реферат бесплатно, курсовые работы
 

Становление системы социальной защиты государственных служащих

основах государственной службы республики, а вслед за ними и некоторые края

и области приняли собственные законы. Так, законы о государственной службе

есть в Архангельской, Воронежской, Новгородской, Оренбургской,

Свердловской, Тюменской и других областях, в Краснодарском, Приморском,

Ставропольском краях. Но при их детальном изучении становится очевидным,

что большинство субъектов федерации пошли по пути механического копирования

федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности

своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее

аспекты. Хотя, например, в Приморском крае все же была предпринята попытка

более подробно прописать в законе все составляющие социальной защиты

государственных служащих.

В Хабаровском крае проблема социальной защиты краевых государственных

служащих стоит достаточно остро. Конечно же, речь идет о работниках

исполнительной и представительной ветвей власти, так как органа краевой

судебной власти пока не существует[14]. Их число, по данным Комитета по

труду администрации края, на сегодня составляет 1194 человека. Оно включает

в себя и технический персонал государственных органов.

“Меры социальной защиты” краевых государственных служащих сведены к

строгому соблюдению указанного нами ранее совместного постановления

Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства

Российской Федерации об упорядочении оплаты труда работников органов

представительной и исполнительной власти и норм Кодекса Законов о труде.

Вопрос социальной и правовой незащищенности краевых государственных

служащих особенно обострился в период кампании по избранию главы

администрации Хабаровского края в декабре 1996 года. Одним из кандидатов

было публично заявлено о намерениях “разогнать более 40 процентов

аппаратчиков, остальным устроить экзамен на профессиональную пригодность”,

а для поступления на службу “требовать от претендентов две рекомендации о

моральной чистоплотности от наиболее уважаемых и почетных граждан

Хабаровского края”.

Группа служащих, в числе которых находился и автор, приступила к

написанию проекта законодательного акта о государственной службе

Хабаровского края. Предварительно были обобщены существующие теоретические

разработки по вопросам государственной службы, исторический и зарубежный

опыты правового регулирования данного предмета, опыт других субъектов

Российской Федерации.

В процессе работы авторы законопроекта пришли к выводу, что

существование множества подзаконных актов по вопросам предоставления

привилегий и льгот государственным служащим, неизвестных обыкновенным

гражданам, порождает массу необоснованных домыслов и слухов и способствует

формированию отрицательного имиджа государственной службы. Был организован

прямой радиоэфир населения с разработчиками, в результате которого было

выяснено мнение о том, что такого рода вопросы должны быть урегулированы

единым законодательным актом, регламентирующим ограничения, требования,

предъявляемые к государственным служащим, и все меры их социальной и

правовой защиты. Высказывалось, также, пожелание о распространении норм

такого закона на муниципальных служащих, так как уровень их социальной

защищенности несравненно ниже, чем у государственных служащих, хотя они и

выполняют возложенные на них государственные функции.

Именно поэтому был разработан проект Кодекса Хабаровского края о

государственной и муниципальной службе - единственного в своем роде закона

субъекта Российской Федерации концептуально предусматривающего соединение

социальных институтов государственной и муниципальной службы в одном

нормативном правовом акте.

В ноябре 1996 года Хабаровской краевой Думой был принят в первом

чтении Закон Хабаровского края “О введении в действие части первой Кодекса

Хабаровского края о государственной и муниципальной службе”. Часть первая

Кодекса состоит из двух разделов: общих положений о государственной и

муниципальной службе и раздела о государственной службе.

Часть вторая Кодекса, по замыслу разработчиков, включит в себя нормы

о муниципальной службе и дисциплинарный устав государственной и

муниципальной службы, регулирующий порядок привлечения служащих к

дисциплинарной ответственности, а также способы защиты служащих от

неправомерных действий руководителей, порядок досудебного разрешения споров

по вопросам замещения государственных и муниципальных должностей. Отметим,

что частью первой Кодекса уже определен государственный орган, в

компетенцию которого будет входить разрешение таких споров - это Управление

государственной и муниципальной службы.

Наконец, в части третьей Кодекса можно отразить нормы о конкурсе на

замещение государственных и муниципальных должностей, аттестации

государственных и муниципальных служащих. Таким образом, мы будем иметь

целостный, лишенный внутренних противоречий законодательный акт прямого

действия, охватывающий обширную сферу общественных отношений.

Открытое обсуждение первой части Кодекса показало, что, несмотря на

некоторые негативные высказывания в адрес “привилегированного класса

чиновников”, большинство населения понимает необходимость содержания на

деньги налогоплательщиков высокооплачиваемых и социально защищенных

государственных служащих, естественно, при условии их профессионализма,

компетентности и соблюдения законодательно установленных ограничений. А тот

факт, что на выборах главы администрации края более 70 процентов

избирателей проголосовало за возглавляющего край с 1991 года В.Ишаева и его

“команду”, убедительно говорит о доверии граждан как к нему лично, так и в

целом к государственным служащим.

Статья 13 рассматриваемого нами законопроекта провозглашает: “в

Хабаровском крае служба в государственных органах и органах местного

самоуправления почетна и уважаема”, и далее “ограничения общегражданских

прав лица, замещающего государственную должность государственной службы,

либо муниципальную должность муниципальной службы, возмещаются ему

материальным содержанием”. Принцип социальной защищенности назван в числе

принципов государственной и муниципальной службы. Социально значимое для

служащих ограничение - запрет на внеслужебную деятельность, предложено

компенсировать достойной оплатой труда.

Существующая система оплаты труда, как отмечалось ранее, имеет

множество недостатков. Зависящая, в конечном счете, от волевого решения

высшего руководства, она не ставит результаты труда государственного

служащего в зависимость от общего социально-экономического развития страны,

не стимулирует государственного служащего к сознательному,

целенаправленному исполнению должностных обязанностей. Автор склонен

настаивать на том, что необходима тесная взаимосвязь деятельности

государственной службы с общими результатами развития экономики и решением

социальных проблем региона и государства в целом (так как государственные

служащие субъектов федерации одновременно являются государственными

служащими Российской Федерации), выражающаяся в материальном достатке

государственных служащих, а также установление окладов в зависимости от

роли государственного органа, от размера личного трудового вклада

государственного служащего, его профессионализма и квалификации, от выслуги

лет (что способствует закреплению кадров на государственной службе,

устойчивости кадрового корпуса), от степени напряженности, сложности

работы.

Проектом части первой Кодекса предложено ввести две системы

должностных окладов государственных служащих.

Должностной оклад государственного служащего определяется трудовым

контрактом на основе единой схемы должностных окладов лиц, замещающих

государственные должности, утверждаемой главой администрации края. Размер

должностного оклада государственного служащего устанавливается в

соотношении с минимальным должностным окладом лица, замещающего

государственную должность государственной службы. Минимальный размер

должностного оклада государственного служащего устанавливается в размере:

1) кратном четырем размерам минимальной месячной оплаты труда,

установленной законодательством Российской Федерации. Перерасчет

минимального должностного оклада в данном случае производится с изменением

размера минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством

Российской Федерации;

2) равному среднемесячному размеру оплаты труда в отраслях народного

хозяйства в Хабаровском крае, согласно данных, утверждаемых главой

администрации края по представлению краевого органа государственной

статистики. Перерасчет минимального должностного оклада в данном случае

производится не реже одного раза в три месяца, то есть может повышаться или

понижаться в течение года.

Предполагался поэтапный переход ко второй системе оплаты труда за

несколько лет, однако она была отвергнута депутатами краевой Думы. Их

озадачила цифра в 1021 тысяча рублей, а именно таков на сегодняшний день

среднемесячный размер оплаты труда в крае. За базовую ставку для исчисления

размера должностного оклада государственного служащего предложено принять

только минимальный месячный размер оплаты труда, установленный

законодательством Российской Федерации. Конкретные размеры должностных

окладов государственных служащих устанавливаются руководителями

государственных органов применительно к различным категориям

государственных должностей, при этом для каждой категории должностей

существует значительная “вилка” в окладах, что как раз и позволит учитывать

ранее указанные факторы дифференцированного подхода к заработной плате.

Так, например, должностной оклад специалиста I категории в краевой

Думе и администрации края будет равен 5-6 минимальным размерам оплаты труда

в Российской Федерации; оклад консультанта - 11-12 размерам; оклад

руководителя отдела в составе комитета, управления, департамента

администрации края, руководителя отдела краевой Думы - 14,5-16,5 размерам;

наконец, оклад руководителя самостоятельного управления, комитета,

департамента администрации края - 19-21 минимальному размеру оплаты труда в

Российской Федерации.

Приведенные примеры свидетельствуют о довольно значительном повышении

оплаты труда государственных служащих, учитывая то, что по данным комитета

по экономике администрации края заработная плата работников бюджетной

сферы, в том числе работников краевых органов государственной власти и

органов местного самоуправления, с июля 1994 года по сентябрь 1995 года

возросла в 2,02 раза (с учетом индексации в мае 1995 года - в 1,3 раза, в

сентябре 1995 года - в 1,54 раза). За этот период размер минимальной

заработной платы возрос в 2,3 раза, а индекс потребительских цен составил

352 процента, то есть прожиточный уровень фактически сократился в 1,7 раза.

В период с сентября 1995 года по декабрь 1996 года среднемесячная

заработная плата по Хабаровскому краю возросла в 1,46 раза (в том числе

работников бюджетной сферы - в 1,5 раза). В то же время у работников

краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления

она осталась на прежнем уровне.

С сентября 1995 года по декабрь 1996 года индекс потребительских цен

составил 140 процентов, что привело к ухудшению уровня жизни работников

краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления, в

том числе по отношению к остальным работникам бюджетной сферы.

Помимо изменения системы должностных окладов, проект Кодекса

предусматривает, что дополнительно к окладу в состав заработной платы

государственного служащего входят: надбавка за выслугу лет на

государственной службе до 40 процентов оклада, что, как уже отмечалось,

повлияет на устойчивость кадрового корпуса, надбавка за ученую степень

кандидата наук, ученое звание доцента - 15 процентов оклада и за ученую

степень доктора наук, ученое звание профессора - 20 процентов оклада.

Установление последних из перечисленных надбавок позволит привлечь на

государственную службу опытные кадры научных работников и будет

стимулировать государственных служащих к овладеванию новыми знаниями.

Также, предусмотрены надбавка за сложность, напряженность,

специальный режим работы - до 50 процентов должностного оклада, что

позволит компенсировать нагрузки, особенно руководящего состава, связанные

с занятостью во внеслужебное время, и надбавка за квалификационный разряд,

стимулирующая служащих к профессиональному росту.

Кроме повышения собственно денежного содержания проектом Кодекса

предусмотрены и другие меры социальной защиты, направленные на компенсацию

ограничений, связанных с государственной службой. Причем эти меры

возрастают как в зависимости от вертикального служебного роста, так и от

стажа государственной службы.

Так, например, предлагается ввести систему дополнительных отпусков за

выслугу лет:

при стаже работы в государственных органах более пяти лет - 2 рабочих

дня;

при стаже работы в государственных органах более десяти лет - 5

рабочих дней;

при стаже работы в государственных органах более пятнадцати лет - 7

рабочих дней.

В зависимости от занимаемой должности устанавливается также

дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день - вплоть до 12 дней

для высших государственных должностей.

Кроме того, государственным служащим при предоставлении ежегодного

оплачиваемого отпуска производятся дополнительные выплаты в сумме, кратной

размеру должностного оклада, с учетом надбавки за выслугу лет:

лицам, замещающим младшие государственные должности государственной

службы категории “В”, - один должностной оклад, с учетом надбавки за

выслугу лет;

лицам, замещающим старшие государственные должности государственной

службы категории “В”, - один с половиной должностной оклад, с учетом

надбавки за выслугу лет;

лицам, замещающим ведущие государственные должности государственной

службы категорий “Б” и “В”, - два должностных оклада, с учетом надбавки за

выслугу лет;

лицам, замещающим главные государственные должности государственной

службы категории “В”, - два с половиной должностных оклада, с учетом

надбавки за выслугу лет;

лицам, замещающим высшие государственные должности государственной

службы категории “В”, - три должностных оклада, с учетом надбавки за

выслугу лет;

лицам, замещающим высшие государственные должности государственной

службы категории “Б”, - четыре должностных оклада, с учетом надбавки за

выслугу лет.

Также, государственным служащим один раз в два года за счет средств

краевого бюджета производится оплата стоимости проезда любым видом

транспорта к месту отдыха или лечения и обратно в пределах Российской

Федерации.

Проектом Кодекса предусмотрено и дополнительное пенсионное

обеспечение государственных служащих. Ввиду отсутствия федерального закона,

решающего данную проблему[15], в Хабаровском крае государственным служащим

за счет средств краевого бюджета в дополнение к существующим пенсиям

предложено предоставить право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной

в соответствии с федеральным законодательством.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается при наличии непрерывного

стажа работы в государственных органах 12,5 лет для мужчин и 10 лет для

женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла

55 процентов месячной оплаты труда лица, замещающего государственную

должность государственной службы. Размер доплаты увеличивается на 3

процента за каждый полный год стажа работы в государственных органах свыше

установленной продолжительности стажа при условии, что сумма пенсии и

ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячной оплаты труда

лица, замещающего государственную должность государственной службы.

Государственным служащим при увольнении на пенсию по возрасту или по

инвалидности; по состоянию здоровья, не позволяющего продолжать работу в

государственных органах, подтвержденного заключением медицинского

учреждения; в связи с организационно-штатными мероприятиями, при наличии

права на пенсию выплачивается единовременное пособие за полные календарные

годы непрерывного стажа работы в государственных органах:

менее десяти лет - пять месячных должностных окладов;

от десяти до пятнадцати лет - десять месячных должностных окладов;

от пятнадцати до двадцати лет - пятнадцать месячных должностных

окладов;

свыше двадцати лет - двадцать месячных должностных окладов.

Единовременное пособие при увольнении по основаниям, предусмотренным

настоящим пунктом, выплачивается дополнительно к выходному пособию.

Единовременное пособие не выплачивается при наличии двух и более

дисциплинарных взысканий, примененных к государственному служащему в

течение одного года до увольнения.

Государственным служащим, имеющим право на пенсию за непрерывную

выслугу лет устанавливается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в

размере от 25 до 50 процентов пенсии, которая могла быть им начислена в

зависимости от трудового стажа. Для мужчин: при трудовом стаже от 12,5 до

15 лет - двадцать пять процентов; при трудовом стаже от 15 до 20 лет -

сорок процентов; при трудовом стаже более 20 лет - пятьдесят процентов. Для

женщин: при трудовом стаже от 10 до 15 лет - двадцать пять процентов; при

трудовом стаже от 15 до 20 лет - сорок процентов; при трудовом стаже более

20 лет - пятьдесят процентов.

Лицам, замещающим государственные должности государственной службы, и

получающим государственную пенсию по другим основаниям, данная ежемесячная

надбавка не выплачивается.

Работающим пенсионерам по возрасту ежемесячная надбавка к пенсии и

ежемесячная надбавка к денежному содержанию, установленные настоящей

статьей, не выплачиваются.

В случае гибели (смерти) государственного служащего, наступившей в

связи с исполнением им должностных обязанностей, нетрудоспособным членам

его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается

компенсация в виде разницы приходившейся на их долю части оплаты труда

погибшего (умершего) и назначенной им пенсии по случаю потери кормильца без

учета суммы, полученной по государственному страхованию.

В случае причинения государственному служащему при исполнении им

должностных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья,

исключающего дальнейшую возможность заниматься профессиональной

деятельностью, ему ежемесячно возмещается разница между оплатой его труда и

назначенной пенсией без учета суммы, полученной по государственному

социальному страхованию.

Эти существенные льготы, естественно, повлекут за собой значительные

расходы. Ежемесячная доплата к пенсии до 55 процентов месячной оплаты труда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.