в- третьих, отсутствием терминологич-го единства в обозначении существа соц. р-ы в зарубежных странах и лит-х источниках, кот. находят отражения в нашей печати.

Т.о. следует отметить, что соц. р-а и соц. пед-ка - это самост-ые образовательные программы, в кот. профилирующие значение приобретает либо соц. р-а, либо соц. пед-ка. При подготовки спец-та с. р-ты соц. пед-ка явл. одной из уч-х дисциплин, формир-х его проф-лизм; при подготовке же спец-та по соц. педаг-ке такое же место отводится теории и технологии соц. р-ты..

Соц. р-та - это проф-ная деят-ть, напр-ая на гармонизацию личностных и общ-ых отношений, ч/з оказание пом. отд-ым индив-ам, гр-ам людей и общностей, испытывающим затруднения в соц. ф-вании, по ср-вам защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения, реформир-я отд-х элементов соц. системы.

Соц. пед-ка - появилась в серед. 19в., с работы яслей и д/с. В основе лежала идея соц. воспитания подрастающего поколения.

П. соц. пед-ки: воспитание чел. в социуме; воспитательно-образ-ая помощь соц-ому становлению чел., поддержка соц-но незащищенной личности, адаптация растущего чел. к социок-ой среде и среды к нему и т. д.

О. соц. пед-ки - соц-ые системы гос-ой, муниц-ой, общ-ной и частной деят-ти и воспит-но-образ-го взаимод-ия с чел., помогающие дух-му, физ-му, псих-му и соц-му становлению личности в ее жизненном пространстве.

Общее СОЦ. ПЕДАГИГИКЕ И СОЦ. РАБОТЫ это помощь, ф-и (образ-но-воспит-ая, консультативная, коммуникативная, организац-ая, профилактическая, реабилитационная).

РАЗЛИЧИЕ о. соц. пед-ки явл. дети, мол-жь, а соц. р-ты явл. все категории населения.

Соц. р-ик имеет дело с клиентами, кот. имеют отклонения, проблемы и нуждающихся в помощи.

36. Технологии соц-но-мед-ой работы в учр-ях здравоохранения.

МСР (СМР) новый вид мультидисциплинарной проф-ой деят-ти мед-го, психолого-пед-го, соц-но-прав-го хар-ра, напр-ной на восстановление, сохранение и укрепления здоровья.

Целью МСР явл. достижение макс. возможного уровня здоровья, ф-ния и адаптации лиц с физ\псих патологией, а также соц.неблагополучием.

3 группы:

I. амбулаторно-поликлинические учреждения: город-ая поликлиника; сельская амбулатория (помощь терапевта; помощь, осуществляется в связи с беременностью, скорая помощь); жен. консультация; специализированные поликлиники, диспансер (психоневрологический, противозобный, врачебнофизкультурный); противотуберкулезные).

II. стационарные учреждения: городская больница, родильные дома, скорая помощь.

III. санаторно-курортные учреждения: детские возрастные, ПМСП (первичной медико-социальной помощи).

Рассмотрим технологии и методы МСР, которые могут применяться в учреждениях здравоохранения:

В МСР профилактической направленности: проведение гиг воспитания и формирование установок на ЗОЖ, участие в проведении соц-гиг мониторинга, участие в разработке целевых программ профилактики заб-й, содействие медико-генетическому консультированию, участие в организации профилактических осмотров, соц-но-прав-ое консультирование, подготовка супругов и членов семьи к рождению ребенка, содействие в доступности клиентам медико-соц-ой инф-ции и инф-ции о льготах и видах соцзащиты, патронаж клиентов в связи с болезнью, содействие в получении специализ-ой мед. помощи.

В МСР Патогенетической направленности: МС помощь в планировании семьи, охране материнства и детства, психокоррекционная работа, организация психол-ой поддержки клиенту с медико-соц-ми проблемами, организация МС помощи ухода за больными, направление на МСЭ, инф-ние клиента о состоянии его здоровья, организация коммуникативных тренингов, разработка ИПР.

Т.о., по своей сути МСР имеет много общего с мед-ой пом. и деят-тью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределов св. компетенции. Не претендует на выполнение лечебно-диагностических ф-й, а предусматривает тесное взаимодействие с медперсоналом и четкое разграничение сфер ответственности.

37. Технологии соц. р-ты с различными категориями населения в службе занятости.

ТСР с различными группами насел-я в службе занятости. Политика занятости на рынке труда охватывает массу проблем как занятого, так и незанятого насел-я. З-н “О занятости насел-я в РФ”. З-н разрешает принцип добровольности труда и раскрывает суть понятия “занятости”. Занятость-д-ть граждан связанная с удовлетворением личных и общ-ых потребностей, не противоречащих законодат-ва РФ и приносящая им заработок (трудовой доход). Это понятие (занятость) на рынке труда: Во-первых, более точно опред-ет трудовой потенциал “о” в условиях, когда участие в общественно полезном труде опред-тся как эк-кими ф-рами, так и потребностями самого ч-ка, его приоритетами и возможностями их реализации. Во-втор., позволяет более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование как в масштабах страны, так и региона, с учетом их эк-кого и демографич. развития. В-трет., появляется возможность более адресно разрабатывать соц. политику, определять приоритеты соц. программ, источники их финансирования и формирования.

Занятыми считаются: 1.граждане, работающие по найму или имеющие др-ую оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, при остановке производства. 2.предприниматели, фермеры, лица занятые индивидуальной трудовой д-тью, члены производственных кооперативов. 3.избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность. 4.проходящие службу в вооруженных силах и внутренних войсках. 5.трудоспособные граждане обучающиеся в школах, ПТУ, очный курс обучения в высших и среднеспец-х уч-х завед-ях, включая обучение по направлению федеральных гос. служб занятости насел-я. Мировой опыт решения проблем занятости не ограничивается лишь помощью безработным, а включает комплекс мер по предвидению дисбалансов на рынке труда. По предотвращению массовой безработицы с помощью разработки и внедрения спец. программ функционирование гибкого рынка труда, стабилизации кадров на предприятиях. Безработица-отсутствие работы для трудоспособных граждан. Безработный-тот, кто может работать, но не работает. Безработные: 1.те, кто ищет работу, но не находит. 2.те, кто мог бы найти место, но не хочет работать. 3.те, кто и не может и не хочет.

Выделяют 3 формы безработицы: 1.текучая(когда по разным эк-ким причинам, одни предприятия закрываются, а другие, напротив, расширяют произ-во). 2.скрытая(возникает при излишней занятости в отдельных отраслях, она тормозит внедрению новой техники, росту доходов в отраслях). 3.застойная(когда люди больше года не могут найти работу). Безработица пораждает личные, семейные, соц-ные проблемы. Спец-ты по соц. работе рекомендуют тем кто потерял работу, принять срочные меры по предупреждению депрессии, появлению чувства ненужности, наносящие вред здоровью.

Советы соц. работника: 1. не вините за сокращение, в рез-те кот. вы лишились работы. 2. постарайтесь обратить свой гнев в стимул для поиска нового места. 3. осознайте свои проблемы связанные с потерей работы, обсудите их с семьей и друзьями. 4. продумайте конкретный план поиска работы, подготовьте резюме, постарайтесь чтобы побольше людей знали, какая работа вам нужна. 5. оцените свои возможности и потенциал, если необходимо овладейте новой профессией. 6. постарайтесь в максимальной степени сохранить устои и привычки прежней жизни. 7. не теряйте друзей и любимых занятий. 8. изыскивайте позитивные способы выражения своих отрицат. эмоций. 9. попробуйте стать предпринимателем. Работая на дому превратить свое хобби в источник доходов (вышивание, вязание…). Технология решения: В з-не “О занятости нас-я” дается понятие безработные-трудоспособные граждане, кот. не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости с целью поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Под ”готовностью трудиться” понимается принятие предложения о работе в соответствии, с учетом стажа и стремление пройти проф. подготовку или переподготовку для занятия опред-го места работы.

38. Технологии соц-но-мед-ой р-ты в комплексных центрах соц-го обслуж-я.

Соц. обслуживание - это деятет-ть соц-х служб по соц-ой поддержке, оказанию соц-но-быт-х, соц-но-мед-х, психолого-мед-х, психолого-пед-х услуг и матер-ой помощи, проведению соц-й адаптации и реабилитации граждан, находящихся в ТЖС.

Соц. службы - это предприятие и учр-ие не зависимо от форм собственности, предоставляющая соц-ые услуги, а так же граждане, занимающиеся предприним-ой деят-тью по соц-ому обслуж-ю населения.

ТЖС - ситуация, объективно нарушающая жизнедеят-ть гражданина (индивидуальность), кот. он не может приодолеть самост-но.

Принципы соц. обслуж-я: адресность, доступность, гуманность, добровольность, приоритетность предоставления соц. услуг несов-им, находящ-ся в ТЖС, конфиденциальность, принцип проф-й напр-ти.

Формы соц. обслуж-я: стац-ые; полустац-ые (отд-я дневного и ночного пребывания); соц. обслуж-е на дому; срочное соц. обслуж-е; соц-но-консультативная пом.

В полустац-е учр-я обращаются лица БОМЖ, безнадзорные, несов-е.

Матер-ая пом. осущ-ся в виде ден-х ср-в, продуктов питания, ср-в гиг-ны, ср-в ухода за детьми, одежды, обуви и др. предметов I необход-ти, спец-х технич-х ср-в реабил-ции и т.д.

Соц. обслуж-е осущ-ся соц. службами бесплатно и за плату.

Основания для оказ-ия беспл-х услуг: 1.оказ-ся гражд-м, не способным к самообслуж-ю в связи с преклонным возрастом, болезнью, инв-ю, не имеющим родств-ов, если ср. душ-й доход их меньше прожит-го Ур-ня, устан-м в данном регионе; 2.гражданам наход-ся в ТЖС в связи с безраб-ей, стих-ым бедствием, пострадавшим в рез-те воор-м и межэтн-м к-те; 3.несов-м детям, наход-ся в ТЖС.

Фин-е за счат ср-в фед-го боджета, за счет ср-в с-ов Фед-ции, за счет оплачиваемых услуг; различных видов пожертврваний.

Услуги, предоставляемые в стац-х Ур-х:

1)матер-но-быт-е: питание…

2)услуги по организации быта, досуга

3)соц.-мед. Санитарно-гиг-е: предоставл-е беспл-й мед. Пом., в объеме базовой программы обяз-го мед. Образ-я; обеспечение ухода с учетом состояния Здор-я; содействие в проведении реабил-х меропр-х (мед-х и соц-х), в том числе на основании ИПР; оказание первичной медико-санитарной и стоматологич-й пом.; организация прохождения диспансеризации…

4)организация получения обоаз-я (для инв-ов и несов-х)

5)услуги связ-ые с соц.-труд-й реабил-ей

6)правовые

7)содействие в организации ритуальных услуг

Учр-я и предприятия соц. обслуж-я: комплексные центры; центры соц. обслуж-я; террит-ные центры соц.пом. семье и детям; соц-но-реабил-е центры для несов-х; центры пом. детям , оставшимся без попеч-я родит-й; соц. приюты для детей и подростков; центры псих-го-пед-й пом. насел-ю; центры экстренной псих пом. по тел.; центры (отд-я) соц. пом. на дому; дома ночного пребывания; спец-е дома для одиноких престарелых; стац-е учр-я соц. обслуж-я (дома интернаты для престарелых и инв-ов, психо-неврологич-е интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, с физ-ми недостатками); геронтологические центры; иные учр-я, предоставляющие соц. услуги.

39. Соц. р-та с мигрантами и нац. меньшинствами.

Миграция - перемещение, переселение людей, ч/з границу тех или иных территорий и целях постоянного или временного изменения св. МЖ (в пределах одной страны - внутренняя; из одной в другую - международная).

Беженец - это те же мигранты, которые вынуждены мигрировать в силу невозможности проживания в прежнем месте (вынужденные переселенцы).

Беженец - лицо, которое в силу вполне обоснованных причин стало жертвой преследования по причине расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной соц. группе, политических убеждений вынужден покинуть свою страну (Конвенция ООН «О статусе беженцев» 1951г.).

Причины: экологическая катастрофа, безработица, войны, к-ты.

В связи с этим необходима Миграционная политика.

Государственная Миграционная Политика - деят-ть гос-ва напр-ая на регулир-ие миграц-х процессов, на создание усл-й для обустройства и соц. адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

Миграционная политика - это совокупность соц-но-полит-х концепций и взглядов на миграц-ую ситуацию в стране, а также конкр-х организац-но-прав-х и соц-но-экон-х мероприятий по регулированию миграционных процессов напр-х на создание необходимых усл-й для обустройства и адаптации мигрантов.

Цель ГМП -- регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание усл-й для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.

Миграционная политика РФ стала активно формироваться после распада СССР. Миграционная политика формировалась с учетом того, что миграционная ситуация и законодательство по этим вопросам были иными.

В Сов-ом Союзе не было самостоятельного соц-но-эк-го и полит-го развития по вопросам миграции: 1.Внутр-я миграция рассматривалась как проблема трудовой мобильности. 2.Советский союз не учитывал в реализации осн-х актов по вопросам миграции (в основном из-за того, что СССР не присоединился к Конвенции 1951г.) В 1992 РФ подписала соглашение о сотрудничестве с управлением ВЕРХОВНОГО КОМИСАРА по делам беженцев в ООН. С этого времени стали разрабатываться законод-ые акты РФ и подзаконные акты, создаваться структуры Гос-ой исполнительной власти на Фед-ом уровне и в с-ах Фед-ии.

При разработке миграц-ой политики учитывается международно-признанные нормы, специфика и особ-ти страны. В рос-ом законод-ве по вопр. миграции, гражданства, въезда и выезда, границы учитываются нормы междунар-го права в отношении беженцев и др. категорий мигрантов.

РФ и др. страны СНГ разработали и приняли законы по вопр. миграции в РФ: «О вынужденных переселенцах», и «О беженцах» эти Законы были разработаны и приняты в 1993г.. В этих законах нашли отражение международно-признанные нормы и стандарты. 13 реальных условий РФ обнаружило значительное несовершенство ряда норм, поэтому эти законы были переработаны, так закон «О вынужденных переселенцах» в новой редакции принят в 1995 году, а закон «О беженцах» в 1997.

Многие аспекты миграционной политики получили отражение в 3 миграц-х программах: 1-1994г. 2-1995г. 3-1997г.

В программах предоставлен механизм и порядок реализации миграционной политики и ее основ. Соц. р-та с мигрантами осущ-ся миграц-ми службами в сотрудничестве со службами соц. защиты, соц. обслуж-я и здравоохранения.

Цели соц. р-ты и задачи: выбор мигрантами места поселения, недопустимость дискриминации, защита прав и интересов с учетом интересов и потребностей регионов в трудовых ресурсах.

Помощь: содействие в трудоустройстве, матер-ая компенсация понесенного ущерба, помощь в решении жилищ-х проблем, устройство детей в уч-ые завед-я.

40. Осн. технологии соц-ой реабилитации инв-ов.

Инвалид - это лицо, кот. имеет нарушение здоровья со стойким расстройствам ф-й организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнед-ти и вызывающее необходимость его соц. защиты.

Основной закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995г.).

В зависимости от степени расстройства ф-й организма устан-ся гр-па инв-ности. В возр. до 16 лет устан-ся категория «Ребенок-ивалид». Признания лица инв-ом, устан-ет причину и гр-пу осущ-ся МСЕК.

I гр. - такое нарушение ф-й организма, при кот. инв-д не может себя сам обслужить и нуждается в посторонней пом. и надзоре.

II гр. - значительное выражение ф-ного нарушения, кот. не вызывает необходимость в постоянной помощи.

III группа - значительное снижение трудосп-ти в следствии нарушений ф-й организма, обусл-х хроническими забол-ми.

Причины инвалидности: общее заболевание, трудовое увечье, ранения (контузия), получ-ые при исполнении обяз-тей военной службы и т.д.

Технология работы с инвалидами заключается в назначении пенсии, установлении льгот, предоставления соц-го обеспечения и обслуж-я. Сущ-ет система соц. защиты инв-ов, под кот. понимается система гарантир-х гос-ом эк-х, соц-х и прав-х мер, обеспеч-их инв-ам различные усл-я.

41. Основные технологии с. р. с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками.

Правовая основа ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999г.

Безнадзорный - несов-й, контроль, за поведением кот. отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обяз-ей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны род-ей или закон-х представителей либо пожилых лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий МЖ или места пребывания. Лучшим способом профилактики явл. воспитание и недопущение отклоняющегося поведения. Роль воспитания на себя берет: семья, школа, соц. пед-ги, соц. р-к.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.