реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа как знание, деятельность и специальность

Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей, группы, общество в целом с их жизненными проблемами и трудностями.

Еще одна важная особенность это наличие посреднического характера деятельности. Специалист выступает как посредник между клиентом и социумом. Способствует человеку адаптироваться и успешно функционировать в обществе и одновременно видоизменяет социум для наиболее успешного развития в нем людей. (Холостова Е.И. Мельников История социальной работы стр. 303-306) Эффект-ть с.р. - это максим.возможное удовлетворение соц-х потребностей насел-я при оптимальных затратах. Эффективность с.р. составляют цель, рез-т, затраты и условия с.р.

8. Основные направления и уровни социальной работы.

Возьмем за основу определение социальной работы Р. Баркера.

Социальная работа это профессиональный вид деятельности по оказанию помощи

Индивидам

Группам

Общинам

В целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и создания для этого благоприятных условий.

Исходя из определения выделяются уровни социальной работы:

Микро уровень - индивидуальный.

Мезо уровень - категории населения и социальные группы.

Макро уровень - общество в целом.

Таким образом основные направления работы на индивидуальном уровне являются методы работы по конкретному случаю, конкретной трудной жизненной ситуации у индивида, семьи.

На мезо уровне работа ведется по категориям: работа с детьми, молодежь, люди пожилого возраста, инвалиды и т.д. Создание специализированных учреждений для различных категорий.

На макро уровне. Социальная работа относительно общества в целом. И проялвляется в социальной политике государства. Одним из примеров может являться установление минимальной оплаты труда, прожиточного минимума.

9. Основные этапы становления с.р. как теории.

Теория с.р. носит междисциплинарный хар-р. Наиб. влияние на развитие теории с.р. оказали такие науки как псих-ия и соц-гия, однако с.р-ик - не психолог, поэтому он не может проводить психодиагностику или психоконсультирование. Психолог занимается псих. процессами, а с.р. исследует взаимод-е личности с окр. средой. Первые теор-кие концепции возникают в США (школы в рамках мед. модели): диагностическая (1981 год), ф-ая (основные идеи неофрейдизма, хар-ны субъектно-субъектные отношения, ответственность лежит на самом клиенте). Современные теоретические концепции соц.р.: психосоц-ый подход (улучшение ф-ния клиента и его успешная адаптация в окружении; гештальттерапия, групповой психоанализ. Проблемно-ориентированный подход основан на том, что в течение всей жизни происходит процесс решения проблем, цель с.р. - облегчение этого процесса. Системный подход - чел. явл. членом или участником нескольких систем, с. р-ик должен учитывать особ-ть конкретного чел.. Концепция теоретических действий - чел. должен поступать и вести св. жизнь в соответствии с псих-ми и прир-ми данными, поступать в соответствии со средой,с тем общ-ом, кот. тебя окружает.

10. Основные научные школы соц-ой р-ы в совр. обществе.

Основоположники теории СР Джеймс Адамс(1860-1935) и Мэри Ричмонд (1861-1928). Джейн Адамс - родоначальник теории соц.работы, основоположник Чикагской школы. Движение сеттльментов (общинная соц-ая работа) -осн. идея - окр.среда больна, необходимо вмешательство, чтобы покончить с несчастьем.

Идеи Ричмонд легли в основу развития теоретич-х школ и концепций с.р.

Диагностич-я школа - 1918г. В Нью-Йорке создан колледж Смита- подготовка с.р-ов (соц диагностика, соц терапис, соц лечение) - Дж. Адамс:

· Эмоц-я проблема ветеранов I Мир-й Войны и членов их семей.

· Теоритическая модель (Фрейд и его ученики) - с понятием сознательного, бессознат-го, важность детских пережив-й, осн-е вниман-е удел-ся внутр. миру клиента, диагноз прежде всего.

· Отношение м/у клиентом и с.р. носит авторитарный хар-р: 1)с.р. знает как лечить; 2)знает как должна измениться личность; 3)знает как должа измен-ся окр. среда.

Ф-я школа - 1930г. - Пенсильванская школа с.р-ов. Особ-ти: на 1 место выходит процесс оказания пом.; соц-я услуга оказывается в рамках соц. службы. клиент больной человек, соц р-ик врач. Соц помощь-комбинация мер: изменение самого чел и изм-е соц среды.

Мери Ричмонд - заложила основу соц работы, выпустила несколько книг, # «Социальные диагнозы»- метод индивид-ой р-ы, осн. учебник. Мед-ая модель (индивид-ая соц-ая р-а) - взаимод-ие соц-го р-ка с клиентом: сбор фактов; соц-ый диагноз; соц-ая терапия: (непосредственный метод лечения, косвенный метод лечения (среда, социум, взаимод-е)). Непоср-й и косвенный метод лечения дали начало развитию 2 осн. напр-й в теории с.р.: психолог-й и социологич-й.

К. Роджерс: 1)у клиента должно быть желание измениться; 2)способность к восприятию помощи; 3)большое значение придают началу процесса лечения и тапам лечения; 4)отношение м/у с.р. и клиентом.

В рамках этой школы предложена методика по организации соц. помощи:предоставление и прием помощи; процесс и организация этого процесса; самоопределение как право клиента решать за себя (Дж. Дьюи).

Теории школы Дж. Дьюи: клиент оказывается в центре с.р.; от клиента зависит выбор темы; он сам выстраивает отношения с с. Р-ом; он на себя выбирает ответственность за процесс изменений этих отношений.

Г. Бернлер и Л. Юнссон

2 психолог-е школы:

1)стремление к позитивному; 2) они рассматривали вопр. Самоактуализации личности; 3)чел. Всегда находится в состоянии роста и развития.

Идеи Ричмонд легли в основу теорет-х школ и концепций соц р-ы.

11. Приоритетные модели социальной работы за рубежом.

Модели: 1. Социально-демократическая (Скандинавия, Новая Зеландия). Смысл - гос-ая гарантия соц.прав, поддержка ср-го класса, поддержка полной занятости населения. Роль гос-ва велика: источник фин-я, подоходный налог. Осн. напровление - обеспечить высокие стандарты кач-ва жизни. 2. Бисмарковская модель (Континентальные страны Европы). Смысл - система соц. страхования, создание фондов взаимопомощи, кот. упр-ют профсоюзы. Роль гос-ва - в соблюдении прав членов общ-ва как форма долга гос-ва. Осн. источник фин-я - страховые выплаты, пособия. Идейная основа - общество взаимного соц-го страх-я. 3.Бевериджская (Ирландия, Великобрит). Смысл- одинаковые пособия всему населению, общинные методы работы, размер пособий не увязывается со страх-ми выплатами.4. Либеральная (США, Кнада …). Смысл - общ-во всеобщего возмещения убытков, соц-я помощь напр-на только на бедных, соц. пособия - универсальная форма соц.помощи (ее критерии: проверка нуждаемости, получатели пособия ,получателя пособия ориентировать на работу). Роль гос-ва мин-на. 5. Неоконсервативная модель. Смысл - сокращение V соц.программ, ориентация на то, чтобы заставить получателя пособия заниматься труд-й деят-ю. 6) Католическая (Латинская Америка). 7) Патерналистская). 8) Нордическая. 9) Англосанксонская.

12. Формы и методы социальной работы.

СР (Международная федерация социальных работников) - совокупность деятельности социальных работников профессиональных или непрофессиональных, результатом которых явл. обеспечение каждому человеку социального благополучия и на этой основе социальной сплоченности.

Основоположники с.р. Мэри Ричмонд (с индивидом) и Джейн Адамс (с гр-ми).

Методы - это совокупность приемов, операций для наиболее быстрого достижения цели, решения задачи.

Метод - специф-е виды вмешат-ва, осущ-е на различныхуровнях (посредничество).

Мед-я модель с.р.:

Методы соц. работы: 1) непосредственный (прямое воздействие на клиента: разговоры, советы, дискуссии с целью принятия им необходимого решения проблемы); 2)посредственный (воздействие на среду, т.е. взаимод-е с соседями, родственныками). Все это соц-я терапия (М. Ричмонд).

Дж. Адамс: соц. р-ки переселились в «районы бедности» и осущ-ют оказание пом. Нуждающ-ся, т.е. общинная, территориальная соц. р-та.

Классические метод с.р.:

а)индивид-я пом. (М.Ричмонд)

б)общ-я р-та (Дж. Адамс)

в)гр-я р-та (соц. психол-и)

г)соц. админ-ие, планир-е.

Совр-е методы с.р.:

а)индивид-я терапия

б)семейная терапия

в)гр-я терапия (люди, имеющие схожие проблемы (7-12 чел.)

Вторичные методы с.р.:

1)супервизия (сопровождение наблюдения, наставничество)

2)планирование (развитие организации

3)консультирование

4)соц. управл-е (менеджмент)

Мед. модель с.р.:1. сбор инф-ии;2)соц. диагнозтика (причина);3)резюмирование.

Street work. В любой «неуправл-мой» гр-е есть лидер. Соц. р-ки, как правило, явл. Волонтерами из этой среды.

Осн. методы уличной с.р.: 1)гр-ая р-та (деят-ть, увлекающая мол-жь; обсуждение общих проблем); 2)индив-ая р-та; 3)организация праздников улиц - община.

Методы сем. терапии:

I.стратегический (измерение образа поведения) строится тогда, когда проблема сущ-ут на протяжении длит-го времени (# жен. Вышла замуж за алкоголика, зная об этом)

II.структурная - заключив брак, члены семьи приобретают опр. роли. Проблемвы: ролевая напряж-ть (выполнение св. роли не так, как представлена св. партнеру) и ролевой к-т (возникает как правило, когда жен. - начальник, т.е. жен. на р-те начальник и дома тоже, но в доме лидером должен быть муж).

С. Терапия - объяснение сложившейся ситуации.

III. системный (# Все было нормально, вдруг, что-то произошло. Хор. Отнош-я, все хор., но вдруг реб-к, ни с того ни с сего, начинает плохо учиться). Деят-ть С.Т.:1)выделение осн. проблемы в семье: стратегич-я, структурная, системная; 2)циркулярный опрос вместо линейного (один и тот же вопр. У разных людей объясняется по-разному, т.е. опрос всех членов семьи по одной теме (разные мнения); 3)каждая семья уникальна, нет стереотипов; 4)семья - живая система, с опред-ым образцом повед-я; 5)целое больше, чем сумма его частей.

При СТ обязательно должен присутствовать супервизор (кот. схемками рисует взаимоотношения в семье .

Модель СТ: 1)оценка сит-ции (прошедшее, наст-ее); 2)контрактирование (обсуждение того, с чем была договоренность, подписание контракта); 3)лечение; 4)заключение.

Две группы: научно-исследовательские ( приемы и ср-ва, с пом. кот. получают достоверные сведения для научных теорий) и методы преобразования соц. действительности ( способы воздействия с. р-ка на клиента или соц.окружение с целью решения проблем). К н.-и.методам относятся: общелогические методы (анализ, синтез, моделирование, проектирование); общенаучные ( изучение и обобщение опыта, метод экспертных оценок, эксперимент, анализ документов); исторические методы ( генетический, структурный, сравн.-исторический); социолог-ие ( анкетирование, интервьюирование, социометрия, мониторинг); психолог-ие ( тестирование); методы мат.статистики. К преобразовательным методам относятся социально-экономические ( это те способы, с пом. Кот. воздействуют на мат., моральные, нац., сем. и др. потребности клиентов); организац-но-распорядительные ( ориентированы на сознание необх. трудовой и общ. дисциплины, чувство долга и ответственности: регламентирование, нормирование, инструктирование, контроль); психолого-пед-ие ( убеждение, соц.терапия, соц.-псих.диагноз, исповедальный метод). Также сущ-ют индивид-ая и гр-ая формы с. р-ты.

13. Особенности истории СР в Р.

Милосердие - любовь, помощь к ближнему. В Древ-е времена М-ем называли СР.

Призрение - гос. СР, светская СР (в дорев.Р.)

Благотв-сть - творить добро, этим термином можно обозначить часть СР.

СР- это общ-ая деят-сть, напр-ая на сохранение соц-го мира в конкр. общ-ве, в конкр. время ( вкл. и соц пом. детям, увечным; и соц. защита; соц.реаб-я).

Не всегда СР это работа с «+». Политика репрессий большевиков (Гулаг и др. репр. меры, Спарта в др.Греции)

Источники: основы мировых религий; различные законод-ые акты; законы и своды законов Рос-ой империи по соц.вопр.; Уставы благотв. обществ -Отчеты благотв. обществ и соц. Учр-ий.

Литература: древние источники; хроники; истор.исследования.

Историки дореволюц.периода Соловьев, Ключевский Максимов Герье. Современность- Мельникова Холстова Фирсов.

ИСР в Р. Начин-ся с 6 в н.э. восточные славяне - этап соседской крестьянской общины. (КСО) В целом нач. со 2 тысячелетия до н.э.

ИСР начала формироваться в эпоху развития феодальных отношений. Зарождается в рамках КСО. Община - 1-й с. СР. Формы взаимопомощи, помощь в постройке дома, сбор урожая, брали в семью вдову, детей сирот.

Спецификой ИСР в Р. явл. ее природно-климатические усл-я. Крестьянам она нужна, т.к. они боятся остаться один на один с природными усл-ми. (сущ. до 1918г). Специф-ой явл. то, что наши предки восточные славяне имели опред-ый набор черт хар-ра: милосердное отношение к старикам, младенцам, пленным.

В Р. не было работ, для кот. было бы не нужно много рабов.

В 10 в в Киев-ой Руси утверждается восточная версия Христианства, в буд-ем православие. Х-во было введено с комплектом идей милосердия (возлюби ближнего, идея нравственной чистоты бедняка - нищего и юродивого) идея о загробной жизни, об очищающей от грехов силе, милостыне, правила подачи милостыни, мимоходом, не задумываясь, обязательно назвать свое имя.

Эти идеи приводят к тому, что начинают подавать милостыню. М - одна из форм СП раннего феод гос-ва. Церковь призывает к этой пом. - возникает нищелюбие.

Введение Х-ва=> церковный приход и монастыри. Формы СР - ден-ые ссуды, церк-прих школы. Строят СР на основе десятины, а затем на земельные пожертвования. Монастыри - крупные феодалы, имеющие большие деньги. 96 г. - указ Владимира. Попечение больных сирых передается церкви.

След. особенность сохранение до сего дня идеи нравственной чистоты бедных православной церковью.

В 15 в. Появление протестантской церкви - нищие те, от которых отвернулся Бог. Мы этих идей не поддерживаем => появление проф. нищих, никакие меры борьбы не помогают т.к. общ-во этого не поддерживает.

След.особенность - МТ нашествие; польская, шведская интервенция => законодательство не развивается.

Р. длит-й период отстает от З.Европы в соц-эк развитии и в развитии СР. В Европе гос-во как субъект СР формируется в 13 веке, а в России идеи гос.призрения в законодательных актах появл. В .к.16, на практике с к. 18 в.

Рег. Соц.политика - это гос. соц. учр-я (с П1 - госпитали для военнослужащих, гос СР на территории страны)

1775 - Приказы Е2. гос-во как субъект - наличие крупнейших благотворительных ведомств, кот. Созданы и работают с участием гос-ва (ИЧО ).

Особенность - изучение и исполнение международного опыта в стране.

Активное участие общественности в Ср. Причины - богатство - это грех.

Россия к началу 20 в. Так и не создала четкую современную систему СР. Не было единого органа, ведающего СР. Где МВД, где Мин Гос Имущ-ва итп.

Система была нечеткая и состояла из различных субъектов - община, приход, доминирует частная и общ-ая благ-ть, а не гос.

Не было исчерпывающей зак.базы, были уставы 1892, 1915 - Уставы «Об общ-ном призрении». Помощь в дорев. Р. не была гарантир-ой и равной, не были решены соц. проблемы ни одной из групп нужд-ся.

След-ая особенность -революц. Х-р смены систем СР в России. С 1917 начинает создаваться новая система СР - система соцобеспечения. Она имела след. черты:

· Монополия гос-ва на СР, гарантированность СП, равенство трудящихся в получении СП, четкая вертикаль упр-я СР.

В окт. 1918 Наркомат соц призрения, затем наркомат соц обеспечения.. Новая система формируется медленно, т.к. есть др. проблемы - массовая безработица, детская беспризорность, голод 21-22 гг., индустриализация, коллективизация, Гулаг, практически до сер. 30-х гос-ву не было дела до СР.

В послевоенное время формирование - гос. системы страхования , кот.на бумаге началась с 23 года, а фактически в 28. Завершается этот процесс в 1964 году - введено пенсионное обеспечение для колхозников и их семей. Системой гос страхования явл.: * пенсии по старости,** пособие по болезни, родам. *** пенсии в случае увечья.

Система собес в СССР отличалась гос системой соцстраха. Система соцстраха была чисто государственной, рабочие никаких взносов не платили, только отчисления предприятий. Если предприятие было убыточным, то государство компенсировало дотацией. Особенностью этой системы СО: гос-во привлекает к ней общественные орг: профсоюзы (выполняли соц функцию. В ведение профсоюзов переходит соцстрах в 1933г). П. выплачивают пособия, учитывают больн.листы, определяют р-р пособия, путевки итп. В начале 60-х получают всэ инфраструктуру отдыха, лечения в санаториях, д\о и тпд. Комсомол - работа с мол, детьми.

Уникальность системы СО дополняется системой бесплатного здравоохранения. Не было равной помощи по все террит-и.

Также уникальным явл - бесплатное образование на всех этапах. (минусы - г-во не может ориентироваться на рынок - перепроизводство одних спецов и нехватка других)

Система СО базировалась на гос средствах. Так ситуация складывалась до кризиса. Уже в второй половине 80-х - скрытая инфляция (дефицит товаров). 90-е - у гос-ва уже денег нет. Пенсии, «съедает» инфляция. Накопления не выплачиваются. Гос-во уже не может обеспечивать бесплатное медобслуживание, врачи - мизерная З\П.

Появляется платная мед-на, образ-ие.

Развал СССР ухудшает эк-ую ситуацию, т.к. происходит разрыв эк связей.

Плюс ко всему появляется нищенство (включая проф-ое), безработица, беспризорность. Первая пол. 90-х - гиперинфляция.

С 93г. гарантированная соц-ая помощь только остронуждающимся.

Разрешили церковную благотворительность

С 95г. разрешили частная и общественная благ-ть.

14. Субъекты и объекты социальной работы.

С.р. - это проф. деят. по оказанию пом. индивидам, группам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к соц.ф-нию и создание для этого благоприятных общ.условий (Баркер Р. Словарь с.р. 94г.).

С.р. - совокупность деят-ти проф-х или непроф-х , рез-ом кот. явл. обеспеч-е каждому чел. соц. благопол-я и на этой основе сплаченности (Международная Фед-я с.р.-ов).

О. с.р. - клиент (индивид, гр-па, община…)

С. с.р. - гос. ведомства и учр-я соц. защиты населения; органы МСУ и их учр-я; общ-ные, религиозные и благотв-ые организации и иные негос-е объед-я; коммерческие структуры и бизнес; проф. р -ки и занимающиеся соц. раб. На общ-х началах - добровольцы; сами граждане (гражданские инициативы, #гр. Самопомощи).

П. с.р. - процесс организации (оказания) пом..

Проф-я с.р. - способствует реализации соц. изменений в общ-ве, решению проблем чел-х взаимоотн-й и укреплению свободы чел. и его права на достойную жизнь. Используя теории чео-го поведения и соц. систем, с.р. вкл-ся в процесс на этапе, когда люди взаимод-ют с окр. средой.

Принципы соблюдения прав чел. и соц. справ-ти явл. фундаментальными для с.р. (принято на встрече Междун-й Фед-ции с.р-ов - 2000г., Монреаль).

Отношения в с.р. носят субъективно-объективный хар-р Субъектами социальной политики и социальной работы являются: Государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.