реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа как знание, деятельность и специальность

Профил-ка безнадзорности и правонарушений несов-х - система соц-х, прав-х, пед-х и иных мер, напр-х на выявление и устранение причин и усл-й, способах безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщ-ым действиям несов-х, осущ-х в совокупности с индивид-ой профил-ой, с несов-ми и семьями, наход-ся в соц-но опасном положении.

Индивид-но профил-кая р-та - деят-ть по выявлению несов-х и их семей, наход-ся в соц-но опасном положении, а также их соц-но пед-ая реабил-ия и предупр-ие ими правонарушений и антиобщ-х действий.

Осн. задачи и принципы деят-ти по профилактике:

1 .Предупр-ие безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщ-х действий несов-х, выявление причин и их устранение.

2.Обеспечение защиты и интересов несов-х.

3.Соц-но-пед-ая реабилитация несов-х, находящихся в соц-но опасном положении.

4.Выявление и пресечение случаев вовлечения несов-х в преступления.

Принципы: законности, демократизма, гуманного обращения, поддержки семьи, индивидуального подхода, конфиденциальности.

Субъекты профилактики:

1.Комиссии по делам несов-х и защите их прав.

2.Органы соц. защиты населения.

3.Органы упр-я образованием.

4.Органы опеки и попечительства.

5.Органы по делам молжи.

6.Органы здравоохранения.

7.Органы службы занятости.

8.МВД.

Учреждения для несовершеннолетних: соц-но-реабилитац-ые центры; соц. приюты, центры помощи детям, оставшимся без родителей.

42. Консультирование как ф-я и технология соц. р-ты.

Соц. консультирование -- это особая форма оказания соц. помощи путем целенапр-го психолог-го воздействия на чел. или малую гр. в целях их социализации, восстановлении и оптимизации их соц. ф-й, ориентиров., выработки соц. норм общения.

Виды напр-й соц. консультирования:

1 . Медико-соц-ое

2. Психолог-ое

3. Соц-но-пед-ое

4. Соц-но-прав-ое

5. Соц-но-управл-ое

6. Соц-но-инновац-ое др.

Организация соц. консультирования вкл. в себя региональные центры, специализ-ые службы:

1. планирования семьи

2. Супр-ие консультации

3. Психо - соц-ой помощи и консультирования

4. Службы экстренной психо - социальной помощи (телефон доверия)

5. Консультативные службы в органах здравоохранения, а также общ-х орган-ях.

Приемы и методы: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, инф-ние, мини-тренинг, консультац-ый инструктаж, анкетирование и т. д.

43. Виды и формы информационных технологий в социальной работе.

Процесс информатизации охватывает все сферы человеческой деятельности.

По экспертным оценкам в 1994 году на территории РФ функционировало 158 государственных информационных центров. Подготовкой информационной продукции и услуг было занято 40тыс. человек. Данные числа ежегодно увеличиваются.

Информационные системы выполняют информационно справочные функции, контрольные, расчетные, и оформительские функции. Позволяет обрабатывать большие массивы информации и представлять результаты в наглядной форме.

Принятие управленческих решений базируется на достоверной, полной и актуальной информации.

Научно технический прогресс в управлении социальной сферой связан с внедрением информационных технологий (ИТ). ИТ играют важную роль в обработки данных. Обеспечиваю сбор, хранение, обработку, передачу и представления информации.

БД (базы данных)

Правовые базы данных: «Гарант» «Консультант»

Пакеты программ для обработки статистической информации. «статсофт», Социум, статграфикс,

Базы данных льготников

Федеральный бак данных о детях

Большое значение в социальной работе имеют программы по расчету и назначению пенсий и пособий.

«Программный комплекс социальные пособия» Применяется в 46 регионах. При помощи данной программы обеспечивается регистрация малоимущих семей обратившихся в органы социальной защиты. Анализируется имущественное состояние.

Программа анализирует данные и выдает отчет о назначении пособия или об отказе.

В состав пакета входят:

Прием заявления

Нормативы

Вкл. В себя Категории получателей, Прожиточный минимум по полу и возрасту, Учет доходов.

Корректировка: заявления действующие, заявления с отказами, заявления по которым осуществлены выплаты, снятые с учета.

Отчеты: по выплатам за месяц, об оказании помощи в %, по категориям.

Создан «Опытно эксперементальный центр обработки информации по начислению и выплате пенсий и пособий».

44. Проектирование в с. р..

Теорит-ие основы СППМ:1)СППМ явл. одной из технологий с.р. Их различают 2 вида:а)частные;б)общие (ф-ные). СППМ явл. общими технологиями с.р.; 2)СППМ явл. управл-ой технологией. Использование СППМ повышает рез-ность управл-я; 3)СППМ явл. инновац-й технологией; 4)Технологии СППМ дают лучший рез-т если используются коллект-е раб-ы.

5)СППМ явл. отраслью социологич-й науки.

Цели СППМ: 1)решения назревших соц. проблем ;2)улучшение системы жизнед-ти в соответствии с возрастающими потребностями.

Уровни СППМ:1)мегауровень - общепланетарный, межгосударственный (с-ми СППМ явл. международные организации: ЮНЕСКО, ООН ,римский клуб, Гринпис); 2)макроуровень (с-ми явл. фед-ые (Фед. Собрание:: гос. Дума, Совет Федераций; Правительство, исполнительная власть; Судебная власть: конституц-й суд, верховный суд, народный суд, высший орбитражный) и регион-е органы управл-я (Город-я Дума, Мэр, Областной, городской суд, суд присяжных)): а)в целом на уровне гос-ва (#ФЦП); б)на уровне крупного региона (#ФЦП «Молодой семье доступное жилье»); 3)микроуровень: а)уровень соц-х орган-ий; б)уровень муниц-ых образований; 4)миниуровень: а)малая гр-а (# организ-я похода); б)личность (# желание похудеть).

Социальное проектирование - это конструирование инициатором проекта нового введения, призванного решить какую-либо соц. проблему, локализованного по месту, времени и ресурсу. С.П. представляет собой разновидность сознательной инновационной деятельности.

Проект - прообраз, прототип о., кот. призван решить соц. проблему.

С. управл-ец любого Ур-ня (# от Мин-ра, президента до любого руков-ля; в том числе и спец-т по с.р.)

О. система соц. связей или соц-х отн-й, подвергающееся воздействию с-ов.

П. соц. иннов-и, призванные решить соц. проблему или усов-ать систему жизнед-ти.

Виды соц. иннов-й, явл-еся предметом проект-я:1)новый о.; 2)нов-е св-во старого о.; 3)нов. соц-я организ-я (# нов. Универ-т); 4)мероприятие; 5)нов. соц. услуга - рез-т полезной деят-ти напр-ой на удовлетв-е 1 ил неск-х соц. потребн-й людей; 6)нов. система воздействия (#программа профил-ки, рекламная компания); 7)законопроект.

Типология соц. проектов:1)по содержанию: узкосоц-е, комплексные, научно-технич-е, к-но-образ-е. 2)по характеру проект-х измен-й: инновационный проект (внедрение новых разработок), модернизирующий, реставрационный, поддерживающие (цель: не изменять предыдущее, а реставрировать, украшать); 3)по источникам финанс-ия: инвестиционный ( в веде инвестиций могут выступать имущество, оборудование), спонсорский (усл. Реклама в СМИ, договор о спонсорстве), кредитный проект - получ-е фин-х ср-в от кредитных учр-й с предоставлением гарантий: лизинг, эпотечное кредитование), бюджетный (фед-й бюджет - Фед. Программы; участники в конкурсе, кот. фин-т проект; бюджет с-ов фед-ции: св-ва в негос-х, общ-х и гос. фондах; местные бюджеты; бюджеты органов местного самоуправления; бюджеты органов муниц-ой власти); 4)по масштабам проекта: микро проект (индивидуальный), малый проект (не велик по размеру, небольшое финанс-ие); 5)по срокам реализации (долгосрочные (от 3 лет и выше), среднесрочные (от 1г. до 3 лет), краткосрочные (до года)).

Осн. подходы П.: 1)объективно-ориентир-й (цель: создание нов. о., выполняющего важную соц. ф-ю; особ-ть: научно-обоснов-е опред-е параметров буд. Соц. проекта для обеспеч-я его оптим-го фин-я); 2)проблемно-ориентир-й (цель: решение соц. проблемы с учетом соц-диагностич-х иссп-й доступных ресурсов и наличие целей; особ-и: о. разрабат-ся с учетом проектного фонда и особ-й рекламы)

3)субъектно-ориентир-й (тезаурусный - совокупность устных установок автора проекта) (цель: решение соц. пробл., реализация собственных целей разработчика проекта; особ-ть: инициатор явл. автором проекта). Важно, чтобы тезаурус разработчика не противоречил общечел. ценности.

4)системный подход (цель: проектир-е таких новшеств, кот. обеспечат оптимальное ф-ние всех Эл-ов системы; особ-ть: рассмотрение о., как системы, планируя изменения в Эл-ах, а также влияние др. систем.

Осн. правила рационал-ции проект-я: 1)времени; 2)места; 3)места (# в каком регионе …);4)последствий (обяз-ое планир-е превентивных мер для недопущ-я негат-х последствий);5)типичности; 6)самодост-ти;7)коллект-ти.

Жиз-й цикл пр-та - период м/у зарожд-ем пр-та и его ликвидации (начало самост. жизни).

Соц. Проект как текст: 1)типовая структура:а)структура проекта макроур-я (представлены ФЦП); б)структура микропроекта:

1)Актуальность; 2)Цели и задачи; 3)Модель создаваемого проекта; 4)Обосн-ие проекта: фин-ое, организац-е (кадря, обеспеч-ие) и нормативное; 5)Ожидаемые последствия: + и -; 6)План подготовит-х меропр-й в ходе реализ-и проекта; 7)Приложение;8)Список исп. Лит-ры.

Методы: 1)метод фокальных о-ов - это способ конструирования нов. о-та путем применения к нему свойств др. о-ов; 2)создание сценариев - это представление социального проекта в виде описания последовательного развития событий, кот. им предусматриваются или из него могут следовать, с увязкой по ресурсам; 3)мозговая атака - способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождения нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и сорящейся на снятии барьеров критичности и самокритичности участ-ов; 4)метод синектика - р-та постоянных групп, проф-го применяющих различные приемы активизации св. творческого потенциала; 5)деловая игра - это имитация принятия управл-х решений в различных ситуациях путем игры (проигрывания, разыгрывания) по заданным или выработанных самими участниками игры; 6)ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Была разработана в 1946 г.; 7)метод контрольных вопр. - р-та со списком спец-но подобранных вопр., кот. помогают точно опр-ть суть выполняемой р-ты.

45. Сущ-ть соц. прогноз-я и моделирования в с.р.

Теорит-ие основы СППМ:

1)СППМ явл. одной из технологий с.р. Их различают 2 вида:а)частные;б)общие (ф-ные). СППМ явл. общими технологиями с.р.

2)СППМ явл. управл-ой технологией. Использование СППМ повышает рез-ность управл-я.

3)СППМ явл. инновац-й технологией.

4)Технологии СППМ дают лучший рез-т если используются коллект-е раб-ы.

5)СППМ явл. отраслью социологич-й науки.

Цели СППМ: 1)решения назревших соц. проблем ;2)улучшение системы жизнед-ти в соответствии с возрастающими потребностями.

Уровни СППМ:1)мегауровень - общепланетарный, межгосударственный (с-ми СППМ явл. международные организации: ЮНЕСКО, ООН ,римский клуб, Гринпис); 2)макроуровень (с-ми явл. фед-ые (Фед. Собрание:: гос. Дума, Совет Федераций; Правительство, исполнительная власть; Судебная власть: конституц-й суд, верховный суд, народный суд, высший орбитражный) и регион-е органы управл-я (Город-я Дума, Мэр, Областной, городской суд, суд присяжных)): а)в целом на уровне гос-ва (#ФЦП); б)на уровне крупного региона (#ФЦП «Молодой семье доступное жилье»); 3)микроуровень: а)уровень соц-х орган-ий; б)уровень муниц-ых образований; 4)миниуровень: а)малая гр-а (# организ-я похода); б)личность (# желание похудеть).

СП - процесс разработки научных прогнозов в след-х областях: полит-х, эк-х, эколог-х, демограф-х. Если прогнозирование выполнено качественно, то результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования. Это одно из направлений конкретных социальных исследований, специальный о. Кот. Составляет перспективы развития конкретных соц-х процессов. Специфика СП состоит в том, что предвидение соц-х явлений и процессов и упр-ия ими тесно связанны.

Прогноз - научно обоснованное суждение о вероятностном состоянии развития процесса в буд-ем; о альтернативных путях и сроках осущ-я этих процессов; о целях, кот. можно достичь с пом. Опр-х ср-в.

Осн. технологич-е этапы прогноз-я:

1)анализ сит-ции сегодн-го дня.

2)диагноз: а)эффект Эдипа - вид управл-го решения, кот. нейтрализует нежедательный прогноз (своевременная реакция управленцев на прогноз).

б)эффект «Пигмалиона - тип управл-го решения, когда прогноз выступает стимулом деят-ти людей (прогноз-ся успех - эффект от деят-ти усиливается).

3)прогноз: кол-ый (четкая хар-ка) и кач-ый (улучшается прогноз или нет).

4)верификация - проверка прогноза на достоверность.

Ф-и прогноз-я: 1)теорет-ко-познават-я; 2)побудит-я к проект-ию; 3)управленческая (# менедже прогнозирует продажу).

О. - любые соц. процессы

П. - опред-е возможных состояний развития процесса в буд-ем; разработка технологии прогноза.

Итоги: - кач-ое состояние о.

- прогноз (и кач-ый и кол-ый)

- план (детальное описание решения проблемы)

Принципы: *вероятностный хар-р; *системность; *вариантность; *историзма, *соц. детерминизма; *верифицированность с пом. Соц. экспертизы (проверка).

Типология П.:1)поисковый - предвидение соц. ситуации, исходя из обнаруж-х сегодня тенденций, при усл-и, что не будет принято никаких управл-х решений (цель: установить перспективную, пробную ситуацию). Он явл. осн. при оценке жизнеспос-ти проекта, т.к. демонстрирует потенциал нововвед-я; предупруждает о возможных негативных последствиях нововведения.

2)нормативный прогноз (суть: описание буд-го состояния о., в соотв-ии с заранее устан-ми целями.

Методы П.: 1)интуитивный; 2)формализов-ый (математ-е, програмир-е….)

СМ - исслед-е о.познания на его модели; процесс построения модели

Модель - упрощ-ое представл-е о. в форме, отлич-ся от о., но отраж-й его наиболее сущ-е св-ва.

Виды моделей: 1)содержат-ая (визуально-вербализованная): текст, график, таблица, макет, схема…; 2)когнитивная; 3)концептуальная - теория в виде модели; 4)имитационная (#деловая игра); 5)формальные - математич-е и компьютерные; 6)целевые; 7)описательные; 8)объяснительные; 9)прогностич-е.

Особ. моделир-я соц. процесса: модели, кот. хор. Раб-ют в одних процессах, могут быть бесполезны в др.

Модель индивидуальна под конкретные усл-я. При модел-ии необходимо указывать перечень усл.

46. Иннов-ые деловые игры как метод решения соц-х проблем.

Деловая игра - это вид игровой творческой деят-ти, результаты кот. содействуют успешному осущ-ю дела, которым занимается данная организация.

Иннов-я ДИ означест, что итогом этой деятельности выступает новизна, новое знание.

Методика подготовки иннов. игры:

1)формируется четкая соц. проблема, ради решения кот. будет организовываться игра

2)опр-я состав участников игры

3) опр-ть продолжительность ДИ

4) консультация установочная к игре, во время кот. раскрывается цель, условие, правило и итоги игры

5)выдача методических материалов для дом-ей творческой работы

Методика проведения игры:

1) разбивка участников на малые игравые группы (4 чел.)

2)обсуждение рез-ов дом-й творческой раб-ты

3)оценка и выявлении лучшей работы

4)обсуждение, в пленарном режиме, лучших раб-т перед всей гр-ой, ролевое обсуждение раз-ов, полученных в малых игровых гр-ах

5)составление банка идей по итогам игры

6)вручение банка идей заказчику.

Инновац-я игра всегда обусловлена возникновение соц-й проблемой.

Социальная проблема - осознанная соц. р-ком, с-ым учр-ем в целом невозможности разрешить то или иное жизненное затруднение с помощью знаний и имеющегося опыта.

47.Основы гос-ной соц-ной помощи населению в РФ

Гос-я соц. помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет ср-в соотв-х бюджетов бюджетной системы РФ соц-х пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

Соц-ое пособие - безвозмездное предоставление гражданам опред-й ден-й суммы за счет ср-в соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

Субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам матер-х благ или оказываемых услуг;

Набор социальных услуг - перечень соц-х услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан

Цели оказания государственной социальной помощи: 1. поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко прожив-х граждан, среднед-й доход кот. ниже величины прожит-го min, установленного в соответствующем с-те РФ. 2. адресного использования бюджетных ср-тв; 3. усиления адресности соц-ой поддержки нуждающихся граждан 4. создания необходимых усл-й для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого кач-ва соц-х услуг; 5. снижения уровня соц-го неравенства 6. повышения доходов населения.

Право на получение гос-ой соц. пом. в виде набора соц. услуг имеют след. категории граждан: 1) инв-ы войны; 2) участники ВОВ; 3) ветераны боевых действий 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учр-ях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941г. по 3 сен. 1945г. не менее 6 мес., военнослуж-ие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 6) лица, раб-шие в период ВОВ на о-ах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, и др. военных о-ов в пределах тыловых границ действующих фронтов, 7) члены семей погибших (умерших) инв-ов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, 8) инв-ды; 9) дети-инв-ды.

Набор социальных услуг: 1) дополнительная б/п мед. помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными ср-ми, а также предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, 2) б/п проезд на пригородном ж/д транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежем-х ден-х выплат, а так же соц. услуг, осущ-тся ведение фед-го регистра данных лиц. Получателями гос-ой соц-ой помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко прожив-е граждане, кот. по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожит. min, устан-го в соотв-ем с. РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.