реферат бесплатно, курсовые работы
 

Становление системы социальной защиты государственных служащих

Становление системы социальной защиты государственных служащих

Российская Академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Кафедра государственной службы и кадровой политики

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

Становление системы социальной защиты государственных служащих

(на примере Хабаровского края)

Выполнила:

Шашкова И.А.,

слушатель 2 курса

заочного отделения,

2 группа

Научный руководитель:

Романов В.Л.,

доктор медицинских наук

Москва, 1997 г.

Содержание

стр.

|Введение |3 |

| | |

|Раздел 1. Социальная защита населения и социальная защита |5 |

|государственных служащих в Российской Федерации. Общие подходы и | |

|различия | |

| | |

|Раздел 2. Проблемы социальной защиты государственных служащих |17 |

|субъектов Российской Федерации и их законодательное регулирование | |

|на примере Хабаровского края | |

| | |

|Заключение |32 |

| | |

|Список источников и использованной литературы |33 |

| | |

|Приложение |39 |

Введение

Необходимость существования государственной службы и ее правового

регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и

функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в

странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное

общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства,

государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того,

чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым

государством, вне всякого сомнения необходим достаточно мощный,

квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных

качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных

политических, экономических и социальных реформ.

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные

процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик,

ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические,

правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль

приобретает государственная служба как социально организующий институт, как

специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая

политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального

и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение

сложнейших задач переходного периода.

Вполне оправдано одной из приоритетных задач кадровой политики

считать создание системы социальной защиты государственных служащих.

Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в

стране, где свыше 30 процентов населения живет за чертой бедности и

нуждается в социальной поддержке государства. Но, по-нашему мнению,

актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной

социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия

для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и

добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с

населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные

интересы человека в этой стране.

Необходимо отметить, что социальная защита государственных служащих

отличается от социальной защиты населения в целом. Изучение этой проблемы

находится на начальной стадии. Не много на заданную тему и научных

разработок. Потому, нам пришлось использовать труды коллектива Российской

Академии государственной службы (Романов В.Л., Лытов Б.В., Охотский Е.В.,

Соколов В.М. и другие), а также собственные материалы.

Целью настоящей работы является исследование системы социальной

защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и

практической реализации всего комплекса мер социальной защиты

государственных служащих в субъектах Российской Федерации. В качестве

примера нами выбран Хабаровский край.

Объектом исследования являются государственные служащие, лица, на

профессиональной основе осуществляющие должностные обязанности в, прежде

всего, исполнительных, а также законодательных и судебных органах

государственной власти Российской Федерации.

Предметом - социальная защита служащих органов государственной власти

Российской Федерации и ее субъектов.

Были применены конкретно-исторический, сравнительно-правовой и

системный методы исследования.

Раздел 1. Социальная защита населения и социальная защита

государственных служащих в Российской Федерации. Общие

подходы и различия

Прежде чем перейти к вопросу о социальной защите государственных

служащих, необходимо понять, что есть социальная защищенность населения

вообще.

Понятие “социальная защищенность человека” отражает многообразие

связей человека и общества, благодаря которым осуществляется

жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей.

Однако, такой подход возник только недавно. В период существования командно-

административной системы социальная защита понималась узко и

реализовывалась в рамках централизованной государственной системы

социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита

в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного

продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема

социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры

вообще не поднималась, так как именно эта категория и была наиболее

социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки

зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела

не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к другим

материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию,

источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и

тому подобным.

Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели

преследует избавление значительной его части от нищенского существования в

условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня

удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла

настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни

малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как

наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты

труда все более отстает от уровня цен[1], все большее количество товаров

повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не

только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с

этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного

источника обеспечения средств существования и создание условий для

активного включения населения в социально полезную деятельность.

Таким образом, эффективная система социальной защиты населения

рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в

такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование

трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в

которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные

средства для действенной социальной защиты.

Судьба демократических реформ, укрепление их социальной базы тесно

связаны с развитием института государственной службы. Ведь именно опираясь

на него государство сможет обеспечить экономическое и социальное

благополучие всего населения. “Для успешного решения таких задач, считают

зарубежные аналитики Я.Джейбс и Ст.Синнерстрем, необходимы

высококвалифицированные специалисты государственной службы, политически

нейтральные, защищенные законом, действующие во имя интересов общества,

беспристрастные, честные, открытые, умеющие общаться и использовать

информацию, а также эффективно и результативно руководить.

Вместе с тем, констатируют эти авторы, такие цели труднодостижимы из-

за нестабильности положения чиновников.

Создавшийся существенный разрыв в уровне жизни предпринимателей и

служащих в рыночных структурах, с одной стороны, и большинства чиновников -

с другой, явился основанием для суждений о слабой защищенности

государственных служащих”[2].

Но было бы неправильным подходить к социальной защите государственных

служащих аналогично социальной защите всего населения. Дело в том, что

здесь существуют два принципиальных различия.

Отождествлять социальную защиту социально уязвимых слоев населения,

живущих ниже черты прожиточного минимума, нельзя в связи с тем, что нищий

чиновник, перебивающийся “от зарплаты до зарплаты” и самостоятельно не

защищенный, не сможет эффективно защищать других, так как просто не будет

достаточно работоспособен для этого.

Кроме того, социальная защита уязвимых слоев населения

рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей (по

А.Маслоу), а социальная защита государственных служащих - не только

первичных, но и вторичных, более существенных потребностей. “Они работают

не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным

интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей - не главное. И таких

работников немало, что подтверждают данные исследований.

Характерна мотивация выбора работы в государственных структурах.

Большое число служащих связывает этот выбор со стремлением реализовать себя

в управленческой сфере (37%) и занять достойное место в обществе (24%).

В государственных и муниципальных органах власти Ростовской области

для многих служащих приоритетное значение имеют такие ценности как уважение

людей (92,4%), творческий характер труда и самореализация способностей

(87,3%), репутация (64,4%)”[3].

Потому социальная защита государственных служащих не должна

ограничиваться их материальным обеспечением, но учитывать их психологию,

самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом. И

в этой связи возникает первоочередная проблема создания положительного,

делового имиджа государственной службы на основе правдивой и оперативной

информации.

Необходимо отметить, что одной из причин отрицательного отношения

населения к государственной службе была и остается проблема льгот и

привилегий. “Привилегии являются объективной необходимостью любой

управленческой структуры в любом обществе. Заявления о желании их

ликвидировать есть или демагогия, или непонимание основ управления... В то

же время именно привилегии вызывают, как это мы уже подчеркивали,

негативные оценки в общественном мнении государственной службы. Опыт

демократически развитых зарубежных стран показывает, что этого достаточно

легко избежать.

Для этого нужно, во-первых, чтобы все привилегии были законодательно

оформлены... Во-вторых, оно должны быть известны всем. И, в-третьих, должен

быть действенным и гласным контроль за соблюдением законодательства о

привилегиях.

При соблюдении этих условий их негативное влияние на нравственную

оценку государственных служащих значительно снижается”[4].

Второе принципиальное различие социальной защиты государственных

служащих и социальной защиты других трудоспособных граждан обусловлено тем,

что занятый в различных гражданских структурах (даже выполняющий

неквалифицированный труд) гражданин работает “на себя”, в то время как

государственный служащий не только продает свой труд, но и, исполняя

государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю

государства, а не свою собственную. При этом, в отличие от других граждан,

ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные

права и свободы.

Такие ограничения прав и свобод во имя интересов общества требуют

социальной компенсации. Коль государство ограничивает своих служащих, то

оно должно заботиться о них, и забота эта должна быть подлинной и

многогранной.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что социальная

защита государственных служащих “должна включать в себя комплекс мер,

направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно

обусловленных характером деятельности; во-вторых, на реализацию социальных

ожиданий работника, которые легли в основу его профессионального выбора; в-

третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной

деятельности конкретного лица”[5].

Ограничения, связанные с государственной службой, законодательно

закреплены статьей 11 Федерального закона “Об основах государственной

службы в Российской Федерации” от 31.07.1995 №119-ФЗ. Государственный

служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме

педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом

законодательного (представительного) органа Российской Федерации,

законодательных (представительных) органов субъектов федерации, органов

местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично

или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой

организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в

порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов федерации,

ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным

или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором

он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен

или непосредственно подконтролен ему; использовать в неслужебных целях

средства материально-технического, финансового и информационного

обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного

служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения

(подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,

отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с

исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные

и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных

организаций; выезжать в служебные командировки за границу за счет

физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок,

осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской

Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации

с государственными органами иностранных государств, международными и

иностранными организациями; принимать участие в забастовках; использовать

свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в

том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в

государственных органах не могут образовываться структуры политических

партий, религиозных, общественных объединений, за исключением

профессиональных союзов. Наконец, государственный служащий обязан

передавать в доверительное управление под гарантию государства на время

прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли

(пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке,

установленном федеральным законом.

Основные социально значимые ограничения для государственных служащих

- это, установленные пунктами 1, 3 части первой указанной статьи, запреты

на получение дополнительного заработка, то есть на занятие внеслужебной

оплачиваемой деятельностью, прежде всего предпринимательской деятельностью.

Педагогическая, научная и иная творческая деятельность здесь в расчет

браться не может, так как она обычно мало оплачивается и служит, в

основном, удовлетворению вторичных потребностей. Понятно, что низкая

заработная плата государственных служащих будет способствовать оттоку

квалифицированных кадров из системы государственной службы, а также

совершению государственными служащими противоправных действий и коррупции.

Так, “с 1989 по 1991 годы количество выявленных коррумпированных групп

преступников увеличилось в 11 раз. Фактов взяточничества с участием таких

групп выявлено в 100 раз больше. По самым скромным подсчетам госчиновники

получили сотни миллионов долларов в виде взяток”[6]. И положение, судя по

всему, не улучшилось, о чем свидетельствует арест “главного чиновника

страны” - господина Ильюхина.

К сожалению, существующая на государственной службе система

должностных окладов в большей степени соответствует не экономическим, а

административно-командным методам управления. До настоящего времени

действует постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации и

Правительства Российской Федерации “Об упорядочении оплаты труда работников

органов представительной и исполнительной власти” от 30.12.1992 №4249-

1/1042. В соответствии с этим документом рост заработной платы

государственного служащего зависит только от перемещения по служебной

лестнице, так как нормативно определены оклады, пределы премирования и

должностных надбавок, основания для единовременных поощрений. “Такая

организация выплаты окладов расслабляет, расхолаживает и уж конечно не

заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более того, она

не соответствует принципу распределения по труду в его классическом

понимании, поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд.

Именно в этом заключается одна из причин сознательного

недоиспользования трудящимся своих физических и интеллектуальных

способностей, о чем свидетельствуют результаты исследований... Например, на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.