реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социальной информатики

обществу.

Анализ и прогнозирование изменений социальной структуры под влиянием

информатизации необходимо, видимо, вести по следующим направлениям:

изменения самих социальных групп (их размеров, качественных параметров);

изменения процентных соотношений между различными социальными группами;

изменения типов взаимосвязей между социальными группами.

Подобный анализ и прогнозирование изменений социальной структуры

общества проводятся в предположении, что социальные связи выражены в той

мере, что в принципе возможно говорить об обществе как системе.

Однако, важно отметить, что проблема “атомизации” общества обсуждается

сегодня учеными все шире [1]. Поскольку получение информации о происходящем

в стране и в мире часто уже не требует прямого общения между людьми человек

может все больше и больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии

независимости от него. Необходимо воспитывать чувство ответственности

каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания

взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится, прежде

всего, на систему образования и средства массовой информации.

Рассмотрим прогнозируемый учеными характер изменений социальной

структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям:

- количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно,

к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии

предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета

интересов людей.

Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким

параметрам как уровень образования, интеллекта и др.

- новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми

в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим

образом:

а) возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом -

интеллектуалов. Прогнозируется появление особого класса “интеллектуалов”

[2]. Вводится понятие “когнитариат” как альтернатива понятию “пролетариат”.

Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться,

предполагается труд в сфере информационных услуг, которые в сумме с

интеллектуальным сектором, как уже ранее отмечалось, в информационном

обществе должны составлять более 50% в структуре занятости, или же труд в

сфере материального производства.

б) увеличится количество работоспособных людей.

Люди старшего возраста смогут даже после ухода на пенсию продолжать

работать, так как повысится планка работоспособного возраста (тело стареет

раньше мозга).

Состав рабочей силы может существенно измениться из-за появления

большого числа информационных работников с минимумом подготовки за счет

сохранения в составе рабочей силы лиц пенсионного возраста и инвалидов [3].

в) пирамидальная социально-экономическая структура все больше и больше

будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети

точнее соответствует новой информационной технике.

Американские исследователи отмечают, что “конвергенция меняющихся

общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими

нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным” [4].

Соты как элементы социальных структур могут иметь не только

территориальную основу, но, в ряде случаев, формироваться в отрыве от

территорий, становясь транстерриториальными образованиями, так называемыми

виртуальными сообществами.

Наряду с традиционными социальными группами, выделяемыми по

экономическим, половозрастным, доходным и другим критериям, в процессе

информатизации, например, при работе в сетях (Интернет и др.) виртуальные

социальные группы формируются исключительно по интересам, при этом пол,

возраст и т.д. не только неизвестен, но и неопределим.

На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с

инновацией[16], оригинальностью) оказывается автономия личности, что

традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется

только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи

элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек

не включен в какую либо корпорацию, он не личность. В техногенной

цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять

свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и

способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные

социальные общности, в разные культурные традиции [5].

Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту

человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение

которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих

собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими[17]

эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через

особые состояния неустойчивости (точки бифуркации[18]), и в эти моменты

небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур,

новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся

уровни и трансформируют их.

Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном,

постиндустриальном и информационном обществе.

Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве

стимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости,

материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие

этих ослабевает, так как сносное удовлетворение физиологических

потребностей человека требует незначительных усилий.

В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель

слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека [6].

Стимулирующими деятельность человека усилителями могут быть:

гарантии повышения общественного статуса;

возможность получения элитного образования;

общественная известность;

специальная организация социально-экономического пространства.

Среди факторов, способствующих формированию благоприятного для

развития технологических инноваций социально-экономического климата,

выделяется так называемый “информационный пул”.[19] Эффект нового

“информационного пула” возникает когда концентрация ярких индивидуальностей

“на квадратную милю обеспеченной необходимой инфраструктурой площади” вновь

создаваемого промышленного региона начинает заметно превышать “критический

уровень” [7]. Возникающий при этом скачок интенсивности обмена знаниями,

поддержанный благоприятными условиями для немедленной практической их

реализации , ведет к резкому ускорению характерного для такого региона

инновационного цикла “идея - технология - продукт”. Примером такого типа

регионов, где социально-экономический эффект “информационного пула”

устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие и изучается поэтому

экспертами многих стран мира, обычно называют Кремниевую долину в

Калифорнии (США), научной базой которой является Станфордский университет.

Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном

обществе.

Основными чертами трудовой деятельности будут являться:

физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными

связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения людей

движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня, по оценкам

экспертов, около 90% всех транспортных перемещений людей связано с

информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное

“надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на

рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки

производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и

сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного

аппарата. На рынке труда уже появилась совершенно новая категория рабочей

силы - электронные иммигранты, чья трудовая деятельность полностью

определяется наличием компьютеров с системой связи;

из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере

занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения;

в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет

несколько раз менять профессию;

повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям

человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема

безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи

способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее

будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости;

встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда,

готовность к этому представителей других социальных групп. Так, например,

компьютерный программист в США в среднем имеет около 40 тыс. $ в год (для

сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до 47 тыс., инженер на

авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год) [8].

Возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого

информационным трудом. Сегодня тотальная электронная слежка охватывает в

США около 2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев (к 2000 году их будет 40

млн.) и распространяется с рабочих и служащих уже на специалистов

инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут “технострессы”, требования

работников вернуться к персонифицированному контролю, как “допускающему

диалог”, протесты против вторжения в “приватную область” трудовой жизни,

множатся призывы социологов доверять новым поколениям работников,

полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в целях и экономического, и

социального прогресса современного производства [9].

Проблема предотвращения формирования общества потребления.

Появление информации в качестве потребительских благ ведет к

качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель

жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества особо

важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а

организационно-информационные факторы - “порядки” [10]. Уровень и образ

жизни начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса,

одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.

Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому,

что значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия,

включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития

человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться

потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет

к деградации общества.

Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира [11].

Например, преимущество японской модели экономики состоит в ее способности

преодолеть своеобразный "демонстрационный эффект", который экономист Ф.Хирш

определил как феномен "позиционной экономики", в которой важен не

абсолютный уровень потребления, а относительный, в сравнении с другими

членами общества. В экономике, где важно не потреблять, а потреблять больше

других, индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья

обществу в целом. Например, важным становится не качество автомобиля, а его

относительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Неравенство

из средства стимулирования производителя превращается в самоцель.

Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть всеобщая

уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американец

соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возникает новое

качество мотивации.

Труд как потребность в условиях информационного общества есть один из

опорных элементов концепции постиндустриального общества И. Масуды,

некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Данная

теория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа:

"материальные потребности - производство материальных благ - потребление -

удовлетворение - развитие материальной производительной силы - материальные

потребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребности

в достижении - производство информации - действие по достижению цели -

удовлетворение - развитие информационной производительной силы -

потребности в достижении".

Конкуренция на мировом рынке заставляет американские корпорации все в

большей мере использовать именно японский опыт.

Для преодоления опасности возникновения общества потребления

необходимо:

систематически в масштабах государства необходимо производить поиск и

отбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности, творческой

работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий. Эта направление

должно иметь для общества, государства приоритетный, стратегический

характер;

формировать общественное мнение о необходимости трудовой деятельности и

творчества, воспитывать с детства установку на это;

создавать гибкую, совершенную систему материального и морального

стимулирования деятельности как таковой.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Коптюг В. Корабль цивилизации надо суметь провести между Сциллой и

Харибдой // Правда, 1994, 13 апреля.

2. Орехов А.М. Информатизация общества - информационное общество //

Социальная информатика - 93, М., 1993, с.32-35.

3. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России, М.: Наука,

1996, с.125.

4. Уилсон И. Новая американская тенденция: индивидуализм, плюрализм,

децентрализация // Америка, 1982, май, с.4.

5. Перегудов С., Холодковский К. Политическая партия, мировой опыт и

тенденции развития // Свободная мысль, 1991, №5.

6. Артамонов Г.Т. О противоречиях перехода к информационному обществу //

Вестник ВОИВТ, 1990, № 3, с.

7. Стьютвилл Дж. Новая волна предпринимательства (реферат) // США: ЭПИ,

1988, № 6, с.71-75; № 7, с.70-77.

8. Гай Д. “Лишних” денег у среднего американца нет // Вечерняя Москва,

1994, 23 сентября.

9. Вильховченко Э.Д. Технократические тупики развития наемного труда //

Социс, 1993, № 5, с.122-133.

10. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект //

Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.29-30.

11. Маляров И. Японский прорыв. Значение для советского общества //

Свободная мысль, 1991. N 15, с.102-110.

СОДЕРЖАНИЕ

|ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕДМЕТ | |

|И ЗАДАЧИ |2 |

|КУРСА........................................................| |

|.................. | |

|ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ | |

|ИНФОРМАТИКИ..................................................|9 |

|......................... | |

|ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, | |

|ПЕРСПЕКТИВЫ..................................... |18 |

|ТЕМА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА.... |24 |

|ТЕМА 5. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, | |

|ПРЕДПОСЫЛКИ И | |

|ПОСЛЕДСТВИЯ..................................................|31 |

|............................................. | |

|ТЕМА 6. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ | |

|ОБЩЕСТВА.....................................................|39 |

|......................... | |

|ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ В | |

|УСЛОВИЯХ | |

|ИНФОРМАТИЗАЦИИ...............................................|45 |

|.................................................... | |

|ТЕМА 8. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: | |

|СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ | |

|ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................ |52 |

-----------------------

[1] От лат. mediatus - выступающий посредником.

[2] От лат. cognitio - знание, познание.

[3] От англ. relation - связь.

[4] - от греч. - учение о знаках. Семиотика - учение о знаках,

свойствах знаковых систем (ее разделы - синтактика, семантика, прагматика)

[5] Термин “безбумажная информатика” введен академиком В.М. Глушковым.

[6] Широкий обмен мыслями, значениями, в которые вступает каждый новый

автор и каждый новый текст.

[7] Взаимодействие между текстами.

[8] Оn -line - оперативно доступный.

[9] Кадастр, регистр - свод сведений о чем либо; государственная

кадастровая информация об объекте представляет собой обязательный блок

данных в базе данных об этом объекте.

[10] От англ. host - главная машина.

[11] АСУ - автоматизированные системы управления.

[12] увеличение разнообразия

[13] Библейское морское чудовище, символ государства-монстра.

[14]

[15] По состоянию на 1995 год в США 35% населения в возрасте от 25-64 лет

имеют высшее образование. Для сравнения: в Канаде - 30%, в Швеции - 21%, в

Германии - 17%, в Италии - 6%.

[16] Нововведение.

[17] Саморганизующимися.

[18] От лат. bifurcus - раздвоенный.

[19] От англ. pool - общий котел.

-----------------------

50%

Информац.

ресурс.[20] о-ва

”Живое знание”

(носители знаний)

Информац.

потенциал2об-ва

Активизация

информационных ресурсов

Отчуждение знаний

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.